Первая часть опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла
1 Сам погляди, не острей ли у нас наточены копья! Вергилий. Энеида Х 481 (пер. С. Ошерова).- 134.
2 <История Севарамбов> написана французским представителем утопического социализма Дени Верасом и опубликована (в двух частях) в 1677-1679 гг. Имела большой успех и за пределами Франции, выдержав множество изданий.- 136.
3 на основании действия (лат.).- 136.
4 И если судьбе угодно, то помогает и двойной яд (лат.). Вероятно. строка из Овидия.- 136.
5 О, поистине неизбежный грех Адама, Преодоленный смертью Христа! О, счастливая вина, которая удостоилась Столь великого искупителя! (лат.).-137.
6 Имеется в виду прежде всего сочинение кардинала Лотарио ди Сеньи <О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни>, пронизанное воинствующим аскетизмом. Написанное в конце XII в. будущим могущественным папой римским Иннокентием III (1198-1216), это произведение в дальнейшем получило широкое распространение. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения неоднократно опровергали его идеи.- 139.
7 Чем кривее дерево, тем лучше кочерга; Чем скупее человек теперь, тем богаче будет потом (нем).139.
8 Редко за идущим впереди злодеем Не следует хромой ногой наказание. Гораций. Оды III 21, 31-32.- 139.
9 Только теперь Руфинова казнь уняла мою смуту И оправдала богов... Клавдиан. Против Руфина 1 20-21 (пер. М. Гаспарова).139.
10 <Гимн перед сном>: Однако тот же милосердный Мститель сдерживает свой гнев И только немногим нечестивым людям Допускает погибать навечно (лат.). -140.
11Это сочинение излагает учение итальянского мистикахилйаста Иоахима Флорского (2-я пол. XII в.) о трех состояниях человечества, соответствующих Ветхому завету, Новому завету и <Вечному Евангелию> - будущему состоянию человечества, когда оно непосредственно и свободно будет чтить бога.- 140.
12 <Восстановление всех> (греч.). Стоическая идея вечного циклического возвращения всех вещей и существ после мирового пожара, теологически переосмысленная, нашла свое отражение в текстах Нового завета (в Евангелии от Матфея, в посланиях апостолов Петра и Павла). Другое теологически-концептуальное переосмысление той же идеи содержалось в произведениях Оригена (которому и приписывается названное сочинение) и Григория Нисского, крупнейших отцов христианской церкви III.iv вв.- 140.
13 Древний человек.-141.
14 И по закону судеб вновь принятый в число богов Наш золотой Аполлон будет царствовать вечно (лат.). Вероятно, стих из Вергилия.- 142.
15 Об обширности царства небесного (лат.).- 142.
16 Если Бог есть, откуда зло? Если же его нет, откуда добро? (лат.).- 143.
17 к простому совершенству, в простом смысле (лат.).- 145.
18 В <Журнале ученых> - см. Примечания к т. 1 наст. изд., преамбулу.- 145.
19 не следует совершать зла, чтобы достичь добра (лат.).- 146.
20...насколько вредоносные тела не препятствуют ему (лат.).150.
21 Добро проистекает из подлинной причины, а зло - от какоголибо недостатка. Зло имеет не действительную, а только отрицательную причину (лат.). -151.
22 См. прим. 17 к с. 71.- 155.
23Светила склоняют, а не принуждают (лат.).156.
24См. вступит, ст., с. 44-45.- 159.
25 Да будет (лат.).-161.
26 Нечто должно быть, если оно есть, однако же, если нечто будет, оно должно иметь будущее (лат.).- 162.
27 Господь сумеет переменить свое решение, если ты переменишь свое прегрешение (лат.).- 163.
28 Если ты не быд предопределен, сделай так, чтобы ты был предопределен (лат.).- 163, 29 О пределе жизни (лат.).- 164.
30 о крайнем сроке покаяния (лат.).- 164.
31 Исход будущего времени Бог премудро окутал темной ночью. Гораций. Оды 1ll 29-30.- 164.
32 Cм. <Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта...> в т. 1 наст. изд.- 166.
33 См. 2-е Приложение к <Теодицее>.- 171.
34 В своей книге <De fato, libero arbitrio et de praedestinatione, providentia Dei> (О судьбе, свободе, предопределении и божественном провидении), написанной в 1520 г. и впервые опубликованной в 1567 г., Помпонацци сближал идею судьбы с идеей естественной необходимости.-773.
35 наказание не штраф (греч.).- 173.
36 Ремонстранты, или арминиане (последователи теолога Я. Арминия),- одно из направлений в нидерландской реформатской церкви XVII в. Отвергая учение Кальвина об абсолютности божественного предопределения, игнорировавшее роль свободы человеческой воли в деле искупления и спасения, арминиане в духе пелагианства подчеркивали роль свободной воли человека в преодолении первородного греха и личной веры в деле спасения. Их противники, антиремонстранты, или контрремонстранты, настаивали на непререкаемости предельно фаталистического учения Кальвина.- 175.
37 Т. е. те, кто слепо верит в божественное предопределение.- 176.
38 о [божественной] помощи (лат.).- 176.
39 Супралапсарии и инфралапсарии - два направления в кальвинизме, раагличавшиеся толкованием учения о предопределении. Согласно инфралапсариям, бог принял решение спасти одну часть человечества без всякой заслуги со стороны этих людей и осудить другую без всякой вины только после падения Адама (infra lapsum). Супралапсарии же считали, что божественное решение об осуждении одних и спасении других существовало извечно, так что само падение Адама бог предвидел (supra lapsum) и предопределил.- 178.
40 предопределенными; предвидимыми (лат.).- 178.
41 в смысле обоснованности (лат.).- 179.
42 Годы понтификата Климента VIII: 1592-1605.- 180.
43 обладание совершенством (лат.).- 181.
44 Иоанн Скот Эриугена, автор знаменитого сочинения <О разделении природы>, происходил из Ирландии.- 183.
45 Души не подвержены смерти. Метаморфозы XV 158.- 183.
46 <Речь о крещении> (лат.).185.
47 чувственное наказание, а не наказание лишения (лат.).-185.
48 <Развязанный узел предопределения> (лат.).-185.
49 Делающему то, что заключено в его природе, не отказывается в необходимой благодати (лат.).- 187.
50 <Фом[а] об истине>, воп[рос] 14, стат[ья] II к 1-му и в других местах, Брэдвардин <Об оправдании Бога>, недалеко от начала (лат.).- 187.
51 Криминальное предостережение при процессах против колдунов (лат.).- 188.
52 Возьми и читай (лат.).- 190.
53 Каким путем последую я в жизни? (лат.).- 190.
54 в силу святого повиновения (лат.).- 190.
55 <Правдоречивый христианин> (лат.). -191.
|