Студопедия — Цивилизации, их типы и классификация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цивилизации, их типы и классификация






Понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) многозначно. Существуют следующие определения: «цивилизация» – это

1) ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

2) определенная ступень (уровень) общественного развития того или иного региона либо отдельного этноса (напр., античная цивилизация);

3) определенная стадия в развитии локальных культур (напр., стадия их деградации и упадка: О. Шпенглер, «Закат Европы»);

4) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой;

5) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода).

Очевидно, что понятие ««цивилизация» тесно связано с понятием «культура», не являясь тождественным с ним. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. П. Сорокин называл цивилизации «социокультурными суперсистемами», Н. Бердяев — «великими культурами».

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура — есть творчество, а цивилизация — воспроизведение, повторение, тиражирование. Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами.

Н. Я. Данилевский называл цивилизации «культурно-историческими типами» и выделял 12 типов цивилизаций, которые существуют изолированно, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский.

А. Тойнби в работе «Постижение истории» трактует понятие «цивилизация» как культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой; при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации. Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам они шире нации или государства.

• Таким образом, цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества. Она не сводится лишь к экономическому параметру его развития, а включает в себя такие важные моменты, обусловливающие уникальность и неповторимость каждой из них, как культурологический, географический, духовный и др. Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, имеющее: а) общность духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; б) сходство материально-производственного и социально-политического развития; в) особенности образа жизни и типа личности; г) наличие общих этнических признаков в соответствующих географических рамках.

• Это общее определение цивилизации нуждается в уточнениях, которые целесообразно сделать через выделение ее основных признаков.

1. Цивилизация знаменует начавшееся в условиях еще позднего варварства преобразование нетронутой когда-то природы в предметы и процессы так называемой «второй природы». Человечество как бы удваивает природу, постепенно расширяя свою преобразующую деятельность. Вторая природа становится своего рода визитной карточкой цивилизации. Но к унаследованному от прошлого и преобразованному предметному богатству цивилизация на каждом этапе своего развития прибавляет нечто совершенно новое, придавая каждой исторической эпохе особенные опознавательные знаки. Воплощаются они в специфике орудий труда, инженерных сооружений, средств передвижения, строительства и архитектуры, искусства, в конкретных приметах жизни, быта, в одежде, облике людей.

Однако в результате человеческой деятельности появляется и немало дисфункциональных, уродливых, а то и просто вредных предметов и веществ. Здесь заключена одна из первых фундаментальных проблем цивилизации, которую можно считать неустранимой, неснимаемой цивилизационной антиномией. Поэтому необходимо максимально следовать одному из категорических императивов цивилизации: идти вперед, учитывая исторически изменчивые, но в принципе определимые цивилизационные критерии разумной достаточности, пользы, красоты и имея в виду относительную самостоятельность и ценность первой природы – вне человека и в нем самом.

2. Возрастающее и, по сути, противоречивое вмешательство человечества в природные процессы является неотъемлемой чертой цивилизации. Экологические катастрофы, которые мы зачастую рассматриваем как сугубо современные явления, случались и в предшествующей истории человечества. Они были, есть и будут тяжкой платой за развитие цивилизации. Но следует отметить, что уродует, захламляет землю, так сказать, “недоцивилизованная цивилизация”, оборачивающаяся к природе и к людям не достоинствами, а тяжкими издержками, элементами варварства внутри цивилизационного процесса. Цивилизованный же труд в его высших проявлениях способен, напротив украсить и облагородить Землю.

3. Человеческая цивилизация в прошлом, настоящем и обозримом будущем имела и будет иметь вид усложняющихся разделения и интеграции труда, совокупного материального и духовного производства, направленного на создание, сохранение, обмен и потребление товаров и услуг, которые предназначены удовлетворять растущие потребности общества. Развитие цивилизации становится синонимом пусть противоречивого, но в целом поступательного развития товарного производства и обмена, которые, как и все изобретения цивилизации, несут в себе противоречия, антиномии. С одной стороны, они порождают культ прибыли и денег, что обусловливает жесткость конкуренции. С другой – цивилизационные товарно-денежные отношения заключают в себе и стимулы для плодотворного взаимодействия людей, их высококвалифицированного труда, повышения его эффективности и качества, развертывания инициативы, творчества, состязательности людей. Первоосновой же развитых товарного производства и обмена по праву считается частная собственность – важнейшее из изобретений цивилизации.

4. Создавая и общественную, и частную формы собственности, человечество на протяжении истории значительно усложняет, варьирует и обе эти формы, и их отношения друг к другу. Это взаимодействие становится одним из существенных признаков цивилизации и цивилизованности. Частная собственность возникает при переходе от варварства к цивилизации. Для всего последующего развития истории, включая современность, она оказалась весьма эффективной предпосылкой стимулирования энергии, самостоятельности, предприимчивости, ответственности в выборе решений, здравого смысла, словом, индивидуальной свободы и разумности человека в производстве, обмене, в повседневном быту. На протяжении дальнейшей истории частная собственность подвергалась непрерывным преобразованиям. Возрастала ее цивилизованность, увязывание с другими формами собственности (общественной, общинной, государственной, кооперативной); ее внутренняя дисциплинированность и самоорганизация; более органичным становилось ее встраивание в совместную жизнь людей, приспособление индивидуальной, частной жизни и интересов к групповым, общенародным, общегосударственным и международным делам, к иным формам организации труда и собственности.

5. Коренная функция человеческой цивилизации состоит в обеспечении все более свободных, закрепляемых юридическими и нравственными нормами форм совместного бытия людей, а также в предоставлении им прав, свобод, гарантий, возможностей участвовать в решении своих судеб и судеб нации, страны, мира. Высокая цивилизованность или, напротив, крайняя отсталость страны измеряется также и тем, сколь широко, прочно укоренены – или, наоборот, попраны, урезаны, стеснены – такие свободы и права во всех сферах человеческой жизни.

Принципы и практика наибольшей свободы для наибольшего числа людей издавна связаны с демократией. Демократическое взаимодействие людей – древнее изобретение цивилизации. Наряду с демократией человеческая цивилизация рождает также набор иных разнообразных форм совместного бытия людей, государственного и общественного управления. В процессе изменения цивилизации развитая и прочная демократия выигрывает историческое соревнование с другими социально-экономическими, политическими порядками. Другие же – недемократические, тем более антидемократические, тоталитарные, деспотические – формы правления подвергнуты строгому суду истории. Теснейшая связь цивилизации, цивилизованности и ненасильственной, широкой и необратимой демократии – тенденция современной истории. Однако поскольку путь к демократии, сама демократическая дорога чрезвычайно трудны, постольку необычайно важным всегда было и остается цивилизование самой демократии, выступающее частью цивилизационного усовершенствования межиндивидуальных, межгрупповых, международных отношений.

6. Коренная функция человеческой цивилизации состоит и в обеспечении все более свободных, ненасильственных, добровольных форм совместного бытия индивидов и их свободно формирующихся объединений. Тенденция этого воплотилась в том, что даже при самых кризисных состояниях (например, угрозе атомной войны), при самых острых противоборствах (например, войнах, геноциде и даже самогеноциде целых народов) люди учились жить и действовать совместно. Таким образом цивилизованность предполагает необходимость самыми мирными способами общаться, взаимодействовать с другими индивидами и народами, разрешать возникшие и упреждать возможные конфликты.

7. Важнейшей особенностью цивилизации и признаком цивилизованности жизни является то, что индивиды, народы, страны, неустанно стремясь к удовлетворению растущих потребностей, делают свою повседневную жизнь все более обеспеченной необходимыми для их удовлетворения благами, все более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле все более достойной человека. Историческая тенденция состоит не просто в увеличении средств и возможностей такого цивилизационного благоустройства и комфорта, а в предоставлении их максимально большему числу людей.

8. Культурная, духовно-нравственная компонента цивилизации – это деятельность по созданию всеобщих идеальных образцов – парадигм предметной деятельности норм и принципов человеческого общежития и общения. Парадигмы – образцы цивилизации и культуры – это бесценные всеобщие сокровища, поскольку будучи однажды добытыми, изобретенными, они дают любому индивиду и народу как бы спрессованный, освобожденный от проб и ошибок опыт человечества. Благодаря этому они обеспечивают цивилизации невиданные по сравнению с варварством темпы, динамику преобразований, создают возможность согласовывать и увязывать в общечеловеческое целое развитие индивидов, поколений, народов.

Умение людей, групп, народов, стран, регионов взять за основу парадигмы цивилизации, в частности ее духовно-нравственные образцы; способность отделить то, что в предшествующем опыте цивилизации создано добротно, прочно, на века и потому должно быть заботливо сохранено (таковы, например, вечные заповеди нравственности, религии; формы необходимых людям предметов – стола, стула, бытовой утвари, крестьянского дома, усадьбы, формы быта, одежды и т.п.), от того, что нуждается в коренном преобразовании; стремление быстро и без ложной гордыни брать все ценное в цивилизационном творчестве других народов, не повторяя их уже обнаруженные и даже исправленные ошибки; готовность специально отбирать, обучать, высоко ценить тех людей, которые наилучшим образом изобретают, преобразуют общее и всеобщее, то есть беречь выдающиеся умы нации и ярчайших носителей ее совести – все это тоже относится к критериям цивилизованности отдельных людей и целых народов.

9. Суммируя выше сказанное, можно выделить такую черту цивилизации, которая состоит во всемирно-историческом, общечеловеческом характере и значении ее опыта. Цивилизация человечества всеобща в смысле всемирно-исторического континуума и непременной (хотя и неравномерной, в разное время неодинаковой) причастности разных стран, народов, эпох к формированию ее результатов, форм, словом, к возникновению и обогащению цивилизационного опыта. Правда, очаги локальных цивилизаций, в какие-то времена разгоревшись особенно сильно, потом могли или вовсе исчезнуть или ослабеть, но никогда не затухал “общий очаг” мировой цивилизации: сохранялось, множилось, обновлялось предметное, духовно-нравственное ее богатство. Отсюда следует, что исконный исторический интерес всех народов требует сохранения нашего общего очага – мировой цивилизации на планете Земля.

Вопрос 28. Сущность цивилизационного подхода.

Индустриальное, постиндустриальное, технотронное общество.

Концепция информационного общества

Существует несколько основных теоретико-методологических подходов к рассмотрению общества в его историческом развитии: историографический, культурологический, формационный, цивилизационный. Хотя последний подход получил широкое распространение, единого мнения о его сущности и методологических приоритетах не существует. Такая ситуация неоднозначности обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, полисемантичен сам термин «цивилизация». Как отмечалось, под ней понимаются: культура; только материальная культура; материальное воплощение культуротворчества человечества; современное общество в целом; следующий за первобытным варварством этап развития человечества; стадия развития общества, характеризующаяся упадком культуры и др. Во-вторых, неоднородны основания типологизации цивилизаций. Противопоставляя его формационному подходу, сторонники цивилизационного подхода закрепляют за ним способность характеризовать длительные этапы исторического развития общества во всей совокупности материальных и духовных форм его существования. Однако в реальном исследовании за основу анализа берется ограниченный набор параметров, чаще всего, это характер хозяйственной деятельности, властных отношений, техники и технологий, нормативного регулирования отношений, социализации, влияния религии и др.

Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что история человечества подразделяется на ряд самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Основная задача цивилизационной концепции – объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушения европоцентристских стандартов и приоритетов, а также обоснование принципиальной возможности иного мироустройства.

Цивилизационный подход ( Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) базируется наследующих принципах:

1) в развитии общества прогресса не существует; прогресс может относиться лишь к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели;

2) развитие цивилизации и культуры связано не с экономикой или техникой, а, в первую очередь, с религией как «душой культуры»; тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития;

3) каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует;

4) доминантой исторического процесса выступает цивилизация (Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи».

Существует три различающиеся версии цивилизационного подхода, каждая из которых имеет свой оригинальный предмет рассмотрения социодинамики и опирается на собственное решение фундаментальных проблем философии истории. Это цивилизационно-стадиальная, цивилизационно-локальная и цивилизационно-региональная версии. Наиболее продуктивным явился цивилизационно-стадиальный подход.

Цивилизационно-стадиальный подход появился в XVIII в., в эпоху Просвещения, когда в научную лексику было введено понятие цивилизации, первоначально характеризовавшее закономерности развития и особенности социокультурного бытия Западной Европы. Большинство сторонников данного подхода приняли западноевропейскую модель в качестве образца для других цивилизаций, поделив народы на исторические и неисторические. В ХХ–начале XXI вв. парадигма европоцентризма, изменив и смягчив свою форму, стала основой не только теоретического мышления, но и социально-практической стратегии Запада (создание Евросоюза).

Согласно цивилизационно-стадиальному подходу, для единого мирового исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития. В рамках данной версии широкое распространение получила типология, согласно которой выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды (стадии) развития человечества.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия