Студопедия — Структура культуры. В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования – материальную и духовную
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура культуры. В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования – материальную и духовную






В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования – материальную и духовную. Согласно такой классификации, материальная культура (МК) ­– это все созданные человеком материальные объекты: орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения витальных и других потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура (ДК) ­– это система духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества, совокупность знаний, навыков, умений, а также норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.

МК возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды, как внешней, так и внутренней. ДК сопряжена с развитием человеческого сознания, она направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, регуляцию его поведения и деятельности. Границы между МК и ДК условны и подвижны, их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности культурных явлений.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры:

1) МК выступает условием существования и выживания людей; с развитием общества и ростом МК увеличивается зависимость от нее человека;

2) МК предоставляет человеку возможность для создания и развития ДК;

3) вместе с тем само создание и развитие МК определяется уровнем ДК общества;

4) вопрос первичности МК или ДК не имеет смысла: речь может идти только об их взаимообусловленности.

В структуре культуры выделяют также различные виды – элитарную, народную, массовую культуру, а также ее разновидности – субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура (ЭК) – специфический вид культуротворчества, связанный с профессиональным производством культурных ценностей. Для ЭК характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфичностью интеллектуально-художественного труда, так и особенностями «потребления» сложных элитарных культурных продуктов, требующего определенной подготовки. ЭК канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических кодифицированных социокультурных «текстов» (философских, религиозных, научных, художественных). Поэтому усвоение образцов «высокой» ЭК предполагает целенаправленные интеллектуальные усилия по «расшифровке» этих кодов. В ЭК входят также иерархия ценностей и норм, а также детально разработанные и жестко регламентированные культурные практики (различного рода церемонии, обряды, ритуалы, нормы этикета), являющиеся атрибутами социализации индивидов и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). ЭК задает ориентиры культуре в целом, определяя как присущие «высокой» культуре интеллектуальные образцы, так и набор «низких» жанров поп-культуры.

Народная культура демократична: она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в повседневной бытовой и трудовой жизни. Взаимодействие элитарной и народной культур является непременным условием продуктивного развития любой национальной культуры.

Массовая (или «популярная») культура – это тиражируемая и распространяемая СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальная информация, обращенная к широким аудиториям потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура (МК) – противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Особенности МК: ее фрагментарность, поверхностность, стереотипность и такие негативные черты, как нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, подмену потребности личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствием ее распространения, как правило, является размывание традиционной системы этнической и культурной идентификации, традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного.

Дифференциация культурного пространства, обусловленная урбанизацией, профессиональной специализацией, усилением социальной мобильности, приводит к формированию гибридных культурных форм – субкультур. Это культура специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Например, молодежная субкультура создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются корпоративностью, специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей. Они формируются вследствие объективных различий в образе жизни, менталитете, системе ценностей, потребностей и интересов отдельных социальных групп (например, профессиональные субкультуры). Другой причиной образования субкультур может быть неполноценный или затрудненный доступ каких-либо социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, религиозных сект и коммун) к культурному наследию человечества, а также наличие определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения.

Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующей культуры как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Маргинальные субкультуры «размещаются» на окраинах культурных систем, иногда пересекаются с ними и лишь частично признаются ими. Маргинальность всегда конкретно-исторична и обусловлена процессами трансформации общества: модернизация, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур – от военных конфликтов до культурного обмена. Различные формы маргинальной культуры служат тем полем, где в результате взаимопересечения «официальных» и «маргинальных» образов формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной культурной коммуникации.

Особую субкультурупредставляет собой контркультура – радикальная форма субкультурного движения, которая не только отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения. Контркультура, как правило, требует пересмотра базисных принципов актуальной культуры или же является враждебной ей. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением негативной чувственности. Выделяется три основных принципа «контркультурной политики»: 1) острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей; 2) построение альтернативного культурного пространства; 3) стремление к его максимальному расширению и полному господству в качестве нового культурного канона. Контркультура – это не целостное движение или художественное течение, не набор теоретических программ или культурных сценариев, а вынужденное состояние инновационных культурных инициатив. Это культурная оппозиция, приходящая изнутри самой официальной культуры, отбрасывающей «неприемлемые» для нее альтернативные формы.

Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней и другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия