Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 17 страница. 2. Внутри ее — Читрини-Нади, светящаяся светом Пранавы (слог ОМ) и могущая быть достигнутой йогина- ми
2. Внутри ее — Читрини-Нади, светящаяся светом Пранавы (слог ОМ) и могущая быть достигнутой йогина- ми. Она тонка как паутина и пронизывает все лотосы, расположенные внутри ее. Ее природа — чистый разум. Она прекрасна от них (лотосов), нанизанных на нее. Внутри ее — Брахма-Нади, которая простирается от отверстия рта Хары (имя Шивы) до того места, за пределами которого пребывает Ади-дэва. [3] 3. Она (Читрини) прекрасна, как цепочка вспышек молнии; тонкая и нежная, как волокно лотоса, она сияет в умах мудрецов. Она, чья настоящая природа — чистое сознание, предельно тонка, и она воплощение всего (возможного) блаженства. Дверь в Брахман (Брахма-двара) сияет в ее рту. Здесь, в этом месте, вход в область, орошаемую нектаром [4], и оно называется «узлом», а также «ртом» Сушумны. 4. Сейчас мы вступаем в Адхара-лотос. Он прикреплен ко рту (входу) Сушумны и расположен между анусом и половыми органами. У него 4 лепестка малинового цвета, и его головка свисает вниз. На лепестках буквы блестящего золотого цвета от Ва до Са. 5. Здесь Чакра земли, окруженная 8 сияющими копьями. Она ярко-желтого цвета и прекрасна, как молния, и Биджа-Дхары (слог ЛАМ) в ней. 6. Украшенный 4 руками и восседающий на царе слонов, он несет дитя-творца, блистающего как восходящее солнце; у него 4 руки, и четырехкратно богатство его лотосоподобного лица. 7. Здесь обитает Богиня по имени Дакини. Ее 4 руки сияют прелестью, а ее глаза блестяще-красные. Она сверкает, как свет многих одновременно встающих солнц, и она всегда поддерживает проявление чистого сознания. 8. Возле «рта» Нади, называемой Ваджра, и в основании лотоса Муладхара постоянно пребывает сияющее, прекрасное и нежное Кама-Рупа [5], которое — треугольник Трипура [6]. Здесь Вайю, называемое «Кандарпа» [7], еще более красное, чем цветок Бандхуджива, и оно — владыка бытия [8], сверкающее как 10 миллионов солнц. Далее там же говорится так: «Апана тянет Прану, а Прана тянет Апану — так (охотничий) сокол, привязанный веревкой (к руке охотника), притягивается назад, когда он пытается улететь. Пока эти две (Прана и Апана) так противодействуют, они не покидают тело. Когда (их противодействие прекращено) и они согласованны, они покидают тело». В этом же смысле ниже, в стихе 10 Шат-Чакра Ни- рупане говорится о Кундалини, которая посредством вдоха и выдоха поддерживает существование всего мира. 9. Внутри его (треугольника) — Сваямбху в форме лингама [9] (пениса), повернутого головкой вниз [10], прекрасного, как будто он из литого золота. Его можно познать созерцанием, и он формой и цветом напоминает молодой лист. [И] Как очаровывают холодные, подобные цвету молнии, лунные лучи, так прекрасен и он [12]. Божество, которое пребывает здесь, в священном месте Шивы, в блаженстве, формой своей подобно водовороту. 10. Над ним (Сваямбху-Лингамом) сияет спящая Кундалини, тонкая, как волокно стебля лотоса. Она, вводящая собой в заблуждение (иллюзий) весь мир [13], прикрывает собой рот (устье) Брахма-двары. Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и ее свет — как яркая вспышка юной молнии [14]. 11. Ее приятный гул [15] — как едва слышимое жужжание роя обезумевших от любви пчел и как тихий аккорд гармоничной музыки. Это Она, Которая поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха и сияет в полости Муладхары цепью блестящих огней. 