Студопедия — Судьбы монархического принципа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Судьбы монархического принципа






История государств мира была в течение тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. В настоящее время положение дел и фактически, и в представлениях людей весьма изменилось. Будущее человечества, по мнению современников, связано с принципом демократии. Если число республик в Европе доселе не велико, и из числа прежних монархий за XIX век только Франция и Бразилия превратились в республики, то во всех остальных монархиях культурных стран введены ограничения Верховной власти монарха. Это, конечно, есть шаг к превращению его в наследственного президента республики. Между тем за то же время не было ни одного случая усиления королевской или императорской власти *.

* Усиление монархической власти произошло только в Японии, но и здесь усилилось не значение Микадо, как верховной власти, а только его управительная власть. До императора Муцухито Микадо были совсем лишены управительной власти, которая принадлежала всецело Сеогуну. Теперь в Японии есть парламент, но с гораздо меньшими правами, чем прежние Сеогуны.

Но смысла исторического процесса нельзя определить только на основании наблюдения тенденций одной какой-либо эпохи. Человечество вовсе не всегда правильно догадывается, к чему оно идет. История Греции, по общему убеждению всех ее политических людей и граждан, была процессом развития демократии. А между тем он на самом деле завершился всемирной монархией Александра Македонского, который явился представителем культурного дела, подготовленного предшествовавшим периодом развития демократии. Такого исхода не ждали греки ни при Фемистокле, ни при Перикле. Не представляли себе и доблестные республиканцы Рима времен Пунических войн, грядущего появления Цезаря и Августа.

Для возможности предположений о судьбах политических принципов власти несравненно больше дает их внутренняя политическая способность в связи с задачами развития нации. Властвующим принципом будущего всегда явится тот, который наиболее способен осуществить задачи органического развития нации, и, рассматривая современный исторический процесс культурных стран, весьма вероятно ожидать возрождения монархического принципа.

Прежде всего то, что было осуждено эволюцией государственности Европы с XVIII века, вовсе не было действительной монархией. Не монархия в ней была упразднена или ограничена, а абсолютистский произвол, оказавшийся не способным служить организации усложнившихся социальных сил и охранять свободу личности. Но для суждения о будущем очень важно то обстоятельство, что и демократия оказалась весьма мало состоятельной для осуществления той потребности, которой не был способен удовлетворить низвергнутый абсолютизм.

Ни в одной стране демократия не могла создать других орудий управления, кроме своего "представительства", которое повсюду, где достаточно развилось, обнаружило неудержимые стремления к узурпации народной власти в руках новой своего рода "аристократии" профессиональных политиканов. Ни довольства этой формой правления, ни доверия к ней нет нигде у народов; насущные задачи нового общества - примирительная организация его расчленивших социальных слоев - нигде не осуществлена, и внутренняя социальная борьба, производящая революции и грозящая окончательной "социальной ликвидацией", повсюду только разгорается.

Итак, политические способности демократического принципа в новых условиях современных обществ оказались также недостаточными. Предположить возникновение каких-либо прочных аристократических сил, которые бы сумели удовлетворить современное общество, почти невозможно *.

* Это было бы легче представить себе в социалистическом строе, как я говорил в "Демократии либеральной и социальной". Но само социалистическое государство - такая невероятность, что почти равна невозможности, по крайней мере если за это не возьмутся какие-нибудь "Сионские мудрецы" (если они не миф) [140].

А между тем монархическая власть по свойствам своим могла бы за это взяться, если бы народное чувство снова дало ей на это возможность.

Значение государства состоит в том, что оно дает место сознательному человеческому творчеству. Это же творчество имеет своим источником силы частные, которые тем более деятельны, чем более верны каждая сама себе, своему основному принципу. Общее творчество, стало быть, тем более широко, чем свободнее и сложнее творчество частных сил. Государство поэтому тем совершеннее, чем более оно допускает в общем творчестве существование и действие сил частных, составляющих нацию. Более совершенным принципом Верховной власти является тот, который в наибольшей степени допускает в коллективном единстве существование и жизнедеятельность сил частных. С этой стороны монархия в идее имеет все преимущества перед демократией и аристократией.

Монархия основана на Верховной власти идеального объединяющего принципа. Но Верховная власть идеального объединяющего принципа не исключает, а даже требует действия частных подчиненных принципов. Наоборот, другие принципы верховной власти имеют естественное стремление исключать действие других. Демократия, основанная на верховной власти количественной силы, по существу, враждебна влиянию нравственной силы как в ее аристократических формах, так и в формах единоличного влияния. Монархическое самодержавие свободно от такой тенденции. Оно, конечно, не допускает преобладания численной силы над нравственной, но, подчиняя значение большинства господству идеала, самим большинством разделяемого, монархический принцип не уничтожает значения этого большинства, а только отнимает у него возможность быть тормозом развития целого общества. Таким образом, государство при монархической верховной власти наилучше обеспечивает качественную сторону коллективного творчества.

Но монархия наилучше обеспечивает также и количественное коллективное творчество, ибо особенно способна к объединению больших и разнородных масс.

Давая и количественно и качественно более возможности развития нации, монархия в такой же степени превосходит демократию в установлении прочности и единства правления. Единства народной воли почти никогда не существует, а потому верховная власть в демократическом государстве, как правило, имеет те недостатки (шаткость, переменчивость, неосведомленность, капризы, слабость), которые в монархии являются как исключение. Единство воли в отдельной личности столь же нормально, как редко и исключительно в массе народа. В организации же самого управления монархия единственно способна охранить самостоятельность народной массы.

Вследствие этих природных преимуществ монархии она и составляла до сих пор обычную норму государственной жизни человечества, В истории чаще всего мы встречаем именно ее, и величайшие эпохи национального творчества в большинстве случаев отмечаются именами монархов. Весьма вероятно предположение, что и современные запросы народов не будут на самом деле удовлетворены, пока не дорастут до всенародной ясности, при которой среди потомков наших наций получит возможность снова явиться монархия и совершить то, что не удается сделать демократиям.

В настоящее время вражда классов затмевает в народах сознание их солидарности, а теория "общегражданского строя" мешает государству явиться объединяющей силой. Абсолютизм же повсюду скомпрометировал монархическую идею и испортил сами династии. Но вражда классов когда-нибудь обнаружит свою зловредность для всех, научная мысль придет к более счастливым концепциям государственности. Тяжкие вины абсолютизма будут забыты народами среди страданий от политиканской узурпации, и политическая жизнь выдвинет фамилии, достойные поднять знамя всенародного идеала... Тогда, вероятнее всего, монархия снова и явится всемирной деятельницей прогресса.

Трудность возникновения и поддержания монархии состоит лишь в том, что она требует присутствия в нации живого и общеразделяемого нравственного идеала.

Поэтому будущее монархического принципа в современных культурных странах определяется более всего тем, какое окончательное направление возобладает в миросозерцании культурного мира. В этом общем процессе выработки миросозерцания свою значительную роль может иметь политическая наука. Если ее усилия направятся на серьезное изучение основных форм власти, монархическое начало, по всей вероятности, будет ею со временем снова выдвинуто, как лучшее орудие развития культуры.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

"Монархическая государственность" Л. А. Тихомирова впервые вышла в свет в 1905 г. В год смерти автора (1923 г.) она была переиздана в Мюнхене группой монархической молодежи. В 1992 г. в Санкт-Петербурге книгу переиздал Российский Имперский Союз-Орден. Настоящее переиздание отличается от предыдущих наличием обстоятельной вступительной статьи, комментариев и именного указателя. Исправлены опечатки, и восстановлены пропуски допущенные а других изданиях; выделенным автором словам и фразам возвращен курсив. Так как книга сама по себе рассчитана на просвещенного читателя, комментарии даны лишь самые необходимые.

1. "Единоличная власть, как принцип государственного строения" впервые была напечатана в журнале "Русское обозрение" (1897, № 5-7) и в том же году вышла отдельным изданием. В 1943 г. она была переиздана в Нью-Йорке группой казаков-платовцев. В 1993 г. произошло ее переиздание в России.

2. Чистая доска (лат.).

3. "Московский сборник" - книга, включившая в себя оригинальные сочинения и переводы К. П. Победоносцева (1-е изд., М., 1896). Тихомиров несколько раз писал об этой книге, защищая ее от критики либеральной прессы (см., напр.: Петербургские адвокаты великой лжи. Русское обозрение. 1896, № 11).

4. Цитируется статья Победоносцева "Власть и начальство".

5. Цитируется та же статья.

6. Союз Израэлитов (фр.). Точнее - Alliance Israelite Universele (Всемирный Союз Израэлитов) - первая современная международная еврейская организация, созданная в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Цели: 1) эмансипация и моральное развитие еврейских масс; 2) оказание помощи всем, кто страдает за свое еврейство; 3) поощрение публикаций, способствующих предыдущим целям. Союз заложил основы еврейской дипломатии. Он неоднократно вмешивался во внутреннюю политику Российской империи, в 1882 г. под эгидой Союза был создан комитет "За эмиграцию евреев из России". В России эмиссары Союза действовали нелегально. Финансировался Ротшильдами.

7. Круг римских земель (лат.).

8. "Общественный договор" (фр.) - основное социально-политическое произведение Жан-Жака Руссо.

9. Сеогун (правильнее - сегун) - титул верховных военных правителей Японии (с конца XII в.), фактически управлявших страной при номинальной власти императоров. В 1868 г. институт сегунатства прекратил свое существование.

10. Микадо-титул японского императора.

11. Суверен царствует, но не правит (фр.).

12. Царствует, но не правит (фр.).

13. Суверенный народ (фр.).

14. Государство в государстве (лат.).

15. См.; часть 3, раздел 5, гл. 33 наст. изд.

16. См.: там же.

17. См.: там же, гл. 34.

18. Альфред Фулье "Психология французского народа" (фр.).

19. "Бьющие в глаза контрасты" (фр.).

20. Бог-человечество (фр.).

21. В. Соловьев "Россия и Вселенская Церковь" (фр.).

22. Первый среди равных (лат.).

23. Смысл существования (фр.),

24. Так хочу, так велю: да будет законом воля Кесаря (лат.).

25. Собрания центурий (лат.), т. е. народные собрания в Древнем Риме, где голоса подавались по центуриям (имущественное деление населения по классам).

26. Референдум (лат.).

27. Карфаген должен быть разрушен (лат.) - этой фразой Катон Старший заканчивал почти все свои речи в сенате.

28. Обреченный на гибель (лат.).

29. Город Рим (лат.).

30. Деклассированные (фр.).

31. Продажный город, обреченный на скорую гибель - если только найдет себе покупателя (лат.) (Пер. В. О. Горенштейна. Гай Саллюстий Крисп. Соч. М., 1981. С. 61).

32. Римский мир (лат.).

33. Законы правят тобой, запомни же, римлянин, их предписанье: максимум покорности минимум гордыни! (лат.)

34. Сенат и народ (лат.)

35. Но если народ сам для себя учреждает законы, то есть становится хозяином своего государства, это и есть гражданское право (лат.).

36. Божественный Юлий Цезарь (лат.).

37. Душой Цезаря, взятого на Небо (лат,).

38. Достойные осуждения (лат.).

39. Римский сенат и народ (лат).

40. Да будет законом воля Кесаря (лат.).

41. Гражданское право (лат.).

42. Международное право (лат.).

43. Владение (лат.).

44. Дарение, приношение в дар (лат).

45. Право на стороне сильного (лат.).

46. Римское право (лат.).

47. "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (церковнослав.).

48. "Лабарум" - государственное знамя Рима, появившееся при императоре Константине I. На нем была изображена христианская символика с надписью "Сим побеждай".

49. Лебо. "История Византийской империи".

50. Донатова ересь (или ересь донатистов) возникла в начале IV в. в Северной Африке. Донатисты утверждали, что существуют непрощаемые грехи: отпадение от Церкви, убийство, блуд.

51. Первый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 г. На нем было осуждено арианство (см. прим. 54) и установлен христианский символ веры.

52. Покорствовала его безграничной власти и могуществу (лат.).

53. Новеллы (от лат. novellae leges - новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (V в.). Новеллы Юстиниана составили позднее часть свода римского права.

54. Епанагога (Эпанагога, более правильно - Исагога) - византийский законодательный сборник, созданный в 885 (или 886) г- комиссией, возглавляемой патриархом Фотием. Значительная часть Епанагоги, посвящена отношениям Церкви и государства.

55. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне состоялся в 451 г. На нем, в частности, была осуждена монофизитская ересь (см. прим. 60).

56. Номоканон - сборник церковных канонов и гражданских законов в Византии. Существовало два Номоканона ("в пятьдесят титулов" и "в XVI титулов"), здесь, вероятно, имеется в виду второй, приписываемый патриарху Фотию.

57. Хартофилакс (хартофилак) - глава канцелярии Константинопольского патриарха и судья по церковным делам.

58. Во веки веков (лат.).

59. Ересь арианская (арианство) возникла в IV в. Ариане отрицали божественность Христа.

60. Ересь монофизитская (монофизитство) возникла в V в. Монофизиты утверждали, что во Христе было не два естества (Божественное и человеческое), а одно - Божественное.

61. Ересь монофелитская возникла в VII в. Монофелиты утверждали во Христе одну волю - Божественную.

62. Феодосиев Кодекс - составленный при императоре Феодосии II сборник императорских конституций; обнародован и вступил в силу на территории Восточной римской (Византийской) империи в 438 г., на территории Западной Римской империи - в 439 г.

63. "Дефенсор" (дефензор) - управляющий процессами в городе или корпорации.

64. См. прим. 45.

65. Народу же, покорствующему его безграничной власти и могуществу, он обещал ряд уступок.

66. "Куриалы" - сословие провинциальных землевладельцев, ведавшее сбором налогов; "посессоры" - владельцы земельных участков.

67. "Капитулярии" (от лат. caput, глава) - так назывались, исходившие от франкских королей династии Каролингов распоряжения, касавшиеся различных сторон государственного управления. Особенно много их было издано при Карле Великом.

68. Салическое право - древнейшие законы франков, изложенные в так называемой Саляческой Правде (самая ранняя редакция - нач. VI в.). Рипуарское право - право рипуарских франков, живших по Рейну от Кельна до Майнца и по Мозелю, в отличие от салических франков, живших в бельгийской Галлии, в VI в. они были объединены с салическими франками; сборники рипуарского права были составлены в VI-IX вв.

69. Лангобарды - германское племя, создавшее в Северной Италии свое королевство, разгромленное Карлом Великим.

70. "Все духовное более достойно, чем временное" (лат.).

71. Святая Святых (лат.).

72. Широко известную притчу о двух мечах мы бы провозгласили духовной, но, увы, преходящей (лат.).

73. Борьба за инвеституру - борьба между римскими папами и германскими императорами за право утверждения епископата в XI-XII вв.

74. Чья земля, того и вера (лат.).

75. "Государство - это я" (фр.).

76. Наполеон несколько раз (в 1799, 1802, 1804 гг.) проводил плебисциты для народного одобрения своих решений, в частности и для утверждения своего императорского титула.

77. См. прим. 22.

78. "Задруга" - сельская соседская община у сербов.

79. Так называемое "лествичное право" предполагало наследование киевского престола не от отца к сыну, а от старшего брата к другим братьям, а затем от сыновей старшего брата к сыновьям других братьев и т.д.

80. Тихомиров здесь неточен, на самом деле в 1204 г.

81. Опять неточность, в 1223 г.

82. Каган - царский титул в ряде восточных государств (например, в Хазарии).

83. Снова неточность - не Вячеслава, а Всеслава.

84. Правило (или обычай) пользования или употребления (лат.).

85. Не думай, что правильно гневаешься на человека, уподобившись Богу, ибо ты человек, даже если носишь порфиру, а не Бог (церковнослав.).

86. Вероятно, цитата из исторической народной песни о Лжедмитрии I.

87. Жидовская ересь (ересь жидовствующих) - возникла в Новгороде во второй половине XV в. и оттуда перешла в Москву. Жидовствующие отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность Христа.

88. Последователи ереси Башкика утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом; почитали евхаристию простым хлебом и вином; отвергали иконы, покаяние и т. д.

89. Стригольники - новгородская ересь XIV в., отвергавшая церковную иерархию и церковное предание.

90. Источник цитаты установить не удалось.

91. Имеется в виду книга Никколо Маккиавелли, обычно называемая в русском переводе "Государь" (или "Князь"), в которой содержится проповедь политики, свободной от нравственных норм.

92. "Духовный Регламент" (1720-1721) - документ составленный Феофаном Прохоповичем и редактированный Петром I, определявший круг деятельности Духовной коллегии (или Святейшего Синода), управлявшей русской Церковью вместо Патриарха.

93. См. прим. 74.

94. Легисты - юристы, находившиеся в окружении французских королей Филиппа IV, Людовика XI, Генриха II и обосновывавшие идею неограниченной монархии.

95. Неточная цитата из трагедии Я. Б. Княжнина (1742-1791) "Вадим Новгородский".

96. Подробнее об Астафьеве как продолжателе Киреевского Тихомиров писал в статье "Славянофилы и западники в современных отголосках" (Русское обозрение. 1892. № 11).

97. См. современное переиздание в кн.: Хомяков Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. М., 1993.

98. "Наказ" Екатерины II (1767) - руководство для законодательной комиссии (Уложенной Комиссии), созванной в том же году. "Наказ" был проникнут идеями философов-просветителей (Монтескье и др.).

99. Мысленная оговорка (фр.).

100. Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Деревня" (1819).

101. Без гнева и пристрастия (лат.).

102. И. В. Гете "Фауст" (часть первая, сцена 1).

103. Цитата из "Песни Еремушке" Н. А. Некрасова.

104. Новые люди (лат.).

105. "С одной стороны, выдающиеся люди, преданные своему господину, но не решившиеся следовать его дорогой, не уверенные в своих собственных деяниях, потому что у них или мало идей, или их идеи расплывчаты, противоречивы. С другой стороны - идея и ложная и расплывчатая, но иде-фикс! С одной стороны, и это закон большой важности, лучшие из людей устремлены к познанию своих интересов, с другой - отверженные, лишенные каких бы то ни было интересов. Вот, где та страшная сила, которая могла бы почти выровнять эту столь неравную борьбу" (фр.).

106. Имеются в виду неудачная для России русско-японская война и начало революционных событий 1905 г.

107. См.: часть 4, раздел 3, гл. 20 наст. изд.

108. Упоминаются рационалистические русские секты, близкие к Л. Н. Толстому. Об одной из них Тихомиров писал специально: см. Защитнику павловских сектантов. Русское обозрение. 1897, № 8.

109. Алиби (лат.).

110. Тред-юнионы, профессиональные союзы английских рабочих.

111. "Глас народа - глас глупцов" (лат.).

112. "Глас народа - глас Божий" (лат.).

113. Неточная цитата из "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (слова Бориса, обращенные к сыну).

114. Государственный переворот (фр.).

115. Имеется в виду сожжение христиан заживо при римском императоре Нероне.

116. Гяурами ("неверными") последователи ислама называют всех немусульман.

117. Гонения на христиан в Японии происходили в конце XVI - начале XVII вв.

118. Перечисляются факты избиения христиан в период Великой Французской революции конца XVIII в.

119. Имеются в виду мероприятия Парижской Коммуны 1871 г., направленные против католической Церкви.

120. Точнее, cahiers de doleances (буквально - "тетради жалоб"), наказы депутатам Генеральных штатов 1789 г, от избирателей, в которых содержались различные социально-политические требования.

121. Рабочие, не желающие вступать в профсоюз, штрейкбрехеры.

122. Король царствует, но не правит (фр.).

123. "Дух законов" - основное социально-политическое произведение Монтескье.

124. Автором Записки считается С. Ю. Витте, во в дневниках Тихомирова есть сведения о том, что подлинным ее создателем был некто Липинский, либеральный приват-доцент из Ярославля (ГА РФ, ф. 634, oп. 1, ед. хр. 6, лл. 212 об. - 213). По крайней мере, Витте несомненно являлся заказчиком Записки.

125. Вероятно, имеются в виду походы японского полководца Хидейоси (прозвище - "Тайко" - великий советник), в XVI в. задумавшего покорить Китай, но собственно до Китая не дошедшего и воевавшего с Кореей.

126. "После нас - хоть потоп" (фр.), выражение приписываемое французскому королю Людовику XV.

127. Существующее положение дел (лат.).

128. Эра Мэй-цен (правильнее "Мэйдзи" или "Мэйцзи") - 60-80 гг. XIX в., время радикальных реформ в Японии, создавших условия для мощного экономического и политического подъема страны в конце XIX - начале XX вв.

129. Доктрина Монроэ (Монро) была выдвинута в 1823 г. Она выражала собой претензии США на роль гегемона в Америке.

130. Имеется в виду американо-испанская война 1898 г.

131. Цитата из стихотворения А.С. Пушкина "Он между нами жил..." (1834). Оно посвящено Адаму Мицкевичу и говорит скорее о его "мечтах", чем о "мечтах" Пушкина.

132. Кого среда породила, того и цепко держит (лат.).

133. Человечество как верховное существо (фр.).

134. Имеются в виду участники Великой французской буржуазной революции, прежде всего якобинцы.

135. Т. е. в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые не могут быть предусмотрены и предотвращены.

136. Греческое восстание против турецкого ига началось в 1821 г. В 1827 г. Россия, Англия и Франция начали военные действия против турок, в поддержку греков. В 1830 г. Греция была признана независимым королевством.

137. Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг., в результате которой Болгария получила независимость.

138. Имеется в виду англо-бурская война 1899-1902 гг.

139. Последний довод (лат.).

140. Имеется в виду так называемые "Протоколы сионских мудрецов", спор о подлинности которых продолжается и по сей день. В "Протоколах" от имени безымянных и всемогущих "сионских мудрецов" описывается процесс захвата еврейством мирового господства.

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия