Студопедия — ЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ» К.Н. ЛЕОНТЬЕВА И КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ» К.Н. ЛЕОНТЬЕВА И КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА






Below is a table that provides some examples of the accounting job opportunities at large and small CPA firms:

 

 

ЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ» К.Н. ЛЕОНТЬЕВА И КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА

славизм и греки» и «Панславизм на Афоне». Чуть раньше, в 1871 г., Леонтьев изложил свою теорию спасения славянства в программной работе «Византизм и Славянство». Весной

1874 г. он вернулся в Москву. А в 1875 г. работа «Византизм и Славянство» была впервые напечатана в «Чтениях в Импера­торском обществе истории и древностей российских при Мос­ковском университете».

В конце 1879 г. Леонтьеву поступили два предложения. Одно от его давнего поклонника и друга Т.И. Филиппова, оно касалось места цензора в Москве, а другое от князя Н.Н. Го­лицына, приглашавшего Леонтьева к редактированию газе­ты «Варшавский дневник». Приняв второе предложение, Ле­онтьев поехал в Варшаву. И хотя издание просуществовало недолго, встретив неразрешимые материальные затруднения, эта работа в течение 1880 г. завершила кристаллизацию консервативного мировоззрения Леонтьева. В 1881 г. он стал цензором Московского цензурного комитета и занимал этот пост шесть лет. После выхода в отставку Леонтьев поселился в Оп-тиной пустыни. Некоторый опыт жизни в монастыре у него был: помимо посещения монастырей Афона, с весны 1874 г. до весны

1875 г. он был послушником Николо-Угрешского монастыря недалеко от Москвы. Пребывание в монастыре раздвинуло го­ризонты его духовной индивидуальности и укрепило убежде­ния. В 1891 г. Леонтьев принял тайный постриг под именем Климента. В августе того же 1891 г. он переезжает в Сергиев Посад, где менее чем через три месяца — 12 ноября — умирает. Его похоронили в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лав­ры около храма Черниговской Божией Матери.

Творчество Леонтьева стало проявлением одного из «ликов» тех гигантов, которые щедро насыщали духовную русскую жизнь в XIX в. и которыми была так богата Россия.

Жизнь Леонтьева была полна неудач, и он прошел ее оди­ноко и печально. Своеобразные идеи отбрасывали Леонтьева в сторону русских реакционных кругов, но близость к ним обычно исчерпывалась политическими вопросами. В.В. Зень-ковский увидел причину данных обстоятельств в самих идеях и глубокой принципиальности Леонтьева, для которого недо­пустимо было брать в расчет «статистику данной минуты как нечто вечное и непреложное».

Многообразие действовавших сил (политических, нацио­нальных, религиозных) стимулировало интеллектуальный и духовный поиск Леонтьева в сфере историософии и социаль-

ного анализа состояния российской государственности, ее отношений с православными и славянскими народами «Вос­тока», под которыми в первую очередь понимались балкан­ские на|юды. Все написанное но этим проблемам.'Чеомтьоным имеет несомненную ценность для исторической пауки и зву­чит не только актуально, но и злободневно.

Леонтьев самоидентифицировал себя как Теоретические охранителя и считал, что такая позиция тре- основания бует особой гражданской смелости. «Охра- концепции нение» достигнутого прежде цветения, спа­сительное замедление разрушительного движения, момент застоя в процессе развития — все это зада­чи необходимые, но в обществе непопулярные. Всякая исто­рически значимая человеческая общность, по Леонтьеву, пе­реживает три стадии: первоначальной простоты, сложного дифференцированного цветения и, наконец, вторичной щю-стоты, или смесительного уравнения (на все обычно уходит около 1000 лет). Поскольку Россиян парсiнппанне Александ­ра II вступила в последний, третий, период своего развития, задачи общественного охранительства, с учетом возраста Рос­сии, по мнению Леонтьева, выходят на первый план.

Леонтьев учитывал возрастающее значение теории в исто­рии человечества в связи с ростом его самосознания. Наибо­лее перспективной он считал теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского1, признававшую в каждой особой культуре четыре осноны:религиозную, государственную, эко­номическую и культурную (науку, философию, искусство). Книгу Данилевском i ч Россия н Европа» Леонтьев называл

«катихизисом» славянофильства в начале 1870-х гг. По его словам теория Данилевского — это «нечто вроде научной ос­новы для избрания дальнейшего самобытного исторического пути (если возможно), или, по крайней мере, дальнейшего ис­торического мышления». Он многое мог простить Данилевс­кому «за тот умственный фундамент, который он нам дал, за тот общий очерк плана, который он нам начертил, предостав­ляя нам самим развивать, что можем дальше, не выступая из основных его границ!» Какое же здание, по мнению Леонтье­ва, можно было построить на умственном фундаменте, остав­ленном Данилевским?

Леонтьев был согласен с Данилевским в том, что «Византизм» Европа разлагается и <тужен новый культур­ный тип, новая государственная культура».

Одним из первых русских мыслителей Леонтьев увидел и оценил всю мощь идей Французской революции 1789 г. и гро­зившую России катастрофу. Он искал выход и думал, что на­шел его в возрождении идеи византизма. «Не стройте радуж­ных демократических надежд, не тащите идей с Запада, посмотрите на свою историю, поймите, ваша свобода — это сво­бода принять единственный естественный удел, каким бы убо­гим он не казался. Почему мы не возмущаемся, что нет свободы в природе? Не возражаем против смерти по старости?»

Понятие «византизм», одиозное со времен П.Я. Чаадаева, видевшего в нем причину отсталости России, Леонтьева не страшило. Под архаическим именем «византизма» Леонтьев понимал «религиозно-культурные корни нашей силы и наше­го национального дыхания», не видя причин патриотически обижаться на сам термин. Как и А.С. Пушкин, он считал: гре­ко-византийское достояние настолько глубоко усвоено и так органично претворено в русских национальных формах, что воистину стало «нашим русским православием и нашим рус­ским самодержавием» со всеми самобытными отражениями православной государственности в нашей культуре. Что видел Леонтьев в формуле «византизм — есть царь плюс церковь»? Византизм воплощал у него идеал структуры, организации, иерархии и расслоения, неумолимого неравенства положений при всеобщей связанности, соподчиненности множества раз­нородных частей.

Леонтьев считал, что Византия дала России фундамен­тальные принципы, национальный характер и культурную идею. В государственной организации — самодержавие,

в религии —православное христианство, в нравственном смысле — антитезу всеобщего равенства и всеобъемлющей свободы. Византийский православный дух с его разочарова­нием в земной жизни отразился в пассивно-трагическом ми­росозерцании русского народа. «Характер трагического сво­еобразия — вот чем велика русская душа, и трагическое в жизни народа — все», — писал Леонтьев. Дух византизма освещает отношение русских к художественному творчеству, искусству. Русское искусство — это тоже порождение визан­тизма. Леонтьев был убежден, что влияние византизма на Россию и Европу было разным. Если Россия усвоила его суть, так как других устоев не оказалось, и ей византизм принес монархические и религиозные всходы, то Европа испытала лишь внешнее влияние, имевшее следствием Возрождение. Для Леонтьева необходимость духовноорганизующего, дис­циплинирующего начала во имя сохранения культуры и ее развития была очевидна. Он считал, что идея прогресса, ес­тественная для западной культуры, для России, стоявшей на принципах византизма, была чужой.

Леонтьев упрекнул Данилевского в том, что, перечислив десять культурных типов (египетский, китайский, халдейс­кий (ассиро-вавилоно-финикийский), индийский, иранский (персидский), еврейский, греческий, римский, новосемити­ческий, или аравийский (мусульманский), и романо-гермаи-ский (европейский), он «забыл Византию». Между тем пер­вым в истории государством христианского вероисповедания была Византия.

Анализ идеи государственности и соотношения прогресса и охранительства (реакции) привел Леонтьева к мысли о том, что смена государственных форм, возможно, и полезна для вселенной, но не для длительного сохранения самих отдельно взятых государств: «Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях от начала до конца».

Правильный выбор государственной задачи может быть основан только на знании исторических тенденций. Силу Рос­сии Леонтьев видел в ее государственности и предостерегал; «Ее надо беречь». Одним из аргументов был сам факт вырабо­танной долгой государственной выправки, привнесенной в характер нации прочным существованием «национальной по­пулярной монархии».

Гипотеза В основе своеобразной концепции развития

развития Леонтьева была неординарно понимаемая идея прогресса. В его суждениях исследова­тели находят влияние Гегеля, Сен-Симона, Конта, Спенсера. Оговоримся сразу, обновление, по мнению Леонтьева, неизбеж­но во всем: «От движения вперед, от изменений к упадку ли они ведут или к развитию лучшего, во всяком случае устра­ниться нет возможности».

Не принимая прогресса как понятия простого движения вперед, Леонтьев видел его настоящий смысл в самом движе­нии от первобытной простоты к «цветущей сложности». Он старался снять с расхожих слов «реакция» и «прогресс», «сво­бода» и «деспотизм», «консерватор» и «либерал», «застой» и «движение» закрепленный за ними обществом знаковый смысл «твердых» оценок, настойчиво объяснял их относительность и односторонность. Истина всегда конкретна. В этом Леонть­ев был убежден.

Выступая против трактовки прогресса, утвердившегося со времен французских энциклопедистов, и называя такой про­гресс разрушительным, либеральным, эмансипирующим, про­цессом демократизации, он не мог его принять, так как этот прогресс вел от высшего к низшему и простейшему, был эгали­тарным. Он все уравнивал, тем самым создавал условия для вырождения самобытной, «сложной системы отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравственных, философских и художественных), которая вырабатывается всей жизнью нации» и только и может считаться настоящей «цивилизацией, культурой».

Революция, ассимиляция, эгалитарно-либеральный прогресс, понятый «не как развитие, не как дифференцирование в единстве, а как уравнение и ассимиляция», были для Леонтьева синонима­ми. В этом случае Леонтьев считал возможным использовать тер­минологию Прудона. Еще в 1850-х гг. тот дал определение рево­люции как общей ассимиляции (до полного однообразия) всех людей, в том числе и умственной, при всеобщем земном умерен­ном благоденствии, в свою очередь возведенном в ранг высшей справедливости. Леонтьев предостерегал от социального ковар­ства «справедливого» и «разумного» «все уравнивания», культа эталонов и стандартов — буржуазного ли, коммунистического ли, ведущего к неизбежному в будущем рабству.

Работы Леонтьева «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» (начатая 1872 г., она была оставлена

«Чем и как либерализм нам вреден» (1880) продолжили тему, поднятую Герценом в размышлениях о европейском мещан­стве, и стали предтечей работы Д.С. Мережковского «Хам гря­дущий» (1906).

«Эгалитарно-либеральный прогресс» цивилизации неиз­бежно вел к революции, результатом которой становится то­тальное торжество «среднего человека», уничтожение ориги­нальных и самобытных национальных культур, воцарение серой и однообразной стандартно-рационализированной дей­ствительности. Локомотив российской и мировой цивилиза­ции по ощущению Леонтьева несся в никуда, к гибельному разложению. На эту перспективу он давал «реакцию», проти­вопоставляя ей «творческий консерватизм». Для Леонтьева главным был результат исторического развития, по которому опознается само явление.

Прогресс— это не непременное улучшение, а новое перерож­дение тягостей жизни в новые виды страданий и стеснений че­ловеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессими­стической, а не благодушной, ожидающей весны. В целом процесс развития мыслился им как восхождение от простейше­го к сложнейшему. Приоритет отдавался постепенной индиви­дуализации и обособлению. Развитием считался уход от бесцвет­ности и простоты к оригинальности и сложности; постепенное усложнение элементов сословных, увеличение богатства внут­реннего и в то же время постепенное укрепление единства. Поэтому и высшая точка развития рассматривалась как выс­шая степень сложности, объединенная неким внутренним дес­потическим единством.

Основная идея мировоззрения Леонтьева состояла в необ­ходимости и благости неравенства, контраста, разнообразия. Для него она была идеей социологической, биологической, моральной, эстетической и религиозной. Бытие понималось как неравенство, а в равенстве виделся путь в небытие. Стрем­ление к равенству, смешению, единообразию рассматривалось как враждебное самой жизни. Гармония, по Леонтьеву, — это единство в разнообразии, она не только не исключает борьбы и страданий, но даже требует их. Изучение этих процессов ос­ложняется отсутствием статистики человеческого горя и бла­гополучия.

Не отрицая необходимости некоторой степени всеобщего сходства (ассимиляции) «для всякой высшей степени разви-

тия (для наибольшего единства в наисильнейшем разнообра­зии)», Леонтьев считал, что «социальное смешение влечет за собою психическую смуту, неустойчивость убеждений, смеше­ние понятий, неясность или неопределенность чувств и т. д.».

Демократическая ассимиляция, по глубокому убеждению Леонтьева, никакого иного порядка, кроме собственного, при­знавать не хочет, и именно этим негативно противостоит хрис­тианству, которое «издавна уживалось с весьма разнородными порядками». В православии «степень ассимиляции достаточ­ная, она не чрезмерная». Опасным следствием демократизации Леонтьев считал неизбежность разрушения всех существующих особых ортодоксии, особых культур, уничтожении «всечелове-чества» на земле.

Человеческая жизнь, по Леонтьеву, существует до тех пор, пока не исчезло культурно-историческое своеобразие: «В од­нообразии — смерть». А ее и несут космополитические рево­люционные тенденции: «Все, что служит космополитизму, все, что служит всемирному ускоренному движению и общению, хотя бы самым невинным и непреднамеренным образом, — служит поэтому всеобщему разрушению жизни на этой земле». Опре­делив, таким образом, тенденцию, Леонтьев искал ей соци­альные и культурные противовесы.

Один из таких противовесов он видел в дворянстве. «Дво­рянство наше, например, что оно «консервативно» или нет? Вот важный вопрос, ибо хотя дворянство как сословие уже почти не существует de facto с 1861 года; но оно в провинции продолжает играть первенствующую роль: во-первых, как «интеллигенция», а во-вторых, как крупный землевладельческий класс. Что такое это нынешнее дворянство?» — ставил в 1880 г. вопрос Леонтьев в работе «Чем и как либерализм наш вреден».

В другой статье 1891 г. «Достоевский о русском дворянстве» Леонтьев писал о дворянстве как высшем типе культурных русских людей, который уже выработал законченные формы чести и долга. «Там — хороша ли эта честь и верен ли долг — это вопрос второй; но важнее для меня именно законченность форм и хоть какой-нибудь да порядок, и уже не предписанный, а самими, наконец-то, выжитый. Боже, да у нас именно важнее всего хоть какой-нибудь да свой, наконец, порядок! В том за­ключалась надежда и, так сказать, отдых: хоть что-нибудь, на­конец, построенное, а не вечная эта ломка, не летающие по­всюду щепки, не мусор и сор, из которого вот уже двести лет все ничего не выходит».

И вторая его мысль, по словам автора, «простая и ясная до грубости, но доступная немногим», подчеркивала недопусти­мость «племенного национализма» в политике: «Русским в наше время надо... стремиться со страстью к самобытности ду­ховной, умственной и бытовой». Леонтьев считал себя сто­ронником «культурного национализма», противопоставляя его национализму «племенному». Истинно национальное свое­образие он видел в своеобразии культурном, обособляющем «нас в быте, духе, учреждениях».

Противник панславизма, Леонтьев писал: «Нужно теперь не славянолюбие, не славянопотворство, не славяноволие, — нужно славяномыслие, славянотворчество, славяноособие...' Пора образумиться». Племенному, или этническому, често­любию, противопоставлялась четырехосновность культур­но-исторического типа.

Историософские представления Леонтьева

Концепция сложились поздно, в границах его религиоз­ного сознания. Общие принципы историосо­фии он проверял на исторических проблемах России и Европы.

Золотой век византизма был по Леонтьеву в IV в. во времена Константина. Следующие 500 лет Запад и Восток существова­ли в единой культуре. В IX в. при Карле Великом романо-гер-манская Европа обособляется и создает новую цивилизацию, лишенную внутренней связи с Византией (рыцарство, кресто­вые походы, феодализм). С этого времени византийская и за­падная культуры развиваются почти независимо, каждая по своему циклу.

В XV—XVII вв. наблюдается расцвет европейской циви­лизации. В XV в. гибнет Византия. Но ее культура, отчасти в превращенном виде, сохраняется в России, переживающей пе­риод подъема. Византийские начала с XV в. укрепляются в русском самодержавии, Русской православной церкви, рус­ских национальных нравах, привычках, модах, обычаях, вку­сах, укладе жизни, архитектурно-пространственных образах, иконе и т. д. Леонтьев искал не только форму органического развития общества, но и форму его наибольшего совершен­ства и высшего цветения. Концепция Леонтьева защищала сво­еобразие путей развития каждой нации, каждой культуры.

Русское общество прошло в своем развитии (истории) три этапа:

до XVII в. — период первичной, эпической простоты и патриархальности;

2) XVII—XVIII вв. — период сложного цветения (или «цве­тущей сложности») с многообразным и гармоническим твор­чеством и развитием, объединенными в высшем духовном и государственном единстве; к XVIII в. западная культура уже пережила расцвет;

3) XIX в. — период вторичного смешивания и упрощения (смесительного упрощения) с последующим разложением и ги­белью, вызванными уничтожением разнообразия и все урав­нительным прогрессом, появление «среднего человека». Он ясно видел, что самодержавная Россия в конце XIX в. вступа­ла на необратимый путь третьего этапа.

Леонтьев писал: «Какое бы развитие мы не взяли, болез­ни ли (органический сложный и единый процесс), или жи­вое, цветущее тело (сложный и единый организм), мы уви­дим одно, что разложению и смерти второго (организма) и уничтожению первой (процесса) предшествуют явления: уп­рощение составных частей, уменьшение числа признаков, ослабление единства, силы и вместе с тем смешение. Вот почему постепенно понижается, мешается, сливается, а по­том уже распадается и гибнет, переходя в нечто общее, не собой уже и не для себя существующее. Перед окончатель­ной гибелью индивидуализация как частей, так и целого слабеет. Гибнущее становится и однообразнее внутренне, и ближе к окружающему миру, и сходнее с родственными, близкими ему явлениями (т. е. свободнее)».

Леонтьев положительно оценивал деятель- Характеристики ность Петра I, хотя благодаря ей Россия стре- исторических мительно утрачивала свой византийский об- деятелей лик £г0 0ценка учитывала, во-первых, то

обстоятельство, что преобразования не изме­нили и не могли изменить сущности. И во-вторых, именно с Петра «явилось то разнообразие, без которого нет творчества у народов»; дворянство «начало расти умом и властью, несмот­ря на подчинение Царизму»; а сам «деспотизм Петра был про­грессивный и аристократический».

Екатерине II была тоже дана положительная оценка. К ней Леонтьев пришел, основываясь на сравнительном анализе по­литики Петра I и Екатерины П. Он сделал вывод об их одно­типности, так как либерализм Екатерины II имел «решитель­но тот же характер», что и деспотизм Петра I. Политика Екатерины «вела Россию к цвету, к творчеству и росту. Она усиливала неравенство. Вот в чем главная ее заслуга». Был и общий итог: «Русь все росла и умнела».

О руководителях крестьянских войн Леонтьев писал иначе и только в связи с принципом легитимизма, который, с его точ­ки зрения, исповедовал русский народ. Считая, что «без вели­ких волнений не может прожить не один великий народ», Ле­онтьев видел «в душах бунтующих глубоко консервативные начала». Разин потерпел поражение, когда его люди убедились в несогласии с атаманом государя. Пугачев был умнее и выда­вал себя за Петра III, обманув, таким образом, народ. Успех крестьянского выступления мог держаться ровно столько, сколько держался обман. В итоге народ послушался своих ца­рей, потому что был ответствен.

«Начало истории кладет всегда неизгладимую печать на всю дальнейшую роль народа; и черта, по-видимому, не важная, не резкая вначале, разрастаясь мало-помалу, принимает, с течением времени, все более и более грозный вид», — считал Леонтьев.

В публицистике Леонтьева центральное ме~

Восточный сто принадлежит Восточному вопросу, кото- вопрос рый он называл «великой идеей». Он был для

мыслителя одновременно роковым и глубо­ко трагическим: «От рокового роста вашего на Востоке и от вли­яния на славянский запад мы не спасемся». Восток — это в дан­ном случае Османская империя и балканские народы.

Леонтьев знал Восточный вопрос не понаслышке и отно­сился к нему эмоционально: «За настоящий Восточный воп­рос стоит страдать и жертвовать жизнью и всем достоянием!» Прожив на Востоке более 10 лет, «присматриваясь ближе к делу и размышляя о нем...», он проанализировал его анатомию и вы­делил две составляющие: внешнюю доминанту — противосто­яние Западной Европе и драгоценное внутреннее ядро — про­блему культурно-исторического типа славян и православного мира. Леонтьев был убежден, что западные влияния разлага­ют местную старину не только в России, но и на Востоке. По­этому борьбу (духовную и кровавую) за самобытность он от­носил к категории «залогов истории».

Любопытная, особая, политическая судьба этой деспотичес­кой России, писал Леонтьев, «счастливая ли она или несчаст­ная, не знаю. Интересы ее носят какой-то нравственный ха­рактер поддержки слабейшего, угнетенного». Интересы России везде-более или менее совпадают с желанием слабейшего. «Сила государственная выпала в удел великороссам. Эту силу великороссы должны хранить как священный залог истории» — такова нить размышлений Леонтьева. Он считал, что «Рос-

сия миролюбива вследствие широты своей, и вещественной, и духовной. Эта широта есть ее исторический fatum».

В Восточном вопросе перед Россией разверзлась бездна, разделявшая ее с Европой и рожденная поразившим Европу социальным вопросом. Он показал суть антиномии Запад — Восток и причины агрессивности западной цивилизации. «Весь Запад, малоземельный, промышленный, крайне торговый и по­жираемый глубоко рабочим вопросом», т. е. болезнью, зара­зившей в конце XIX в. Россию. Конституционная и либераль­ная партия «во всей континентальной Европе оказалась решительно пустоголовой и годной только для перехода к анар­хии», считал Леонтьев. Тогда как «весь Восток, многоземель­ный, малопромышленный и не имеющий рабочего вопроса, по крайней мере, в том разрушительном смысле (как на Западе, латинском и германском), Восток, имеющий громоотвод ра­бочему вопросу в своей общей многоземельности». Таким об­разом, исходившую от Запада опасность Леонтьев видел в по­разившей его глубокой социальной болезни: либерализации, пролетаризации или буржуазном развитии, которое неминуе­мо, в условиях западноевропейского малоземелья, вело к рево­люции и «грубой и неверующей рабочей республике». Этими же причинами Леонтьев объяснял агрессивность экспансиони­стской политики западных стран. В целях самосохранения они старались разрешить проблему малоземелья за счет других стран и тем самым ослабить процессы пролетаризации у себя, пре­дотвратить или замедлить углубление собственной социаль­ной болезни. Так, США, по мнению Леонтьева, были некоей сточной канавой Старого Света. Он полагал, что в результа­те «насильственного отпадения упрощенной заатлантической Англии», Британия смогла замедлить процесс национально-культурного разложения: смешавшись и упростившись «вна­чале за океаном», она «тем спасла себя от внутреннего взры­ва и от насильственной демократизации дома». Тот же корень имел Восточный вопрос, поэтому он приобретал для Леонть­ева особый оборонительный смысл, направленный против Западной Европы — смысл политический, коммерческий, та­моженный: «Не самой Турции, не султану Россия была и дол­жна быть враждебна; она была и должна быть враждебна за­падным интригам, которые до сих пор так беспрепятственно разыгрывались в недрах организма Турецкой империи, — организма сложного и потрясенного развитием новых, посто­ронних исламу народностей».

На Востоке «оклеветанная и всепрощающая Россия» име­ет, по Леонтьеву, «реальную почву действия»: у нее есть «прак­тическое в этих странах назначение, невыразимо богатое по­ложительным содержанием...». Главная задача состоит в противодействии, по словам Леонтьева, международному (т. е. беспринципному) влиянию в Царьграде, так как международное влияние — «это не что иное» как медленное вскормление само­го отвратительного радикализма». Захват Константинополя должен был стать ключевым моментом. Леонтьев считал, что в Царьграде и проливах заключается существенный и «самый жизненный интерес для России»: «Эти пункты, Царьград и Проливы, так важны во всех отношениях — в церковных, в коммерческих, в военных, политических собственно и даже в культурных (художественных, например)...»

Размышляя об историческом призвании России в славян­ском мире, Леонтьев пришел к выводу о том, что требуется «не соединение и слитие» славянских стран, а нужно искать ком­бинации на взаимовыгодной основе, «искусного тяготения на почтительном расстоянии». Свой «панславизм» он строил не на принципе национальности, а на основе вероисповедания, т. е. православия. «Нужно как можно больше единства церковно­го и как можно меньше — государственного». В православии и православных монастырях Леонтьев увидел точки опоры во внешней политике России на Востоке, «созданные самой ис­торией нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей». Он рассматривал православие как фактор внешней политики и одновременно стержень культурно-ис­торического типа: «Православие или, другими словами, куль­тура византийской дисциплины и земного аскетизма есть единственный противовес теории всеобщего, мелкого удо­вольствия...» Поступить «неправославно» — значит не пра­вильно, быть не правым.

«Нужен новый культурный тип; но славяне лиразовьют его, как надеется Данилевский?» — в этом Леонтьев не был твердо уверен. В 1884 г. он писал: «Я верил и тогда (1873), верю и те­перь, что Россия, имеющая стать во главе какой-то ново-вос­точной государственности, должна дать миру и новую культу­ру, заменить этой новой славяно-восточной цивилизацией отходящую цивилизацию романо-германской Европы». «По­зднее, и даже очень скоро, я понял, что все славяне, южные и западные, именно в этом, столь дорогом для меня культурно-оригинальном смысле, суть для нас, русских, не что иное, как

неизбежное политическое зло, ибо народы эти до сих пор в лице «интеллигенции» своей ничего, кроме самой пошлой и обыкно­венной современной буржуазии, миру не дают». Тогда же он при­знал ошибкой Данилевского «доверчивое славянолюбие»: «Мож­но желать добра славянам, можно даже помогать им искренно, когда их кто-нибудь теснит, но считать их всегда и во всем жерт­вами, или невинными, или ни при каких условиях не могущими нам, русским, вредить — было бы слишком наивным...»

Демократизм и национализм, по Леонтьеву, всегда имеют антиправославный характер. Они не совместимы с русскими государственными интересами. Узкий славизм опасен для Рус­ского царизма, поддерживающего «этнографических сирот Востока». «Россия не была и не будет чисто славянской дер­жавой. Чисто славянское содержание слишком бедно для ее всемирного духа», — подчеркивал Леонтьев.

«У России будут всегда какие-нибудь частные несогласия с западно- или юго-славянским миром». Россия «поставила себе правилом: поддерживать и защищать гражданские права христиан и вместе с тем умерять по возможности пыл их по­литических стремлений». «У каждого из этих государств бу­дут свои особые интересы, в которых они могут расходиться как между собой, так в особенности с Россией» к такому на­блюдению после долгого пребывания на Балканах и в Турции Леонтьев пришел в 1873 г.

Историю отношений России с балканскими народами Ле­онтьев показал в динамике и с учетом исторической перспек­тивы: «Не вина России, конечно, что обстоятельства перерос­ли, наконец, ее средства в этом вопросе. Не вина России, что все эти народы Востока, выросшие под крылом ее, хотят уже жить по-своему, не справляясь с ее выгодами, не понимая даже иногда, чем и как они могут вредить ей». «А жить с нами, под знаменем нашего давнего, последовательного, многотрудного исторического развития, они, ничем пред историей не обязан­ные народности, свободные от высших исторических задач, вероятно, не захотят...»

Леонтьев проанализировал тенденции в русско-болгарских отношениях накануне создания болгарской государственности в результате русско-турецкой войны 1877—1878 гг., учитывая в качестве факторов воздействия отношения болгар с другими православными балканскими народами, прежде всего сербами и греками. Он обратил внимание на существовавшие между ними противоречия и определил точки соприкосновения. В своем

анализе Леонтьев учитывал психологические особенности на­родов, сложившиеся в результате их исторического роста.

На перспективу примирения болгар и греков он смотрел пессимистично и говорил о такой возможности с оговорками, лишь «постепенно и со временем», и только, если наступит «общая усталость, либо какая-нибудь великая гроза неожи­данных политических катастроф». Подробные характеристи­ки Леонтьев дал отдельным народам: «Болгары, мы знаем, вовсе не агнцы, это народ хитрый, искусный, упорный, терпе­ливый, народ, который заботится теперь лишь о том, чтобы выделить свою народность какими бы то ни было путями из других, более выросших соседних наций». «Болгары не ста­нут, поверьте, стесняться и с нами, русскими,..* - такой диаг­ноз Леонтьев носглнил в 1873 г. «Болгары посягают уже о сю пору н и а сербское племя в старой С'грбии. рассылая туда свое духовенство и своих учителей, чтоб отбить этот край не толь­ко церковпо у вашего племени, ВО И;л нограФНЧ[-ч:ки У сербов». К концу 1860-х ГГ. относится наблюден не Леонтьева о том, что болгарам всего выгоднее, «как они сами иногда сознаются, быть заодно с турками*.

Причины отставания в культурном развитии сербов, по сравнению с православными соседями, Леонтьев объяснял тем, что «ни один из славянских народов не раздроблен так и поли­тически, и культурно, как сербский народ». Сербы же оказа­лись разделены на четыре части: турецкую, австрийскую, чер­ногорскую и белградскую. Раскол в ориентации на Запад и Восток, а также по конфессиональному признаку. «Слабые хранители лревмесербгко! и, своего!*

Исследуя систему международных отношений, в 1870-е гг. Леонтьев отметил тенденции, которые привели к мировым потрясениям уже после em смерти, а тогда только зарожда­лись. Австрия и Германия вступали в противостояние с Рос­сией, Леонтьев показал, что Австрия становится естественным, физиологическим врагом России, Турции 8 греков. Об отно­шениях с Германией Леонтьев заметил: «России нечего от­нимать у Германии. Немцы найдут, что отнять у нас, если захотят».

Для России Леонтьев видел два возможных пути. Один вел к подчинению западной культуре и растворению в ней, тогда как другой — к сохранению самостоятельности, обособленно­сти от Запала, но мог стать реальным только в результате со­знательного выбора России и восстановления принципов ви-

зантизма. «Дисциплина национальных нравов для обществ», по мнению Леонтьева, «спасительнее самых привлекательных качеств общечеловеческой нравственности».

Леонтьев придавал большое значение поня- Модель тию «историческое воспитание», рассматри- общественного вал его как фактор развития и называл воспи- устроиства тателей и предъявляемые к ним требования.

Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще суро­во, иногда до свирепости. Церковь должна быть независимее нынешней, смягчать государственность. Быт — поэтичен, раз­нообразен в национальном единстве. Законы — строже, люди -добрее (одно уравновесит другое). Науки должны развивать­ся в духе глубокого презрения к своей пользе. Таким был социально-политический идеал Леонтьева.

История, современность и будущее России Надежды,виделись Леонтьеву истоком, руслом и ус- пророчества тьем одной реки. Современность связывает и наказы

с прошлым качественная связь, «и тот, кто обвиняет другого за то, что этот другой креп­ко держится за современные основы, обвиняет его в тесной свя­зи и с прошедшим нации, государства и целой культуры», т. е. иными словами, безосновательно.

С.Н. Булгаков писал об «историческом испуге, дребез­жащем мотиве страха» в творчестве Леонтьева. Однако Леонтьеву не был чужд исторический оптимизм: «Глубина нашего хозяйственного расстройства, надеюсь, приведет нас не к гибели, а к вынужденному обстоятельствами само­бытному творчеству. Решение это может приобрести по­зднее и всемирное значение, хотя все-таки не окончатель­ное, как желали бы многие; ибо ничего окончательного в смысле всеобщего и вечного удовлетворения на земле ни­когда и не будет».

Леонтьев размышлял над методикой прогнозирования бу­дущего, которая, с его точки зрения, должна учитывать следу­ющее: «...чтобы не ошибиться... мы должны брать в расчет не одну статистику данной минуты как нечто вечное и непрелож­ное, но и то течение обстоятельств, те залоги, на которых мо­жет зиждеться будущее».

Предрекая рождение новой культуры в XX в., Леонтьев писал, что она «будет тяжела для многих, и замесят ее люди столь близкого уже XX в. никак не на сахаре и розовой воде

равномерной свободы и гуманности, а на чем-то ином, даже страшном для непривычных».

Мотивы апокалипсиса сочетались у Леонтьева с настойчивы­ми поисками выхода: «...мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела». «Погибнет и Россия ког­да-нибудь... Россия может погибнуть только двояким путем, или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем доброволь­ного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. Есть и третий исход. Россия — это нечто вроде исполинской Маке­донии, которая, пользуясь раздорами западных народов, постепен­но подчинит их всех своей Монархической власти».

Размышляя о средствах спасения, Леонтьев задавал себе вопрос: «Нельзя ли объединить социализм с принципом монар­хизма, чтобы спасти Россию от гибели?» Чтобы избежать ужас­ных для российской цивилизации последствий рабочей рево­люции, Леонтьев заботился о проведении необходимых экономических и социальных реформ в интересах рабочих; был готов смириться с установлением в России социализма как об­щественно неизбежного явления, если только он будет пред­ставлять собой «новое корпоративное принудительное закре­пощение человеческих обществ». Для обеспечения более безболезненного перехода к новому социальному строю Леон­тьев предлагал союз мо







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 693. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия