ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ОТБОРА ЕГО СОДЕРЖАНИЯ
Лейтмотивом «Программы воспитания школьника» Н.Е. Щурковой (СНОСКА: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. С. 4—5) выступает «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается Реальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, полюбить этот мир понятный и непостижимый торые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром». Программа построена по возрастному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к -которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека... формирование принципов ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни. АКЦЕНТ НА САМОВОСПИТАНИЕ Не случайно в последние два десятилетия появилось множество программ, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспитания, стимулирование самоактуализации в разнообразных видах деятельности. Программы разные. Они могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная культура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе дополнительного образования, в клубной деятельности...). Приведем примеры таких программ. Программа А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-и классы) (СНОСКА: Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., 1998. С. 24—27) выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го класса «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли». Технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствование личности» (СНОСКА: Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999), который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов. Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение» (СНОСКА: Подробнее содержание и методика уроков «Человековедение» описаны в книге: Маленкова Л.И, Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. М., 2000) для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уроках и использоваться в качестве содержательного материала во внеурочной воспитательной работе с детьми.
|