Студопедия — Часть третья. 1 Наказание есть зло страдания, налагаемое за злодеяние (лат.).- 297.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть третья. 1 Наказание есть зло страдания, налагаемое за злодеяние (лат.).- 297.






 

1 Наказание есть зло страдания, налагаемое за злодеяние (лат.).- 297.

 

2 Мы сами бываем причиной наших несчастий (лат.). Вероятно, стих из Овидия.- 297.

 

3 Письмо 276 к Евгению, III: <Обнаруживается величайший порядок, когда в нем иногда возникает небольшой беспорядок> (лат.).- 298.

 

4 разлившимся маслом (лат.).- 299.

 

5 поскольку невозможно, чтобы невинный был несчастным под

праведным Богом (лат.).-302.

 

6 Трижды блаженны - когда б они счастье свое сознавали!

Вергилий. Георгики II 458 (пер. С. Шервинского).- 302.

 

7 Первое проявление мудрости состоит в удалении от глупости (лат.).- 302.

 

8 Для меня достаточная похвала, если меня не будут порицать (лат.).- 303.

 

9 Счастливы те, кто вещей познать сумели основы, Те, кто всяческий страх и Рок, непреклонный к моленьям, Смело повергли к ногам.

Вергилий. Георгики II 490-492 (пер. С. Шервинского). -304.

 

10 Что может случиться с кем-либо, то может случиться и с каждым (лат.).- 305.

 

11 Возвышается, как согреваемая солнцем башня среди хижин (лат.).- 305.

 

12 Столь велик, как Эрике, как Атос и отец Апеннин, Вознося свою снегом покрытую вершину к небесам (лат.).-305.

 

13 Гимнософистами (букв. <голые мудрецы>) в древнегреческих источниках называли индийских жрецов - брахманов.- 305.

 

14 у смертных больше благ, чем бедствий (греч.; лат.).-306.

 

15 которые внушены боговдохновенным сердцем (лат.: греч.).- 306.

 

16 <О благод[еяниях]>, кн. 4, гл. 5 (лат.).-306.

 

17 Фортуна, повелевая нам жить и протягивая нам кубок, Примешивает три части зла к одной части добра (лат.).- 306.

 

18 <О божественных установлениях>, кн. 3, гл. 18 (лат.). -307 19 Циц[ерон]. Тускул[анские беседы], кн. 1 (лат.).-307.

 

20 <О пользе, вытекающей из несчастий>; <О тайных благодеяниях Бога> (лат.).- 308.

 

21 Этот над родиной власть за золото продал тирану Или законы за мзду отменял и менял произвольно.

<Энеида> VI 621-622 (пер. С. Ошерова).-308.

 

22 Рукоплещите (лат.).- 309.

 

23 Рукоплещите и отдавайтесь веселью (греч.).-309.

 

24 <Врачеватель колеблющихся> (лат.). Более точное название сочинения Маймонида - <Путеводитель колеблющихся>.- 309.

 

25 для проповеди (лат.).- 311.

 

26 Имеется в виду схоластик XII в. Петр Ломбардский, автор <Четырех книг сентенций>, в которых на основе Библии и сочинений отцов церкви дано систематическое изложение католического вероучения.312.

 

27 В 60 его <Теологических мест>, там, где говорится об аде (лат.).- 313.

 

28 <О вере> (лат.).-313.

 

29 раз не прекращается грех, не может прекратиться и наказание (лат.).- 313.

 

30 Некоторые говорят, и их ответ мне нравится: поскольку грешники в аду всегда будут грешить, постольку будут всегда наказуемы (лат.).313.

 

31 И не удивительно, что осужденные будут всегда страдать, ведь они будут беспрестанно возносить хулу [на Бога], и, поскольку они, таким образом, будут постоянно грешить, постоянно будут и наказываться (лат.). -313.

 

32 Но всемогущий отец в своем возмущенье, Что какой-то смертный вышел из адского мрака к свету жизни, Молнией низверг самого изобретателя такого средства И такого искусства, рожденного Фебом, в волны Стикса (лат.).-316.

 

33 лучшего разумения (лат.), -г-316.

 

34 <Руководство>. Гл. 112 (лат.).-316.

 

35 не более (лат.).- 316.

 

36 на собственный счет (греч.). -317.

 

37 В русском синодальном издании Библии в Первой книге Царств 22-я гл. отсутствует.- 318.

 

38 Но добрый никогда не позволит совершиться злу, за исключением того случая, когда Всемогущий сможет из зла извлечь добро (лат.) 318.

 

39 В русском синодальном издании - Быт. 1, 27.318.

 

40 Платон называл страсть приманкою зла (лат.).319.

 

41 Августин. О своб[одном] произв[олении], кн. 1, гл. 2 (лат.).323.

 

42 <О бытии буквально>, гл. 15; <Против манихеев>, гл. 36 (лат.).-323.

