Студопедия — Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета






 

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения народной и профессиональной музыки Башкортостана, России и мира;

· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий на основе сопоставления произведений русской, башкирской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

· уважительное отношение к иному мнению, историко-культурным традициям других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

· развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и личностного смысла учения; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при роешении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

· формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

· формирование умения наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности и ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской творческой деятельности;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

· овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

· приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

· формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

· участие в совместной деятельности на основе сотрудничества (определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности);

· умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о музыке, составления исполнительского плана, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (справочная литература, пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);

· умение выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдая нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Предметные результаты изучения музыки должны отражать:

· формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии;

• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

· формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

· формирование общего представления о музыкальной картине мира на основе освоения отечественных

традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

· умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;

· умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

 

 

Содержание начального общего образования по учебному предмету

 

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебно-методическим комплексом «Музыка» для образовательных учреждений Республики Башкортостан, авторов Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
I класс (33 ч) Путешествие в мир музыки (16 ч.)
  Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Возникновение музыки как потребность человека выразить свое отношение к миру, людям. Звучание окружающей жизни, природы. Рождение музыки (композитор – исполнитель – слушатель). Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш, их разновидности и отличительные особенности. Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Первая песня человека. Песни-марши, песни-танцы, танцы-марши.   Примерный музыкальный материал   Введение в тему: Г. Струве. Музыка. Д. Кабалевский, сл. Е. Долматовского. Школьные годы; З. Исмагилов, сл. А. Гиззатова. Радостный день; Д. Кабалевский, сл. В.Викторова. Песня о школе; В. Шаинский, сл. Ю. Энтина. Первоклассник; С. Соснин, сл. К. Ибряева. Песенка первоклассника; Р. Муртазин, сл. Г. Рамазанова. Школьная песня; Р. Гимрани, сл. В. Гумерова. Звени, детство! Простейшие варианты трех жанров музыки: Д. Кабалевский. Марш. Танец (вальс, полька). Песня; М. Валеев. Марш; Р. Муртазин. Марш; Р. Сальманов. Вальс. Полька; Х. Заимов. Песня девушки.   