Как наказывать детей.
По тому, насколько вожатого интересует этот вопрос, можно судить о его опытности и профессионализме. Если вы обратили на это внимание прежде, чем познакомиться с другими материалами, можно сделать вывод, что в вожатской работе вы новичок, т.к. именно новичков эта проблема волнует больше всего. В этом нет ничего зазорного, ибо, наверное, нет ни одного начинающего педагога, который тайно или явно не собирал бы всевозможную информацию о репрессивных методах воздействия на детей, и все вожатые-асы когда-то тоже переболели повышенным интересом к этой проблеме. Этот интерес обычно быстро проходит, т.к. выясняется, что за последние две тысячи лет ничего нового в способах и методах наказания детей изобретено не было. И все, что человечество наработало в этом вопросе, можно свести к десяти основным группам:
Ну, а, в конечном счете, все эти способы сводятся к одному: лишить ребенка комфортного жизнеощущения, отказать ему в возможности делать то, что хочется. А раз так, раз ничего нового и оригинального в практике детонаказания не появилось (и слава Богу!), то и интерес к этому вопросу у всех, кто с ним сталкивается, исчезает очень скоро; конечно, за исключением редких, маниакальных случаев, свидетельствующих о профессиональной непригодности. Намного более сложны, неоднозначны и дискуссионны ответы на два других вопроса: «За что следует наказывать?» и «Можно ли обойтись без наказаний вообще?» В каждую эпоху и в каждой стране ответы на все эти вопросы давались по-разному, и то, что в одном месте и в одно время считалось осуждаемым поступком, при других обстоятельствах поощрялось и признавалось доблестью. Типичный тому пример – грустная история с Павликом Морозовым. Чтобы ответить на эти вопросы, надо учесть, по крайней мере, два условия. Одно из них – это степень порядочности педагога. Это фактор субъективный. И второе условие – оно не зависит от убеждений воспитателя и поэтому является объективным фактором – тип государства, в котором растет ребенок. Известно, что чаще и жестче детей наказывают там, где господствует репрессивная идеология, где минимальна ценность отдельной личности, где запретов больше, чем свобод. Там наказание является одним из ведущих методов приручения и дрессировки подрастающих поколений. А поэтому перед ответом на поставленные вопросы определите для себя: являетесь ли вы человеком либеральных ценностей и является ли страна в нынешнем ее облике свободным и демократическим государством. Если вы утвердительно кивнули по обоим пунктам, тогда принимайте к исполнению все, что будет сказано ниже. Но учтите, эти правила и принципы теряют смысл, если у вас есть сомнения в своей гуманистической ориентации. Итак, высшей ценностью в вашей работе для вас должна быть личность ребенка. Не коллектив, не проведенное мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребенок со всеми его привычками, манерами, странностями и «прибабахами». А потому вы не имеете права наказывать ребенка… … за то, что он не похож на других, …за то, что он не желает делать то, что делают другие, …за то, что он имеет точку зрения, отличающуюся от вашей. На языке лагерной практики это означает: - если ребенок не ест манную кашу. - если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети, - если он не понимает, зачем спать после обеда, наказывать его НЕЛЬЗЯ! Убеждать и разъяснять, помогать и учить можно, а наказывать нельзя. Также вы не имеете права на наказание в тех случаях, когда сами не выполняете то, что требуется от ребенка. Это просто нечестно: призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка, как в комнате пламенного революционера после обыска. Вместе с тем, ни одно, даже самое гуманистическое учение, не отрицает наказание полностью и навсегда. Ибо в любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности – личности ребенка – есть еще одна высшая ценность – личность другого ребенка. А поскольку «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», то все действия детей, унижающие действия других детей, покушающиеся на собственность других детей, грозящие здоровью других детей, могут быть осуждены, и по отношению к ним может быть применено наказание. Но! Не в первые пять минут после совершения «противоправных» действий! После попытки понять мотивы, стоящие за поступком! При условии разъяснения виновному причины его неправоты! Только спокойным, нераздраженным, невозмущенным голосом! При этом наказание может быть и не применено, если ребенок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся. При этом наказание может быть отсрочено. При этом мера и форма наказания могут быть обсуждены с другими детьми. Правда, последнее правила может быть применено только в отрядах, где есть дружный коллектив. Если его нет, то всякие разговоры о правых и виноватых превратятся в поощряемое ябедничество. А это еще хуже, чем, если вы будете в одном лице и судьей, и адвокатом, и прокурором, и «органами исполнения приговора». А что касается наказаний за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти запреты. И посчитайте, сколько их. Реально выполняться могут не более пяти запретов. В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребенка. А от всех остальных, пожалуй, стоит отказаться. Тем более что среди них встречаются такие шедевры заботы о детском благополучии:
Если вы сохраните подобные запрещения, вам придется наказывать детей поголовно и ежечасно.
|