Специфика социального бытия
Социальное бытие (СБ)выступает как диалектическая противоположность бытию природы: их взаимообусловленность в том, что природа выступает необходимым условием возникновения и существования общества (обратной связи нет); взаимоисключение проявляется в агрессивно-разрушающем воздействии общества на природу. Бытие природы – это бытие вещей и явлений; социальное бытие – это отношения между людьми. Количественные и качественные различия СБ и бытия природы: количественное отличие – природа существует вечно, общество возникает значительно позже и существует относительно недолго; качественное отличие – в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются объективные природные законы; в обществе действуют люди, поступающие сознательно или импульсивно, но всегда стремящиеся к определенным целям. Существует множество определений общества. В частности, общество определяется как: – обособившееся от природы и взаимодействующее с ней материальное системное образование, характеризующееся специфическими законами развития; – система практической, духовной и субъективно-личностной человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат; – система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей; – система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры; – система отношений между отдельными социальными группами, имеющими характерные для них корпоративные интересы; – исторически развивающаяся система отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности между большими (макросоциальными) группами (классами, этносоциальными общностями) и учреждениями, выражающими их интересы, – система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума; – система взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества; – определенный этап человеческой истории (напр., феодальное общество) или отдельное конкретное общество (напр., современное белорусское общество). Каждое из этих определений репрезентативно и характеризует общество с определенных концептуальных позиций, задавая конкретную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены – индивиды, социальные группы, институты и учреждения, с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия, специфическими отношениями и т.д. В различных интерпретациях акценты расставляются по-разному в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности) или структурно-функциональные институты и общности, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности. В реальной жизни все эти факторы взаимообусловлены и влияют друг на друга, а общество в целом выступает как совокупность материальных, социальных и духовных отношений, возникающих между людьми в процессе их жизнедеятельности. Таким образом, в понятии общества отражаются: 1) его объективно-материальные (экономические) факторы (А. Смит, К Маркс и др.); 2) духовные параметры (В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, О. Шпенглер), 3) субъектно-личностные измерения (З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг и др.). Иными словами, можно сказать, что Общество — это совокупность всех исторически сложившихся отношений и форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Отсюда следуют основные характеристики общества: 1. Общество — это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. 2. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. 3. Общество воспроизводит (кроме самих людей) основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
|