УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!!!!
ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» Факультет экранных искусств Кафедра кинотележурналистики Тел. (812) 315-78-64 С.-Петербург, 191119, ул. Правды, 13, каб. 504,E-mail: kinotelereporter@yandex.ru __________________________________________________________________________________________________________________ Утверждаю _____________ заведующий кафедрой кинотележурналистики В.И.Потемкин
Задание и методические указания по подготовке, оформлению и защите контрольных работ № 1, 2, 3 по дисциплине «Мастерство кинотелерепортера» IV курс, 7 семестр, V курс, 9 семестр, дневное отделение вечернее отделение
Задание: Создание в двух вариантах сценарной заявки (контр. раб. № 1), синопсиса (контр. раб. № 2), сценарно-режиссерской разработки (экспликации) (контр. раб. № 3) пригодных для съемок и монтажа преддипломной курсовой работы- видеофильма,(ТВ-программы), художественно-публицистического жанра или в жанре расследовательского фильма (ТВ-программы) хр. 11-13 минут. Темы работ определяет студент самостоятельно, согласовывая их с мастером. Контрольные работы являются составляющей частью подготовки преддипломной курсовой работы. Цели и задачи контрольных работ: - Приобрести личный ценный творческий опыт создания необходимых и пригодных для создания сложных фильмов телепрограмм зрелых сценарных заявок, синопсисов, сценарно-режиссерских разработок (экспликаций); - Приобрести опыт планомерного создания фильма (ТВ-программы) на уровне подготовительного периода, когда определяется тема, идея, общий замысел и поэтапно (от варианта - к варианту, от обсуждения – к обсуждению в творческой мастерской вызревают документы: сценарная заявка, синопсис, сценарно-режиссерская разработка (экспликация); - Приобрести практический сценарный, режиссерский и редакторский опыт поэтапной работы в предподготовительном и подготовительном периодах; - Приобрести ценный опыт публичных обсуждений, презентаций своих проектов на курсе, умение анализировать и исправлять недостатки, развивать свой замысел, стремясь к совершенству; - Создать достаточно зрелые, увлекательно и доказательно написанные сценарную заявку, синопсис, сценарно-режиссерскую разработку, в целом готовых к съемочному процессу (фильма, ТВ-программы) и которые могут побудить в будущих членах творческой команды курсового (преддипломного) фильма (ТВ-программы) – студентов кафедры операторского мастерства, звукорежиссуры, компьютерной графики и дизайна, желание совместно создать курсовую работу.
Сроки проведения контрольных работ: сентябрь-декабрь. Сроки утверждения (подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период) курсовой работы: Создание преддипломного фильма (ТВ-программы) художественно-публицистических жанров или в жанре расследовательского фильма (ТВ-программы) хр. 11-13 минут- Дневное отделение- с 10 февраля по 10 мая, вечернее отделение – с 10 февраля по 15 апреля, с учетом сдачи работы (курсового экзамена) комиссии кафедры кинотележурналистики (с учетом кратких семестров).
Общие методические указания студентам по контрольным работам. Студент должен: - Своевременно получить задание и своевременно приступить к его исполнению; - В обязательном порядке поэтапно (к.р. № 1,2,3) и в двух вариантах выполнять контрольные работы, используя знания и опыт, полученный на дисциплине «Мастерство кинотелерепортера» и смежных дисциплин («Кинодраматургия», «Драматургия и сценарное дело», «Подготовка кинотелерепортажа» и др.) - Своевременно создавать и представлять на обсуждение в творческой мастерской (группе) варианты контрольных работ. - В обязательном порядке посещать занятия, выступать на них с анализом работ студентов. - Самостоятельно просматривать и анализировать фильмы, ТВ-программы, с целью изучения драматургического опыта; - Самостоятельно изучать литературу и знакомиться с образцами сценариев, сценарных заявок, синопсисов, экспликаций; - Представлять на обсуждение правильно оформленный текст, набранный на компьютере, в количестве экземпляров, достаточных для чтения всем студентам (1 экз.- на 2 студента) и обязательный экземпляр педагогу; - Добросовестные и оформленные контрольные работы № 1,2,3 в 2-х вариантах (проставляется дата их создания) передаются мастеру (педагогу) курса не позднее, чем в день проведения консультации по экзамену «Мастерство кинотелерепортера», они оформляются в строгом соответствии с требованиями (образцами) кафедры. - Для всех контрольных работ оформляется единый титульный лист, на котором указывается дисциплина, названия контрольных работ № 1,2,3, курс, семестр, фамилия и имя студента, мастер курса; - В случаях представления работ, выполненных не в соответствии с заданием, низкого качества, которые не позволяют студенту начать съемки, студент не может рассчитывать на положительную оценку. Он обязан в каникулярное время самостоятельно значительно переработать контрольные работы. Контрольные работы № 1,2,3- это официальные документы, которые должны свидетельствовать о профессиональных качествах студента работать в кооперации с оператором, звукорежиссером и другими членами съемочной группы.
Методические указания педагогу:
- Контрольные работы № 1,2,3 являются базовой составляющей оценки студенту на экзамене по дисциплине «Мастерство кинотелерепортера» (плюс вопрос по теории и практике создания кинотелепроизведений); - В тех случаях, когда студент систематически не посещал занятия, не выполнял задания, не представил контрольные работы своевременно, он не может рассчитывать на хорошую оценку; - В случаях не представления работ и неявки на экзамен без уважительной причины педагог имеет право поставить неудовлетворительную оценку; - Работы, выполненные на низком творческом уровне, не позволяющие начать съемки преддипломной работы,, оцениваются отрицательно (даже при условии знания вопроса по теории), т.к. данный раздел дисциплины носит практический, а не теоретический характер; - После собеседования (экзамена) со студентом на титульном листе его контрольных работ педагог проставляет оценку, резолюцию «Съемки разрешаю», дату, ставит свою подпись.
Методические указания и рекомендации по подготовке контрольной работы № 1 «Сценарная заявка» При работе над контрольной работой № 1 (сценарная заявка)студент обязан: - Представить подробную сценарную заявку (а не тематическую). Написанную в свободной литературной форме не менее 1,5 – 2 стр. (При этом, если 1-й вариант сценарной заявки был не выполнен, но второй обнаружил способность студента творчески развиваться, то не надо стесняться ошибок); - Выполнить сценарную заявку в соответствии с требованиями Департамента по кинематографии и Министерства культуры РФ. В сценарной заявке документального фильма (ТВ- программы) должно быть указано: 1. Вначале надо четко и ясно определить тему будущего фильма. В двух-трех предложениях: о чем будет кино? 2. Уже в сценарной заявке нужно указать основной драматургический ход. Сюжетные линии и главную историю; Из заявки должно быть абсолютно ясно: 1. на чем будет выстроена драматургия; 2. какой центральный конфликт будет лежать в основе истории; 3. за счет каких пружин будет держаться внимание зрителя и чем, собственно, вы его будете удивлять. 3. Дополнительно необходимо указать следущее: - на основании каких источников предполагается строить фильм; - какие эксклюзивные материалы или решения будут использованы; - какая хроника и фильмография войдут в фильм; - основные источники снимаемого видеоряда (реконструкция, объекты и т.п.); - консультанта (если этого требует тема) и людей. Которые будут давать интервью; - режиссера и оператора будущего фильма. (Из требований Департамента по кинематографии Министерства культуры России).
При работе над контрольной № 2 (синопсисом) студент обязан (1-2 стр.):
- Ярко и убедительно изложить основную историю, которую он будет рассказывать в фильме; - Кратко изложить содержание фильма; - Обозначить фабульную линию и возможные перепетии в развитии конфликта; - Написать очень кратко, ярко, почти, как в рекламе (4-5 строк) историю, которую он будет рассказывать. Это не дублирует первый пункт, а его развивает. Если сценарист и режиссер способны очень кратко, емко, образно, увлекательно (рекламно) написать историю, то это значительно поможет ему при создании фильма.
