Их услугами пользовались при проведении жертвоприношений с начала творения.
Ритвики упоминаются в повествованиях и о других знаменитых жертвоприношениях:
- жертвоприношение, совершенное Дакшей (Ш.Б. Песнь 4, главы 5-7); - жертвоприношение, совершенное царем Набхи (Ш.Б. Песнь 5, глава 3); - сто жертвоприношений коня, совершенных царем Притху (Ш.Б. Песнь 4, глава 5); - жертвоприношение, совершенное царем Бхаратой (Ш.Б. Песнь 5, глава 7); - жертвенная арена Махараджи Бали (Ш.Б. Песнь 8, глава 8).
Как правило, при проведении жертвоприношения ритвики действовали в качестве помощников ачарьи – духовного учителя.
"Шукадева Госвами сказал: После этого Господь Рамачандра, Верховная Личность Бога, нашел ачарью и совершил пышное жертвоприношение [ягью]. Тем самым Он выразил почтение Самому Себе, ибо Он был верховным повелителем всех полубогов. Господь Рамачандра, Верховная Личность Бога, совершил различные жертвоприношения, с помощью которых выразил почтение Самому Себе, и по окончании этих жертвоприношений Он раздал земли жрецам хота, адхварью, удгата и брахма. Все восточные земли Господь Рамачандра отдал жрецу хоте, все южные земли — жрецу брахме, западные земли — адхварью, а северные — удгате, декламировавшему "Сама-веду". Так Господь подарил им Свое царство. Земли между востоком, западом, севером и югом Господь Рамачандра подарил ачарье. Он считал, что, раз брахманы не имеют материальных желаний, они должны владеть целым миром". ("Шримад-Бхагаватам" 9.11.1-3)
" Человек должен удовлетворить духовного учителя [ачарью], хорошо знающего ведические писания, а также его помощников — жрецов [которых называют хотой, удгатой, адхварью и брахмой]. Чтобы доставить им удовольствие, нужно подарить им одежды, украшения и коров. Этот обряд называется вишну-арадханой, поклонением Господу Вишну. О благонравная жена, нужно совершить все обряды под руководством мудрых ачарьев, а потом ублаготворить их вместе с их жрецами. Кроме того, следует позаботиться о брахманах и других собравшихся людях, накормив их прасадом. Чтобы ублаготворить духовного учителя и его помощников-жрецов, нужно подарить им одежду, украшения, коров и дать им денег. А раздавая прасад, следует досыта накормить всех собравшихся, включая даже самых низких из людей — чандалов [тех, кто питается плотью собак]". ("Шримад-Бхагаватам" 8.16.53-55)
-------------------------------------------------------------------- Обратите внимание: Если посмотрим в пословный перевод стихов 8.16.53-55, то увидим, что слову "жрец" (priest) соответствует следующий интересный перевод, сделанный Шрилой Прабхупадой:
"ритвиджах — жрецов, рекомендованных духовным учителем"
"ритвигбхйах ча — и жрецам, которых задействовал духовный учитель"
Пожалуйста, сравните это с беседой, состоявшейся во Вриндаване 28 мая 1977 года между Шрилой Прабхупадой и его учениками – членами GBC:
Сатсварупа:...Тогда наш следующий вопрос касается проведения инициаций в будущем, особенно в то время, когда Вас уже не будет с нами. Мы хотим узнать, как будут проводиться первая и вторая инициации.
Прабхупада: Да. Я порекомендую некоторых из вас. После того как это решится, я порекомендую некоторых из вас действовать в качестве ачарьев-представителей.
Тамала Кришна: Это называется ритвик-ачарья?
Прабхупада: Ритвик, да.
Обратите внимание на использование того же слова – " рекомендованных " и " порекомендую " (recommend (ed)). --------------------------------------------------------------------
Ягьика-брахманы были учеными и пользовались уважением...
Quot;Брахманы обычно становились астрологами, аюрведическими лекарями, учителями и священнослужителями. Хотя они пользовались большим уважением в народе и были очень учеными, брахманы не стеснялись ходить от дома к дому, делясь с людьми своими знаниями". ("Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 17.103, комментарий Шрилы Прабхупады)
…им также предлагалась дакшина:
"Брахманы и ягьика-жрецы должны получать хорошее вознаграждение за свое служение. Эта плата называется дакшиной ". ("Шримад-Бхагаватам" 9.4.22, комментарий Шрилы Прабхупады)
" Чтобы ублаготворить духовного учителя и его помощников-жрецов, нужно подарить им одежду, украшения, коров и дать им денег ". ("Шримад-Бхагаватам" 8.16.53-55)
Ягьика-брахманы, выполнявшие функции ритвиков, проводили жертвоприношения вместе со своими помощниками, называемыми садасьями:
"Завершив жертвоприношение, восточную часть света Господь Парашурама подарил хоте, южную — брахме, западную — адхварью, северную — удгате, а северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад — другим жрецам. Место, лежащее между сторонами света, он подарил мудрецу Кашьяпе, а землю, именуемую Арьявартой, — упадраште. Все, что осталось после этого, он раздал садасьям, жрецам, помогавшим проводить жертвоприношение ". ("Шримад-Бхагаватам" 9.16.21-22)
[1] Санскритское слово "ритвик" на бенгали произносится как "риттик".
***
|