Неоавстрийская школа. Основные положения теории Ф. Хайека .
Неоавстрийцы утверждают, что предмет экономической науки резко отличается от предмета наук естественных (поэтому эта наука не должна строиться на естественнонауных принципах). 1. Основа экономики – поведение человека, которое и является главным предметом исследования экономистов. Сама экономика – это система координации индивидуального поведения в обществе. Это поведение носит: - целенаправленный характер, оно ориентируется на достижение сознательно устанавливаемых целей; - предполагает свободу воли; - опирается на субъективное восприятие действительности и субъективные ожидания относительно будущего. В этой связи поведение экономических агентов нельзя рассматривать: - как реактивное, т.е. являющееся однозначной реакцией на изменение внешних факторов; - как предсказуемое. Следовательно в целом экономику нельзя рассматривать как механизм, где взаимосвязи между элементами носят однозначный устойчивый наблюдаемый характер. На основе этого делается методологический вывод о том, что наблюдения за фактами ничего не дают исследователю. 2. Экономические процессы разворачиваются в реальном историческом времени. Поэтому они носят: - последовательный, невозвратный характер - межвременной характер – в своих действиях экономические агенты ориентируются на разные временные периоды (прошлое, настоящее, будущее); в этой связи важной является проблема неопределенности; - принципиально изменчивы, неповторимы; один из главных источников изменчивости – способность человека менять свои предпочтения, цели и ценности, совершенствовать свои познавательные и профессиональные навыки. Что касается проблематики экономических работ неоавстрийцев, то главными темами, которые их интересовали, является анализ основ индивидуального поведения, теория капитала и цикла, теория рынка и рыночной свободы, а также критика идей плановой экономики. Метод. 1. Антисциентизм. Экономическая наука не должна строиться на принципах естественных наук, ни физических, ни биологических. 2. Субъективизм. Поскольку человек в своих действиях ориентируется в первую очередь на свои цели, а также на субъективное восприятие действительности, то причины экономического поведения лежат не во внешних факторах (как это предполагает механистическая интерпретация экономики), а во внутренних основах человеческой природы. 3. Анти-индуктивизм. Поэтому анализ внешних фактов ничего не может дать для объяснения и прогнозирования экономических процессов. Помимо этого – внешние факты всегда многочисленны и многообразны и систематизировать их возможно только на основе понимания сути происходящих процессов. Мизес приводит пример вокзала. Чисто внешние наблюдения, простая фиксация многочисленных перемещений людей не многим поможет наблюдателю, желающему понять суть происходящего. В то же время любой, кто хоть раз пользовался вокзалом и понимает значение происходящих действий довольноточно сможет эти действия объяснить и предугадать. 4. Неприятие количественных методов: – они имеют дело с однородными единообразными явлениями, а таких нет в природе - они имеют дело со средними величинами, а экономика – это всегда совокупность уникальных явлений. Допустим, усреднение набора временных рядов приводит к утверждению, что уровень цен повторяет динамику количества денег в обращении с временным лагом в 1 год. При этом ни один конкретный временной ряд может не иметь годового опережающего лага. Например, по 6 видам товаров цены повысились уже через 0,5 месяца, а на 6 других видов товаров – через два года. 5. Априоризм. Для понимания экономических процессов необходим анализ общих основ поведения человека, который возможен лишь на основе интроспекции, опирается на «логического анализа присущего человеку знания» о человеческом поведении. Этот метод предполагает обращение исследователя «внутрь себя» и выведение универсальных, свойственных человеческой природе как таковой принципов поведения. Этот метод был разработан еще австрийской школой. Как утверждал Л.Мизес, экономистам повезло, что они тоже являются людьми, иначе у них не было бы никаких шансов понять, как устроена хозяйственная жизнь. 6. Причинно-следственный анализ. Поскольку все действия развиваются в реальном времени и носят последовательный, невозвратный характер, поэтому любая функциональная зависимость в реальности представляет собой цепочку причинно- следственных зависимостей. Сначала А влияет на Б, а затем Б влияет на А. 7. Динамический анализ. Равновесные статические модели экономики, которые использует неоклассическая теория, являются лишь первым этапом на пути исследования экономики. Реальная хозяйственная жизнь, в силу своей изменчивости, своей временной протяженности и важности в этой связи фактора неопределенности, не может быть адекватно понята в рамках статики. В частности, она не может дать адекватной теории конкуренции, предпринимательства, прибыли и денег. Первых двух просто не существует в статической модели. Что касается деньг, то большая часть их реальных функций в статической модели также не может быть рассмотрена, т.к. они связаны с неопределенностью. В статической модели деньги превращаются в простой измеритель. сущность социально-экономической концепции Ф. Хайека состоит в следующем: - конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ресурсов, которыми обладает общество; - рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров; - экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации (знаний); - высшей человеческой ценностью является свобода. Только она может гарантировать, что человек может самостоятельно распорядиться своим знанием. В условиях конкуренции это ведет к эффективному использованию знаний и тем самым к высокому уровню экономического благосостояния; - основа экономической свободы состоит не в более или менее равномерном распределении материальных благ, осуществляемом государством и подчиняющим этим распределением отдельных индивидов, а в праве каждого отдельного человека свободно распоряжаться капиталом и своими способностями, что порождает риск и ответственность распорядителя; - система частной собственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти; - государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономику, и, прежде всего в процессы ценообразования.
|