 

43 Необходимо самым твердым образом верить, что праведный и благой Бог не мог заповедать чего-либо невозможного (Кн [ига] о прир[оде] и благ[одати], гл. 43, 69). Никто не согрешает в том, от чего не может уберечься (О своб[одном] произв[олении], кн. 3, гл.

16,17; Исправл[ения], кн. 1, гл. II, 13, 15) (лат.).- 323.

 

44 Никто не может быть несчастным под праведным Богом, если он того не заслуживает (кн. 1, гл. 32).- 323.

 

45 Письмо к Гиларию Цезаравгустану.- 323.

 

46 Он получал помощь, посредством которой мог и без которой обойтись не хотел, но не получал помощи, которой хотел (Кн [ига] о пор[че], гл. II и гл. 10, 12) (лат.). -323.

 

47 <К Симпл[ицию]>, кн. 1, вопр. 2 (лат.).-323.

 

48 Свободная воля не до такой степени погибла в грешнике, чтобы через нее не грешили преимущественно все те, кто грешит с удовольствием (К Бонифац[ию], кн. 1, гл. 2, 3) (лат.).-323.

 

49 не индивидуумов из рода, а род из индивидуумов (лат.).324.

 

50 Предопределение святых есть не что иное, как предвидение и предуготовление божественных благодеяний, которыми, без сомнения, могли бы спастись те, кто спасется (Кн [ига] о стойкости, гл. 14) (лат.).-324.

 

51 <Кн[ига] о предопред[елении]>, гл. 8;<Кн[ига] о благодати>, гл. 13, 14 (лат.). -324.

 

52 Если обоих одинаково сильно любим, то никому из них ничего не дадим. Поэтому, если кого-либо не предпочитаем, по необходимости поступаем сообразно с этим (К Галатам, в гл. 5) (лат.).- 324.

 

53 Ничто не находится в нашей власти до такой степени, как сама воля, ибо, как только захотим, она уже готова (О своб[одном] произв[олении], кн. 3, гл. 3; О граде Божием, гл. 10) (лат.).-325.

 

54 Или воли вовсе нет, или она должна быть названа свободной (разд[ел] 1, 3, гл. 3) (лат.).- 325.

 

55 Весьма безрассудно утверждать, что когда мы желаем быть блаженными, то это не свойство нашей воли (свободы), потому что не желать этого мы совершенно не можем, не знаю, по какому доброму расположению природы. И мы не смеем сказать, что Богу присуща справедливость не по воле (свободе), а по необходимости, потому что он не может хотеть грешить. Так как не можем грешить, должен ли Бог отказаться по этой причине от свободной воли? (О природе и благодати, гл. 46, 47, 48, 49) (лат.).-325.

 

56 Они будут действовать, чтобы действовать, а не так, чтобы самим ничего не делать (лат.).- 325.

 

57 Ты борешься тщетно, Медея,- Молвит,- не знаю, какой, но препятствует бог. Овидий. Метаморфозы VII II-12 (пер. С.

Шервинского).- 329.

 

58 Но против воли гнетет меня новая сила. Желаю Я одного, но другое твердит мне мой разум. Благое Вижу, хвалю, но к дурному влекусь.

Овидий. Метаморфозы VII 19-21 (пер. С. Шервинского).-329.

 

59... То боги ли жар нам в душу вливают, [О, Эвриал,] Или влеченье свое представляется каждому богом? Вергилий.

Энеида IX 184-185 (пер. С. Ошерова.).- 329.

 

60 <О действующем божественном провидении> (лат.).-329.

 

61 Ибо если Бог возбуждает самое желание, то, чем сильнее он его возбуждает, тем сильнее мы желаем; а когда мы совершаем желаемое, то именно это больше всего в нашей власти (лат.).330.

 

62 скажи, почему здесь (лат.). -330.

 

63 Воля не может быть принуждаема (лат.).-332. "

 

64 Астрологический рок (лат.).-333.

 

65 Самопроизвольно то, начало чего заключено в действующем (лат.).- 333.

 

66 Верг{илий}. Эн[еида], кн. VI, ст. 470: И стала, в лице не меняясь, Твердая, словно кремень иль холодный мрамор марпесский. (пер. С. Ошерова).-339.

 

67 Ты даешь войска, совет и твоих богов (лат.).- 341.

 

68 Химера породила новую химеру (лат.).-344.

 

69 Но что они никуда от линии строго отвесной Не уклонятся ничуть - разве кто-нибудь это усмотрит' Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путем отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испокон века, Как у созданий живых на земле, не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля, Что позволяет идти, куда каждого манит желанье, И допускает менять направленье не в месте известном И не в положенный срок, а согласно ума побужденью?

Ибо сомнения нет, что во всем этом каждому воля Служит начальным толчком и по членам движенья проводит.

<О природе вещей> (пер. с лат. оригинала Ф. А. Петровского).-344.

 

70 самодвижущееся (греч.).- 345.

 

71 быть приведенной в действие, чтобы действовать (лат.). -345.

 

72 Лошади несут ездока и колесница не повинуется вожжам (лат.).Вероятно, строка из Овидия.- 347.

 

73 См. прим. 17 к с. 217.- 349.

 

74 <Атт[ические] ноч[и]>. Кн. 6, гл. 2 (лат.). -349.

 

75 О, святая мать природа, ты вечный порядок вещей (дат.).- 360.

 

76... Тенистый ясень породил народы, И сильный мальчик появился от плодоносной ольхи (лат.).- 360.

 

77 См. третье Приложение.- 365.

 

78 <Соотв[етствие]>, с. 318 и ел. (лат.).-367.

 

79 <Приятное согласие> (лат.).-367.

 

80 Но тебя, о, Фортуна, Мы делаем богиней и помещаем на небе (лат.).- 368.

 

81 Кто может предвидеть грядущее, у которого нет какой-либо причины или какого-нибудь признака, предвещающего, что оно будет? (лат.).- 368.

 

82 Ничто до такой степени не противно разуму и постоянству, как фортуна, согласно которой со мной приключается нечто такое, что, по-видимому, и сам Бог не в состоянии знать, является ли происшедшее случайным или произвольным. Ведь если он знает это, то оно определенно наступит, если же оно наступит, то уже нет никакой фортуны (лат.).- 368.

 

83 Но фортуна существует, и поэтому нельзя предвидеть грядущего (лат.).- 368.

 

84 отсюда следует, что боги все знают, потому что все ими определено (лат.).- 368.

 

85 <О непринужденной свободе> (лат.). -370.

 

86 <Янсений, осужденный томистами, защищавшими действенность благодати самой по себе> (лат.). -370.

 

87 Справа Сцилла тебя там ждет, а слева - Харибда.

Вергилий. Энеида III 420 (пер. С. Ошерова).-371.

 

88 <Кальвинизм - религия диких зверей> (лат.).- 374.

 

89 определение к чему-либо, сообразное с качеством действия, допустимо, но не по своей субстанции (лат.).- 374.

 

90 отсечение малькута от остальных растений (лат.).-374.

 

91 государства в государстве (лат.). -375.

 

92 <Лишение силы <Богословско-политического трактата> посредством геометрически расположенных доказательств того, что природа не есть Бог, противоположное чему утверждается только в упомянутом трактате> (лат.). Книга Я. Бреденбурга была одним из многих опровержений <Богословско-политического трактата> Спинозы. Однако <геометрическим способом> написана <Этика> Спинозы, а не данный трактат. Бреденбург же, поддавшись влиянию критикуемого им философа, отождествлявшего бога с природой, пытается опровергнуть и это произведение Спинозы (написанное до <Этики>) заимствованным в ней <геометрическим способом>.- 375.

 

93 <Раскрытые тайны атеизма> (лат.).-376.

 

94 <Философское противоборство между божественной и природной истиной против принципов И. Б.> (лат.). -376.

 

95 <Латинский Сербат Сартензий> (лат.).- 376.

 

96 <Особая книга о праве духовных лиц, написанная Луцием Антиститом Константином> (лат.). -377.

 

97 <О трех великих обманщиках - Герберте Черберийском, Гоббсе и Спинозе> (лат.). Эта книга кильского профессора теологии Христиана Кортхольта вышла в 1680 г.- 378.

 

98 Как при состязании в беге нет границ для уклоняющихся от прямого пути, так нет в мире и природы зла (лат.).-379.

 

99 всегда текут, никогда не пребывают (лат.).- 380.

 

100 <Анализ по Евклиду> (лат.).-381.

 

101 <Дисп[утации]> Арриаги, 6, Физ[ика], разд. 9 и в особенности разд. 3 (лат.).-383.

 

102 У небытия нет никаких акциденций, из действия следует бытие (лат.).- 384.

 

103 <Приятное согласие человеческой свободы> (лат.).-384.

 

104 в смысле обоснованности (лат.).-384.

 

105 в смысле предшествующего обоснования (лат.).-385.

 

106 <Изгнанные акциденции> (лат.). -386.

 

107 Вторичные причины действуют в силу первой (лат.). 386.

 

108 См. прим. 10 к с. 68.- 393.

 

109 Далее, используя диалогическую форму, которой придерживались Лоренцо Балла и другие гуманисты, Лейбниц дает популярное изложение основных идей <Теодицеи>.-393.

 

110 Бедняком и изгнанником уйдешь ты из разгневанного града (лат.). Вероятно, строка из Овидия.- 395.

 

111 Не надейся мольбами к Богу переменить свою судьбу (лат.).-396.

 

112 Как она обычно появлялась Со свойствами и величием небожителей (лат.).-398.

 

113 Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.

Вергилий. Энеида VI 641 (пер. С. Ошерова). -399.

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия