Студопедия — Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 16 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 16 страница






Если рассмотреть атом, то, согласно электронной теории его строения, он представляет собой миниатюрную Вселенную, напоминающую Солнечную систему. В центре этой системы атома находится положительный электрический заряд, вокруг которого вращается облако отрицательно заряженных электронов, подобно тому как множество планет и более мелких космических тел вращается по своим орбитам вокруг Солнца. Положительный и отрицательный заряды удерживают друг друга в равновесии, поэтому в атоме энергия находится в уравновешенном состоянии. Если атом разрушить, то этот уравновешенный запас энергии освободится, что и,происходит при радиоактивном излучении. Здесь мы замечаем ту же самую поляризацию Шакти на статический и динамический аспекты — в центре положительный заряд и отрицательный заряд в движении вокруг центра. Это, может быть, самая впечатляющая аналогия для иллюстрации космических фактов. Эту иллюстрацию можно перенести и в другие области науки и философии, но я здесь воздержусь от деталей.

Подводя итоги, мы можем сделать такое важное заключение.

Шакти, проявляя себя во Вселенной, разделяется на два полярных аспекта — статический и динамический. Под этим подразумевается, что не может быть силы в динамической форме без наличия в то же время связанной с ней силы в статической форме, подобно полюсам магнита. В любой области активности силы мы должны, согласно этому космическому принципу, иметь статическое основание — Шакти в состоянии покоя, или свернутую кольцом, как символически говорят о ней Тантры.

Прежде чем продолжить, я бы хотел сказать о фундаментальном значении тантрической и пуранической Кали. Эта фигура одновременно и реальна и символич- на, как и всякая фигура в индуистской мифологии. Божественная Мать Кали — символ космической истины, которая уже объяснена. Сада-Шива, на чьей груди она танцует, обнаженная и темная, — это статическая опора, или чистый Чит. Он великий и неподвижный, потому что чистый Чит по своей природе бездейственный и само- проявляемый.

В то же время вне и по сторону сознания не может быть ничего — никакой силы (Шакти). Поэтому Божественная Мать стоит на груди Божественного Отца. В ней — вся активность и Гуна-Майя (в ее аспекте Пракрити, состоящей из Гун). Ее темнота означает, что она непостижима (за пределами мысли и речи). Конечно, здесь нет разделения реальности надвое (в этом разделении — несовершенство доктрины Санкхьи о Пуруше и Пракрити, но во всем остальном эта доктрина верна), но только лишь поляризация в нашем опыте неделимого факта, который есть сама Изначальная Сила. Чит — это тоже Шакти, Шива и Шакти, Шакти и Шива — так говорят Тантры. Это и поддержка Гунам, как Гуна-Майя (чья субстанция есть Гуны); Ниргуна (без качеств), и в то же время Сагуна (с качествами), как сказано в хорошо известном высказывании Канди.

Высказанный вами намек (что Кундалини — это статическая Шакти) делает для меня вполне ясной природу Кундалини-Шакти. Вы, возможно, правы, говоря, что космическая Шакти представляет собой коллективность, а Кундалини в телах остается только индивидуальной. Это как иллюстрация в миниатюрных масштабах целого макрокосма. Закон и принцип целого проявляется в том, что на уровне микрокосма Шакти проявляется в форме Кундалини. Это, как мы видим, — закон поляризации на статический и динамический аспекты. В живом теле тоже должна быть такая поляризация. Кундалини, свернутая в Муладхаре в три с половиной оборота, — это неистощимая статическая опора динамической силы, действующей во всем теле, занимающейся его процессами и производящей в нем все изменения.

Поэтому тело можно рассматривать как магнит с двумя полюсами. Муладхара — статический полюс по отношению ко всему остальному телу, которое динамично. Действующее тело с необходимостью предполагает и находит такую статическую опору, откуда, вероятно, и название Муладхара — «фундаментальная опора». В этом смысле статическая Шакти в Муладхаре сосуществует с творческой и развивающейся Шакти тела, потому что динамический аспект, или полюс, никогда не бывает без своей статической противоположности. В другом смысле это «остаток Шакти» (это ваше выражение); то, что осталось после проявления Притхиви («земли») — последней из Бхут, которые были сотворены. Это резервуар силы, которая может быть извлечена и использована для дальнейшей активности, если в этом будет необходимость.

Соединив обе идеи, вашу и мою, можно сказать, что Шакти в Муладхаре сосуществует с каждым актом творения и проявления, являясь остаточным действием такого акта — и причина и действие одновременно. Эта идея очень глубока, и в ней незаметно реального противоречия. Физик описал бы это как цикл или кругооборот деятельности. Если мы возьмем оплодотворенную яйцеклетку живого организма на самой ранней стадии эмбрионального развития, то в нем уже присутствует Кундалини-Шакти в двух ее полярностях. Эта оплодотворенная яйцеклетка представляет собой один полюс (возможно, статический), а сперматозоид, как отцовское начало, представляет собой другой полюс (возможно, динамический). От их слияния и происходят те процессы, которые биологи называют дифференциацией и интеграцией, но во всем этом процессе творения легко можно проследить весь цикл.

Шакти исходит из зародышевой клетки оплодотворенного яйца, захватывает чужую материю и ассимилирует ее, растет, делится и опять координирует все эти разделившиеся части в одно органическое целое. Теперь во всем этом мы видим замкнутый цикл — захватывание чуждых материалов и происходящую из этого прямую активность, направленную вовне; ассимиляция же — это активность, направленная внутрь, или возвратный поток. Клеточное деление и размножение — это действие, направленное вовне, в отличие от координации как действия, устремленного вовнутрь. В зародышевой клетке сила проявляется как устремление наружу, так же как и устремление в себя, внутрь, — эти два действия предполагают и поддерживают друг друга. Отда- вание определенного вида силы в зародышевую клетку, которая является статической до тех пор, пока не произойдет слияния мужского и женского элементов в матке, — это необходимая отправная точка всякой творческой активности, первоначальная причина, поэтому по отношению к телу она изначальна, как и непрерывная постоянная отдача.

С другой стороны, реакция каждого творческого акта, возвратный поток и течение назад каждого развертывающего течения вверх, постоянно возобновляет эту изначальную силу, изменяет ее — не изменяя при этом ее основное равновесие (и это вполне возможно, как и в любой материальной системе). Поэтому сила в зародышевой клетке может быть рассматриваема как действующая постоянно, нечто стоящее над и за всеми частными действующими силами в теле. В эту концепцию входят многие идеи, которые, по-видимому, непоследовательны, и их нужно примирить.

1. Мы начинаем от силы в зародышевой клетке, которая в первую очередь статична (как зерно из двух семядолей или как атом, в котором два полюса — статический и динамический). Представим себе, что это свернутая кольцом Кундалини.

2. Тогда из нее возникает творческий импульс — это движение вовне из покоя. От этого Кундалини становится частично статической, частично динамической. Это, так сказать, устремление динамического полюса вовне, но при этом остается статический полюс, или само основание. Ни в одной части этого процесса Кундалини реально не разворачивает ни полностью, ни даже частично свои три с половиной кольца. Если бы Муладхара-Чакра не оставалась нетронутой, то была бы невозможна эволюция. Это то замкнутое кольцо, на круговращении которого основано все.

3. Каждый творческий акт действует на Муладхару так, что покой свернутой Шакти не нарушается, и количество колец, в которые она свернута, не изменяется. Каждый естественный акт дыхания на мгновение действует на силу, свернутую в Муладхаре, но не производит заметного изменения. Пранаяма воздействует на спящую силу настолько, что может пробудить ее, и она может пронизать центры. Обычное описание этого процесса, говорящее, что Кундалини разворачивается и идет вверх по Сушумне, покидая Муладхару, я думаю, нужно принимать с осторожностью. Потому что статическая основа никогда не может быть полностью освобождена. Как вы правильно заметили, «Шакти никогда не может быть полностью истощена». Но как смотреть на это?

Когда на Кундалини мощно воздействуют посредством Йоги, она посылает вперед свою эманацию, или извержение, подобное ей самой (как эфирный двойник теософов и спиритуалистов), которое пересекает различные центры, пока не соединится с Маха-Кундалини, или Шивой, как вы говорите об этом, в высшем, седьмом центре. В то время как самоизвержение силы, свернутой кольцом в Муладхаре, поднимается вверх по Сушумне, сама свернутая сила не движется и не нуждается в том, чтобы сдвинуться со своего места. Это подобно электрическому разряду или излучению радиоактивного вещества, не уменьшающему заметно содержащуюся в нем энергию. Возможно, эти физические параллели покажутся ограниченными по отношению к тому явлению, которое мы пытаемся понять.