Марш и его разновидности Военный, походный: С. Чернецкий. Встречный марш; С. Сайдашев. Марш Красной армии; А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Бравые солдаты: М. Салимов, сл. Ф. Шафиковой. Шагает солдат по земле; В. Агапкин. Прощание славянки; З. Исмагилов. Марш батыров; Марш Салавата; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Салават батыр; Х. Ахметов. Походный марш (б.н.п. «Порт-Артур»); Игрушечный: П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из сб. «Детский альбом»; Р. Касимов. «Марш» из сб. «Пьесы для фортепиано»; Д. Шостакович. «Игрушечный марш» из сб. «Детская тетрадь»; В. Гаврилин. «Шествие солдатиков» из «Детской сюиты»; Спортивный: М. Блантер. Футбольный марш; И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. Спортивный марш; Ш. Кульбарисов. Спортивный марш; Р. Сальманов, сл. Г. Давлетова. Песня юных физкультурников; Ю. Чичков, сл. З. Петровой. Физкульт-ура; А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова. Трус не играет в хоккей; Н. Галиев. Шайбу, шайбу! Сказочный: М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; С. Слонимский. «Марш Бармалея» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; Р. Щедрин. «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»;К. Хачатурян. «Шествие Лимона» из балета «Чиполлино»; С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Н. Сабитов. «Карабас-Барабас» из балета «Тайна золотого ключика». Церемониальный (праздничный): Ф. Мендельсон. «Свадебный марш» из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»; К. Рахимов. Праздничный марш; И. Дунаевский. «Марш» из к/ф «Цирк»; С. Шагиахметова. Торжественное шествие. Траурный: П. Чайковский. «Похороны куклы» из сб. «Детский альбом»; С. Майкапар. «Похоронный марш» из сб. «Бирюльки». В мире танца Русские народные плясовые: «Барыня», «Калинка», «Светит месяц» (в исполнении русских народных инструментов); Русские народные хороводные песни: «Во поле береза стояла», «На горе-то калина», «А я по лугу» и другие; сл. и музыка Ю. Михайленко. Хоровод у калинушки; П. Чайковский. «Камаринская» из сб. «Детский альбом»; Башкирские танцы. Женские: «Бишбармак», «Семь девушек»; мужские: «Баик», «Перовский»; Х. Заимов. Танец детворы; Башкирская плясовая «Аниса-плясунья»; Татарский народный танец «Апипа»; М. Глинка. Полька; С. Рахманинов. Итальянская полька; Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. Про Олечку и полечку; М. Валеев. Башкирская полечка; А. Батыршин. Татарская полька. Т. Каримов. Полька; Р. Сальманов. Полька; Л. Степанов. Полька; Л. Батыр-Булгари, сл. Д. Гарифуллина. Так весело плясать; Немецкая народная песня «Потанцуй со мной, дружок». А. Гречанинов. «Бабушкин вальс» из сб. «День ребенка»; Д. Шостакович. «Вальс-шутка» из сб. «Танцы кукол»; Т. Каримов. Вальс; К. Рахимов. Вальс; С. Сайдашев. Вальс; Р. Касимов. Вальс; П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Вальс» из балета «Спящая красавица», «Танец феи Драже», «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик»;Л. Степанов - З. Исмагилов. «Вальс журавлей» из балета «Журавлиная песнь»; И. Бах. Менуэт из сб. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»; Е. Адлер, сл. Л. Дымовой. Песня менуэта; Менуэты Л. и В. Моцарта. Современные детские бальные танцы (по выбору учителя); К. Рахимов. Башкирочка; С. Соснин, сл. П. Синявского. Начинаем перепляс. Зрительный ряд: Н. Нурмухаметов. «М. Идрисов. Баик»; «Танцовщица А. Магазова»; И. Гаянов. «Танец журавлей».   Песня - твой верный друг навсегда И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. Марш веселых ребят; П. В. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная; А. Островский, сл. В. Викторова. Спят усталые игрушки; Р. Сахаутдинова, сл. М. Сиражи. Спокойной ночи! Габдрахманов, сл. У. Кинзябулатова. Колыбельная; Песни без слов: Г. Гладков. Колыбельная; Р. Хасанов. Колыбельная; А. Кубагушев. Колыбельная (пьеса для курая с оркестром); Х. Заимов. Мелодия. Песня журавля; Р. Газизов. Песня. А. Островский, сл. З. Петровой. Азбука.В. Шаинский, сл. Э. Успенского. АБВГДейка; И. Арсеев, сл. Н. Дымовой. Кто живет в букваре? Р. Паулс, сл. И. резника. Алфавит; Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Сурок; Ц. Кюи, сл. А. Плещеева. Осень; М. Андерьянова. Осенний напев; Е. Зарицкая, сл. А. Вольского. Журавушка.   Зрительный ряд: А. Ситдикова. «Сон»; И. Левитан. «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; В. Поленов. «Осень в Абрамцеве »; А. Ватто. «Савояр с сурком». Песни-марши, песни–танцы, танцы-марши   А. Островский, сл. Л. Ошанина. Пусть всегда будет солнце; В. Шаинский, сл. М. Матусовского. Вместе весело шагать; К. Рахимов, А. Ихсан. Спасибо Родине; Немецкая народная песня «Потанцуй со мной, дружок»; Русская народная хороводная песня «Земелюшка-чернозем»; Башкирские народные песни: «Т749р9к та3ма3тары», «Ай-2ар 1ынайым». Обр. А. Кубагушева; П.И. Чайковский. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро»; А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Веселый музыкант. Обобщение темы: П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»; Б. Гайсин. Новогодний вальс; Р. Сальманов, сл. Р. Янбулатовой. Новогодняя; Сл. и музыка народные. Метелица (песня-танец); Р. Шуман. «Зима-I», «Зима –II» из сб. «Альбом для юношества»; В. Крутицкий. «Зима»; Р. Газизов. Зимняя дорога; А. Варламов. Российский Дед Мороз; С. Сальманов, сл. С. Алибаева. Дед Мороз;   Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Наблюдать за музыкой в жизни человека. Определять жизненную основу музыкальных произведений разных жанров. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Импровизировать (вокальные, инструментальные, танцевальные импровизации) в характере основных жанров музыки. Моделировать в графике особенности песни, танца и марша. Исполнять, инсценировать песни, танцы. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания.      
О чем говорит музыка? (17 ч.)
  Выразительность и изобразительность в музыке. Общее представление об интонации в музыке: выражение настроений, чувств и мыслей человека; изображение окружающего мира, действий человека. Образы движении, природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Общие представления о многообразии музыкальных инструментов. Примерный музыкальный материал   Введение в тему: Д. Кабалевский. Попевка «Звонкий звонок»; П. Чайковский. «Новая кукла» и «Болезнь куклы» из сб. «Детский альбом»; Р. Гимрани, сл. Р. Шамсутдиновой; Домовенок; Ю. Юртова. Домовой.   Что выражает музыка? Г. Струве, сл. В. Викторова. «Веселая песенка», «Грустная песенка» из сюиты «Песни-картинки»; И.С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты № 2. С. Шагиахметова. Шутка;Р. Шуман. «Первая утрата» из сб. «Альбом для юношества»; А. Гречанинов. «Сломанная игрушка» из сб. «День ребенка»; Н. Даутов. Обиделась;Х. Заимов. Грустная песенка; П. Чайковский. «Нянина сказка» из сб. «Детский альбом»; М. Равель. «Мальчик-с-пальчик» из сюиты «Матушка-гусыня»; Г. Свиридов. «Колдун» из сб. «Альбом пьес для детей»; Н. Сабитов. «Карабас-Барабас» из балета «Буратино»;Л. Степанов-З. Исмагилов. «Вальс журавлей, Зайтунгуль и Юмагула» из балета «Журавлиная песнь»;Г. Фрид. Про то, как зайчик в лесу заблудился; В. Шаинский, сл. Ю. Энтина. «Если б не было школ» из к/ф «День без пятерок»; Е. Бикташев, сл. О. Дриза. Грустный день; М. Салимов, сл. А. Игебаева. Отчего березка плачет? С. Бугославский, сл. О. Высотской. Песня о пограничнике; Т. Попатенко, сл. Я. Халецкого. Третий танкист. Зрительный ряд: В. Тропинин. «Девочка с куклой»; В. Васнецов. «Аленушка», «Иван Царевич и серый волк»; К. Маковский. «Дети, бегущие от грозы»; А. Венецианов. «Вот-те и батькин обед!»; Ф. Решетников. «Опять двойка»;   Музыкальные портреты детей и взрослых Д. Кабалевский. Разные ребята; Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка, Плакса, Злюка); Р. Касимов. Озорница, Плакса; А. Каримов. Злюка; Н. Инякин. Капризуля; Г. Свиридов. «Упрямец» из сб. «Альбом пьес для детей»; Д. Кабалевский. Упрямый братишка; С. Слонимский. «Ябедник» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина. «Ябеда-корябеда» из к/ф «Чехарда»; А. Хачатурян. «Две смешные тетеньки поссорились» из сб. «Детский альбом»; М. Мусоргский. Тюильрийский сад» (ссора детей после игры) из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Касимов. Играли и поссорились; сл. И. Лученок, Н. Тулуповой. Доброта; П. Чайковский. «Мама» из сб. «Детский альбом». Чайковский, сл. А. Плещеева. Колыбельная песнь в бурю; В. Иванников, сл. О. Фадеевой. Самая хорошая; Х. Ахметов. Моя мама. Зрительный ряд: И. Репин. «Стрекоза»;В. Тропинин. «Портрет Арсения», «Девочка с куклой»; В. Серов. «Мика Морозов», «Дети», «Девочка с персиками»; Б. Мурильо. «Мальчик с собакой»; И. Прянишников. «Дети-рыболовы», «Воробьи»; А. Венецианов. «Захарка»; А. Ситдикова. «Будущий батыр»; З. Серебрякова. «За обедом»; О. Ренуар. «Мадам Шарпантье с детьми»; Ж. Шарден. «Прачка»; К. Петров-Водкин. «Мать»;; П. Салмасов. «Материнство». Музыкальные портреты героев сказок В.Шаинский. В мире много сказок; И. Николаев. Маленькая страна; М. Салимов, сл. Б. Баимова. Сказочный клубок; Р. Паулс, сл. И. Ласманиса. Сонная песенка; Ю. Моисеев, сл. Я. Гальперина. Расскажи мне сказку, бабушка! М. Мусоргский. «С няней» из вокального цикла «Детская»; Р. Шуман. «Шехеразада» из сб «Альбом для юношества»; П. Чайковский. «Нянина сказка», «Баба-яга» из сб. «Детский альбом». Детская песня «Баба-яга»; Р. Хасанов. Сказка; А. Ключарев. Шурале; Р. Курамшин, сл. Н. Сафиной. Шурале; С. Слонимский. «Марш Бармалея», «Дюймовочка» из сб. «Детские пьесы для фортепиано»; С. Губайдуллина. Дюймовочка. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. Пестрый колпак; М. Мусоргский. Эльф; Э. Григ. «Кобольд», «Танец эльфов», «Шествие гномов»; Ф. Лист. Хоровод гномов; П. Чайковский, сл. К. Аксакова. «Мой Лизочек» из сб. «16 детских песен»; С. Майкапар. «Семимильные сапоги» из сб. «Бирюльки»; Г. Струве, сл. В. Татаринова. Колобок; Н. Инякин. Колобок; А. Лепин. «Буратино», «Пьеро», «Лиса Алиса и Кот Базилио» из цикла фортепианных пьес «Приключения Буратино». Зрительный ряд: В. Максимов. «Бабушкины сказки »; В. Васнецов.«Баба Яга», «Домовой»; «Избушка на курьих ножках»; И. Билибин. «Баба Яга». З. Гаянов. «Шурале»; Может ли музыка что-нибудь изображать? Движение в музыке: Ф. Лещинская, сл. Н. Кучинской. Лошадки; З. Исмагилов, сл. А. Игебаева. Акбузат; П. Чайковский. «Игра в лошадки» из сб. «Детский альбом»; А. Гречанинов. «Верхом на лошадке» из сб. «Детский альбом», «Моя лошадка» из сб. «День ребенка»; Б. Гайсин. Наездники; А. Хачатурян. «Конница» из сб. «Детский альбом»; Д. Кабалевский. Кавалерийская; М. Старокадомский, сл. С. Михалкова. Веселые путешественники; Т. Каримов. Проводы; С. Прокофьев. «Отъезд» из сюиты «Зимний костер»; Д. Кабалевский. Попевка «Мы шагаем»; Р. Шуман. «Игра в жмурки» из сб. «Детские сцены»; А. Хачатурян. «Скакалка» из сб. «Детский альбом»; В. Гаврилин. Генерал идет (картинки из старой книги). Зрительный ряд: В. Сидоров. «Качели»;Ф. Исмагилов. «Тулпар», «Шонкар»; С. Герасимов. «Зима»; К. Коровин. «Зимой» А. Орловский. «Всадник», «Всадник башкир»; М. Греков. «Трубачи Первой конной армии» и т.д. Природа в музыке: В. Салманов. Утро в лесу. Вечер; Х. Ахметов. Утро Урала, Ночной Урал; Ю. Слонов, сл. П. Воронько. Утро; А. Каримов. Солнечный день. А. Том, сл. К. Ушинского. Вечерняя песня. Ц. Кюи. Времена года; Русская народная песня «Речка» (в обработке П. Чайковского); Русская народная песня «Перед весной»; Р. Сальманов, сл. А. Ихсана. Весна идет; С. Соснин, сл. И. Вахрушевой. Солнечная капель; Р. Еникеев. «Весенние капельки» из цикла «Картины природы»; А. Даутов (слова и музыка). Весна идет. Н. Даутов. Весенний дождь; А. Лядов, сл. народные. Дождик. Окликание дождя; Г. Свиридов. «Дождик» из сб. «Альбом пьес для детей»; В. Косенко. «Дождик» из сб. «24 детские пьесы»; Т. Чудова. Гром и дождь; В. Павленко, сл. Э. Богдановой. Капельки; М. Салимов, сл. А. Тагировой. Дождик поиграть зовет.; Ф. Лист. Шум леса. Гроза; С. Майкапар. «Облака плывут» из сб. «Бирюльки»; В. Шаинский, сл. С. Козлова. Облака; С. Баневич. «Северное сияние» из фортепианного цикла «По сказкам Андерсена»; Р. Хасанов. Утренний дождь, Ветер; Р. Загретдинов. Деревенские зарисовки (кубыз). Зрительный ряд: В. Позднов. «Утро на реке Ик»; В. Поленов. «Московский дворик»; Р. Нурмухаметов. «Мороз и солнце», «Воскресный день. Атаевка»; А. Куинджи. «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре»; И. Левитан. «Вечер. Золотой плес», «Стога. Сумерки», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь. «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; А. Рылов. «Лесная река»; А. Степанов. «Голубая речка»; Р. Нурмухаметов. «Ветреный день на озере», «Начало весны. Март»; И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу»; Ф. Васильев. «Перед дождем».   «Музыкальный зоопарк»: Т. Смирнова. Кто живет в лесу?; Р. Касимов. «Слоненок» из цикла «Шесть песен из английского детского фольклора»; В. Калинников, сл. народные. Тень-тень; К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных»; Р. Сахаутдинова, сл. С. Алибаева. Зайчики; Ф. Читгян. Кукушка и дятел; Н. Сабитов. «Веселый дятел», «Петушки» из сб. «Детский альбом»; С. Шагиахметова. «Курица»; П. Чайковский. «Песнь жаворонка» из сб. «Детский альбом»; Р. Загретдинов. Жаворонок в степи (кубыз); Х. Заимов. Птички; Р. Сальманов, сл. Р. Гарипова. Скворец; Р. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Ю. Левитин. Жираф и оса; Р. Касимов. Мышата. Р. Хасанов. Киска. Угадай музыкальный инструмент: В. Агафонников, сл. З. Петровой. Музыкальные загадки; С. Низамутдинов. Веселые музыканты; Р. Касимов, сл. Н. Дильмухаметова. Мелодии кубыза; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Курай. Мандолина; П. Чайковский. «Мужик на гармонике играет» из сб. «Детский альбом»; Г. Свиридов. «Парень с гармошкой» из сб. «Альбом пьес для детей»; Н. Сабитов. Мне купили гармонь; Ю. Муратов, сл. Г. Юнусовой. Гармонист; Л. Батыр-Булгари, сл. Ф. Шайхи. Эй, играй, моя гармошка; Д. Кабалевский. Труба и барабан. Арфистка; А. Хачатурян. «Игра на бубне» из сб. «Детский альбом»; Э. Фримерт (слова и музыка). У меня есть флейта; А. Лядов. Музыкальная табакерка; Г. Свиридов. «Музыкальный ящик» из сб. «Альбом пьес для детей»; Ю. Чичков, сл. З. Петровой. Музыкальная шкатулка; И.С. Бах. «Волынка» из сб. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»; К. Дебюсси. «Маленький пастух» из сюиты «Детский уголок»; Зрительный ряд: Д. Лейстер «Мальчик-флейтист»; О. Фидани. «Флейтист»; неизвестный автор «Музыкантши»; О. Ренуар «Девушки за пианино»; Р. Нурмухаметов «Легенда о батыре»; В. Фролов. «Скоморохи».   Обобщение темы:Л. Бетховен. Веселая. Грустная; М. Равель. «Разговор красавицы и чудовища» из сюиты «Матушка-гусыня»; Н. Сабитов. «Марш Буратино» и «Мальвина» из балета «Тайна золотого ключика»; Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»; М. Салимов, сл. К. Кинзябулатовой. Аниса-музыкант; А. Кубагушев. Музыкант; Р. Шуман. «Смелый наездник», «Всадник» из сб. «Альбом для юношества»; Р. Газизов. Веселый поезд; С. Прокофьев. «Прогулка», «Пятнашки», «Дождь и радуга» из сб. «Детская музыка»; А. Гречанинов, слова народные. Радуга; Р. Хасанов. Прогулка. Игры. из сб. «Десять миниатюр для фортепиано»; Х. Заимов. У ручья; А. Аренский. Лесной ручей; А. Аренский. Расскажи, мотылек!; С. Майкапар. «Мотылек» из сб. «Бирюльки»; Н. Инякин. Музыкальные картинки (Пчелка. Лисичка. Дятел); А. Островский, сл. З. Петровой. В зоопарке. В. Шаинский, сл. М. Пляцковского. Чему учат в школе; А. Имаева, сл. Г. Юнусовой. Частушки «Пятерки». Выявлятьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Распознавать изобразительные особенности музыки. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации, сочинения). Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.   Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Сравнивать произведения музыки и изобразительного искусства. Подбирать иллюстрации, репродукции картин, созвучные музыкальным произведениям. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Изображать разные характеры персонажей сказок в импровизациях- пластических, вокальных, инструментальных. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.      
II класс (34 ч.) Как говорит музыка (17 ч.)
  Богатство и выразительность музыкальной речи. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты и музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, тембр и т.д.). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Выразительные и изобразительные интонации. Мелодия- интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Зависимость приемов развития в вокальных произведениях от поэтического текста, в инструментальной – от замысла композитора. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Различные формы построения музыки: одно-, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Содержание музыкального произведения и его воплощение в различных формах и жанрах на основе приемов повтора, контраста, вариативности. Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке. Общее представление о многообразии музыкальных жанров (песня, пьеса, симфоническая сказка, вокальный цикл, сюита, прелюдия, вариации и т. д.). Музыка вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские и мужские певческие голоса. Музыкальные инструменты.   Примерный музыкальный материал   Введение в тему:А. Островский, сл. З. Петровой. Урок пения; И. Гилязетдинов, сл. Э. Шарифуллиной. Маленький музыкант; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Элементы музыкальной речи: В. Дроцевич, сл. В. Сергеева. Семь подружек; О. Юдахина, сл. В. Ключникова. Домисолька; Г. Струве, сл. В. Виноградова. Тихая песня. Громкая песня; Медленная песня. Быстрая песня (из сюиты «Песни-картинки»); Д. Кабалевский, сл. А. Барто. Игра в слова; Д. Кабалевский. Клоуны. Зайчик дразнит медвежонка; Г. Свиридов. Весна и Осень (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»); Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен. Скворушка прощается; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! С. Майкапар. Фортепианные пьесы из сб. «Бирюльки» (по выбору учителя). Интонация: Д. Кабалевский, сл. Н. Рахилла. Игра в гостей (песня-игра); Д. Кабалевский, сл. Е. Шварца. Кто дежурный; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. Ива есть и тополь есть; Я. Дубравин, сл. В. Суслова. Добрый день; Ю. Чичков, сл. Я. Халецкого. Из чего же, из чего же…А. Пахмутова, сл. Ю. Черных. Кто пасется на лугу? Ю. Муратов, сл. Г. Юнусовой. Гульгайша; С. Прокофьев, сл. А. Барто. «Болтунья» из вокального цикла «Три детские песни»; М. Мусоргский (слова и музыка). «В углу». «С куклой» из вокального цикла «Детская»; Эстонская детская песня «Кукушка»; Башкирская народная песня «Кукушка»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок» (темы Звездочета, петушка, царя Дадона); И. Арсеев, перевод с англ. С. Маршака. Кузнец; Бетховен. Симфония № 5 (3 часть). Развитие музыки: Т. Хренников. «Марш» из оперы «Мать»; Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; Х. Ахметов. Утро Урала; Е. Шатрова, сл. Р. Валеевой. Доброе утро; С. Баневич, сл. Т. Калининой. Мир; Ф. Шопен. Прелюдия № 7 и № 20; Н. Сабитов. Прелюдии № 2 и № 4; Ф. Шуберт. Вальс; Т. Каримов. Проводы. Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»; С. Прокофьев. «Сказочка» из сб. «Детская музыка»; Л. Книппер. Почему медведь зимой спит».   Построение (форма) музыки Одночастная форма: Русская народная песня «На горе-то калина» (обр. Т. Бейдера); Башкирская народная песня «Туяляс» (в обработке С. Шагиахметовой); Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка, Плакса, Злюка); Х. Заимов. Песня девушки. Двухчастная форма: Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. Дружат дети всей земли; Р. Сальманов, сл. Г. Гумера. Наши грядки; Э. Григ. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»; И. Дунаевский. «Песенка о капитане» из к/ф «Дети капитана Гранта»; Русская народная песня «Калинка». Трехчастная форма: М.И. Глинка. «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; Е. Тиличеева, сл. А. Абрамова. Березка; М. Валеев. Полька; Н. Галиев. Сабантуй; И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»; Х. Ахметов. Ночной Урал. Вариационная форма: Русская народная песня «Со вьюном я хожу»; М. Валеев, сл. З. Ярмаки. Белая береза; Р. Сальманов. Вариации на тему песни «Белая береза» М. Валеева; Башкирская народная песня «Весенние цветы»;А. Каримов. Вариации на тему башкирской народной песни «Весенние цветы»; Попевки: «Крокодил Гена и Чебурашка», «В нашем классе» (песня, вальс, полька, марш); Татарская народная песня «Аниса»; Л. Батыркаева. Легкие вариации на татарскую народную песню «Аниса»; Французская народная песня «Пастушья песня»; В. Моцарт. Вариации на тему французской народной песни; Русская народная плясовая «Камаринская» (в исполнении оркестра русских народных инструментов). Рондо: Д. Кабалевский. Классное рондо. Рондо-марш; С. Шагиахметова. Рондо для виолончели; К. Мясков. «Марш зверей» из детской сюиты «В лесу у юннатов»; А. Бородин (слова и музыка). Романс «Спящая княжна»; Д. Кабалевский, сл. В. Викторова. Зачем нам выстроили дом; Музыкально-дидактическая игра «Выделывание ковра» (в форме рондо) - композиция А. Зиннуровой на музыку А. Гайнуллиной «Эх, сибайские девчата!» Обобщение темы:П. Чайковский Марш «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; А. Пинегин, сл. А. Усачева. Зимняя сказка»; М. Равель. «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок». Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака. Кантата «Снег идет»; Ф. Лист. Метель; Р. Шуман. «Зима-II» из сб. «Альбом для юношества»; Д. Львов-Команеец, сл. С. Богомазова. Снежная песенка. А. Цфасман. Снежинки. С. Низамутдинов, сл. Г. Юнусовой. Снежинки. В. Герчик, сл. З. Петровой. К нам приходит Новый год. Р. Шуман. «Дед Мороз» из сб. «Альбом для юношества».     Распознавать и оцениватьвыразительность музыкальной речи, ее смысл. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Знакомиться с элементами нотной записи. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонации (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) Исполнять интонации, темы и мелодии с ориентаций на нотную запись. Импровизировать, сочинятьпопевки, песни, опираясь на заданный текст и «зерно-интонацию». Анализировать и соотноситьвыразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности. Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интона





Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия