Студопедия — Глава 2. Игромания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Игромания






 

Игральный автомат - мышеловка на дураков.

Народная мудрость

 

РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СКЛОННОСТЬ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ

 

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Распространенность этого расстройства в индустриально развитых странах составляет предположительно от 1,5 до 2-3% населения. И хотя лица разного пола равномерно участвуют в азартных играх, среди больных преобладают лица мужского пола. Расстройство достоверно чаще, чем в населении, встречается у отцов больных мужского пола и матерей больных женского пола. Также достоверно чаще встречается алкоголизм у родителей больных обоего пола. Больные женского пола достоверно чаще имеют алкоголи-зирующегося супруга, склонного к отлучкам из дома.

 

ЭТИОЛОГИЯ

Пусковыми механизмами (предикторами) расстройства являются следующие психосоциальные факторы: утрата родителей в возрасте до 15 лет в результате смерти или развода, неадекватный родительский стиль воспитания (безразличие, непоследовательность, чрезмерная строгость), неадекватное отношение к деньгам в семье (фетишизация денег или отсутствие планирования бюджета), ситуативная доступность азартных игр для подростка. Для больных мужского пола характерен эмансипационный конфликт с родителями в подростковом возрасте, в даль-неищем - неприятие авторитарных фигур.

Высокая коморбидность (т.е. сочетание у одного человека нескольких расстройств (в том числе и психических) одновременно) с аффективными расстройствами, а также то, что больные в состоянии абстиненции сохраняют субдепрессивный фон, позволяет предположить, что азартная игра может выступать своего рода антидепрессантом, смягчая дисфорические проявления. Обращается внимание на сходство стереотипов течения расстройства и личностных черт с наблюдаемыми при алкоголизме, однако природа этого сходства неясна.

Как и при других расстройствах влечений, существенную роль в качестве пускового механизма (предиктора) может играть резидуалъно-органическое поражение ЦНС, что нередко обусловливает сочетание различных нарушений влечений у одного больного.

Психодинамическая концепция расстройства исходит из того, что за нелогичной постоянной уверенностью больного в выигрыше скрываются инфантильные фантазии всемогущества, ожидания неограниченного удовлетворения своих желаний. Постоянное возвращение к игре означает протест, бессознательно агрессивное отношение к реальной действительности, не желающей подчиняться этим фантазиям. При этом проигрыш не возвращает к реальности, а наоборот, бессознательно воспринимается как неправомерный отказ в удовлетворении желания и обоснованный повод для протеста, т.е., очередной ставки. При наличии глубинной неуверенности в себе и зависимых черт личности существенную роль в поддержании патологического влечения может играть неосознаваемое снятие с себя ответственности с возложением ее на фортуну.

 

КЛИНИКА

 

Характерной чертой является постоянный оптимизм относительно ожидаемого выигрыша и невозможность извлечь уроки из цепи прошлых проигрышей. Остановиться при проигрыше всегда еще труднее, чем при выигрыше. Мотивация к азартному поведению, помимо собственно денег, которые время от времени могут выигрываться, поведенчески всегда подкрепляется субэйфорическим ощущением, испытываемым между ставкой и исходом игры. Очень важно, что деньги играют здесь подчиненную роль - компульсивный игрок будет продолжать игру вне зависимости от размеров и длительности проигрыша.

Вовлеченность в азартные игры повышается в периоды социального стресса, возникающие вследствие этого проблемы замыкают порочный круг, углубляя погруженность в азарт. Снижается значимость таких важных физиологических стимулов, как сон, пища и секс. Сознавая пато-логичность своего поведения, больные стараются скрыть от окружающих интенсивность своей вовлеченности в игру. От обычного социального занятия как хобби патологическое влечение отличается иным качественным оттенком эйфории, испытываемой во время игры, повышением толерантности, т.е., стремлением повышать ставки и риск, симптомами отмены - дискомфортом, раздражительностью в ситуациях невозможности игры. Проигрыш, как и невозможность продолжения финансирования игры, становятся непереносимыми.

Типичными проявлениями социальной дезадаптации являются: финансовая несостоятельность, долги, правонарушения, мотивированные необходимостью достать деньги для игры или расплатиться с долгами, конфликты с супружеским партнером, снижение профессиональной продуктивности. Наиболее тяжелыми последствиями являются увязание в криминальной среде и суицидное поведение.

Характерен внешний рисунок поведения:

- больные выглядят самоуверенными,

- независимыми,

- энергичными,

- несколько грубоватыми и широко тратят деньги, в особенности в периоды стресса, при наличии очевидных тревожно-депрессивных проявлений.

