Предпосылки формирования «Народной воли».
Вся вторая половина XIX в. отмечена как период терактов и политических убийств, несмотря на борьбу правительства с этим недугом. Однако первые политические убийства не были никем организованы и носили спонтанный характер. Не создавался план, ничто не обдумывалось, никто никого не направлял. Идеи о политических убийствах просто носились в воздухе в среде интеллигентного слоя[7]. В начале 1870-х появилась новая идея – народничество. Суть народничества была в том, что русский народ уже имеет те идеи, которые интеллигенция считает передовыми. Однако народу была необходима помощь этой самой интеллигенции, чтобы одной искрой разжечь в нем революционный пожар и помочь сбросить гнет правительства[8]. На первый взгляд идея народничества была очень привлекательной, но наивной уже потому, что никто опять-таки не встал у руля, еще не было организации, способной воплотить такую идею в жизнь. Однако в этом направлении стали происходить некоторые характерные движения. Весь террористический слой был полон оживления, надежд и уверенности. Он осознавал себя настоящим и верил в обладание будущим, уже видел перед собой революцию и в ней находился. Тем не менее, во всем этом слое, несмотря на огромное разнообразие характеров, не было заметно ни одного крупного ума. Было много простых людей, добродушных, храбрых. Встречались легкомысленные, авантюристы, редко – жестокие и холодные люди[9]. Сам терроризм был попыткой начать революцию теми силами, которые были в наличии на данный момент. Но одним лишь терроризмом эту революцию нельзя было произвести[10]. Получалось, что в революционной среде имелась определенная цель, слабые или неясные средства для ее воплощения, но не было еще тех, кто мог объединить и направить людей на достижение данной цели понятными средствами, хотя попытки неоднократно предпринимались. Попытки, надо сказать, были в массе своей неудачными. Речь идет о так называемых кружках. Они начали появляться на рубеже 1860 - 1870-х гг. Внешне это были мирные организации, но в них вызревали молодые радикалы с размышлениями о «светлом будущем»[11]. В кружок Чайковского Тихомиров попал в 1871 году. Эта организация была создана в 1869 г. В него также входили Перовская, Натансон, Волховской, Кропоткин и др. Этот кружок показывает, как развивалось народничество, когда еще не было крупных партий вроде «Земли и воли» образца 1876 года[12]. Кружок прекратил свое существование в результате его разгрома властью в 1873-1874 гг. Многие члены его были арестованы (в том числе и Тихомиров) и позже проходили по «процессу 193-х». Это был суд над участниками хождения в народ. Позже в ходе этого дела было оправдано 90 человек, приговорено к каторге 28 человек, трое не дожили до оглашения приговора. Позже 80 человек из числа оправданных подверглись административным высылкам[13]. Среди них был и Лев Тихомиров. Свою деятельность в кружке (как и деятельность остальных участников) позже он оценивал как бессмысленную. После того, как Тихомиров, спустя четыре года после ареста вышел из тюрьмы, он обнаружил, что революционные силы все также разобщены. Формирование новых кружков не приносило своих плодов, часто они так и не складывались. Первой серьезной народнической организацией стала «Земля и воля», вновь сформированная в 1876 году. Кстати, данное название организация приобрела лишь в 1878, а до этого именовалась как «Общество народников». Видными деятелями организации были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и другие. Все – бывшие чайковцы. Землевольцы признавали возможность развития России по некапиталистическому пути, а основную революционную силу видели в крестьянстве. Это первое объединение революционеров, которое считало нужным объединить всех недовольных российским политическим строем и направить эту силу на дело революции. Программа «Земли и воли» предусматривала действия, направленные на дезорганизацию государства в том числе и путем террора[14]. Тихомиров стал землевольцем, когда в 1878 г. вернулся в Петербург. Он был сразу принят в ее ряды по протекции А. Д. Михайлова. Тихомиров отмечал, что в этой организации не было внутреннего единства. Царствовал глубокий раздор двух направлений народников. Те, кто непосредственно осуществлял хождение в народ, в деревню, все меньше думали о революции, о политике, а все больше о проблемах мужика и их решении легальными методами. Горожане же, обладая всем необходимым материалом и знаниями, были невнимательны к «деревенщикам». Они казались «либералами», негодующими против правительства. Нарастало взаимное неудовольствие, и назревал их полный разрыв[15]. В августе 1879 г. «Земля и воля» окончательно раскололась на «Черный передел» и «Народную волю».
|