Как гласит хорошо известное высказывание Упанишад, «целое вычитается из целого, и целое при этом остается целым». Я думаю, что наш случай очень близок к этому. Кундалини в Муладхаре — это Изначальная Сила в монаде, зародыш, потенциальное состояние, потому что она свернута кольцом. Кундалини, идущая вверх по Нади, — это тоже целостная Шакти, в своей особой динамической форме. Это бросок Змеи Вечности. В результате последнего, завершающего слияния с Шивой в Сахасраре (мы говорим так, потому что в различных Чакрах тоже происходит ее слияние с Шивой) она тоже вся целиком, Пурна. Так я это себе представляю. В этой концепции перманентное статическое состояние в действительности не истощается, несмотря на то что высвобождается лишь очень немногое.

4. Когда я опять говорю, что масса, или интенсивность, свернутой силы может быть затронута (хотя при этом не меняется ее свернутость и состояние равновесия), я не отбрасываю принципа сохранения энергии в отношении Кундалини, которая воплощение всякой энергии. Это просто частичное превращение статической (потенциальной) энергии в кинетическую (динамическую). При этом сумма энергии остается неизменной. Так как здесь мы имеем дело с бесконечностью, то нельзя ожидать точного физического аналога этого процесса. Поэтому йог просто пробуждает Шакти, но никогда не создает ее.

Кстати, согласно биологии, зародышевая клетка, из которой развивается тело, прекращает быть зародышевой клеткой на некоторой стадии сложного процесса. Первоначальная зародышевая клетка разделяется надвое, и одна половина постепенно развивается в тело растения или животного, — это соматическая клетка, — а другая половина остается скрытой внутри тела, практически неизменной и передается потомкам при размножении. Это гермоплазма, которая при размножении не нарушается. Это учение Вейсмана о непрерывности гермоплазмы, которое широко принято, хотя это и не более чем гипотеза.

В последующем постскриптуме профессор написал:

«1. Шакти, будучи статической или динамической, как динамическая форма с необходимостью предполагает статическое основание. Чистая динамическая активность (которая есть движение в своем физическом аспекте) невозможна без статической поддержки, или основания (Адха- ра). Поэтому философская доктрина абсолютного движения или перемены, предложенная в древности Гераклитом и буддистами, а в наше время Бергсоном, ошибочна, потому что она не базируется ни на верной логике, ни на интуиции. Строение атома раскрывает статическо-динамическую поляризацию силы; в других, более сложных формах существования это происходит так же. В живом организме это обязательное статическое основание находится в Муладхаре, где сила — свернутая Кундалини. Вся функциональная активность тела исходит из развития зародышевой клетки и находится в соотношении и при поддержке силы, сконцентрированной в Муладхаре. Космическое творение также заканчивается с проявлением Притхиви Таттвы. В ином смысле это тем не менее бесконечный процесс, и, может быть, прав Генри Бергсон, утверждающий, что творческий принцип всегда оригинален и полон возможностей, и он также предполагает космическо-статическое основание над и выше Чидакаши (эфира сознания), которое — Маха- Кундалини-Шакти в Чинмайя-Дэхе (в теле сознания) Па- рамишвары или Парамешвари (Высочайший Господь в мужском и женском аспектах). В самой ранней стадии творения, когда мир вступает в божественное сознание, в нем появляется необходимость полюсов Тат (То) и Ахам (Я). При развертывании первого второй служит статическим основанием. В нашем собственном опыте все аперцепции, или сознание себя, — это поддерживающее основание, держащее вместе все свободные части наших чувств. Поддерживающая основа, Адхара, — обитель статической силы, находящейся то в одной, то в другой форме в каждой фазе и состоянии творческой эволюции. Абсолют, или окончательная форма, — это Чит-Шакги (сила сознания), неистощимый свет познания, о котором Гаятри-Мантра говорит как о поддерживающем и возбуждающем активность Буддхи. Этот факт символизируется Кали-Мурти, однако не более чем символически.

