Студопедия — Сознание как философско-научная проблема
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание как философско-научная проблема






 

Выше, описывая феномен человека, мы указали на фунда­ментальную характеристику способа бытия человека — его осо­знанность. Человек — существо сознательное. Сознание состав­ляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни. Дан­ное положение фактически стало обыденной “очевидностью”.

Специфика сознательного способа жизни человека состо­ит в его способности отделить в представлении себя, свое “Я” от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а глав­ное — предметом практического преобразования. Именно эта спо­собность и определяет границу, разделяющую животный (на­турально-природный) и человеческий (общественно-историче­ский) способ бытия. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, понимая ее как сущность, сердцевину человеческо­го сознания.

Психологическое понимание сознания предполагает анализ самой реальности сознания и его отображения в философии и психологии, изучение содержания, структур, форм, механизмов сознания. Сознание конституирует, собирает, интегрирует мно­гообразные явления человеческой реальности в подлинно целост­ный способ бытия, делает человека Человеком.

Известный специалист в области психологии сознания В.П.Зинченко пишет: “Актуальность и значимость проблемы созна­ния не требует аргументации. Эту проблему уже начали включать в число глобальных проблем современности. Актуальны проблемы формирования экологического, гуманитарного сознания, с помо­щью которого возможно преодоление технократических ориента­ции. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживаемо­стью человечества, с предотвращением нарастающей антропологи­ческой катастрофы. Многие ученые, задумываясь о судьбах челове­ка и человечества в меняющемся мире, также концентрируют свои усилия на проблематике сознания. Словом, человечеству пора проснуться. Ему нужно бодрствующее сознание, а не только бодр­ствующий мозг. И в то же время актуальность и значимость про­блемы сознания является оборотной стороной его неизученности.

Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиаль­но важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует феноменология и теория сознания, но и мало доста­точно обоснованных гипотез об источниках и природе “Я” (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, реша­ются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенно­стями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема “Я — сознание” в психологии оста­ется, по сути дела, даже не сформулированной.

Дело осложняется и тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, круг которых все более расширяется. Исследования сознания ведут философы, антропологи, социоло­ги, психологи, педагоги, физиологи и другие представители гу­манитарных наук.

Каждая из этих наук изучает свой круг выделенных ею явле­ний сознания, сама определяет свой предмет изучения. Выделяе­мые явления сознания оказываются достаточно далекими друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

Каждая из наук пользуется собственными методологически­ми схемами, руководствуется своими идеалами рациональности, своими критериями объективности и научности исследования. При этом далеко не всегда проводятся отчетливые границы меж­ду формами, состояниями, структурами, свойствами и механизмами сознания. Следствием указанных особенностей конкретно-научных исследований сознания является их частичность, фраг­ментарность, несоединимость в целостное научное представле­ние о природе сознания.

Наше собственное изложение проблем сознания, его форм, структур, состояний, механизмов будет вестись на границе фило­софии и психологии, т.е. это будет философско-психологический анализ феномена сознания. Его необходимость вызвана как осо­бенностью сознательных явлений, так и спецификой языка их описания.

Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. Как извест­но, вопрос об отношении сознания к бытию был и остается основ­ным вопросом философии. Это положение верно для различных философских систем, в том числе для философской антропологии.

Мы уже отмечали, что в центре размышлений философской антропологии стоит проблема природы человека, его места в ми­ре, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни че­ловека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уни­кальное положение в мире, конституирует его особый онтологи­ческий статус, способ его бытия. Бытие человека включает в се­бя как неотъемлемый момент сознание. Человеческое бытие — это осознанное бытие.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия