Студопедия — Традиции и новации в динамике культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Традиции и новации в динамике культуры






Преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм в исторической динамике культуры обеспечиваются традициями и новациями. В современной философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который аккумулируется, транслируется и воспроизводится в различных сообществах. Культурная традиция это иерархически упорядоченная совокупность социкультурных кодов, социально признанных стандартов поведения и деятельности людей, являющихся исторически устойчивыми элементами культурного наследия. С функциональной точки зрения традиция определяется как алгоритм связи между исторически различными срезами культуры, обусловливающий воспроизведение доминирующей системы ценностей в новых культурно-исторических условиях жизни общества. Она является особым типом отношений между последовательными стадиями развивающейся социальной системы, благодаря которым на новом уровне бытия этой системы воспроизводятся структурные и функциональные характеристики ее предшествующего уровня. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая в нерасторжимое целое его прошлое, настоящее и будущее.

Поскольку традиция воспроизводит предшествующие характеристики общества в новых исторических условиях, она должна допускать возможность модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить его адаптацию к требованиям времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики – это одна сторона исторического развития культуры, обеспечиваемая культурными традициями.

Другой стороной процесса культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Инновации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры.

Историческая динамика культуры рассматривается как постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых, процесс, который выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными частями единого процесса культурной жизни.

Вопрос 32. Культура, духовная жизнь общества и ценностные формы сознания.

Мораль, искусство, религия как формы духовности и регуляции поведения человека.

Культура и духовная жизнь общества

В структуре общественного бытия особое место занимает духовная жизнь общества: с одной стороны, она порождается и отражает систему материально-экономических и социально-политических связей и отношений в обществе, с другой – оказывает на них огромное влияние.

Духовная жизнь общества существует на двух уровнях: обыденном и теоретическом. Обыденное духовное формируется в обществе как непосредственное отражение действительности на основеконтакта с ней у всех людей и не предполагает ее глубокого анализа и осмысления (напр., обыденное мировоззрение). Теоретический уровень выступает результатом научного анализа, глубокого осмысления, обобщения и поиска закономерностей общественной жизни, что требует специальной подготовки и профессионализма. Уровни духовной жизни общества находят свое проявление в основных видах ОС, хотя и не сводятся к ним. На уровне обыденного сознания формируется общественная (социальная) психология, на уровне теоретического сознанияидеология.

Понятие духовного, наряду с понятием культуры, является наиболее сложным и неопределенным концептом философии.

В европейской философии интеллектуальная трактовка духовного отождествляла его с разумом, мышлением, знанием, а также с идеальной субстанцией, источником и основанием, законом и рационально организованной структурой мироздания.

Аксиологический ракурс постижения духовного изначально был сопряжен с религиозной трактовкой духа как надприродной божественной сущности, противостоящей всему тварному, материальному, телесному. В этом контексте духовное неизменно ассоциировалось с религиозными ценностями, моральными императивами, творческими достижениями литературы и искусства, возвышающими человека над будничностью повседневного существования. Ценностная оппозиция духовного и материального в философии культуры проявилась в противопоставлении культуры и цивилизации (О. Шпенглер, Н. Бердяев).

В современной философии духовность понимается как особая способность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. Духовность связана с потребностью человека в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения других людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов.

В философии появляется термин «духовное производство», означающий сложившуюся в обществе систему производства, воспроизводства и распространения знаний, духовно-нравственных и художественных ценностей, а также процесс формирования общественного сознания, воспитания и образования личности. Результатом духовного производства выступают различные формы духовной жизни общества или формы общественного сознаниянаука, философия, религия, мораль, искусство, право и политика.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия