А потом превратил их в темный сор.
Это конец тафсира суры Всевышний. Вся хвала и благословения принадлежат Аллаху, и Он Дарующий успех и защиту от ошибок.
Тафсир Ибн Касира Суры Всевышний (87). Эта сура была ниспослана в Мекке до переселения в Медину. Доказательством этого является то, что передал аль-Бухари от аль-Бара бин Азиба. «Первые люди, которые присоединились к нам в Медине из сподвижников пророка с.а.с. были Мусаб бин Умайр и ибн Умм Мактум, которые обучали нас Корану. Затем к нам прибыли Аммар, Билал и Саад. После чего Умар бин аль-Хаттаб пришел с группой из двадцати человек, а уже после прибыл пророк с.а.с. Я не видел людей Медины более счастливыми, это было настолько ярким событием, что даже каждый малыш знал, что в Медину прибыл пророк с.а.с., и на тот момент я уже читал, ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; Славь имя Господа твоего Всевышнего, (87:1) Также хорошо, как и другие похожие суры». Было передано в двух Сахихах, что посланник Аллаха с.а.с. сказал Муадху, «هَلَّا صَلَّيْتَ بِــ; ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; ﴿وَالشَّمْسِ وَضُحَـهَا ﴾; ﴿وَالَّيْلِ إِذَا يَغْشَى ﴾» Почему ты не читаешь, Славь имя Господа твоего Всевышнего, Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь ночью, которая покрывает землю! Имам Ахмад записал от Ан-Нумана бин Башира, что посланник Аллаха с.а.с. читал ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; ﴿هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَـشِيَةِ ﴾; Суру Всевышний (87) и суру Покрывающее (88) во время двух праздничных молитвах. Если праздничная молитва выпадала на пятницу, он мог прочитать их в обеих молитвах (праздничной и пятничной). Муслим, также записал это в своем Сахих, как и абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджа, что он мог прочитать ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; ﴿هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَـشِيَةِ ﴾; Суру Всевышний (87) и суру Покрывающее (88) на праздничной и пятничной молитвах. Если они выпадали на один и тот же день, он мог прочитать эти суры в обеих молитвах. Имам Ахмад в своем Муснаде передал повествование, ссылаясь на Убайя бин Кааба, Абдуллаха бин Аббаса, Абдуррахмана бин Абза и мать правоверных Аишу, что посланник Аллаха с.а.с. читал ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; ﴿قُلْ يأَيُّهَا الْكَـفِرُونَ ﴾; ﴿قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴾; Славь имя Господа твоего Всевышнего (87) и Скажи: «О неверующие! (109) и Скажи: «Он – Аллах Единый (112). А Аиша добавила в ее версии, что он также мог прочитать Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета (113) и Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей (114). (﴿بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـنِ الرَّحِيم; Во имя Аллаха, милостивого, милосердного ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبّكَ الاَعْلَى- الَّذِى خَلَقَ فَسَوَّى- وَالَّذِى قَدَّرَ فَهَدَى- وَالَّذِى أَخْرَجَ الْمَرْعَى- فَجَعَلَهُ غُثَآء أَحْوَى- سَنُقْرِئُكَ فَلاَ تَنسَى- إِلاَّ مَا شَآء اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى- وَنُيَسّرُكَ لِلْيُسْرَى- فَذَكّرْ إِن نَّفَعَتِ الذّكْرَى- سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى- وَيَتَجَنَّبُهَا الاْشْقَى- الَّذِى يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى- ثُمَّ لاَ يَمُوتُ فِيهَا وَلاَ يَحْيَا-﴾;
Имам Ахмад передал от ибн Аббаса, что посланник Аллаха с.а.с. читая, ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; Славь имя Господа твоего Всевышнего, Он мог сказать, «سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى» Слава моему Господу Всевышнему. Ибн Джарир передал от ибн Ишака аль-Хамдани о том, что всякий прочитывая, ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; Славь имя Господа твоего Всевышнего, Ибн Аббас произносил, «Слава моему Господу Всевышнему». А также ﴿لاَ أُقْسِمُ بِيَوْمِ الْقِيَـمَةِ ﴾; Клянусь Днем воскресения! (75:1) И когда он достигал окончания суры, ﴿أَلَيْسَ ذَلِكَ بِقَـدِرٍ عَلَى أَن يُحْيِىَ الْمَوْتَى ﴾; Неужели Он не способен воскресить мертвых? (75:40) Он мог сказать, «Слава Тебе, конечно же, ты способен на это». Катадах сказал, ﴿سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الاّعْلَى ﴾; Славь имя Господа твоего Всевышнего, До нас дошло, что каждый раз, когда посланник Аллаха с.а.с. читал это, он произносил, «سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى» Слава моему Господу Всевышнему». Аллах говорит, ﴿الَّذِى خَلَقَ فَسَوَّى ﴾; Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Он создал все, что было создано, а также Он придал всеми наилучшую форму. Затем Аллах говорит, ﴿وَالَّذِى قَدَّرَ فَهَدَى ﴾; Который предопределил судьбу творений и указал путь, Муджахид сказал, «Он направляет человека к бедствиям и обретению счастья, а также Он ведёт скот к пастбищу». Этот аят похож на следующий, ﴿رَبُّنَا الَّذِى أَعْطَى كُلَّ شَىءٍ خَلْقَهُ ثُمَّ هَدَى﴾; Он ответил: «Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь». (20:50) Он предопределил всему меру и направил Свои творения. В сахих Муслим передаётся от АбдуЛлаха бин Амра, что посланник Аллаха с.а.с. сказал, «إِنَّ اللهَ قَدَّرَ مَقَادِيرَ الْخَلَائِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمَواتِ وَالْأَرْضَ بِخَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاء» Воистину Аллах предопределил судьбу Своим творениям за 50000 лет до того, как Он создал небеса и землю, когда Его Трон был над водой. ﴿وَالَّذِى أَخْرَجَ الْمَرْعَى ﴾; Который взрастил пастбища, Все виды растений. ﴿فَجَعَلَهُ غُثَآءً أَحْوَى ﴾; а потом превратил их в темный сор. Ибн Аббас сказал, «Высохшие и измененные». Муджахид, Катадах и ибн Зейд сказали похожее. Аллах говорит, ﴿سَنُقْرِئُكَ﴾;
|