- Они не пытаются как-то организовать бюджет, копить, экономить деньги, предпочитая вначале занимать их, а затем доставать незаконным образом.

-

- Среди незаконных средств добывания денег преобладают ненасильственные (аферы, хищения).

Начало расстройства приходится на подростковый возраст у мужчин и вторую половину жизни у женщин.

1. В начальной стадии типичен относительно крупный выигрыш, формирующий последующую зависимость от влечения.

2. Затем начинается вторая стадия, когда постепенно весь уклад жизни структурируется вокруг игры с прогрессирующим снижением как социального приспособления, так и психологических навыков в игре (появление нерасчетливых ходов, неоправданного риска). Последнее является главной причиной дезадаптации, поскольку, в отличие от общепринятого мнения, патологические игроки в принципе обладают весьма высоким техническим мастерством в игре.

3. В течение 10-15 лет может наступить третья стадия - полной декомпенсации - сопровождающаяся полной финансовой несостоятельностью и криминальным поведением.

Резкое прекращение игры, например, при госпитализации, может вызвать выраженные органные, тревожно-депрессивные синдромы Больные редко сами обращаются к психиатру, в этом обычно проявляют инициативу окружающие.

 

ДИАГНОЗ

Для диагностики патологической склонности к азартным играм состояние должно отвечать следующим критериям:

1)повторные (два и более) эпизоды азартных игр на протяжении не менее года;

2)эти эпизоды возобновляются, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание и нарушения социальной и профессиональной адаптации;

3)невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием; 4)постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и всем, что с ней связано.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Обычное социальное участие в азартных играх в отличие от патологического происходит среди определенных друзей и знакомых, ограничено временем и суммой возможного проигрыша. При азартном поведении на фоне маниакального состояния нарушения аффекта и поведения выходят за пределы игровой ситуации. Кроме того, аффективные реакции патологического игрока, в отличие от маниакального больного, более четко и адекватно привязаны к выигрышу или проигрышу. Диссоциальное расстройство личности помогает отличить свойственная ему более широкая картина агрессивности; если состояние соответствует критериям обоих расстройств, выставляются оба диагноза.

 

ЛЕЧЕНИЕ

 

В ряде случаев целесообразна госпитализация (длительностью около 3 месяцев) для прекращения контактов с привычным окружением, после которой больной может стать подходящим кандидатом для психоаналитической психотерапии, приносящей успех примерно в половине случаев.

Несколько менее успешной оказалась поведенческая терапия.

Эффективными оказались группы самопомощи, основной терапевтический стимул которых - эмоциональная поддержка и пример окружающих, которым удалось взять свое поведение под контроль. Главное для излечения - требование отчетливой мотивации больного к выздоровлению.

Аффективные расстройства, сопровождающие основной синдром и являющиеся, скорее всего, его следствием, а не причиной, могут стабилизироваться назначением лития.

 

* Из книги: В.Д.Вид, Ю.В.Попов. Клиническая психиатрия. СПб. - 2000.

 

НЕХИМИЧЕСКИЕ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ) ПРИСТРАСТИЯ

 

Патологическая склонность к азартным играм

(гемблинг или лудомания) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994).

В последнее время проблема азартных игр приобрела огромное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фоль-берг (Volberg, 1996), количество "проблемных гемблеров" (лудоманов) - аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, - достигает 5% населения. Данные других исследователей (Ladouceur et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных лудоманов выросло в Канаде более чем на 75%.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

Ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов зависимого (аддиктивного) поведения (Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990)).

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой мотивацией, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. "Потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым "драйвом", все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда "завязать", при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) лудо-мания (гемблинг) возобновляется.

8.

 

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга (лудомании) ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункт раздела Б.

 

А. Поглощен игрой (гемблингом). Например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игры, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности игры, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

1. Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

2. Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить.

3. Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.

4. Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

5. Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

6. Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.

7. Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для игры.

8. Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

9. В ситуации отсутствия денег из-за игры перекладывает решение проблем на других людей.

 

Б. Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных лудоманов, большинство исследователей указывает на потерю контроля над собственным поведением, причем это касается всех вариантов лудомании (гемблинга) - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O'Connor, Dickerson, 2003).

Выделяют три подгруппы проблемных лудоманов /гемблеров) (Австралийские исследователи А. Бласцин-ски и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997):

1. с нарушением поведения;

2. эмоционально неустойчивые;

3. антисоциальные лудоманы, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта болезнь принимает более тяжелые формы (совершенно также, как при алкоголизме). Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных лудоманов-мужчин и 70 лудоманок-жен-щин показало более прогредиентное (т.е. с нарастанием позитивных и негативных симптомов - ред.) развитие зависимости у женщин по стадиям:

- социальная лудомания;

- интенсивная лудомания;

- проблемная лудомания.

Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что лудомании у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а У мужчин — алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения.

 

Для "игроков" типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

 

Социальные факторы риска

Микро- и макросоциальные факторы, предрасполагающие к гем-блингу, подробно описаны в работе Ц. П.Короленко и Н.В. Дмитриевой [2]:

- неправильное воспитание в семье,

- участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т.

- вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

Американский исследователь A. Pasternak [6] в качестве факторов риска выделяет принадлежность к национальному меньшинству, отсутствие семейного статуса. P. Delfabbro и L. Thrupp [4] рассматривал социальные детерминанты, способствующие возникновению подросткового гемблинга подчеркивают факт гемблинга среди родителей и положительное отношение к игре в семье, а говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет. Ситуативная доступность азартных игр как предрасполагающий социальный фактор также отмечается рядом исследователей [7, 8]

Патогенетические механизмы формирования зависимого поведения описываются в рамках биховиоральных и психоаналитических теорий. А.О. Бухановским [1 ] отмечается, что существует два варианта возникновения аддиктивного поведения Оперантное научение и реактивный импритинг. Оперантное научение происходит постепенно, по типу повторных подкреплений. Патогенная ситуация, оказывая влияние через систему слабых, но регулярных или частых воздействий постепенно формирует устойчивое нарушение в предрасположенной к тому высшей нервной деятельности. По мнению А.О. Буха-новского именно так наиболее часто формируется патологическая зависимость от игры. Реактивный импритинг вызывается чрезмерным по интенсивности стрессовым воздействием, возникая в виде острой реакции запечатления необычного переживания, подкрепляемой интенсивной психоэмоциональной реакцией, он более характерен для садизма, фетишистского трансвестизма. На нейрофизиологическом уровне это проявляется образованием генератора патологически усиленного возбуждения, что сопровождается гиперактивацией катехо ламинового. в частности дофаминового синапса и обеспечивает компульсивность влечения.

Психоаналитическая концепция патологического влечения к азартной игре исходит из того, что за нелогичной, постоянной уве­ренностью патологического игрока в выигрыше скрываются инфан­тильные фантазии всемогущества, ожидания неограниченного удов­летворения своих желаний. Постоянное возвращение к игре означа­ет протест, бессознательное агрессивное отношение к реальной дей­ствительности, не желающей возвращаться к этим фантазиям [3]. Низкая сила эго в сочетании с нарциссизмом может способствовать снятию с себя ответственности и возложении ее на других, в частно­сти на фортуну [5].

 

А. Егоров, Б. Цыганков, В. Малыгин Патологическое влечение к азартной игре паи.модель нехимической зависимости (обзор)

 

Литература:

1. Бухановскин А.О., Андреев А.С, Бухановская О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. Ростов на Дону, 2002г. -35с

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М.. Академический Проект, Екатеринбург, Деловая книга. - 2000. - 460 с.

3. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М., 1997. С. 318-321

4. Delfabbro P.. Thrupp L. The social determinants of youth gambling in South Australian adolescents// Journal of Adolescence. - 2003. - V. 26. - N. 3. - P. 313-330.

5. Murphy M.1I. Sport and drugs and runner's high (Psychophysiology) In J. Kremer and D. Scully (Eds), Psychology in Sport. London, Taylor S» Francis. -1993.

6. Pasternak ГУ A.V. Pathologic Gambling: America's Newest Addiction?// American Family Physician. - 1997 Oct. - V. 56. - N. 5. - P. 12-15.

V V

7. Room R, Turner N.E., Lalomiteanu A Community effects of the opening of the Niagara Casino.//Addiction. 1999:94 (10). 1449-1466.

8.Volberg RA: Prevalence studies of problem gambling in the United States.// Journal of Gambling Studies 12:111-128. 1996

 

Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997) в качестве факторов риска выделяет еще отсутствие семейного статуса, депрессию, а также различные варианты химической зависимости.

Выделяют три стадии развития лудомании (Р. Кастер (Custer, 1984):

- стадию выигрышей;

- стадию проигрышей;

- и стадию разочарования.

 

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности - раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

 

Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, "автоматических фантазий", нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения). Следовательно, существует игровой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

 

Фазы игрового цикла.

Анализ динамики игровых срывов обнаружил развитие фаз в поведении игроков (воздержания, "автоматических фантазий", нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения), что позволяет говорить об определенном игровом цикле, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры, главным образом из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения, выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.

Фаза "автоматических фантазий". Главной характеристикой этой фазы является учащение спонтанных фантазий об игре, причем пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или просмотренных кинофильмов и фактически оторванный от реальной ситуации, в которой находится индивидуум. Название "автоматические" отражает то, что они возникают, или совершенно спонтанно, или под действием косвенных стимулов (так, у одного из пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей).

Фаза нарастания эмоционального напряжения. Главная черта этого этапа - нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-депрессивный, дистимический или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).

Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями: а) пациент под действием нарастающих фантазий в "телеграфном" когнитивном стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь "очень вероятный для выигрыша", по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть, характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую; б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода и в его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановится, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.

...В фазе принятия решения играть пациент находится в неглубоком, автоматически самоиндуцированном состоянии транса. Игрок непроизвольно обучается сам индуцировать состояние транса (признаки транса) перед срывом в фазе принятия решения играть.

Фаза вытеснения принятого решения. Это наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного "Я" по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает "иллюзия контроля" над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных когнитивных схем. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет на встречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т.п.).

Фаза реализации принятого решения. Для неё характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояния "суженного сознания", "транса", заявляют, что они "становятся как зомби". Несмотря на то, что в сознании пациента в этот период появляются конструктивные контраргументы, они очень быстро нейтрализуются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. При этом происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с представлениями о влиянии на исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, пациент не прекращает играть независимо от того, выигрывает он на каком-либо этапе игры или проигрывает.

Представление о фазах игрового цикла, отражающих положение игрока в конкретный период времени в континууме сознательного контроля над своим поведением, принципиально дополняют описанные R.L.Custer (13) стадии игровой зависимости (см. Приложение, таблица 1) и стадии реконвалесценции (см. Приложение, таблица 2), отражающие главным образом степень личной и социальной дезадаптации пациента.

Это обстоятельство позволяет создавать структурированный план реабилитационных мероприятий в работе с патологическими игроками, ориентированный как на обучение пациентов способам контроля над поведением, так и на восстановление личностного и социального статуса пациента.

 

Запуск и поддержание механизма "игрового транса".

Иррациональные установки лудоманов формируют так называемые "ошибки мышления" (В. В. Зайцев и А. Ф- Шайдулина (2003)). Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм "игрового транса

К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:

Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.

Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.

Замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.

К тактическим ошибкам мышления относятся:

Вера в выигрышный - фартовый - день.

Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.

Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.

- Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.

- Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.

- Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.

- Представление о ставках как о сделках.

 

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия лудомании. Подростки не оказались в стороне от нее. У них имеются свои особенности гемблинг-зависимости. Исследование особенностей лудомании среди подростковой популяции в 10 ООО человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России), а также билеты Национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5% подростков могут быть отнесены к проблемным лудоманам (Fisher, 1999).

Факторы, способствующие подростковой лудомании: факт лудомании среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье (П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003)).

Факторы, препятствующие подростковой лудомании: воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.

А Ю.Егоров д.м.н., профессор кафедры специальной психологии факультет психологии С- Птб. ГУ

Журнал "Аддиктология" 2005, № 2. С. 65-77.

http://narkotema.tpi.ru/files/14.doc

ГЭМБЛИНГ

 

Азартные игры получили свою известность еще в античные времена. В связи с проблемами, связанными с увлечением этими играми, в Римской империи были введены специальные законы, ограничивающие участие в них. В последнее время страсть к азартным играм приобретает характер эпидемии. Существует мнение, что если бы Паскаль, внесший в XVII веке большой вклад в изобретение рулетки, мог представить себе конечный результат своей работы, он вряд ли решился бы на такой эксперимент. Опасность, подстерегающая игроков, прекрасно описана Достоевским в его романе "Игрок". Процесс зарождения и овладения эмоциями проанализирован автором более тонко, чем в специальной литературе.

К признакам, позволяющим диагностировать наличие аддиктивного процесса, относятся:

1. Фактор частоты участия в игре. Человек занимается азартной игрой не только с целью выигрыша, но и для того, чтобы получить удовольствие от самого процесса игры.

2. Увеличение количества времени, проводимого в игре. Возможность получать удовольствие даже от наблюдения за тем, как играют остальные.

3. Затрачивание на игру все большего количества денег. Тенденция к расходованию все большего коли-

чества денег возникает с уменьшением числа ограничителей и является существенным элементом, усиливающим необычное состояние возбуждения.

4. Особый вид беспокойства, напоминающего признаки отнятия (абстиненцию), который переходит в раздражительность при невозможности участия в игре.

5. Структуризация психической деятельности вокруг мыслей об игре. Актуализация значения мистических суеверий, примет, содержания сновидений, связанных с игрой. Постоянная настроенность на участие в игре.

6. В случае появления финансовых проблем возникает стремление больше работать, чтобы иметь возможность играть. Погоня за выигрышем с целью исправить финансовое положение, создает нарастающие проблемы, делает человека нервным и напряженным.

7. Появление потери контроля с невозможностью остановиться, включившись в игру.

8. Периодическое возникновение попыток контролировать процесс, в связи с появлением чувства, что происходит что-то не то, и что эта сфера интересов стала занимать слишком большое место в жизни.

9. Участие в азартных играх начинает мешать профессиональной активности. Нарушаются социальные контакты, страдают семейные отношения.

 

10. Увеличивается сумма долга, но вместо того, чтобы найти более эффективный способ поправить материальное положение, игрок продолжает искать счастье в игре.

11. Большой выигрыш, который может иметь место, вдохновляет. Игрок вновь возвращается к игре, хотя, казалось бы, большой выигрыш мог решить все его проблемы. Желание участвовать в этом процессе и ощутить еще раз ни с чем несравнимые эмоции действует как <химический> аддиктивный агент.

 

Brengelmann (1) выделяет несколько типов азартных игроков:

1. Любитель поговорить, который убеждает окружающих, что дело не в игре, а в приятном времяпрепровождении.

2. Контролер ситуации.

3. Серьезный тип, который старается все учесть и посмотреть на происходящее со стороны для того, чтобы все шло так, как нужно. Придает значение тому, как он одет, как он выглядит в глазах окружающих.

4. Неприступный, холодный, суверенный тип, не вступающий в контакты и решающий что-то важное для себя.

5. Эмоционально возбудимый тип, склонный к драматизации.

6. Недовольный, брюзгливый тип.

 

Финский исследователь Kaunisto (1983) выделяет три типа азартных игроков:

1. Охотники за счастьем. В этой группе преобладают молодые мужчины в возрасте от 18 до 25 лет с выраженной ориентацией на потребление. Игроки этого типа стараются повысить свое благосостояние самым простым, но опасным для себя способом.

2. Отчаянные. Преобладают мужчины в возрасте от 30 до 35 лет. Для них характерны сложности в семье. В играх находят способ высвобождения от домашнего гнета.

3. Потерявшие надежду мужчины зрелого возраста. Их жизнь изобилует неприятными драматическими событиями, потерей значимых отношений и неудовлетворенностью жизнью.

Принимающие участие в азартных играх лица, которые быстро становятся гэмблерами, обнаруживают до развития аддикции нарушения функции Я. Им свойственна низкая самооценка, плохая переносимость фрустрации, слабый контроль над импульсами. Они находят убежище в бегстве в мир фантазий.

 

Duffert (2) предлагает обращать внимание на еле-дующие моменты:

1. Учитывать первый контакт с игрой, который может носить случайный характер. Те, кто в детстве увлекается азартными играми, возобновляет этот интерес во взрослом состоянии.

2. Обращать внимание на выраженность положительных переживаний, приводящих к активизации стремления участия в игре.

3. Необходимость алертности по отношению к первым финансовым потерям, которыми игроки обычно пренебрегают и не придают им значения.

4. Возникновение стремления покрыть потери случайным выигрышем, создавая впечатление выравнивания этих потерь.

5. Учащение количества посещений игровых мест, рост готовности к риску.

6. Попытки скрыть посещение игровых мест.

7. Обращать внимание на характер мышления, на увеличение в когнитивном процессе объема мыслей об игре.

8.Каждая свободная минута игрока по возможности уделяется игре.

9. Поиск добавочных источников денег и сокрытие этих источников.

10. Все имеющиеся деньги тратятся на игру.

11. После игры возникает комплекс отнятия.

12. Возникают планы ограничения участия в игре, которые не выполняются.

13. Постоянное чувство вины перед собой и другими.

14. Мечты о выигрыше, который все решит.

15. Неспособность выйти из игры при наличии какой-либо, даже минимальной суммы денег.

16. Потеря контроля. Невозможность выйти из игры в случае предоставления им денег, данных в долг.

17. 17. Изоляция от прежних знакомых, друзей, от семьи, отрыв от реальности.

 

Игра прочно завоевывает центральное место в жизни игроков. Специалист по изучению поведения азартных игроков Carlton (3) подчеркивает: пр







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 505. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия