Монетаризм М. Фридмена.
Милтон Фридмен (1912–2006) – основатель монетаризма как экономической школы. За свои заслуги отмечен Нобелевской премией. Он автор таких известных работ, как «Свобода выбора», «Исследования в области количественной теории денег», «Капитализм и свобода», «История денежной системы США», «Очерки позитивной экономики». Главное направление его исследований – это деньги, а также влияние, которое они оказывают на экономику. Он разработал так называемое денежное правило, или теорию денег. М. Фридмен исходит из того, что при целенаправленном воздействии на денежную массу можно оказывать влияние на все протекающие в экономике процессы. Деньги при этом – не внешний фактор, оказывающий влияние на экономику, а внутренний. Все происходившие в экономике кризисы он объясняет непродуманной финансовой политикой государства. Именно спрос на деньги всегда оказывал непосредственное влияние на развитие экономики. М. Фридмен выделяет такое экономическое явление, как инфляция, приводящая к снижению номинальной ценности денег. Она происходит в результате опережающего роста денежной массы по сравнению с реальным производством. Он считал, что инфляцию невозможно полностью исключить из экономики, а можно только сдерживать темпы ее развития. Воздействие на протекающие в экономике процессы посредством денежного обращения требует определенного времени – «временного лага». Поэтому, увеличивая или уменьшая объемы денежной массы, нельзя ожидать, что тут же, например, инфляция увеличится или снизится, для этого необходимо определенное время. Для выдвигаемой им экономической модели существует определенное ограничение – она реализуется только в условиях свободной конкуренции и ценообразования. Как известно, подобной ситуации на рынке невозможно достигнуть. М. Фридмен говорит о необходимости государственного регулирования экономики, что есть для него условие устойчивого и поступательного развития. Государство не должно применять всех методов для этого, а ограничиться только финансовыми. В его понимании роль государства в экономике должна быть сведена к фискальной функции – контролю объемов денежной массы. В числе главных проблем современной экономики он называет высокую степень ее регулируемости – многие естественные экономические законы по этой причине не работают. Труд для него – это один из элементов экономики. Цена на него образуется в результате свободной конкуренции. М. Фридмен не считает нужной государственную поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая ее вредной. Люди должны стремиться выполнять работу, которая высоко оплачивается, а соответственно в ней нуждается экономика. Когда же государство вмешивается в экономику посредством выплаты социальных пособий, оно нарушает естественное развитие предложения труда. Им выдвинута концепция естественной нормы безработицы, заключающаяся в том, что в экономике никогда не может быть достигнута полная занятость. Так как экономика постоянно развивается, меняется технология производства, то соответственно изменяется потребность в различных видах труда. Поэтому все государственные меры по борьбе с безработицей заранее обречены на неудачу, невозможно преодолеть естественную норму безработицы. М. Фридмен внес большой вклад в развитие экономической науки, прежде всего, сформулировав оригинальную и актуальную теорию денег. Некоторые положения были положены в основу проводимых реформ в Японии, Англии, Америке – в части приватизации государственной собственности, сокращения дефицита государственного бюджета и т. д.
31. Русская(дореволюционная) экономическая мысль: Посошков, Радищев, Чернышевский.
И.Т.Посошков (1652-1726) - первый русский экономист, взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей как классической политической экономии, так и меркантилизма. Однако в полной мере заслуга разработки теории "крестьянского социализма" принадлежит Н.Г. Чернышевскому (1828-1889), По его мнению, главной задачей должно быть постепенное ограничение и вытеснение тенденции частнокапиталистического развития тенденцией общинной, социалистической. Этого можно было бы достичь путем передачи основной массы земли в общинное пользование в ходе социалистического переворота и организацию общинного производства на общинных землях. Чернышевский считал необходимым всячески побуждать крестьян, в том числе и при поддержке государственной власти, к составлению земледельческих товариществ. Такое общинное производство связывалось им с обязательным применением сельскохозяйственных машин и орудий, самой передовой техники, способной обеспечить выгодность крупного хозяйства в земледелии. Без сомнения, эта концепция строилась на убеждении в существовании стихийно-социалистического духа, свойственного русской крестьянской общине, на убеждении, что община располагает внутренним источником социалистической эволюции.
32. Народники и «легальные марксисты».
Развитие политической экономии в пореформенный период происходил в условиях, когда феодальная формация в России и Украине уступала место капиталистическому порядку. Этим объясняется антикрепостническая направленность экономической мысли, которая опиралась на некоторые положения классической школы, теории К. Маркса и других школ политэкономии. Легальный марксизм возник как идеология русской и украинской либеральной буржуазии и был отображением специфического положения этого класса в конце XIX ст. В борьбе с народниками он руководствовался положениями исторического материализма, прежде всего выводами об исторической прогрессивности капиталистического порядка, но не воспринимал революционного содержания марксизма. Аргументация легальных марксистов Петра Струве (1870—1944 гг.), Михаила Туган-Барановского (1865— 1919 гг.), Сергея Булгакова (1871—1944 гг.) основывались на изучении современной им экономической действительности, реальных процессов капиталистического развития. Критике доктрины народничества была посвященная книга П. Струве "Критические замечания к вопросу об экономическом развитии России" (1894 г.), в которой он затрагивал вопросы природы и роли государства, характера перехода от капитализма к социализму, проблемы реализации общественного продукта. Г. Струве старался оторвать экономическую систему К. Маркса от его революционных выводов, утверждая, что можно быть марксистом, но не быть социалистом и революционером. Он не без оснований подчеркивал свой приоритет перед ревизионизмом и бернштейнианством в критике К. Маркса, в особенности в вопросе разногласия между первым и третьим томами "Капитала". В 1900 г. П.Струве выступил со статьей "Главная антиномия трудовой теории стоимости", в которой подверг критике теорию прибавочной стоимости К. Маркса и сделал попытка оторвать ее от теории стоимости. Туган-Барановский также занимался исследованиями нового, капиталистического производства и рынка. Свидетельством этого есть его произведения "Промышленные кризисы в современной Англии" (1894 г.) и "Русская фабрика в прошлом и нынешнем" (1899 г.), где собран колоссальный фактический материал, изложена история промышленного развития России и Англии. Идейным выражением интересов крестьянства, мелких производителей, их возрастающего протеста как против остатков крепостничества, так и против молодого капитализма стало народничество (70 - 90гг. XIX ст.). Народники выступили с критикой капитализма, оценивая его как регресс в экономической жизни России, и противопоставили ему особый самобытный путь страны к социализму через устройство общинного крестьянства и кустарей. В общей теории народничества различают два течения: революционное (70-е годы) и либеральное, (80—90-е годы), которые представляли собой процесс эволюции этого направления экономической мысли. Революционные народники стремились поднять трудовые массы крестьянства на борьбу с царизмом и помещичьим землевладением. Они шли в народ "бунтовать", убежденные в возможности крестьянской социалистической революции, которая откроет путь к капиталистическому развитию на базе самобытной общинной организации крестьянской жизни. Народники считали, что капитализм разрушает потенциальную базу социализма — общину. Это была концепция "крестьянского социализма", которая своим корнем признавала идеи "общинного социализма" А. Герцена (40-е годы XIX ст.). Главные течения революционного народничества имели определенные отличия, но сохраняли единство по основным вопросам. Их возглавляли Петр Лавров (1823—1900 гг.), Михаил Бакунин (1814—1876 гг.), Петр Ткачев (1844— 1885 гг.). Либеральные народники, которые группировались вокруг журнала "Русское богатство", отказались от ориентации на радикальное устранение остатков крепостничества путем "крестьянской социалистической революции" и превратились в мелкобуржуазных реформистов. Они выступили с программой "мелких дел", требуя расширения крестьянского землевладения, упорядочения арендных отношений, обеспечения крестьян ссудами для развития их хозяйства, создания сети сберегательных касс и хранилищ на селе. Василий Воронцов (1847—1918 гг.), Николай Даниэльсон (1844—1918 гг.), Николай Михайловский (1842—1904 гг.) и прочие либеральные народники ставили вопросы о перспективе капиталистического пути развития и говорили про "искусственность" русского капитализма, его незначительные позиции в экономике страны, о господстве небуржуазного "народного производства", представленного общинным крестьянством и кустарными промыслами. Решающую роль в обосновании идейной безосновательности народничества сыграли работы Г. Плеханова об утверждении капитализма в России в конце XIX ст.
|