ПРИМЕЧАНИЯ. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Essais de theodicee sur la bonte de Dieu
Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла Essais de theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de l'homme et l'origine du mal Идеи, вылившиеся в обширные <Опыты теодицеи...>, созревали у Лейбница с того времени, когда он выработал основы своей метафизики (т. е. примерно со времени написания трактата <Рассуждение о метафизике> -см. вступит, ст. к T.I наст. изд. С. 22-24). Однако непосредственной причиной создания этого произведения послужила критика Бейлем системы предустановленной гармонии в статье <Рорарий> его <Исторического и критического словаря> (в первом, 2-томном издании 1696-1697 гг. и в последующем, 4-томном, появившемся в 1702 г.). Два ответа Лейбница на эту статью <Разъяснение трудностей, обнаруженных г-ном Бейлем в новой концепции о взаимосвязи души и тела> и <Ответ на размышления, содержащиеся во втором издании <Критического словаря> г-на Бейля (статья <Рорарий>), о системе предустановленной гармонии> - можно считать предшественниками <Теодицеи> (они опубликованы в т. 1 наст. изд. С. 318-344). Через два года после появления второго издания <Словаря> Бейль опубликовал другое свое обширное произведение <Ответ на вопросы провинциала>, которое Лейбниц тоже внимательно читал, о чем свидетельствуют многие цитации из него в тексте <Теодицеи>. Цитаты из этих произведений, в большом количестве встречающиеся в <Теодицее>, в некоторых случаях воспроизводятся по русскому изданию: Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968 (кроме отдельных статей <Словаря> здесь опубликованы отрывки из трех других его произведений). Однако создание <Теодицеи> было не только результатом полемики Лейбница с Бейлем. Теологически-философская проблематика весьма интересовала (как уже говорилось во вступит, ст. к наст. тому) прусскую королеву Софию-Шарлотту. Лейбниц находился с ней в дружеских отношениях (особенно часто философ беседовал с ней в 1701-1702 гг., когда проживал поблизости от нее). София-Шарлотта, проявлявшая интерес к теологическим спорам протестантов и реформатов, читала и труды Бейля. Это побудило Лейбница после неожиданной смерти королевы в 1705 г. собрать воедино разрозненные мысли, которые он внушал ей, стремясь опровергнуть Бейля, и написать в память о ней книгу. Однако книга была составлена довольно поспешно, со многими длиннотами и повторениями. В таком виде она и была послана в Амстердам издателю Исааку Тройелю. Здесь она печаталась довольно долго (в это время, в конце 1706 г., умер и Бейль) и была издана со многими погрешностями. В процессе печатания Лейбниц, желая внести дополнительные разъяснения, написал три Приложения к основному тексту. Полностью весь труд опубликован в Амстердаме в 1710 г. <Теодицея> содержит огромное количество имен. Многие из них - современники автора - давно забыты. Поэтому не все имена включены в помещенный ниже указатель. Перевод был выполнен К. Истоминым и опубликован в журнале <Вера и разум> в 1887-1892 гг. (Харьков). Сверка с французским оригиналом произведена Г. В. Березовским по изд.: Die philosophischen Schriften von Gottfried Wilhelm Leibniz. Hrsg. von C. J. Gerhardt. Bd VI. Berlin, 1885. S. 21-462.
Предисловие
1... Разве не удивительна способность человека мир познавать Но мир ведь заключен в каждом человеке, Ибо каждый из нас - малое подобие Бога (лат.). Очевидно, позднелатинская цитата из неизвестного источника.- 49.
2 См. вступит, ст. к наст. тому, с. 38.- 54.
3 Каким путем последую я в жизни? (лат.) - слова позднелатинского поэта Авсония.- 56.
4 <О согласии научного знания с верой> (лат.).- 59.
5 См. <Государство> 344 а-Ь.- 59.
6 Имеется в виду статья Лейбница <Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом> (1695). Ni. т. 1 наст. изд., с. 271-281, 591.-64.
7 См. т. 1. наст. изд., с. 370, 571, 598.- 64.
8 См. т. 1 наст. изд., с. 598.- 65.
9 В 1682 г. вышло первое крупное произведение Бейля <Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны, по случаю появления кометы в декабре 1680 г.>. В 1704 г. в Роттердаме Бейль опубликовал 2-томный труд <Продолжение <Разных мыслей>, или Ответ на некоторые возражения, сделанные автору господином ***>. Отрывки из этих работ приведены в упомянутом выше русском издании Бейля: Т. 2. С. 195-264, 343-462.- 65.
10 Имеется в виду сочинение Лоренцо Баллы <О свободе воли> и сочинение Мартина Лютера <О рабстве воли>. Об идеях последнего произведения см. вступит, ст. к наст. тому, с. 37.68.
11 В 1586 г. в Монбельяре, где в 1585 г. (в период правления герцога Вюртембергского) победила Реформация, состоялся религиозно-философский диспут между протестантами и католиками о свободе воли и ее отношении к божественному предопределению.- 68.
12 Этот документ, излагающий основы лютеранского вероучения, составлен Филиппом Меланхтоном (1497-1560), ближайшим сотрудником Лютера, на основе выдвинутых Лютером положений. В нем выражены значительные отличия этого протестантского вероучения от католицизма. Впервые представленное императору Карлу V и Аугсбургскому рейхстагу в 1530 г., Аугсбургское исповедание сначала было отвергнуто. В последующей борьбе вероисповеданий в текст его были внесены некоторые компромиссные по отношению к католицизму поправки, и в 1555 г. по Аугсбургскому религиозному миру оно получило официальное признание в качестве основного вероисповедного документа лютеранства.- 68.
13 Возможно, речь идет о сочинении Гоббса <Dialogus physicus, sive de natura aeris> (Физический диалог, или О природе воздуха, 1654), хотя идеи механистического, однозначного детерминизма содержатся и в 1-й части его <Основ философии> (в сочинении <О теле>), и в других произведениях. Что же касается полемики Гоббса с епископом Брэмхоллом, то ее анализу посвящено 2-е Приложение к <Теодицее>, помещенное ниже.- 69.
14 См. прим. 21 а к с. 544 в т. 1 наст. изд.- 70.
15 Т. е. в <Ученых записках> - см. Примечания к т. 1 наст. изд., преамбулу.- 70.
16 Здесь Лейбниц имеет в виду возражение Франсуа Лами, критиковавшего его систему предустановленной гармонии.- 70.
17 Речь идет о спорах между янсенистами (виднейшими идеологами которых были А. Арно и 77. Кенель) - направлением в католицизме, приближавшимся к протестантизму и решавшим вопрос о свободе воли и божественном предопределении в духе Августина,- и иезуитами, представлявшими воинствующий католицизм.- 71.
18 Лейбниц ссылается здесь на <Оправдание Бога...>, помещенное в конце наст. тома. Из этого замечания видно, что данное Предисловие Лейбниц писал по окончании работы над <Теодицеей>.- 72.
19 Второе и третье Приложения.- 72.
20 Очевидно, речь идет о Пьере Бейле.- 74. Предварительное рассуждение о согласии веры и разума 1 Все эти волнения душ и столь великие несчастья Проходят, засыпанные горстью праха (лат.).- 77.
2 Тридентский собор римско-католической церкви (1545-1563) проходил в условиях больших успехов Реформации (лютеранство, кальвинизм) в различных странах Западной Европы. На соборе были утверждены догматы о первородном грехе, о чистилище, о непререкаемости авторитета папства (даже по отношению к решениям соборов католической церкви). Протестантизм был предан анафеме. Принятое здесь Тридентское исповедание веры стало программой католической Контрреформации.- 79.
3 Имеется в виду возникновение протестантских вероисповедан и церквей.- 79.
4 Землю, небесную твердь и просторы водной равнины, Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды - Все питает душа, и дух, по членам разлитый, Движет весь мир, пронизав его необъятное тело. <Энеида> VI 724-727 (пер. С. Ошерова).-^/.
5 Многие думали: есть божественной сущности доля В пчелах, дыханье небес, потому что Бог наполняет. Земли все, и моря, и эфирную высь,- от него-то И табуны, и стада, и люди, и всякие звери, И, разложившись, опять к своему возвращает истоку. <Георгики> IV 220-225 (пер. С. Шервинского).-81
6 V Латеранскии собор римско-католической церкви состоялся в 1512-1517 гг. На нем, в частности, была осуждена концепция двойственности истины, приверженцем которой был итальянский философ-гуманист Пьетро Помпонацци.- 83.
7 <Рассеченные Альпы> (лат.).-83.
8 <Пизанский круг> (лат.).- 83.
9 Смi. статью Лейбница <Размышления относительно учения о едином всеобщем духе> в т. 1 наст. изд., с. 359.- 83.
10 <Ночное бдение>; о раздоре между философом и теологом, основанном на различии их принципов (лат.).- 85.
11 <Философия - истолковательница св. Писания>. См. вступит. ст. к наст. тому, с. II.- 85.
12 Пиетисты (сторонники благочестия) скептически относились к официальному благочестию, ставили чувства выше догматов. Склоняясь к мистицизму, они отвергали церковную обрядность, подчеркивали необходимость для верующего личного переживания бога.- 85.
13 Фотиниане - одно из <еретических> направлений в христианстве IV в. (названное по имени епископа Фотина). Отвергали божественность рождения Иисуса Христа, признавая, однако, что в нем воплощена безличная божественная сила. Подобных же воззрений держались и некоторые христианские <еретики> XVII в., отчасти и социниане.- 86.
14 Переход в другой род (греч.).- 86.
15 <Философия на службе теологии> (лат.).- 86.
16 По всей вероятности, Лейбниц подразумевает лютеранство и кальвинизм.- 87.
17 <Рационально-теологическое> (лат.). -89.
18 Страдал бесстрастно. Что за смешное учение - созидающее одновременно разрушающее созданное! (лат.).-90.
19 <Лабиринт возникновения непрерывности> ('лат.).- 92.
20 Мы изобилуем сладкими пороками (лат.).-95.
21 Т. е. авторы произведений <Логика, или Искусство мыслить> (развивавшего картезианскую методологию) - Антуан Арно и Пьер Николь, <Разыскание истины> - Никола Мальбранш, <Опыт о человеческом разумении> - Джон Локк.- 96.
22 От действительности к возможности заключение следует с необходимостью (лат.).- 98.
23 Шведская королева Кристина (1632-1654) была одной из образованнейших женщин XVII в. Покровительствовала ученым, пригласила в Стокгольм Декарта. Перейдя из протестантства в католичество, отреклась от шведского престола в пользу двоюродного брата и в дальнейшем жила в Риме. Оставила обширную переписку и мемуары.- 100.
24 Разрушает, строит, меняет квадратное на четырехугольное (лат.).- 104.
25 <О переменчивости фортуны Аристотеля>. Гл. 2 (лат.).- 104.
26<О плоти Христовой>; <сын Божий умер- вполне верим этому, потому что это нелепо; и погребенный воскрес; это верло, потому что невозможно> (лат.).- 106.
27 Если тебе нравится то, что Бог венчает недостойных, то не должно не нравиться и то, что он наказывает невинных (лат.).106.
28 Я не нуждаюсь в ней, да она меня и не удовлетворяет (итал.).- 109.
29 Не исследуй с любопытством причину всего, Какая бы сила, навеянная небом и исполненная Истинности Божией, ни была заключена в книгах пророков; Не дерзай вторгаться в сокрытое покровом священного Молчания, но скромно проходи мимо; Старайся не знать то, что наилучший Учитель Не желает раскрыть, это просвещенное неведение (лат.).110.
30 небом освященная; небом навеянная (лат.).- 110.
31благоразумно; скромно (лат.).- 110.
32 Речь идет о книге представителя английского свободомыслия деиста Джона Толанда <Христианство без тайн> (1696), приговоренной к сожжению ирландским парламентом (что не помешало ей выйти 2-м и 3-м изданием). Вынужденный бежать из Англии, Толанд некоторое время (в 1701 г.) жил в Берлине, где пользовался покровительством Софии-Шарлотты. Ей посвящено одно из главных произведений Толанда <Письма к Серене>.- 111.
33 <О рабстве воли>, гл. 246 (лат.).- 116.
34 Вероятно, Лейбниц имеет в виду 3511 части <Первоначал философии>.- 118.
35 Заключение не следует (лат.).- 120.
36 О противоположностях; о софистических опровержениях (лат.).- 122.
37 <О согласии научного знания с верой> (лат.).- 128.
38 <Апология кириаков> (лат.).- 128.
39 Быть может, имеется другая, более сокровенная причина, которая открывается лучшим и святейшим людям, но и им она открывается скорее по благодати, чем за их заслуги (О понятии бытия буквально, кн. II, гл. 4) (лат.).- 129.
40 <Кн[ига] о рабстве воли>, гл. 174: <Там (Бог) подает благодать и милость недостойным, а здесь распространяет свой гнев и строгость на тех, кто их не заслужил; в обоих случаях он превышает меру и поступает несправедливо в суждении людей, но справедливо и истинно в своем собственном суждении. Ибо сколь праведно то, что он венчает недостойных, хотя теперь и непостижимо, но мы познаем это, когда мы прибудем туда, где уже не верой одной, а будем сокровенное созерцать непосредственно! Столь же праведно и то, что он осуждает недостойных, хотя это тоже пока непостижимо, а принимается только верой до тех пор, пока не откроется сын человеческий> (лат.).- 129.
41 Светлый, дивится теперь вратам незнакомым Олимпа, Ныне у ног своих зрит облака и созвездия Дафнис. Вергилий. Буколики V 56-57 (пер. С. Шервинского). Далее следует текст Лукиана из латинского перевода Гемстергейса (появившегося в годы работы Лейбница над <Теодицеей>), который, вероятно, представляет собой Лукианову цитацию из какого-то другого автора: Там же, наполненный подлинным светом, Дивится блуждающим звездам, а также светилам, К полюсу близким, видит, в сколь глубокой ночи Пребывает наш день.
|