При работе на контрольной №3 (режиссерская экспликация) студент обязян:
- Усвоить, что сценарно-режиссерская разработка (2-3 стр.) я вляется обязательным творческим и юридическим документом, без которого невозможно начать производство фильма; - Знать определение режиссерской экспликации, данное Департаментом по кинематографии Министерства культуры РФ. Режиссерская экспликация – это изложение режиссером-постановщиком фильма своего видения литературного сценария, его концепция содержания будущей картины и соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого творческого. (Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание неигрового национального видеофильма с частичной государственной финансовой поддержкой. Стр. 59)
- Знать, что в отдельных случаях, возможно, снять документальный фильм без написания литературного сценария, но для этого необходимо обязательно иметь подробную сценарно-режиссерскую разработку; - В разработке находит свое развитие главная идея фильма, его смысловые элементы, более точно прописывается его структура, способы (методы), которые будут реализованы в фильме. - Сценарно-режиссерская разработка может писаться в свободной литературной форме, отражающей личность автора, однако в ней, прежде всего, должна проявляться не столько личность автора, сколько его стиль, манера, художественное своеобразие, гражданственность и этическая позиция; - В сценарно-режиссерской экспликации обязательно должны быть даны ответы на такие вопросы: 1. Про что Ваше кино? 2. Каковы его тема и идея? 3. Кто главный герой (главные герои) и почему? 4. Как (чем) будет (эскизно) начинаться Ваш фильм, как (через конфликт) он будет развиваться (т.е. развитие конфликта, а не изложение материала); 5. В чем суть конфликта? Внешнего? Внутреннего? (у кого?) 6. Где и как будет завязываться конфликт Вашего фильма (завязка) 7. Как будет он развиваться? В каких сценах, которые Вам предстоит снять. 8. Где (в каких сценах и как) Вы предполагаете сделать кульминацию Вашего фильма (это не значит. Что не следует искать на съемках более выразительных,
доказательных и образных сцен!); 9. В каком жанре и жанровых соединениях Вы будете снимать фильм и почему так? 10. Какие задачи Вы поставите перед оператором? Какие, в каких сценах Вы изберете методы расстановки камер (постановки камер), методы съемок (с рук, в движении, статично, смена планов, наезды и т.д.) и почему именно такие? 11. Какие средства (способы) Вы намерены использовать в фильме, т.е. художественные методы? 12. Как Вы намерены работать с актерами и неактерами? 13. Какие используете методы и приемы? 14. Каково стилистическое своеобразие Вашего фильма? И почему? 15. Какая музыка (интонация) звучит в вашей душе в период создания этих документов? 16. Какие Вам представляются ритмы? 17. Ваша съемочная группа для создания преддипломной работы-фамилии, имена, (если студенты, то укажите № группы и профессию): 1) оператор____________________ 2) звукорежиссер___________________ 3) звукотехник (если есть)_________________ 4) асс. режиссера (если есть)_____________________ 5) графика и дизайн (если есть)_____________________ 6) монтаж (если необходим)_____________________ 7) музыкальный оформитель (если есть)______________________ 8) ………………………_______________________ 18. Дата съемок с___________по______________ 19. Объекты места съемок: 1) 2) 3) и т.д. 20. Монтажно-тонировочный период с_________по___________ 21. Показ на курсе 1-го варианта_________________ 22. Доработка с_________по________ 23. Созданиедокументального фильма с________до__________ 1) Сценарная расшифровка 2) Музыкальная справка 3) Описание творческо-производственного опыта 4) Информационный паспорт и др. Кафедра напоминает, что студенты 4 курса дневного отделения в 9 семестре обучаются по 10 мая, а вечернего отделения – до 15 апреля, затем у них практика и экзамены. Студент обязан работать планомерно и тогда работа будет сделана качественно и своевременно. Задание и методические указания разработаны профессором, кандидатом искусствоведения В.И. Потемкиным и доцентом, кандидатом искусствоведения С.В. Потемкиным.
Задание и методические указания обсуждены на заседании кафедры кинотележурналистики 19 ноября 2010 г. Зав. кафедрой кинотележурналистики профессор______________ В.И. Потемкин УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!!!!
|