Студопедия — Уважаемы родители!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Уважаемы родители!


* * *


Я не видел Берестова грустным –
я запомнил Берестова устным,
с песенкой да байкою о том,
как Чуковский спорил с Маршаком.


Что дается детскому поэту?
Если повезет – запомнить эту
заповедь, важней иных наук,
что в стихах всего дороже звук.


От того и не был он печален,
этот звонкий голос дяди Валин:
тенорок, переходящий в смех,
звук держал – за них, за нас, за всех!

12 сентября 2011


ЭТО – ЭХО


В двадцатых числах ноября 1981 года в ленинградском отделении «Детгиза» проходила Конференция по детской литературе. Семинар поэзии вели Валентин Дмитриевич Берестов и Александр Алексеевич Крестинский.
Вот несколько слов Берестова, которые я записал по ее ходу:


Чтобы писать стихи о детстве, нужно прожить большой кусок жизни.


В современной взрослой поэзии – сплошной эгоцентризм. В юношеской поэзии – чистота.


Объективный эгоцентрик: Я помню чудное мгновенье, Перед тобой явился я. Субъективный: перед собой явился я.


В моем возрасте без чувства юмора жить нельзя.


Читатель – анонимная черная дыра.


Детские стихи – продолжение слов детей. Игра с детьми переходит в стихи. Должен быть точный расчет на возраст. Это – эхо.


(Голосом Барто)
Барто: Оставляйте одни находки.
Берестов: Тогда многие строчки будут незарифмованы.
Барто: Пускай они так постоят.


(Голосом Татьяны Ивановны)
Татьяна Ивановна: Зачем ты это написал?
Берестов: Я хотел сказать то-то, то-то и то-то.
Татьяна Ивановна: Вот бы и сказал!


Я не могу, грешный человек, писать песни. Как говорил наш экспедиционный шофер: «Твоим голосом можно только кричать: Занято!»


Маршак, когда чувствовал, что стихи фальшивы, читал их с немецким акцентом.


У Чуковского было основное требование к сказке: чтобы к каждой строчке можно было нарисовать картинку.


Заходер повторяет: всё – сюжет. Какие стихи можно написать про пепельницу? Лежат в ней окурки и говорят: «Все тлен! Все прах!»


Маршак говорил: надо все время держать несколько утюгов на огне.


Ирландцы говорят: когда Бог создавал время, он сделал его достаточно.


НАШЕЛ СЕБЯ


– Наконец-то вы нашли себя! – сказал Чуковский, когда 36-летний Берестов принес ему свои детские стихи.


ЖИЗНЬ – ЗАГАДКА

Был в Ленинграде замечательный мальчик Вова Торчинский, автор очень любопытных и веселых стихов. Однажды приехал из Москвы Валентин Дмитриевич Берестов. На встречу с ним пригласили не только детских писателей, но и пишущих детей. Вова прочел наши любимые стихи:


Да здравствует осень! Да здравствует школа!
Да здравствует время и форма глагола!


Берестову стихи тоже очень понравились.
– Кем ты собираешься быть? – спросил он Вову.
– Не знаю, – потупился тот.
– Правильно! – обрадовался Берестов. – Жизнь – загадка.


С ПОРОГА


В октябре 1982 года я в очередной раз приехал в Москву и добрался до Берестовых. Дядя Валя огорошил с порога:
– Из всех детских поэтов я могу сейчас читать только Яснова, и то потому, что он взрослый поэт.


ПОСЛЕ ДОЖДЯ


Еще один приезд в Москву – в апреле 1983 года. Вечером – визит к Берестовым. Мы с дядей Валей шли из разных мест и оба попали под ужасный дождь. Сели у обогревателя. Берестов – совершенно мокрый: «Давайте стихи!.. Нет, сначала почитайте!» Я, тоже совершенно мокрый, начал читать стихи из рукописи, приготовленной для издательства «Малыш». Пришла Татьяна Ивановна с чаем. Берестов, не обращая внимания на чай, принялся читать мою рукопись и при этом сразу же выдавал варианты тех мест, которые ему не глянулись. Так мы и отходили от дождя – теплом и стихами.


НОВОСТИ


Через несколько месяцев, осенью, Валентин Дмитриевич приехал в Ленинград на пятидесятилетие Детгиза. Пошли с ним гулять по городу.
Я: «Валентин Дмитриевич, какие у вас новости?»
Он: «Послушайте, что написал Андрюша Чернов про Пушкина!»
Через полчаса я нахожу лазейку в его монологе и спрашиваю: «Что у вас-то новенького?»
Он: «А вот что написала Олеся Николаева…» И так далее.


РИФМА


В апреле девяностого Берестов был у нас – сидели и складывали рукопись Мориса Карема: после первого нашего совместного каремовского опыта (книжка «Песенка волынки») мы замахнулись было на толстую книгу переводов из Карема. Потом оказалось, что времена пошли не те и книжка не состоялась. Но тогда мы еще были полны энтузиазма. Валентин Дмитриевич много говорил о точности каремовской рифмы:
– Рифма – ключик к мысли. Например: «К чему стремиться к истинам, коль нету в них корысти нам?».


ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИЛ БЕРЕСТОВ


Берестов говорил про себя: «ископаемый прадед» (потому что писал в археологических партиях песенки).
О народной песне: «Каждая народная песня касается всех и каждого – и малый, и старый найдет в ней все, что ему надо. Не в этом ли суть поэзии?»
«Стихи для детей – это лирика индивидуальной судьбы».
И еще: «Я пережил период застоя, потому что попал во время этой грозы под грибок детской поэзии».


ЭПИГРАММА


В феврале 1998 года, за месяц до кончины Берестова, Андрюша Чернов привез из Москвы его эпиграмму – на телевизионную рекламу:

Женщиною быть довольно гадко –
Сверху перхоть, а внизу прокладка.


ВАКАНСИЯ


В день смерти Берестова я вспомнил, что четверть века назад, когда мы познакомились, В.Д. вроде бы в шутку сказал: «Сегодня вакансия детского поэта пустует». Это было вовсе не так. Вакансия детского поэта опустела сегодня.


ЕЩЕ БЕРЕСТОВ


«По большому счету читатель поэзии – поэт. Я не разделяю на отдельные группы тех, кто пишет стихи, и тех, кто умеет их прочесть».


СОАВТОР


Все, конечно, помнят замечательные стихи Валентина Берестова для самых маленьких. Например, его «Петушков»:

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.


В одном детском садике читали стихи Берестова, и я с удовольствием прочел ребятам и это стихотворение.
Девочка поднимает руку:
– Вы неправильно прочли!
– Почему неправильно?
– Там в конце по-другому.
– По-другому? Это как?
– Вот так:


Если перышек лишиться,
Не в чем будет потушиться!


ИЗ ПИСЬМА


«Наше дело – высокая степень порядка и близости к самой природе поэзии, мнемонической, побуждающей малых детей к пляске и мечте, а взрослых – тоже к чему-то хорошему. Необыкновенно важен звук в поэзии, легко и весело берущий за душу и внушающий надежду <…> «Голубчик, берегите вашу звонкость!» – это сказал Маршак в 1964 году». (10 июня 1983 года)

2 октября 2011

 

Уважаемы родители!

Для ваших детей в возрасте 3-12 лет у нас есть

уникальное предложение!

Обучение английскому языку+ развлечения по выходным




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Михаил Яснов | История коктейльного платья

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 280. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия