Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Древней Индии





 

Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э. Как и все древние книги, Веды долгое время существовали в устной форме и передавались непосредственно от учителя к ученику. Этот факт нашел отражение в названии сборника религиозно-философских ведических текстов: Упанишады – буквальный перевод: «сидящие около и внимающие наставлениям». Для записи ведических текстов был создан специальный язык – санскрит, в переводе с которого слово «веды» означает «знание».

В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:

- майя (санскр. – иллюзия) – представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира;

- Брахман - мировая душа, высшая объективная реальность, невидимая духовная сущность мира;

- атман – индивидуальная душа, субъективное психическое начало («Я»), часть Брахмана, находящаяся в любом живом существе;

- йога (санскр. – связь, оковы) – идея о неразрывной связи атмана и материального тела, зависимости духа от плоти;

- сансара (санскр. – переселение) – представление о переселении души (атман) в другую материальную оболочку после смерти предыдущего тела;

- карма (санскр. – деяние, поступок) – идея воздаяния за все совершенные в течение жизни поступки, в соответствии с которыми душа переселяется в новое тело. От кармы зависит сущность тела (человек, животное, насекомое и пр.), его пол, здоровье; у человека – еще и внешний вид, социальное происхождение и т.п.;

- нирвана (санскр. – угасание, затухание, небытие) – состояние покоя, блаженства, абсолютной свободы; высшее состояние сознания, достичь которое из всех живых существ может только человек, ставший буддой;

- будда (санскр. – просветленный) – человек, достигший предельного духовного развития, постигший высшую истину.

Согласно традиции, все философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают абсолютный духовный авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам,которые существовали еще до начала мира и возникли «из дыхания Брахмана» – мирового духа. Поэтому второе название этого направления – «астика» – буквально переводится, как «Он существует» (то есть признается реальное бытие Брахмана). К этому направлению относятся такие философско-религиозные учения как веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия.

Веданта (санскр. – конец вед) – философия жрецов (брахманов), стремящихся к постижению духовной сущности мира (Брахмана) и практикующих спокойствие духа, умеренность, отрешенность от мирской суеты, терпение и сосредоточенность.

Миманса (санскр. – исследование) содержит оригинальную идею о вечных звуковых сущностях мира. Человеческая речь их «выявляет», но не создает, подобно тому, как луч света в темноте выявляет, но не создает предметы.

Вайшешика (санскр. – особенность) содержит элементы атомистической теории: физическая Вселенная состоит из вечных, несотворенных и неделимых элементов, из которых Бог и создает мир. Карма – нравственный закон, управляющий миром.

Санкхья (санскр. – число, счет) содержит интересную идею множественности этапов эволюции мироздания, которые создатели этой концепции и попытались пересчитать. Они полагали, что изначально существовали две реальности: пуруша (дух) и пракрити (материя). Их взаимодействие породило первый продукт эволюции мира – махат – интеллект, из него возник второй продукт эволюции – аханкара – «Я» (самосознание, индивидуальность). Затем появились пять органов восприятия мира, пять органов действия ипять«тонких элементов», порождающих звук, вкус, цвет, запах и осязание. И уже на их основе возниклипять материальных элементов мира: эфир, огонь, воздух, вода, земля.

Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священному писанию, а просто как к древней мудрости. Отсюда и другое название – «настика» – «Он не существует», отражающее нежелание мыслителей этого направления признавать существование Брахмана в качестве духовной сущности мира и источника Вед. Настика возникла в борьбе с ортодоксией и догматизмом астики как проявление религиозно-философского свободомыслия. К наиболее известным неортодоксальным философским школам относятся чарвака (локаята), буддизм и джайнизм.

Чарвака (санскр. – четыре слова) – единственное материалистическое учение Древней Индии, поздняя разновидность локаяты (санскр. – идущее из этого мира), с которой иногда вообще отождествляется. Считая истинным лишь постигаемое с помощью органов чувств и отвергая невидимую духовную реальность (Брахман и атман), последователи этой школы считали единственной реальностью материальный мир. Материю они понимали как совокупность четырех элементов (отсюда и название – чарвака): земли, воды, воздуха и огня, из которых состоят все окружающие нас предметы и явления. Добро и зло – иллюзия, созданная человеческим воображением; реальны лишь наслаждения и страдания. Отвергая аскетизм, свойственный многим другим индийским учениям, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческой жизни получение наслаждения.

Буддизм – наиболее известное в западноевропейской культуре философское учение Древней Индии, поскольку к I веку н.э. он вышел за пределы своей исторической родины, превратившись в мировую религию.

Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, принц Гаутама жил в роскошном дворце, полностью изолированный от столкновений со страданиями мира, которые могли бы настроить его на поиски смысла жизни и религиозные размышления. Тем не менее, однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию, больного, нищего и мудреца и понимает, что жизнь наполнена страданиями. С целью поиска пути к постижению причин страданий и пути избавления от них Сиддхартха тайно покидает дворец и становится сначала отшельником-аскетом Шакья-Муни, затем, после достижения просветления – Буддой. После смерти будда Гаутама, как говорят буддисты, «отошел в окончательную нирвану», навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.

Основой буддистской философии является учение о страдании («догмат о страдании»), состоящее из «четырех благородных истин» (именно они, согласно преданию, открылись Гаутаме в момент его «просветления»):

1. Жизнь есть страдание. Страдание органически присуще любой форме существования: рождение – страдание, болезнь – страдание, разлучение с приятным – страдание. Смерть не несет избавления от страданий, поскольку сансара (перерождение) превращает страдание в вечное и неотвратимое состояние. Страдание в буддизме - космическое явление, связанное с процессом появления и исчезновения живых существ, основу которого составляют вспышки и угасания жизненной энергии – дхарм (нематериальных частиц бытия).

2. Причина страданий – желания (влечения, привязанности, стремление к приятному и настойчивые попытки избежать неприятного). Люди ошибочно считают, что удовлетворением желаний они избавятся от страданий. Но место удовлетворенной потребности тут же занимает новая, порождающая новые желания и страдания.

3. Единственный метод избавление от страданий - это «погашение» желаний, отказ от жажды жизни, счастья, благополучия. Это состояние - нирвана - полное успокоение своей психики, избавление от неведения, страстей, забот и желаний.

4. Путь, ведущий к нирване – «восьмеричный путь спасения» (то есть, состоящий из восьми ступеней), открытый Буддой.

Восьмиступенчатый путь включает в себя три этапа:

Этап мудрости – первые две ступени:

1) правильное видение мира – знание основ буддизма;

2) правильную решимость следовать этому учению до конца.

Этап соблюдения обетов и норм морали - следующие три ступени:

3) правильное поведение – отказ от насилия в любой форме;

4) правильную речь – воздержание ото лжи, клеветы, грубости и сплетен;

5) правильный образ жизни – отказ от занятий и профессий, противоречащих нормам буддистской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, занятия гаданиями и прорицаниями и т.п.).

Этап сосредоточения,то есть занятия психотехникой – буддистской йогой, что помогает пройти последние три ступени:

6) правильное усердие в овладение методами сосредоточения (медитацией),

7) правильное направление мысли – успокоение психики, избавление от страстей и желаний на основе понимания того, что всё в мире преходяще;

8) правильное сосредоточение – достижение высшей степени сосредоточения, способной привести к нирване.

Буддистская онтология трактует мир как «океан дхарм» – (нематериальных частиц психической энергии), временные упорядоченные сочетания которых и составляют личность живых существ. Сансара безначальна и никем не сотворена. Её причинами являются аффекты (бурные эмоциональные переживания – гнев, ужас, ярость и т.п.) и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое существо в отдельности умирает и в соответствие с кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает, проходит цикл развёртывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и абсолютно изоморфных миров, но все они не выходят за пределы сансарического существования и принципиально отличны от нирваны, которая есть полное и абсолютное освобождение от сансары. Интересным феноменом в буддистской онтологии является учение о «великом молчании Будды». Речь идет о двух вопросах (о существовании богов и о первоначальном происхождении мира), которые Будда Гаутама при жизни просто игнорировал и никогда не давал на них ответа. По этой причине буддизм получил называние «религии без Бога».

Изречения и высказывания Будды Гаутамы были еще при его жизни записаны учениками и позже составили священную книгу буддистов, которая называется «Трипитака» (санскр. «три корзины»).

Ранний буддизм позже получит название «Хинаяна» - «малая колесница» или «узкий путь спасения», поскольку в этом варианте учения нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям каждого отдельного человека. Будда Гаутама – не божество, а человек, первоучитель, который открыл людям путь к спасению. После смерти своей материальной оболочки он ушел в «окончательную нирвану», полностью утратив связь с нашим миром. Поэтому ему можно поклоняться, но молиться бесполезно.

Постепенно к Y–YI вв. н.э. складывается новая разновидность буддизма – «Махаяна» - «большая колесница» или «широкий путь спасения». В основе Махаяны лежит уже не этика индивидуального спасения, а этика активного действия. Идеалом становится бодхисатва (санскр. – пробужденное существо) - человек, достигший состояния Будды, но отказавшийся уходить в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Современные буддисты верят, что после смерти очередной материальной оболочки бодхисатва некоторое время пребывает между земным миром и нирваной, затем вновь вселяется в тело новорожденного, чтобы помогать людям. Именно бодхисатвам, во время их пребывания «на небе», адресуют свои молитвы последователи буддизма, а земные воплощения бодхисатв возглавляют иерархию буддистских священнослужителей – лам. Так, глава современного буддизма, далай-лама, считается уже четырнадцатым воплощением бодхисатвы. Наличие культа бодхисатв свидетельствует о превращении буддизма из философской концепции в религию.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия