Как найти свое дело
Пауло Коэльо пишет о том, как ужасно тратить годы жизни, занимаясь нелюбимым делом. Занимаясь им только ради денег, ради стабильности или в надежде на то, что терпение и труд заменят искреннее желание. Вот так появляются "мать семейства, которая мечтала стать моделью, зубной врач, который втайне от всех пишет книгу и хотел бы посвятить себя литературе, вот эта девушка. что грезит о телевидении, но сидит за кассой в супермаркете»[i]. Отказываться от мечты — как отказываться от ребенка: это и больно, и недопустимо, но проблема вышеперечисленных типажей, мне кажется, в другом. Мне близок взгляд Эрика Берна, согласно которому это, скорее, личностные игры неудачников, которые свою лень, бездеятельность и неумение жить радостно списывают на внешние обстоятельства: «Вот, если бы я была моделью…», «Ах, вот на телевидении совсем другая жизнь!». Самое страшное, что реально может случиться в их жизни — это исполнение их мечтаний, когда жизнь предоставит им возможность быть деятельными, творческими и счастливыми, а они это — просто не умеют… Может быть, дело в призвании, но чаще всего за этим стоит другое: неумение делать свое дело хорошо, а также боязнь ошибок и страх, что за ошибки будет наказание. За страхом бежит защитная позиция: усталость, опущенные плечи и руки, позже всплывшая в душе формулировка-оправдание «Наверное, это не мое!»…
От страха же рождается и желание спихнуть ответственность за свои неудачи и трудности на кого-то другого: того, кто должен авторитетно и ответственно сказать, чем и как заниматься мне надо на самом деле. Соответственно моему предназначению.
Более успешные и ответственные люди поступают по-другому. Во-первых, они осваивают технологию обучения себя новым делам — и легко осваивают любое новое дело. Нет проблем стать и кассиром, и банковским клерком, и мамашей, и музыкантом — да кем угодно, и все это можно делать талантливо, успешно и с удовольствием. Во-вторых, знакомятся со своими талантами и особенностями. Для этого нужно много пробовать и не бросать новое дело, столкнувшись с первыми трудностями. Со стороны всегда кажется, что у других получается лучше и легче: свои трудности видятся сразу, а трудности других снаружи не видны. Наберитесь терпения: обычно на освоение нового дело уходит по крайней мере полгода: только после этого можете оценить, какие у вас действительно к этому делу задатки. Иногда удачным ходом оказывается составление списка дел, которыми вы заниматься точно не можете и не хотите… В третьих, из всех этих разных дел, которые для них открыты, они выбирают более перспективные, которые открывают дорогу к вееру еще более перспективных дел. Едва ли перспективно сидеть за кассой в супермаркете — это место для совсем ленивых и непонятно, куда отсюда расти. Клерк — интереснее, при творческом подходе возможен быстрый карьерный рост, только надо много думать и учиться. Зубной врач — замечательно, исключительно творческая работа — если ты, конечно, к творчеству расположена. И так далее. В четвертых, изучают и продумывают негативные последствия любого выбора. Только совсем наивные предполагают, что работа модели, литератора или на телевидении — это сплошная малина. Уверяю вас, это очень на любителя. И только если вы хорошо узнали, из чего реально состоит (в буднях и серой повседневности) эта работа, чем вам придется платить за ее видимые радости, если вы посмотрели на реальных носителей этой жизни, поговорили с ними и получили от них благословение и рекомендации — вам сюда. А самое главное, — оценивают, что более все будет востребовано жизнью. То, что интересно вам — нужно ли людям? Готовы ли они за ваши умения и таланты, за ваши услуги — платить деньги? Если вы после этого поймете, что ваша работа людям будет действительна нужна, если вы почувствуете, что будете нужна людям — ваша жизнь обязательно будет яркой и интересной. Радости вам!
|