2. Мои замечания о поднятии или пробуждении Змеиной Силы в Муладхаре имели парадоксальную природу. Свернутая сила, хотя и пробуждена, разворачивается и поднимается, в действительности никогда реально не сдвигается со своего места, а через систему центров происходит только бросок своего рода «эфирного двойника». Говоря более простым языком, этот эфирный двойник — динамический эквивалент статической силы, сконцентрированной в Муладхаре. С помощью Праная- мы, Биджа-Мантры или какого-то другого подходящего способа Муладхара становится подобной перенасыщенной электростатической машине[111]. Хотя Кундалини- Шакти в Муладхаре бесконечна и неистощима, но в конечном организме ее содержание в статической форме лимитировано и поэтому не может быть перенасыщено.

Динамическая, или действующая, часть статической силы поднимается, возможно, по закону, подобно естественному закону индукции, по которому статическая сила сама неисчерпаема или отдает нечто другое, чем статичность. Это не означает, что статическая энергия из Муладхары полностью идет вверх в динамической форме, — если бы свернутая Кундалини покинула Муладхару, она оставила бы там пустоту, а этого не может быть, и если бы это было так, то всякая динамическая деятельность в теле прекратилась бы за отсутствием основания. Свернутая сила остается свернутой, или статической, и, хотя что-то действительно исходит из Муладхары, это лишь ее динамический эквивалент. Этот парадокс можно объяснить двумя способами: одно из таких объяснений было высказано в моем основном письме. Потенциальная Кундалини-Шакти частично превращается в кинетическую Шакти, и, хотя Шакти, даже и в Муладхаре, что бесконечность, она неисчерпаема и ее потенциальный запас всегда остается неистощимым. Я ссылался на высказывания Упанишад о Пурна (Полноте). В этом случае динамический эквивалент — это превращение одного рода энергии в другой. В Лайя-Йоге, описываемой здесь, это обычно так. Однако когда бесконечная потенциальность становится бесконечной кинетичностью, движением, тогда говорят, что свернутая сила в Муладхаре стала абсолютно развернутой и мы имеем неизбежное растворение трех тел — Стхула, Линги и Караны, то есть плотного, тонкого и причинного, — и, следовательно, Видэха-Мукти, бестелесное освобождение, потому что статическое основание, как отдельная форма, теперь, по нашей гипотезе, полностью исчезает. Но Маха- Кундалини остается. Поэтому индивидуальное Мукти не нуждается в растворении Сансары. В общем, как говорят Тантры, «Pitva Pitva Punah Pitva...»[112].

Другое объяснение говорит о законе индукции. Возьмем электростатическую машину. Если возле нее поместить соответствующее вещество, то в нем может возникнуть противоположный электрический заряд без затраты собственного запаса энергии машины. В проводнике электрический ток течет к другой вещи, так что источник тока тратит энергию, а эта вещь получает затраченную энергию, соответствующую количеству затраченной. Но при индукции дело обстоит не так. Здесь источник энергии ничего не теряет, а индуцируемая энергия эквивалентна, но противоположна по своему заряду. Так, положительный заряд будет индуцировать эквивалент отрицательного заряда в соседний объект. Теперь предположим, что Муладхара, становясь перенасыщенной, индуцирует в соседний центр — Свадхиштха- ну динамический (не статический) эквивалент. Значит ли это поднятие Змеиной Силы? Объяснение, привлекающее меня, возможно, не совсем уж фантастическое».

В ответ на этот весьма любопытный и показательный отчет моего товарища я написал заметки о некоторых затруднениях принятия мною того положения, что Кундалини фактически не разворачивается и не поднимается, а лишь проецирует вверх свою эманацию, подобную ей самой. Трудности, о которых я говорю, были таковы. Во- первых, трактаты самих йогов, которым в этом вопросе можно вполне доверять, утверждают, что поднимается именно сама Кундалини. Это ясно из исследований, сделанных одним Тантрическим пандитом[113], хорошо знающим это учение, после получения цитировавшегося письма. «Как тело йога остается живым, хотя и в инертном трупообразном состоянии, когда сознание покинуло его? — спросил я его. — Чем же тело было поддерживав- мо, когда Кундалини покинула свою центральную обитель?» Он ответил, что тело поддерживается нектаром, текущим из соединения Шивы и Шакти в Сахасраре. Этот нектар является извержением силы, порожденным этим соединением. Если Кундалини не поднимается, а поднимается только эманационный бросок ее, почему, спрашивает он далее, тело становится холодным и подобным трупу? Произошло ли бы это, если бы сила спокойно оставалась в своем центре и просто послала вверх свой динамический эквивалент?

Есть и другие противоречия в теории, выдвинутой моим товарищем, хотя можно найти такие же противоречия и в принятом положении, что сила из Муладхары проявляется полностью. Я предположил, что Кундалини является статическим центром всего тела, как полное сознание организма, и что каждая часть тела и составляющие его клетки должны иметь свои собственные статические центры, которые поддерживают и эти части и клетки, и что жизнь тела — это совокупность материальных частиц (у которых отсутствует общее органическое сознание) и она поддерживается нектаром, текущим из Кундалини-Шакти, когда она соединяется с Шивой в Сахасраре.

В ответ профессор П. Мукхопадхьяя рассматривает этот вопрос так:

«Согласно моему представлению об этом, нечто, что можно назвать «динамическим эквивалентом» или «действующим двойником», посылается из Муладхары дальше, а этот базовый центр от этого не исчерпывается.

Муладхара, как обитель статической и свернутой кольцом силы, никогда не может полностью от нее освободиться. Это sine qua поп (непременное условие) всех функций тройственного тела. Это то основание, на фоне которого должна развертываться любая активность Дживы (воплощенного сознания). В то время как динамическая Шакги поднимается вверх, статическая свернутая Шакти остается на своем месте в Муладхаре как потенциальная возможность поднятия динамической формы силы. Поднимающаяся сила — динамическая противоположность статического основания. Сказать, что Кундалини покидает свое место и поднимается, — значит сказать, что она перестает быть Кундалини и становится полностью динамической. Поэтому поднимающаяся сила — это разворачивающаяся сила, но это не Кундалини, это динамическое проявление силы Кундалини. Этим все становится на свои места. Но вопрос вот в чем: если Муладхара исчерпает свою силу или лишится ее, когда это динамическое проявление поднимается вверх, что будет тогда? Использует ли это динамическое выражение свое статическое основание? Прекращается ли последнее с началом проявления первого? Думаю, что нужно ответить отрицательно. Это тот случай, когда сила может быть движущейся и динамической или остающейся в покое, статической. Это тот случай, когда Кундалини разворачивается в одном своем аспекте и остается свернутой кольцом в другом своем аспекте. Это парадокс, но, как многие парадоксы, он тем не менее верен.

Неужели авторитет традиционных писаний, которые я очень уважаю, действительно может поколебаться от такого объяснения? Природа динамического эквивалента и его соотношения со статическим основанием уже описывалась, и больше об этом говорить не стоит. Я утверждаю, что Муладхара, как обитель статической силы, никогда не может стать полностью свободной от этой силы, за исключением случая Видэха-Мукти (бестелесного освобождения), когда тройственное тело (грубое, тонкое и причинное) должно раствориться. Я думаю также, что та точка зрения, которую приняли вы, может быть примирена с таким объяснением этого вопроса. Кундалини-Шакти — статический аспект жизни всего организованного тела, как вы хорошо знаете. Связь между жизнью индивидуальных клеток и жизнью всего организма еще не полностью понята наукой. Является ли общая жизнь просто механическим результатом жизни отдельных клеток, или же жизнь отдельных клеток — это частное проявление общей жизни? Иными словами, является ли общая жизнь причиной, а клеточная жизнь — следствием, и наоборот? Наука еще не выяснила этот момент.

Как последователь Шакти-Вады (учения о Шакти), я склонен, однако, отдать преимущество общей жизни. В самой зародышевой клетке общая жизнь дана в субстанции, и все развитие Джива-Дэхи (тела Дживы) — это только детализация и движение вовне, в частные проявления, которые уже потенциально даны в субстанции, согласно принципу Акришты (Кармы). Тем не менее я все-таки хочу допустить, что индивидуальная клеточная жизнь частично независима. «Частично», потому что есть потребность в значительной степени поддержки от всей жизни целого. Помощь или вред жизни целого воздействует на условия клеток и т. д. В каждой клетке есть, конечно, статически- динамическая полярность, так же как и в целом организме есть такая полярность и соотношение.

В целом организме статический полюс, находящийся в соотношении с другим, — это сила, свернувшаяся кольцом в Муладхаре, а динамический полюс — это действующая сила (пять Пран: Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна), которая действенно влияет на различные функции тела. Поэтому очевидно, что эта динамическая сила распределяется по всему телу, оживляя не только ткани, но и микроскопические клетки. Девитализация тела в Кундалини-Йоге, или Шат-Чакра Бхеда, о чем вы говорите, обязана, как я думаю, не исчезновением статической силы из Муладхары, а концентрацией или стечением в одной точке динамической силы, обычно распространенной по всему телу.

Так что динамический эквивалент, соответствующий статическому основанию Кундалини-Шакти, — это только распространившаяся пятеричная Прана, собранная вместе вдоль спинномозговой оси и покинувшая другие ткани тела. В обычном состоянии динамический эквивалент — это Прана, распространенная по всему телу, вся она концентрируется вдоль одной оси, а статический эквивалент, Кундалини-Шакти, в обоих случаях переносится. Так поддерживается полярность или соотношение — в первом случае между Шакти в Муладхаре и распространившейся Праной, а во втором случае между Шакти в Муладхаре и Праной, собранной в одно место вдоль оси тела. Это может адекватно объяснить холодность тела, возрастание инертности и нечувствительность остального тела в Кундалини- Йоге, о чем вы пишете.

Это собирание Праны в одно место неполное, остаточная Прана поддерживает жизнь клеток и всего тела, даже если оно инертно и внешне подобно трупу. В случае полного покидания Праной тела и ее концентрацией в одном месте клетки умрут и тело разложится. С другой стороны, если свернутая сила была полностью развернута, динамизирована в Кундалини-Йоге, тогда должен был бы быть скорее излишек жизненной силы в теле, чем недостаток; ничто не могло бы вычитаться из уже имеющейся в распоряжении тела динамической энергии. В теле должно было бы что-то прибавиться за счет статической энергии в Муладхаре, ставшей кинетической, идущей вверх по оси и влияющей на соединение ткани. Я осмелюсь заключить, что статическая сила у основания оси, не истощая себя и не превращаясь в другую, нестатическую, производит свой динамический эквивалент, который делает Прану, распространенную по всему телу, собранной и сконцентрированной в одной точке. Состояния этого процесса суммарно могут быть указаны так:

1. Вначале есть свернутая сила у основания оси тела и она связана с динамической Праной, распространенной по всему телу в пяти формах.

2. В Кундалини-Йоге некоторая часть, уже имеющаяся в распоряжении динамической Праны, приводится в действие у основания оси каким-либо подходящим способом, посредством которого базовый четырехлепестковый лотос (Муладхара) становится перенасыщенным и воздействует на всю рассеянную динамическую силу тела, собирая ее из тканей и концентрируя вдоль оси. Так рассеянный динамический эквивалент становится собранным вдоль оси. Вот что может означать поднятие Змеиной Силы'. При этом свернутая сила не утрачивает своего общего равновесия или статического условия. Modus operandi, способ действия этой реакции, трудно указать, но это, вероятно (как я уже высказывал в своем предыдущем сообщении), либо частичное превращение бесконечной свернутой силы в то воздействие, которое или рассеивает Пра- ну, или собирает ее в одну линию вдоль оси; либо это индуктивное действие, аналогичное подобному явлению в электромагнетизме, посредством которого Праны собираются и устремляются в одну точку. В последнем случае нет необходимости в превращении статической энергии. На языке математики рассеянная Прана — это скалярное качество, обладающее магнетизмом, но не направлением, в то время как собранная в одну точку Прана — это векторное качество (обладающее как магнетизмом, так и определенным направлением). Наконец, я полагаю, что внутренним зрением мы можем видеть прогресс в Кундалини-Йоге. Это подобно ощущению молнии, устремляющейся из Муладхары и мгновенно проходящей из Чакры в Чакру и в завершение достигающей Парама- Шивастханы — обители высочайшего Шивы. Но если мы посмотрим назад, мы увидим все ту же Кула-Кундалини, так же свернутую в Муладхаре в три с половиной оборота вокруг Сваямбху-Лингама. Она ушла, и в то же время осталась там, и опять идет к себе назад. Разве это видение не поддерживается авторитетом писаний и опытом Йоги?»

Если мы отвлечемся от деталей, то тогда появляется основной принцип — «пробужденная» Кундалини-Шакти (сама или же в своем броске) перестает быть статической силой, поддерживающей сознание мира, пока она спит. Однажды приведенная в движение, она устремляется к другому статическому центру в 1000-лепестковом лотосе, который есть она же сама в соединении с сознанием (Шивой), состояние экстаза за пределами мира форм. Когда Кундалини «спит» — человек бодрствует для этого мира. Когда Она «пробуждается» — тогда человек спит, покинув все сознание мира, и входит в свое причинное тело. В Йоге он уходит за пределы всего в бесформенное сознание. Я хочу только прибавить, не обсуждая больше этот момент, что практикующие эту Йогу утверждают, что она более высокая, чем другие, и что Самадхи, достигаемое в ней, более совершенно.

Вот причины, по которым они так заявляют: в Дхьяна- Йоге экстаз достигается при отрыве от мира через ментальную концентрацию, ведущую к прекращению ментальных операций (Вритги) и через непосредственное восстановление состояния чистого сознания, которое приходит при ограничении действия ума. Степень, в которой при этом с сознания снимаются покровы, зависит от силы медитации (Джняна-Шакти) Садхаки и степени его отрыва от мира. С другой стороны, Кундалини, которая есть все Шакти и которая сама же и Джняна-Шакти, при пробуждении ее йогом порождает полное знание (Джняну).

Во-вторых, в Самадхи Дхьяна-Йоги нет ни подъема, ни соединения Кундалини-Шакти с сопутствующим этому блаженством, ни приобретения особых сил (Сиддхи). А в Кундалини-Йоге нет Самадхи, достигаемого просто через медитацию, — там Самадхи достигается через центральную силу Дживы — силу, которая соединяет в себе силу и тела и ума. Утверждается, что соединение при этом является более полным, чем то, которое достигается только ментальными методами.

Хотя в обоих случаях телесное сознание исчезает, в Кундалини-Йоге не только ум, но и тело (поскольку они представлены их центральной силой или, может быть, ее устремленным вверх броском) действительно соединяется с Шивой. Это соединение производит ту радость, которую не дает Дхьяна-Йога. Хотя оба, и Дивья-йогин, и Вира- Садхака, обладают радостью, но у первого она бесконечно более интенсивна, будучи переживанием самого блаженства. Радость у Вира-Садхаки есть лишь отблеск на физическом плане того источника истинного блаженства, проникающего через покровы и мертвящего узы материи. И хотя оба они достигают освобождения, для Вира-Садханы это слово нужно употреблять только в смысле образа, указывающего на блаженство, ближайшее к физическому плану, в то время как Мукти, или чувство моментального соединения Шивы и Шакти, которое достигается в более высокой Йога-Садхане, — это освобождение йога в буквальном смысле этого слова. Он действительно имеет и наслаждение и освобождение. Поэтому и говорят, что он — царь всех Йог.

На этом я завершу свое изложение, с надеждой, что другие продолжат исследование того, во что я их здесь посвятил. Эта, равно как и другие темы Тантра-Шастры, кажется мне заслуживающей более детального исследования, нежели то, которое уже было сделано.

с

Приложение

Свами Пурнананда ШАТ-ЧАКРА НИРУПАНА

(Описание шести Чакр)

Вот первый росток реализации Брахмана, достигаемой согласно Тантрам, постижением шести Чакр в их порядке.

1. В пространстве вне позвоночника справа и слева есть два канала, лунный и солнечный. В середине — канал Сушумна, чья сущность — три Гуны. Она имеет форму солнца, луны и огня. [1] Ее тело, как вереница расцветающих белых цветов дурмана, простирается от середины Канды [2] до головы, и молния внутри ее идет от половых органов к голове.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия