Обзор историографии
Судьба России такова, что со сменой политического режима стране порой грозит замалчивание неких исторических подробностей и исчезновение с исторической сцены некоторых лиц. Так произошло и с Л. А. Тихомировым. Изданные в 1927 году воспоминания революционера-ренегата, оставались чуть ли не единственной работой в советский период, касающейся темы данного доклада. Но об этом позднее. Проблема освящения Тихомировым народовольцев поднялась сразу после его ренегатских публикаций. В основном это были публикации самих членов «Народной воли» вроде публикации Н. С. Русанова под названием «Революция или эволюция?» (1888). Уже давно стало традицией размещать в качестве предисловия к «Воспоминаниям» Тихомирова статью Веры Фигнер от 18 марта 1925 г. под названием «По поводу записок Л. Тихомирова». В ней Фигнер пытается объяснить, по каким признакам можно было предвидеть, что Тихомиров из революционера превратится в реакционера. Противопоставляются две точки зрения. Сосед Фигнер по камере в Шлиссельбургской крепости Морозов считал, что подобного ренегатства от Тихомирова стоило ожидать всегда. Фигнер же считает, что Лев Александрович был психически болен. В конце статьи делается вывод о том, что обе точки зрения верны[4]. Больше в советский период, как было упомянуто выше, не выходило каких-либо значимых работ по Льву Тихомирову. О нем лишь упоминали вскользь видные большевистские деятели вроде Г. Зиновьева[5]. Ситуация изменилась после распада Советского Союза и краха коммунистического режима. С первой половины 90-х одна за другой выходят статьи и книги, посвященные проблеме народовольцев и Тихомирова. Статья А. В. Ремнева «Между революцией и самодержавием (идейная метаморфоза Льва Тихомирова)» вышла в составе сборника «Русский вопрос: история и современность» в Омске в 1993 г. Статья кратко описывает причины, побудившие Тихомирова отказаться от революции и перейти к монархизму. Другая статья, написанная А. Д. Степановым «Я увидел и отвернулся…» (Лев Тихомиров о русской революции)» в сборнике «Вече: Альманах русской философии и культуры» (выпуск 1, Спб., 1994), ставит перед собой задачу рассмотреть суть воззрений Тихомирова на природу революции и роль интеллигенции в ней. В целом, за период с начала 1990-х по настоящее время было написано множество статей, посвященных тематике жизни Л. А. Тихомирова и его взаимоотношением с народовольцами (Костылев В. Н. «Выбор Льва Тихомирова», 1992; Репников А. В. «Л. А. Тихомиров – две грани одной жизни», 2001; Милевский О. А. «Лев Тихомиров: две стороны одной жизни», 2004). В 1994 г. выходит в свет книга С. Н. Бурина «Судьбы безвестные», где автор подробно описывает жизнь трех революционеров XIX в.: Сергея Нечаева, Льва Тихомирова и Веры Засулич. Автор подробно описывает жизнь всех трех, а также пытается понять, почему радикалы не принимали эволюционное развитие общества. Его поражает, насколько долго революционные настроения витали в России, и в какой масштаб трагедии они вылились[6]. Льву Тихомирову посвящен второй раздел книги, состоящий из трех глав. Итак, работ, освещающих жизнь Тихомирова, было написано немало. Однако большинство из них было опубликовано только в период последних двадцати лет, после крушения СССР. Все то, что было написано в советский период или в период дореволюционный, было направлено, скорее, на критику Тихомирова за его отход от революционных идей, но мало кто пытался взглянуть на проблему также, как и Лев Александрович (пусть и с приходом к прямо противоположным выводам). Глава I «Пожар занялся» Данная глава названа аналогично одной из глав книги Ч. Диккенса «Повесть о двух городах», посвященной Великой французской революции. И хотя период, рассматриваемый в докладе равно далек, как и от вообще всяких французских, так и от русских революций, трудно недооценить значение такой организации как «Народная воля» во вкладе в русское революционное движение. Ведь радикалы второй половины XIX в. действительно пытались разжечь революционный огонь.
|