РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения. 5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы. Выводы 6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов. 6.2. Основой хозяйственнойдеятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли. 6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой. 6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира. 6.5. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему информация о жизни древних славян так скупа? 2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов? 3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян. 4. Определите основные черты эпохи военной демократии и назовите ранние политические образования восточных славян.
Домашнее задание:
14... Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии]... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды....Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные.
Псевдо-Маврикий. «Стратегикон» XI, 5. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, [где они находятся], на положении свободных и друзей.
Вопросы к документам:1. Какими были общественное устройство, верования, нравы и обычаи славянских племен, по мнению Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия? 2. Какое боевое вооружение было характерно для славянских племен? 3. Как источники характеризуют взаимоотношения славянских племен с соседями?
Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится... под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души умерших предков. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечающий часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей: ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петуха; редкая сказка о животных не упоминала о «петушке»... Утки и гуси символизировали воду... Бык, взрыхляющий пашню ралом, был олицетворением плодородия. В честь бога Тура (дикого быка) устраивались весенние праздники молодежи. Конь, это гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнего искусства. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны... Крупнейший хищник наших лесов — медведь — особенно почитался. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях... Помимо зверей, лесная чаща казалась наполненной бесчисленными враждебными духами. В каждом болотце жил багник (от «багно» — болото), в каждой реке — водяной, в лесах — лешие, а в глубине непроходимой пущи — огромный пущевик с руками, как сучья, и с зелеными волосами. Десятками заговоров... пытался пахарь-славянин отгородиться от враждебной лесной стихии. Искусство приходило ему на помощь, создавая амулеты, предназначенные оберегать человека от духов леса... Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду...
Вопросы к тексту:1. Как природно-климатические условия, в которых жили славяне, влияли на их верования, обычаи и нравы? 2. Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования? 3. Что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций? О чем это говорит?
|