Дхарма мудра
Мудра – одна из пяти ман сокровенных таинств тантры. Мудра означает соединение, сочетание. Мудрами иногда называют позы или жесты, с которыми изображаются святые или боги. Мудра от простой позы тела асаны отличается тем, что она объединяет в себе позу, дыхание и концентрацию внимания. Мудра приводит в движение энергию в определенном направлении и служит для достижения определенных состояний и сиддхов – способностей. Мудра – следующая за асаной ступень работы с телом. Иногда мудра переводится как символ. Это символ, ключ вхождения в соприкосновение с определенными силами Космоса, включения в себе определенных таинственных механизмов, а точнее, проявление в человеке скрытых божественных свойств, недоступных для невежественного и звероподобного человека. Каждую мудру следует делать серьезно и углубленно, как творят молитву. Перед началом практики обратитесь к Высшей Силе и ко мне, Гуру Сотиданандане как смиренному проводнику вас к великому миру Духа. Да будет вам удача! Аум! Ритуал мудр начинается с молитвы Кундалини Шакти. “О, Великая Кундалини Шакти, поддерживающая мир, пребывающая в звуке, свете, ощущении и движении! Я обращаюсь к тебе, о Великая Кундалини Шакти, создающая мир, творящая тело, чувства и разум и в виде силы действующая на них. О Великая Шакти, яви мне свое могущество. Ом Шакти Шакти Кундалини! Аум!” С благоговейным настроем необходимо приступить к великому тантрическому ритуалу Мудра Дхарма. 1. Набха мудра. Сядьте в позу ваджрасана (сидя на коленях), позвоночник прямой, тело расслаблено, сложите пальцы в джнана мудру. Соедините большой и указательный пальцы и положите ладони на колени, глаза закрыты, дыхание телад юкта (о всех видах дыхания см. Тантрическая раджа-йога), ровное, бесшумное. Корень языка прижмите к небу (набху). Внимание сосредотачивается в аджне чакре, межбровье, седалище нашего индивидуального “Я”. При правильной концентрации все мысли исчезают. Это и есть цель набха. Набха еще означает небо, напоминая нам, что высшей целью йоги является единение Шакта и Шакти в сахасрара чакре (макушка). Об этом йогин всегда должен помнить. При этой мудре произносят мантру Ом Мани Падме Хум. Если ее произносить вслух, то это делают на полном выдохе, отрывая язык от неба, слитно как единый звук, вибрацию (правильное пение мантры вы можете заказать у нас). При этом необходима концентрация в аджне и устремленность к сахасраре. Необходимо, сохранять контроль ума, цель этого действия. Прижатие языка к небу создаст энергоканал, идущий от тела к аджне. Он активизирует ее. Концентрация в аджне, но без напряжения, должна сопровождать все следующие упражнения. Она пробуждает наше индивидуальное “Я”. Вслед за этим необходимо сделать капа-лабхати (быстрое дыхание через нос, очищающее межбровье) в течение пяти минут, а затем матангани-мудра: сделать вдох, задержать дыхание, слегка наклонить голову вперед и растереть большим пальцем правой руки межбровье. Это упражнение развивает ясновидение. Возможно, сразу у вас появятся необычные видения и ощущения. Затем сделайте ситтали (дыхание через язык – трубочкой) – 3 раза, затем переходите к бхуджангани мудре (поза змеи). Лягте на живот и медленно оторвите от пола ноги, сгибая их в коленях, медленно поднимайте их вверх, оторвите грудь от пола, слегка опираясь на руки, голова запрокинута назад, прогнитесь максимально, почувствуйте позвоночник. Втягивайте воздух через вытянутые губы (трубочкой). Почувствуйте, как прана идет по переднему срединному меридиану, от горла вниз, по груди к животу, доходит до промежности и оттуда поднимается по позвоночнику до макушки и собирается в межбровье. Пробыв в этой позе 2-3 минуты, медленно опускайте голову и ноги. 2. Пошини мудра (поза петли). Лягте на спину, притяните стопы ко лбу, колени разведены в стороны. Постарайтесь поднести пятки к макушке и завести ноги за голову, но не напрягайтесь, будьте расслаблены. Делайте позу настолько, насколько вам будет приятно. Йога достигается не напряжением, а длительностью, терпением и расслаблением. Сосредоточьтесь на копчике (муладхара), туда стекается энергия от ног, рук и передней части тела. Затем она идет по позвоночнику вверх до аджны. Через 2-3 минуты лягте, расслабьтесь в течение 3 минут, почувствуйте эффект упражнения. Эти две мудры разрабатывают позвоночник, очищая его каналы для последующего поднятия Кундалини. 3. Вапарита карани мудра аналогична сиршасане – стойке на голове. Приэтом концентрируются на макушке, энергия от ног идет по позвоночнику до макушки, оттуда по передней части тела (срединному каналу) поднимается до копчика, затем снова спускается к сахасраре по позвоночнику. Делайте вапариту, начиная от 0,5 до 2 минут. Затем переходите к ваджроли мудре (врикшасана, поза скорпиона). Опираясь на локти и предплечья, поднимите голову (из стойки на голове) и осторожно опустите ноги, стремясь пятками коснуться затылка (разучивайте эти позы у стены на подстилке из тонкого одеяла).Сохраняйте концентрацию на копчике. Затем медленно опуститесь назад и лежите, не отрывая головы от пола 3-5 минут. 4. Табаги Мудра. Она соответствует пашимотанасане. Сядьте на пол, вытянув ноги, возьмитесь руками за пальцы ноги и наклонитесь вперед, стремясь коснуться лбом коленей. После максимального наклона расслабьтесь. Пребывайте в этой позе без напряжения, спина прямая, голова расслабленно свисает вниз. Сделайте вдох, и на задержке начинайте движение диафрагмой, то втягивая, то вытягивая живот. Это динамическая удияна бандха. Почувствуйте, как при каждом качании волны энергии идут от копчика вверх по спине до аджны. Сделайте вдох–выдох и повторите удияну, делая максимальное количество качаний. Энергия идет по растянутой поверхности ног и спины в голову, оттуда плавно стекает вниз к животу и копчику. Проделайте удияну 3–5 раз. Затем выпрямитесь, лягте на спину и расслабьтесь. Проведите релаксацию 10 минут. Цель этих йогических упражнений – очищение тела, подготовка его к Подъему Кундалини, исправление изъянов позвоночника. Этот ритуал является продолжением данных в тантрической раджа-йоге упражнений. Его цель – приведение
человека в спокойное и уравновешенное состояние сознания, в состояние отрешенности и глубокого покоя. Если делая асаны вы не переходите в такое состояние, то увеличьте время поз и сосредотачивайтесь на спокойном ровном дыхании, отгоняя мысли. Следующие мудры являются более сложными и их следует выполнять, освоив предыдущие, а также владея пранаямой. В йоге есть три основных “бандхи, которые следует освоить прежде, чем приступить к практике высших мудр. Бандха в переводе означает – замок. Эти бандхи замыкают точки энергии и размыкают три замка (пробки), стоящих на пути к Кундалини. Первая пробка находится в области копчика, лин-гандха чакра. Она преграждает вход Кундалини в неподготовленное тело, находящееся в оковах стимулов и реакций (ида и пудгала), ее размыкают мулабандхой. Мулабандха – это зажатие мышц ануса и гениталий вместе с задержкой дыхания и одновременной концентрацией в муладхаре. При этом энергия иды и пудгалы собирается в копчике и входит в сушумну. Усилием волевой концентрации при проявлении жара в промежности эта бандха переходит в ашвини мудру, ритмическое расслабление и сокращение мышц ануса и гениталий. От такой вибрации вьяна – энергия муладхары, разлитая по телу, возгорается и волнами жара поднимается вверх по сушумне. Если для поднятия жара вместе с ашвини делают бхастрику, ритмические вдохи и выдохи с зажатием мышц ануса на выдохе, это успокаивает волны жара и способствует введению Кундалини в ваджрини. Это сопровождается легкостью и дрожанием тела. В этом случае ашвини начинает делать само собой. Затем нужно перейти в уджайн и к задержкам дыхания с концентрацией в муладхаре. Эта бандха замыкает выброс энергии из тела через нос. Поэтому ее применяют в тантре. Она останавливает семяизвержение, оргазм. Тантрик избавляется от поллюций, импотенции и других нежелательных моментов. Направляя энергию свадхистаны вверх, он может продлить половой акт. Удияна бандха размыкает вторую пробку, стоящую между почек в акитра чакре. Эта пробка предохраняет человека, еще не владеющего своими чувствами, от чрезмерного их усиления за счет Кундалини. Только изживший в себе зло способен преодолеть эту пробку. На физическом уровне эту пробку размыкают удияной. В начале удияна делается как агнисара дхаути (очищение огнем), т.е. ритмичные колебания диафрагмой вперед-назад (см. Табаги мудра). Затем её делают, просто максимально подтягивая живот внутрь, на выходе сосредотачиваясь в манипура чакре. Эта бандха проталкивает далее Кундалини. Поднимая вверх саману (энергию манипуры), эта бандха избавляет человека от всех болезней, побеждает смерть и сохраняет молодость. Я видел мнoгo тантристов Тибета, которые в свои 200-300 лет выглядели как 18-20-летние юноши и девушки. Выдавали их только глаза, в которых отражалась бездонная глубина божественного сознания. Джала бандха. Она устраняет пробку, стоящую в области затылка (лалана чакра). Она предохраняет индивидуальное сознание в аджне от преждевременного перехода в нирваничсское. В сахасраре человек должен чувствовать себя как бы за или над головой, как свидетель тела, чувств и ума, тогда его
сознание готово. Иначе при преждевременном подъёме Кундалини он просто проваливается в бездну и может повредиться в уме. Таким образом, пробки защищают человека от преждевременного подъёма Кундалини. Своевременность подъёма Кундалини связана с овладением: 1. Телом. 2. Чувствами. 3. Умом, за счёт медитации и других йогических практик. Вот почему многие учителя говорят о запрете чисто физического подъёма Шакти. Но вас это не касается, ибо вы можете всё знать через мои книги и обратившись к помощи моих адептов, а также сохраняя связи со мной во время своих практик. Конечно, это касается только неофитов школ. Намаете Хари Хара Ом Рам! Джаландхара – это прижатие подбородка к груди, позвоночник при этом должен быть прямым, с концентрацией сознания на затылке (лалана чакра) (о 21 чакре см. “Эзотерическая астрология”). Джала не даёт выходить уда! [с (энергия вишудхи) и пране (энергия анахаты) через передний канал, т.е. через рот и голову (мысли), и направляет их ток вниз, а затем вверх по сушумне до аджны. 5. Маха мудра. Сядьте на левую пятку, так чтобы она была прижата к промежности, правую ногу вытяните вперёд, она образует с левой прямой угол, возьмитесь правой рукой за стопу правой ноги, а левой – за её носок, правым ухом постарайтесь коснуться правого колена (ардха бху-манасана). Эта поза очищает ида нанди. Сделайте вдох и мулабандху, выдохните и добавьте удияну. Через 2-5 минут поменяйте положение на противоположное для очищения пудгала нанди. После махамудры проделайте сурьябхсда и сахита (см. Пранаяма) в течение 10-20 минут. После полного очищения нанди можно приступить непосредственно к подъему Кундалини. 6. Шакти галаги мудра. Сядьте в тантрасидхасана (поза для пробуждения сверхвозможностей). Сядьте на левую пятку, прижатую к промежности, правую пятку прижмите к области низа живота, при этом энергия левой дающей ноги (для женщин поза выполняется наоборот) идет в муладхару и поднимается к свадхистане, куда ее притягивает правая берущая нога (для женщин левая). Обратная поза будет аскетичной, она будет уменьшать энергию свадхистаны. Позвоночник прямой, руки в джнана мудре на коленях, надха мудра, дыхание телад юкта. Произнесите еще раз молитву Кундалини и мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Если вы упражняетесь вместе с партнером, то сядьте спина к спине. Делайте уджайн, гудящий вдох через ноздри, почувствуйте, как этот звук будит Кундалини. Энергия вместе со вдохом входит в область низа живота. Делайте джала и мула бандхи. Задержав дыхание, представьте, как красная спираль Кундалини ввинчивается через копчик и идет вверх по позвоночнику до манипуры. Сосредоточтесь в муладхаре, сделайте выдох через правую ноздрю (это отправляет энергию к тонкому телу), задержите дыхание и сделайте удияна, джала и мула бандхи. Концентрируйтесь на пробуждении Кундалини, тяните ее снизу волевым усилием, но без лишнего напряжения. Сделайте вдох через обе ноздри и проделайте бхастрику, 40 быстрых дыханий, затем снова приступайте к уджайн, гудящий вдох, удана прана, сатана апана, вьяна, концентрируйтесь усилием воли в муладхаре, делайте джала бандху и ашвини. Сосредоточьтесь на красных волнах жара при каждом сокращении ануса, мысленно произносите ЛАНГ, ЛАНГ, ЛАНГ, чтобы разбудить Кундалини, выдохните через левую ноздрю и осуществите маха ведху, джала удияну и ашвини, затем вдох и бхастрику. Повторяйте это несколько раз, пока не почувствуете волны жара. Затем сосредоточьтесь в анахате вместо муладхары и произнесите ЯНГ, ЯНГ, ЯНГ. Представляйте зелено-желтую спираль, идущую до вишудхи, тяните Кундалини выше, почувствовав легкость и дрожь. Сосредоточьтесь в области затылка и аджны, произносите ХАНГ, ХАНГ, ХАНГ, Представьте ультрамариновую спираль, идущую до сахасрары, добейтесь состояния эйфории и расширения в области головы. Затем поменяйте тантрасидха-сану на противоположную и сядьте с прямым позвоночником. Почувствуйте движение кундалини по всему позвоночнику до сахасрары, где должно наблюдаться давление и щекочущее чувство. Откройтесь Пара-машакти, которая снисходит сверху навстречу субкундалини и движется вниз до копчика. Сосредоточьтесь на благодати Святого Духа, снисходящего в вас. Пойте ОМ Мани Падме Хум! 7. Иони мудра. Сядьте в падмасану. Сделайте каки мудру. Вытяните губы
трубочкой и втяните через них воздух, проглотите последний и, закрыв большими пальцами уши, а средними глаза, сделайте джала и мула бандхи. Прислушайтесь к появлению необычных звуков. Кроме шума крови вы будете слышать трели, звон колокольчиков и т.п. звуки тонкого мира. Это шипение Кундалини. Перед глазами вы увидите пятна света и даже целые картины (Кундалини открывает глаза). Это звуки и цвета тонкого плана. Проделайте каки мудру от 3 до 7 раз. Когда вы будете хорошо слышать анахата нади и видеть сукшмавадья, то это упражнение пратьяхары можно осуществлять в спокойном тихом месте, без прижатия глаз и ушей пальцами. Вместо задержки дыхания тогда делайте брахмари (длинный вдох). Эти упражнения развивают ясновидение и яснослышание. 8. Дхарани мудра. Когда дыхание бхастрика само переходит в свою противоположность – мурчха, сосредоточьтесь на муладхара чакре. Почувствуйте, как в нее входит Шакти и открывает ее. Вы наполняетесь состоянием этой чакры. Мурчха сопровождается мысленным или голосовым пением мантр чакр. Мантры поются на полном, глубоком и медленном выдохе, затем делается короткий вдох и т.д. Если йогин освоил иони, то дхарана мудра сопровождаемая мурчхой, выводит его в тонкий мир: на свадхистанс, в эфирный; на манипуре – в виталический и т.п., вплоть до ментального. Мурчхой вы как бы выжимаете весь воздух из легких, оставляя их пустыми, при этом тонкое тело может выйти из физического и находиться в своем мире: астральное – в ма-халоке, ментальное в джана и т. п. Дхарана выявляет все сиддхи тонких тел, т.е. все парапсихологические способности (подробно о Дхаране и самадхи см. “Тантрическая раджа-йога”, ”Эзотерическая астрология”). 9. Мандуки мудра. Сосредоточьтесь в аджне, приводя туда Кундалини и произнося мантру Со-Хам, практикуйте дыхание кевали (максимально длинный вдох и выдох), созерцая при этом Шри-янтру. 10. Самдхави мудра. Переход к дхьянс. Необходимо положить на ладонь левой руки тыльную часть правой и соединить большие пальцы или положить левую руку на правое колено, а правую – на левое. Почувствуйте себя созерцателем, высшим “Я”, Духом, почувствуйте свою индивидуальность вне тела, чувств и ума. Повторяйте Со-Хам, т. е. Я – Он, Я – Вселенная, Я – Абсолют. 11. Кхечари мудра. Переход в самадхи. Повторяя Ом (имя всевышнего), сосредоточиться в сахасраре и слить свое сознание с его космическим сознанием. Когда Кундалини по брахма нанди поднимается к сахасраре, оно возвышает сознание, т. е. поднимает наше “Я” из аджны в сахасрару, человек из сансары переходит в нирвану. Тайну последних трех мудр раскрывает адепту учитель и сам Господь. Вначале необходимо просто проводить концентрацию в данных 7 чакрах, проводя в каждую кундалини. Вначале концентрация должна быть 5 минут на каждой чакре, а впоследствии, при раскрытии чакры, необходимо проводить дхарану по 2 часа на одной чакре, в которую входит кундалини (дополнительно см. Йогарадж “Великая тайна”). Кундалини Шакти, энергия творчества, и открытие ее – процесс творчества. Нельзя приближаться к нему без вдохновения и благоговения. Аум! Идущим великим путем успеха. Аум! Милость и благословение да пребудет с вами! Гуру Сотиданандана. Далее мы даем тантрическую кату школы Ахарата Гуру Вараверы. Этот шиваистский ритуал нисколько не отличается от тибетской тант-ры. Он описан в духе Школы Астрального каратэ. Однако вы можете придерживаться в нем духа тибетской тантры и проводить его в более мягкой форме. Это не меняет сути при сохранении Духовного подхода к Великому Тантрическому Пути. Аум!
|