12. Внутри этой области (в Сваямбху-Лингаме) господствует запредельная [16] Шри Парамешвари (Высшая Госпожа), пробуждающая вечное знание. Она, с Ее прекрасным искусством творчества, — всемогущее время, и Она, тончайшая из всего тонкого, вместилище того непрерывного потока нектара, который течет из вечного блаженства [17]. Ее излучением освещена вся Вселенная и этот котел [18]. 13. Медитируя над Ней, Которая сияет в полости Мула- лотоса светом 10 миллионов солнц, человек становится господином речи и царем среди людей, посвященным во все учения. Он освобождается от всех болезней, и его глубинный дух становится полным великой радости. Своей изящной и убедительной речью он служит всем главнейшим Богам. 14. А вот лотос (Свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в Сушумне у основания половых органов. На его лепестках — буквы от Ба до Jla с точкой над ними сияющего цвета молнии. 15. Внутри (Свадхиштханы) сияюще-белая область воды в форме лунного серпа и в ней — Биджа ВАМ, сидящий на крокодиле, незапятнанный и белый, как осенняя луна. 16. Хари (Вишну) внутри (в Биджа ВАМ), в своей юной гордости, с голубым светящимся телом прекрасного вида, четырехрукий и одетый в желтые одеяния, несет возлюбленную Шри (Лакшми) и Каустубху (драгоценность Вишну). 17. Это здесь сияет Шакти-Ракини, и Ее излучаемая во все стороны прелесть красоты внутренности голубого лотоса. В поднятых вверх руках Она держит оружие, Она облачена в небесные узорчатые одеяния, и Ее ум возвышается питьем нектара. 18. Медитирующий над этим незапятнанно-чистым лотосом, называемым Свадхиштхана [19], немедленно освобождается от всех своих врагов и недостатков, таких как эгоизм и др. Он становится господином всех йогинов, подобно солнцу, освещающему тьму неведения. Богатство его слов, подобно нектару, струится в хорошо осмысленных рассуждениях, в стихах и в прозе. 19. Над ним (Свадхиштханой) и у основания пупа — светящийся 10-лепестковый лотос (Манипура) цвета тяжелых дождевых облаков. Внутри его — буквы от Да до Пха цвета голубого лотоса и с точкой над ними. Здесь созерцай в форме треугольника область Огня, сияющую, как восходящее солнце. Вне этого треугольника — три знака свастики, а внутри — Биджа огня (РАМ). 20. Медитируй над ним (Биджа РАМ), сидящим на баране, четырехруком, светящемся, как восходящее солнце. Здесь постоянно обитает Рудра, в своем древнем образе и трехглазый. Он цвета киновари, но от пепла, которым Он вымазан, Он кажется белым. Его руки раздают дары и отвращают страх. Он — разрушитель творения. 21. Здесь обитает Шакти-Лакини, благодетельница всего, четырехрукая, с лучащимся телом. Темная, облаченная в желтые одеяния, украшенная всевозможными узорами, Она возбуждена питьем нектара. Медитацией над этим лотосом достигается сила творить и разрушать. Вани (Сарасвати) со всем богатством знания всегда обитает в этом лотосе. 22. Над этим, в сердце, есть прекрасный лотос такого сияющего цвета, как цветок Бандхука с расположенными в нем 12 буквами цвета киновари от Ка до Тха. Этот лотос называется Анахата, и он подобен небесному дереву Калпа (дереву исполнения желаний), которое всегда дает больше, чем просишь. Область Вайю дымного цвета с шестью углами. 23. Здесь медитируй над сладостным и превосходным четырехруким Павана-Биджа, серым, как масса дыма, сидящим на черной антилопе. Также медитируй над расположенной здесь обителью милосердия, незапятнанный Господин которой светящийся как солнце. Его две руки совершают жест, дарящий благо и рассеивающий страх трех миров. 24. Здесь пребывает Какини, желтая, как молния. Возбужденная и благостная, трехглазая, Она благодетельница всего, облаченная во всевозможные украшения. В Своих 4 руках Она несет петлю и череп, делая знак благословения, отгоняющий страх. Ее сердце размягчено нектаром, который Она пьет. 25. В околоплоднике этого лотоса — Шакти в форме треугольника, чье нежное тело — как 10 миллионов молний. Внутри треугольника — Шива-Линга, называемый Бана- Лингам. Он блестящий как золото, и в Его головке отверстие, маленькое, как драгоценность. Это обитель Лакшми. 26. Медитирующий над этим лотосом сердца становится господином речи; подобно Ишваре, он теперь способен оберегать и разрушать миры. Этот лотос подобен небесному дереву желаний; обитель Шарва (Дживатмана), он украшен хамсой (Шивой), Который — как устойчивое пламя свечи в безветренном месте. Волокна, окружающие основание этого лотоса и освещенные «областью солнца», прекрасны (как солнечные лучи). 27. Первейший среди йогинов, он становится необычайно привлекательным для женщин. Мудростью и благородством поступков он превосходит всех. Его чувства полностью под контролем. В напряженной сосредоточенности его ум (полностью) поглощается в сознании Брахмана. Его вдохновенная речь течет, как поток чистой воды. В своей сущности он подобен Вишну, и он способен по желанию достигать другого тела. 28. В горле расположен лотос, называемый Вишуддха (чистый), дымно-лилового цвета. Все буквы, сияющие на его 16 лепестках, малинового цвета, отчетливо видны тому, чей разум (Буддхи) просветлен. В основании этого лотоса — область Эфира круглой формы, подобная полной луне. 29. На белоснежном слоне восседает здесь Биджа Амбара, и Его одеяния белы. Две из Его 4 рук держат петлю и стрекало, а 2 других делают жест, благословляющий и отвращающий страх, и это дополняет Его прелесть. У Него на коленях всегда сверкает белоснежное божество [20], трехглазое и пятиликое, с 10 прекрасными руками, одетое в тигровую шкуру. Его тело соединено с Той, которая «рождена горами» (Парвати), и Он известен под именем Сада-Шива — «всегда благодетельный». 30. Шакги-Шакини, сияющая в этом лотосе, чище, чем океан нектара [21]. Ее одеяния желты, и в своих 4 лотосоподобных руках она несет лук, стрелу, петлю и стрекало. В основании этого лотоса — вся область луны, не запятнанной «знаком зайца» [22]. Здесь врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются. 31. Садхака, достигший полноты знания Атмана [23], с помощью постоянной концентрации своего сознания на этом лотосе становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушимым покоем сознания. Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее и становится благодетелем всего, свободным от недугов и страданий, долгоживущим и, подобно Хамсе [24], разрушителем бесконечных опасностей. Йогин, чей ум устойчиво фиксируется на этом лотосе, чье дыхание контролируется Кумбхакой, имеет силу, чтобы пройти через три мира. Ни Брахма, ни Вишну, ни Хари- Хара (Шива), ни Сурья, ни Ганапа (Ганеша) не способны противостоять ему. 32. Прекрасный белый лотос, подобный луне, называется Аджна. На его 2 лепестках буквы Ха и Кша, которые тоже белые, что увеличивает красоту этого лотоса. Он сияет славой Дхьяны, внутри его — Шакти-Хакини, чьи 6 лиц подобны множеству лун. У Нее 6 рук, в одной из которых Она держит книгу, две других подняты вверх в положении, отвращающем страх и дарящем благо. Остальными руками Она держит череп, небольшой барабан и букет роз. Ее сознание чисто. 33. В этом лотосе — обитель тонкого проницательного ума (Манас), который хорошо известен. Внутри его — Йони, а в основании лотоса — Шива в форме лингама, называемого Итара-Лингам. Здесь он сияет как цепь вспышек молний. Первая Биджа-Мантра Вед (ОМ) — обитель наивысшей Шакти, которая своим светом освещает и делает видимой Брахма-Сутру (Читрини-Нади), которая находится там же. Садхака, чей ум устойчив, пусть медитирует над этим в соответствии с предписаниями. 34. Превосходный Садхака, чья Атма не что иное, кроме медитации над этим лотосом, способен по своей воле быстро достигать иного тела и стать наиболее выдающимся среди святых и мудрецов, всезнающим и всевидящим. Он становится благодетелем всего и знатоком всех учений. Постигая свое единство с Брахманом, он обретает сверхъестественные и неведомые силы. Полный славы и долгоживущий, он становится творцом, хранителем и разрушителем трех миров. 35. В этой Чакре внутри треугольника постоянно пребывает комбинация букв (А, У, М), образующих Мантру ОМ. Это — внутренний Атма (Дух), чья сущность — чистый разум. Он напоминает пламя. Над ним — половина луны, а выше — буква МА до проявления (МА-кара) в форме точки, а еще выше — Нада, чья белизна такова же, как (белизна) Бала-Дэвы и Луны. 36. Когда йогин «закрывает дом» [25], остающийся «без опоры» [26], он получает (таким образом) знание с помощью высшего учителя. Когда посредством повторения этой практики Читта становится растворенной в этом месте (в Аджна-Чакре), тогда он видит в треугольнике и в пространстве над ним отчетливо сверкающие вспышки огня. 37. Он также видит пламя, подобное пламени свечи, светящее, как чистейшее сияние утреннего солнца, и горящее между «Небом» и «Землей». Здесь Бхагаван (Господь Парама-Шива) проявляет Себя во всей полноте Своего всепроникающего, вездесущего могущества. Он, свидетель всего, не знает упадка, и Он пребывает здесь так же, как и в области Солнца, Луны и Огня (в Сахасраре). 38. Это несравненное и восхитительное местопребывание Вишну. Превосходный йогин во время смерти помещает свою Прану здесь и входит после смерти в это высшее, вечное, нерожденное божественное первоначало, в Пурушу, Который был прежде трех миров и Который познан Ведантой. 39. Когда действия йогина, добрые во всех отношениях, становятся частью его служения у лотосоподобных ног его почитаемого Гуру, тогда (над Аджна-Чакрой) он увидит образ Великого Пара-звука (Маха-Нада) и Сиддхи речи всегда будут проявлены в лотосе его руки. В Великом Пара-звуке растворяется Вайю (воздух). Это половина Шивы, по форме подобная плугу [27]. Он (Шива) — успокаивающий, дарящий благо, отвращающий страх и дающий проявленным чистое сознание [28]. 40. Над всем этим, в пустом пространстве, где Шангкини-Нади и Висарга [29]. — 1000-лепестковый лотос. Этот светящийся лотос, более белый, чем полная луна, повернут вниз. Его собранные в гроздья лепестки слегка окрашены (розовым) светом восходящего солнца, в нем светятся все буквы, начиная с А и ОМ — полнейшее блаженство. 41. Внутри (Сахасрары) — полная незапятнанная луна (без знака зайца), сверкающая, как в чистом (осеннем) небе. Она, влажная и холодная [30], как нектар, щедро изливает свои лучи. Внутри ее — треугольник, сверкающий, как молния, в котором — Великая Пустота [31], тайная даже для всех Богов. 42. Хорошо скрытое и достижимое лишь с большими усилиями, это тонкое Бинду (Шунья, Пустота) — основной корень освобождения, и оно проявляет чистое Нирвана-Кала с Ама-Кала [32]. Здесь пребывает Божество, известное всем как Парама-Шива. Он — сущность и Атма (Дух) всего существующего; в Нем соединены Раса и Вираса [33], и он подобен солнцу, разрушающему тьму неведения и заблуждения. 43. Постоянно текущим потоком нектара, напоминающим серебристые лунные лучи, Господин (Гуру Парама- Шива) дает указания Йогину, контролирующему себя и обладающему очищенным разумом. (Указания эти) даются знанием, которое осуществляет единство Дживатмана и Параматмана. (Этот поток) наполняет все вещи, как их Господин [34] — вечно текущий и распространяющий истечения всех видов блаженства; Он известен под Парама- ХАМСАХ. 44. Поклонники Шивы называют это место обителью Шивы, поклонники Вишну называют его Парама-Пуруша. Иные называют это место обителью Хари-Хары [35]. Те же, кто преисполнен страсти к лотосоподобным ногам Богини (Кундалини), называют это место Ее обителью. Иные же великие святые называют это чистым местом Пракрйти-Пуруши. 45. Тот, высший из людей, кто контролирует свое сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трех мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем, и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха [36], и речь его — проза пли стихи — будет чиста и сладостна. 46. Здесь — высшая (самая полная) луна в 16 кала. Она чиста и по цвету похожа на юное (восходящее оранжевое) солнце [37]. Она тонка, как сотая часть волокна из стебля лотоса. Тонкая и светящаяся, как миллионы вспышек молнии, она повернута вниз. От нее, чей источник — Брахман, течет обильный поток нектара. 47. Внутри этого (Ама-Кала) — Нирвана-Кала, высочайшая из высочайших. Она, тончайшая, как тысячная часть конца волоса, — в форме лунного серпа. Это — всегда существующая Госпожа (Бхагавати) — божество, присутствующее во всем. Она дает божественное знание и светит так ярко, как светили бы все солнца, взошедшие одновременно [38]. Нирвана-Кала сверкает ослепительно ярко, но цвет ее, как и у Ама-Кала, подобен цвету восходящего солнца, он ярко-оранжевый. 48. В Нирвана-Кала сияет высшая Изначальная Сила — Нирвана-Шакти. Она, светящая ярко, как миллион солнц, Мать трех миров. Она предельно тонка, как десятимиллионная часть волоса. Имеющая в себе постоянно текущий поток (изначальной) радости [39], она (дает) жизнь всему существующему [40]. Это она милостиво приносит знание истины в ум мудрецов. 49. Внутри ее (Нирвана-Шакти) — место, называемое обителью Шивы, свободное от Майи. Этого места, известного под названием Нитьянанда, могут достигать только йогины. Оно наполнено всевозможными формами блаженства, и его природа чисто умственная. Одни называют это место «местом Брахмана», другие — местом ХАМСАХ. Мудрецы описывают его как обитель Вишну. Эти праведные люди говорят о нем как о невыразимом словами месте освобождения, где познается Атман. 50. Тот, кто очищен практикой Ямы и Ниямы, предпочитает (непосредственно) из уст своего Гуру изучать процесс, открывающий путь к познанию освобождения. Тогда тот, чье существование погружено в Брахман, пробуждает Богиню (Кундалини) звуком (Мантры) ХУМ, пронизывая центр Линги, рот которой закрыт и невидим. Потом с помощью воздуха и огня вводит Ее (Кундалини) в Брахма-двара. 51. Богиня, Которая — чистая Саттва, в Своем тонком состоянии, светящая, как молния, и тонкая, как волокно стебля лотоса, пронизывает три лингама [41] и достигает всех лотосов, известных как лотосы Брахма-Нади, сияющие с этого момента внутри (Брахма-Нади) во всей полноте. Она идет к светлому Шиве, подобному пламени, — который Высшее блаженство, — и внезапно порождает счастье освобождения. 52. Пусть мудрый и превосходный йогин, устойчивый [42] в Самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула- Кундалини вместе с Дживой вдоль (Брахма-нади) к ее Господину — Парама-Шиве, в обитель освобождения [43]. Пусть он медитирует над ней, позволяющей все желания, в ее форме Чайтаньярупа-Бхагавати [44]. Когда он ведет так Кула-Кундалини, пусть он сделает все вещи поглощенными в ней [45]. 53. Превосходная Кундалини пьет красный нектар, исходящий из Парама-Шивы. Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-Нади) в Муладхару. Йогин, достигший устойчивой неподвижности своего ума, потоком небесного нектара, текущим из сосуда Брахманда [46], совершает жертвоприношение своему персональному божеству (Ишта-Дэвата) и другим божествам в шести Чакрах. Этим он получает знание в традиции своего Гуру. 54. Йогин, ум которого под контролем, который соблюдает Яму и Нияму и который изучил от своего Гуру- посвятителя этот прекрасный метод — источник постоянной радости, никогда уже не родится в этом мире до самого момента всеобщего растворения; радующийся тому, что он всегда имеет этот источник вечного блаженства, он, исполненный покоя, — выдающийся среди всех добродетельных. 55. Если такой йогин, преданный своему Гуру, ум которого контролируется, а сердце невозмутимо, прочтет этот тайный трактат — источник высшего знания об освобождении, — то можно с уверенностью сказать, что сознание такого йогина будет танцевать (от радости) у ног его Ишта- Дэвата (персонального божества). Шат-Чакра Нирупана — примечания 1. Chandra-suryaagni-rupa. Луна, солнце и огонь здесь символы Читрини-Нади, Ваджрини-Нади и Сушумна- Нади. Внутри Сушумны — Ваджрини, а внутри Ваджри- ни — еще более тонкая Читрини. Слово «Читрини» — от «читра» — «мысленный образ». Читрини в тантрических текстах называется «внутренней женщиной». Внутри Читрини — еще более тонкая Брахма-Нади, по которой и движется восходящая Кундалини. 2. Kanda-madhya choshirahstha. Канда — корень всех нади в основании спинного мозга. 3. Ади-Дэва — «Пара-божество», Парам-Бинду, «запредельная точка» чистого сознания (Сахасрара). 4. Sudha-dhara-gamya-pradesha. Нектар, текущий от соединения Шивы и Шакти, называемого словом Samarachya — «совокупление, половой акт». 5. Kamarupa — Камарупа — «то, чем испытывается Кама», сексуальная любовь. В текстах употребляется словосочетание Madana garatmaka — «комната, полость любви». Этот треугольник называется еще «очаровывающей, соблазняющей Шактипитха (основание Шакти)». 6. Trikonam Traipura-khyam. Трипура — треугольник «Трех городов» — это, по словам Вишванатхи, цитирующего Гаутамья-Тантру, тройственная сила воли, знания и действия — Шакти-Вама, Шакти-Джиестха и Шакти- Раудри, о которых подробнее говорится в Сам-Мохана- Тантре. Треугольник еще называется Трипура, потому что в нем, согласно «Шактананда-Тарангини», обитает боги ня Трипурасундари. Она в форме санскритской буквы «Ка» в середине треугольника, что символизирует слово «Кама» — сексуальное желание. 7. Кандарпа (вероятно, от «канда») — форма Апана- Вайю. Кандарпа-Вайю распространяется во все стороны из треугольника Трипура. 8. Jivesha. Это названо «владыкой бытия», потому что от красного Кандарпа-Вайю — полового влечения — зависит продолжение жизни. В «Шактананда-Тарангини» (ст. 5) говорится так: «Прана — в Канде, Апана — в области ануса. Всякий воздух в области ануса — Апана, и Кандарпа- Вайю — часть Апана- Вайю». 9. Linga-rupa Svayambhu. «Сваямбху» — «самовозник- ший», «не созданный никем». 10. Pashchimasya. «Кали-Куламрита» тоже говорит о повернутом вниз лингаме, который с помощью Кама-Биджа, полового влечения, — активизируется и поворачивается вверх. И. Prathama-kisha-layakamarupa.«Шактананда- Тарангини» сравнивает Сваямбху-JIингам с «голубоватозеленым красавцем Шивой», а «Рудраямала-Тантра», говоря о треугольнике в Муладхаре и о Кундалини, сравнивает ее со вспышкой 10 миллионов молний в сизых грозовых облаках. Сизый, темно-голубой и темнозеленый считались родственными цветами. 12.Vidyut-purhendu-bimba-prakarakara-chaya-snidha- santata-hasi. Свет, излучаемый из Сваямбху-Лингама, голубоватый и холодный, как свет осенней луны, но он наполняет радостью сердце йогина. 13. Кундалини, творящая мир множества форм, называется «Маха-Майя», «Великая Иллюзия». 14. В «Тантрараджа-Тантре» (Tantric Texts. \bl. 2. P. 120— 122) сказано так: «Медитируй на Дэви-Кундалини в образе своей Ишта-Дэвата (персонального божества, Ishta-devi- svarupini) в виде девушки в полном расцвете своей юности с большой грудью красивой формы; она украшена всевозможными драгоценностями и светит, как полная луна; у нее никогда не устающие глаза...» «Не устающие глаза» — образ, характерный для индийской литературы, признак страстности женщины. Подобные описания весьма характерны для тантрических текстов. Розовый цвет (Rakta), по словам «Шактананда-Тарангини», — атрибут женственности женской красоты. «Поэтому, — сказано там, — над образом Кундалини нужно медитировать как над красной или розовой Богиней». А в уже цитировавшихся шлоках из «Тантрараджа- Тантры» далее говорится: «Медитируй над Богйней Кундалини, Которая обнимает Сваямбху-Лингам и Которая — темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого. В Ней — все творение, существование и разрушение. Она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является ее суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). Думай о Ней, как о Той, Которая поднимается вверх». «Она, чья сущность Брахман, сияет, как миллионы восходящих лун...» («Кангкала-Малини-Тантра»). 15. Кундалини, как вибрационная энергия в ее аспекте звука. 16. Запредельная — Рага, намек на Пара-звук, высшее из четырех состояний Шабда (звука), который, как вибрационная сила, — сама сущность Кундалини. 17. Nityananda-parampara. Нитьянанда — «Вечное блаженство», то есть Ниргуна (бескачественный) Брахман. Парампара — «следуя шаг за шагом». Из Нитьянанды — Ниргуна-Брахмана — проявляется Сагуна-Брахман. «Шаг за шагом» нектар блаженства от Нитьянанды доходит до Парам-Бинду (Сахасрара), потом до Аджна-Чакры, Вишудцха-Чакры и т. д., пока не достигает Парамешвари, Чит-Кала, о которой говорится здесь, и своим прикосновением Вечного блаженства пробуждает ее — «Спящую Красавицу» — и зовет к ее далекой цели, к соединению с Парама-Шивой в Сахасраре. 18. Алхимический котел микрокосма, тела человека. 19. Свадхиштхана — «Место пребывания Сва», «ПараЛингама». 20. Это Божество — Ardha-narishvara, одна половина Которого мужская (Шива), а другая женская (Шакти), называют еще Хара-Гаури-Мурти. Хара и Гаури — в алхимическом символизме Тантр «слюда» и «ртуть», Шива и Шакги, прозрачность чистого сознания («слюда») и массивная плотность Изначальной Силы (ртуть). Левая половина этого Божества золотого цвета, а правая — снежно-белого, серебристого. Гаури, женская половина фигуры, — также и одно из имен Матери Вселенной, Изначальной Силы. Ее называют Сада-Гаури — женская половина фигуры Сада- Шивы. 21. Suddhasindhah-shuddha. Океан лунного нектара, белый и холодный, он окружает мифический волшебный остров Мани-Двипа. 22. Пятна на лунном диске сравниваются с контурами зайца. Здесь и далее идет речь о «внутренней луне» (Чит-Чандра), «мистической луне», не имеющей никакого отношения к небесной луне, и поэтому подчеркивается полная чистота и незапятнанность этой «внутренней луны». 23. Atma-sampuma-yoga. Познавший Атмана становится подобным воде, неподвижной в глубине. 24. Хамса — символ Атмана, он в безымянном 12-лепестковом лотосе ниже Сахасрары. 25. Изолирует себя от внешнего мира с помощью Йони- Мудры. 26. Без каких-либо впечатлений из внешнего мира. 27. Kirakara. Шива-Ха-Кара. Если верхнюю часть санскритской буквы Ха убрать, то оставшаяся часть будет напоминать по форме индийский плуг. Нижняя часть буквы Ха символизирует Нада (звук), а верхняя — Бинду (точку). Бинду и Нада — те две вещи, которые нужны для того, чтобы Шакти могла творить. Здесь же, выше Аджна- Чакры, Нада и Бинду становятся одним целым. 28. Shuddha-buddhi Prakasha. «Саммохана-Тантра» говорит о причинном теле выше Аджна-Чакры; «Здесь луна (Инду), в ней точка (Бинду). Выше — область Бодхини, а выше Бодхини — Нада в форме полумесяца. Еще выше — Маха-Нада в форме плуга, а над этим — Кала (время), называемое изогнутым, искривленным (Anji). Это Кала — возлюбленная йогинов. Выше Кала — Унмани. Кто достигает Унмани, тот уже не возвращается назад». Ср. в «Бхута- Шудцхи-Тантре»: «Богиня над Бинду и Matrardha — Нада. Выше ее — Маха-Нада, которое есть то, в чем растворяется Вайю». «Шарада-Тилака» (1.7—9) об этом говорит так: «Из Сакала Парамешвари, Которая есть Сат-Чит-Ананда, исходит Шакти, из Шакти — Нада, из Нада-Бинду, Сакала (существующий во времени) и Нишкала (за пределами времени)». 29. Висарга — самая верхняя часть Брахма-Рандхры. 30. Parama-rasa chaya-snigdha-santanahasi. Эти слова можно перевести и так: «Ее влажные и холодные лучи порождают чувство улыбающейся радости...» «Кангкала- Малини-Тантра» говорит о Сахасраре: «В ее околоплоднике (основании) — Антаратма (внутренний дух), над этим — Гуру. Круги (мандалы) Солнца и Луны тоже здесь. Над всем этим — Маха-Вайю и Брахма-Рандхра, в отверстии (рандхра) которой — Висарга, всегда незапятнанное и полное блаженство. И еще выше (tadurdhhva) — Дэви- Шангкини, создающая, охраняющая и разрушающая». 31. Tadantah Shunyam — Шунья-Бинду. «Тодала-Тантра» говорит об этом так: «Высший свет бесформен, а Бинду (точка) — непреходящее и вечное». 32. Ама-Кала и Нирвана-Кала — самые высокие из стадий нарастания полноты луны. 33. Раса — это Парамананда-Раса, нектар высшего блаженства. Вираса (Rasa-Virasamita) — это Вирасамита, нектар блаженства, возникающий от любовного соединения Шивы и Шакти. 34. Sakala sukha-santana-lahari-parivana. Господин (Бхагаван) и Гуру — здесь Парама-Шива, «чистое сознание». Ср. в «Нирвана-Тантре» (с. 3): «В лотосе, расположенном в голове, — Верховное Божество (Маха-Дэва), высший учитель (Парам-Гуру). Нет подобного ему во всех трех мирах». Ср. в «Кангкала-Малини-Тантре»: «Там, в Сахасраре — Антаратма, а выше — Вайю, а над Маха-Нада — Брахма-Рандхра. В ней Висарга, которая не запятнана ничем и которая — вечное блаженство. Над этим — Дэви-Шангкини, творящая, охраняющая и разрушающая». Это высочайший пик — символическая гора Кайласа, «рай Шивы». «О Маха-Дэви, кто поместил свое невозмутимое сознание здесь, тот живет полный срок своей жизни, свободный от болезней. Он никогда больше не будет перерождаться. Здесь постоянно сияет Ама- Кала, не знающая ни роста, ни упадка, а в ней — Нирвана- Кала. В Нирвана-Кала — огненная Нибодхика, над ней — непроявленное Нада (Пара-звук), лучезарное, как миллионы солнц. Это высшая Нирвана-Шакти, первопричина всего. В этой Нирвана-Шакти будет познан Шива, неизменный и свободный от всего». Парама- Шива — запредельная точка чистого сознания. Линия, обнимающая эту точку так тесно, что почти неотделима от нее, — Нирвана-Шакти. Вокруг этого Шакти-Маха- Майя создает бесчисленные оболочки, как круги на воде. Из них наиболее плотные и удаленные от этого центра — в Муладхаре, в стихии земли. Шесть Чакр, таким образом, подобны вложенным друг в друга Кругам. 35. Хари-Хара — двойная фигура, правая часть которой Вишну, а левая — Шива. 36. Кха имеет несколько значений — Брахман, эфир, небо и нёбо во рту. 37. Shishu-surya-sodara-kala. 38. Sarvarka-tylya-prabha. 39. Nirvadhi-vigalat-prema-dhara-dhara. Према — «радость», «нежность». 40. Sarveshang-jiva-bhuta. Нирвана-Шакти в форме Пара-Бинду расположена под Нирвана-Кала и над Ни- бодхикой, которая — Нада-Рупа, то есть в форме звука. Нирвана-Шакти, форма Пара-Бинду — это его наружный круг. Внутри Нирвана-Кала — огненная Нибодхика, которая — фаза непроявленного звука (Нада). Над этим — высшая Нирвана-Шакти, светящая ярко, как 10 миллионов солнц, и которая — причина всего. В ней — Парама-Шива, незапятнанный и неизменный. С ним Кундалини наслаждается здесь блаженством.
|