Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть вторая. 1 <О жизни, смерти и воскресении> (лат.).- 196.





 

1 <О жизни, смерти и воскресении> (лат.).- 196.

 

2 <О божественном промысле> (лат.); <О христианском учении> кн. 1, гл. 7: <Когда мыслится Бог, то мыслится как существо, превыше и совершеннее которого ничего нет.... Никто не может представить себе Бога так, чтобы можно было думать, будто есть что-либо лучше Бога> (лат.).- 200.

 

3 <О тайных благодеяниях Бога>; <О тайных наказаниях Бога> (лат.).- 203.

 

4 Возносятся ввысь, чтобы тем ощутимее было паденье (лат.).203.

 

5 Дары врагов не суть дары (греч.). Пусть враги мои получат такие подарки (лат.).- 204.

 

6 Злоупотребление не уничтожает употребления (лат.).- 204.

 

7 соблазн в дарении и соблазн в принятии (лат.).- 204.

 

8 в воинствующей церкви, в положении странников (лат.).206.

 

9 Которой страшатся клясться боги и нарушают ее (лат.). 207.

 

10 Бог хотел замкнуть уста говорящего, Но быстрое слово в воздухе уже прозвучало (лат.).

Вероятно, стих из Вергилия.- 207.

 

11 Если б он уничтожил зло, то не был бы и добрым (лат.).

Возможно, строка из Овидия.- 208.

 

12 Подобно тому, как если кто-нибудь дает что-нибудь другому, дабы впоследствии причинить ему скорбь лишением этого (греч.; лат.).- 209.

 

13 Отсюда изречение: Великие блага Бог дарует многим не как друг, Но чтобы лишением их причинить им еще большую скорбь (лат.).- 209.

 

14 Противное разуму, как следует полагать, не может быть совершено мудрецом (лат.).-211.

 

15 Несправедливо выносить приговор, не принимая во внимание весь закон (лат.).- 215.

 

16 Необходимо, чтобы сущее было, когда оно есть, и чтобы не-сущего не было, когда его нет. Арист [отель]. <Об истолковании]>, гл. 9 (греч.; лат.).- 217.

 

17 Лейбниц имеет в виду представителей так называемой второй схоластики, одним из центров которой был университет в Коимбре (Португалия). Виднейший ее родоначальник здесьПетр Фонсека (1528-1597), автор <Диалектических институций> (1564). В дальнейшем он же совместно с Эммануэлем де Гоес и Себастьяном до Коуто издал <Комментарии Коимбрской коллегии общества Иисуса>, на которые, по всей вероятности, и ссылается Лейбниц.- 217.

 

18 Письмо 22. Кн. 8: <Будем помнить, что Тразея, кротчайший человек, великий именно своей кротостью, часто говаривал: <Кто ненавидит пороки, ненавидит людей>> (см.: Письма Плиния Младшего. М., 1984. С. 154).-219 19 О, высота богатств и премудрости (лат.).- 221.

 

20 Персей умилостивил конем окруженного лучами Гипериона, Дабы быстрому Богу не приносили никакой медленно передвигающейся жертвы (лат.).-224.

 

21 Ариманны были военными людьми, и по ломбардскому праву в Аримандии существовали ленные владения.- 225.

 

22 Призыв дворянства на войну (франц.).- 225.

 

23 Тевтат и Гезус со множеством своих жестоких алтарей, И Тарамис с не менее жестоким алтарем Дианы Скифской (лат.).

Данный текст Лукиана в латинском переводе Гемстергейса, по-видимому, является цитатой из какого-то другого автора.227.

 

24 день Юпитера (лат.).- 227.

 

25 жертвенник Тараниса был не более снисходительным, чем жертвенник Дианы Скифской (лат.).- 227.

 

26 Изречение в моей душе часто порождало сомнение, и т. д.

(лат.).- 230.

 

27 Чтобы он украсил Спарту, которую он приобрел (лат.). -230.

 

28 Когда Юпитер в малом стекле увидел небеса, Он засмеялся и богам сказал таковое: <Боги, того ли уж достигла сила смертных?

Уже мой труд осмеивается в бренном мире.

Силы полюса, доверие к делам и законам богов Все Сиракузский старик перенял своим искусством; Что же я удивляюсь фальшивому грому невинного Салмонпя?

Маленькая человеческая рука состязается с природой>.

Содержащееся в этом тексте упоминание о <малом стекле>, т. е.

телескопе, дает основание отнести его к XVII в. Сиракузский старик - скорее всего Архимед, весьма популярный в эту эпоху.- 231.

 

29 Если Богу угодно, чтобы не было зла, то почему он не запрещает его?

Ведь все равно, будет ли он сам виновником, или творцом, зла, Или допустить, чтобы его прекраснейшее творение предавалось преступным порокам, Хотя он мог этому воспрепятствовать? Ибо если бы всемогущему было угодно, то он мог бы Все сделать невинным, дабы не извращалась святая воля И рука не была осквернена чем-либо недостойным. Таким образом, сам Господь, взирающий с высоты, уготовил зло.

Он допускает его и одобряет его свершение, как если бы сам творил его.

Ведь он сам создал это, если того, что мог бы отвратить, Не устраняет, а, долго сохраняя, позволяет ему умножаться (лат.).- 233.

 

30 злое начало; холодное начало (лат.).233.

 

31 Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему. Овидий. Метаморфозы VII 2021.- 235.

 

32 <Восстановление всех> (греч.). См. прим. 12 к с. 140.- 236.

 

33 Жестоко то милосердие, когда кому-либо желают несчастья, чтобы затем проявить по отношению к нему милосердие (лат.).242.

 

34 О благодеяниях], кн. 6. гл. 36, 37 (лат.).- 242.

 

35 <Предопределенный вор, О предопределенном воре> (лат.; голл.).- 243.

 

36 Вор перед судом (лат.). -243.

 

37 Хрисипп изо всех сил старается доказать, что всякая <аксиома> или истинна, или ложна. Эпикур опасается, что если согласиться с этим, то придется согласиться и с тем, что все, что происходит, происходит в силу судьбы, потому что если одно из двух извечно истинно, то оно также достоверно, а если достоверно, то также необходимо. Таким образом, считает он, утверждается и необходимость и судьба. А Хрисипп точно так же боится, что если он не будет поддерживать мнение, что всякое высказывание либо истинно, либо ложно, то ему не удержать и утверждения, что все происходит в силу судьбы и от вечных причин будущих вещей (пер. М. И. Рижского // Цицерон.

Философские трактаты. М., 1985. С. 307). -246.

 

38 <О природе богов>, кн. 1 (лат.). -246.

 

39 Письмо 4. Кн. 9 <К друзьям>: <Ты должен знать, что в отношении возможного я согласен с Диодором. Поэтому если ты намерен прийти, то знай, что необходимо, чтобы ты пришел.

Если же не намерен, то нет и необходимости в твоем приходе.

Теперь смотри, какое решение тебе больше нравится: Хрисиппа ли, или то, которое предлагает нам Диодор> (лат.; греч.). -247.

 

40 Берегись же, Хрисипп, как бы тебе не проиграть своего дела, тут у тебя будет великий спор с очень сильным диалектиком Диодором... Ибо он говорит, что только то может совершиться, что или истинно, или должно стать истинным. И то, что состоится в будущем, необходимо должно состояться... А ты, Хрисипп, говоришь, что может состояться и то, что не состоится.

Например, может развиться эта гемма, хотя этого никогда и не произойдет. Ты считаешь, что не необходимо было, чтобы Кипсел стал править в Коринфе, хотя это за тысячу лет было предсказано оракулом Аполлона... По мнению Диодора, только то может произойти, что либо истинно в настоящем, либо будет истинным в будущем. Утверждать так,- значит утверждать, что не происходит ничего такого, что не было необходимо, и что все, что может произойти, или уже произошло, или произойдет в будущем. А это значит, что не более возможно изменить истинное в ложное из того, что произойдет в будущем, чем из того, что уже произошло. Но в отношении уже происшедшего эта невозможность, очевидна, а в отношении будущего, поскольку оно скрыто от нас, это неясно. Так, применительно к человеку, которого постигла смертельная болезнь, истинным будет: <Этот человек умрет от этой болезни>. Но то же самое, если это истинно сказано о человеке, на котором сила болезни не так отразилась, все же должно произойти. И выходит, что и в будущем также ничего невозможно изменить из истинного в ложное> (см.: Цицерон. Философские трактаты. С. 303, 305). -247.

 

41 об этом; об этом предмете удивительно писал Хрисипп (греч.).- 248.

 

42 <О размещении частей речи> (греч.).-248.

 

43 Не все прошлое по необходимости есть истинное, как признают это последователи Клеанфа (греч.; лат.). -248.

 

44 по условию (лат.).-249.

 

45 Санский собор французского духовенства (на нем присутствовал и король Франции Людовик VII) состоялся в 1140 г. На нем были осуждены все произведения <рыцаря диалектики> Пьера Абеляра (главным вдохновителем этого осуждения был весьма влиятельный мистик Бернар Клервосский).-249.

 

46 признает у Бога мышление, но не разум (лат.).- 251.

 

47 Где он говорит хорошо, никто не скажет лучше (лат.).251.

 

48 Где он сказал плохо, никто не скажет хуже (лат.).- 251.

 

49 вовне (лат.).- 253.

 

50 в начале (лат.).- 255.

 

51 где основанием становится воля (лат.).-258.

 

52 <Божественный фециал> (лат.). Фециалами назывались члены коллегии из 20 жрецов в Древнем Риме.- 258.

 

53 искомое (греч.); желаемое (лат.).-261.

 

54 допущенные к рассмотрению (лат.).-262.

 

55 страшиться там, где нет страха (лат.).- 264.

 

56 Меньшее добро имеет природу зла (лат.).- 266.

 

57 Никола Мальбранш.- 273.

 

58 Выше в этом же параграфе сам Лейбниц изложил содержание данного отрывка из Авла Геллия, в котором излагаются в латинском переводе мысли Хрисиппа из 4-й книги его сочинения <О провидении>, в частности сомнение, <возникают ли болезни людей от природы>.- 278.

 

59 И будет осмеян кифаред, ошибающийся постоянно на одной и той же струне (<Наука поэзии> 355-356).-279.

 

60 о наибольших и наименьших [величинах] (лат.). -279.

 

61 <Католический Евклид> (лат.).-280.

 

62 Если к подобному прибавить подобное, то и получим подобное (лат.). -280.

 

63 Если к подобным подобным образом прибавить подобное, то и результаты будут подобными (лат.).-280.

 

64 Не только подобные, но и приложенные подобным же образом (лат.).- 280.

 

65 Благоразумному правителю свойственно терпеть частичный недостаток благости, дабы возникло 'приращение благости в целом (Фома. <Против язычников>, кн. 2, гл. 71) (лат.).-281.

 

66 Никакой закон не удовлетворяет всех: требуется только, чтобы он приносил пользу большинству и в наибольшей мере (Катон у Ливия. Кн. 34, в начале) (лат.).- 282.

 

67 Есть два основания, почему должно принимать с нежностью все то, что с тобой случается. Одно: с тобой случилось, тебе назначено и находилось в некотором отношении к тебе то, что увязано наверху со старшими из причин. Другое: что относится к каждому в отдельности, также является причиной благоденствия, свершения и... самого существования того, что управляет целым (лат.). Перевод дан по изд.: Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985. С. 25.- 282.

 

68 Следует любить (лат.; греч.).- 282.

 

69 внемировой разум (лат.).- 283.

 

70 сверхмировой (лат.).-283.

 

71 Лучше давать, чем получать (лат.).-283.

 

72 <О гражданине> (лат.). Первое издание этого произведения опубликовано в Париже в 1642 г., второе - в Амстердаме в 1647 г.- 284.

 

73 состояние в условиях законности за естественное (лат.).-284.

 

74 до величайшего, до всего (лат.).- 288.

 

75 потому что судьба запрещает мне это (лат.).- 288.

 

76 Если бы она не ошиблась, сделала бы меньше (лат.).

Вероятно, строка из Овидия.- 295.

 

77 Если это благоугодно вышним, нечестиво доискиваться большего (лат.).- 296.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия