УСПЕШНЫЕ ЛЮДИ В КОЛЛЕКТИВНОМ ПОРТРЕТЕ
Богатство - грех, а полномочные его представители -богатые люди - издревле были для человечества персонами нон грата, этакими «дьяволами». Дьяволам и разного сорта дьяволятам запрещался вход в рай. Верблюду легче было пройти сквозь игольное ушко, нежели попасть в рай богатому человеку. Золото - этот овеществленный символ богатства - презиралось как таковое и становилось в глазах общественности анафемским для каждого, кто тянулся к нему и обрастал им. Однажды Вакх пировал на берегах фракийской реки. Свита сатиров и вакханок ублажала его, и он был бы как всегда весел и жизнерадостен, если бы не одна деталь: куда-то запропастился его любимый наставник и самый близкий друг по возлияниям - Силен. И там его нет, и тут его нет... Грустно... Оказалось, что крестьяне нашли сильно пьяного учителя в кустах и, не зная что с ним делать, как привести в чувство, отвели небесного гостя к местному царю Мидасу. Тот очень обрадовался и полторы недели не отпускал Силена от себя, устроив для него пышный десятидневный праздник: фракийское и тут лилось рекой, на берегах которой пребывал в то время Вакх с командою - «ближним кругом». Когда очень довольного Силена вернули любимому ученику, и тот узнал, как прекрасно провел Силен десять дней своего отсутствия, то пришел в самое что ни на есть благостное состояние духа. Вакх воскликнул: - Мидас, проси у меня все, что хочешь! - Боже, сделай так, чтобы отныне все, к чему я ни при - Пусть будет так! - распорядился Вакх. И вот, все к чему ни прикасался Мидас, становилось золотым. Даже камень, поднятый с земли. Этих камней Мидас насобирал до обеда целую гору и, когда сел, усталый, перекусить, его рука потянулась к апельсину... Тот тут же стал золотым... Потянулась к только что обжаренному на костре барану - и тот превратился в золото... Понял царь, какую страшную награду выпросил он себе: всем хорошо золото, его можно даже укусить, но сытым не станешь - с голоду помрешь. Пошел бедолага Мидас к Вакху и упросил того взять награду назад... В общем, веселая получилась история, древние люди всласть посмеялись над жадным и глупым царем. Но этого им показалось мало. Они придумали о Мидасе еще одну издевательскую байку: якобы Аполлон, за что-то осерчав на царя, превратил его уши в ослиные. В последствии боги (судьба) чего только не делали с царями и другими монархами, прогневавшими небеса, - и головы отсекали, и травили ядами, и в собственной постели душили, и в подвале расстреливали. Но ослиными ушами никого из них, даже самых несчастных и горестных, не награждали. Вот до чего глупым, смешным и ненавистным для людей становился всяк человек, потянувшийся к золоту! Золото - презренный металл! А как же быть с господином Мефистофелем, который с самых блистательных подмостков мира вот уже сколько лет громогласно утверждает, что на земле весь род людской чтит «один кумир священный», и ему дружно аплодируют самые образованные, самые просвещенные аудитории? Как же быть с заявлением, что «люди гибнут за металл», что «сатана там правит бал», которому все в радостном возбуждении рукоплещут? Может, в своих сатанинских утверждениях он совершенно не прав, как не правы тысячи, миллионы людей, горячо их поддерживая? Да нет, прав Мефистофель, как правы и его слушатели, как и его мудрый создатель, глубочайший философ Иоганн Вольфганг Гёте. Люди, действительно, гибнут за этот металл, находя его самым прелестным из всех прелестей мира, самым притягательным. Золото и власть. Власть золота и золото власти. Из любви к ним люди теряли и теряют в себе все человеческое.
«Золото и добродетель, - говорил Платон, - подобны чашам весов, из которых одна не может опуститься без того, чтобы другая не поднялась. Чем больше у человека золота, тем меньше добродетели». Другой великий мудрец Древней Греции, Софокл, утверждал: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов; деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают души людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека; они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие». Односторонни были древние греки-мудрецы, так рассуждая о деньгах. Деньги порождали и порождают не только зло и беззаконие. Они породили цивилизацию, стали рычагом прогресса. Они просты как колесо, как письменность, как буква «а», имеющаяся в алфавите всех языков мира. И они такое же великое изобретение человека, как письменность и колесо. Они являются для всех живущих на земле самым понятным языком общения, связуют людей в единое сообщество землян. Тысячи самых разных ученых посвятили свою жизнь изучению феномена денег. Только в XIX столетии о них написано свыше шести тысяч научных трудов. Сколько написано их в прошлом столетии, никто не считал. Сколько пишется сегодня - не поддается счету. Приведу ниже наиболее краткую и понятную историю денег и их значения в развитии человечества, изложенную знатоком этого предмета профессором Львом Макаревичем в его «Карманном самоучителе по бизнесу». К уникальным событиям в жизни человечества, пишет он, какими являются, например, создание колеса, письменности и книгопечатания, можно отнести и изобретение денег. С древнейших времен человеку приходилось задумываться об эквиваленте, который служил бы мерилом ценности труда. Это было также необходимо, чтобы обмениваться результатами труда и при этом не продешевить. Такой сложный вопрос вставал перед людьми еще в древности, в период натурального обмена. Однако пока обмен носил эпизодический характер, человек не очень задумывался о стоимости вещей: он менял то, чем располагал, на то, в чем нуждался. Позже каждый стал специализироваться на производстве определенной продукции. Затем обмен стал регулярным, и возникла необходимость в товаре-эквиваленте, играющем роль меры, измерителя стоимости изделий различных товаропроизводителей. Таким мерилом в древности чаще всего был скот, что прочно закрепилось в лингвистике. По латыни скот - pekus, а в Греции деньги назывались «пекуния». В Древней Руси «скотник» - хранитель денег, казначей, а деньгами служил скот, а затем - меха. Слово «скот» встречается в древнейших памятниках и, большей частью, в соединении со словом «куны» - меховые деньги. В разных местах такими эквивалентами были различные товароденьги, например, в Китае - чай, в Исландии - сушеная рыба, в Полинезии - рыболовные крючки. А вот соль служила денежным мерилом в Индонезии, Индии и Эфиопии, топоры - в Мексике и Западной Африке, кокосовые орехи - на островах Индийского океана. Археологи знают и другие товароденьги - например, зерно, вино, растительные масла, звериные шкуры, стрелы из птичьих перьев, мотыги. Служили товароденьгами и камни, при этом чем больших размеров был камень, тем выше была его стоимость, потому что его вес был надежной гарантией от похищения. Были деньги и в виде экзотических морских раковин. Маленькие раковины размером с небольшую сливу с незапамятных времен вывозились с Мальдивских островов Индийского океана и проникали в Африку, Азию и Европу. Их знали античный мир и северное Причерноморье. В России раковинами расплачивались вплоть до начала XIX столетия. Особенно долго они сохраняли свое товарное значение в сибирской торговле. Не только в древности, но и позже в качестве товароденег служили породистые лошади, красивые женщины, драгоценные камни, холодное оружие и «черное золото» - продаваемые в Америку негры-рабы.
К перечислениям профессора прибавлю и такой дикий до сих пор существующий товарообмен, как «калым»: ты мне продаешь в жены дочь, я тебе покрываю расходы на ее содержание и воспитание - баранами. Монеты появились на Руси начиная с «деньги» Дмитрия Донского, изготовленной из привозного серебра. Известны были также такие монеты, как пула, «московка» и «новгородка», рубль, полтина, гривна, копейка и другие. Петр Первый, познакомившись в 1698 году с технологией и оборудованием Лондонского монетного двора в Тауэре, свел все многообразие русского денежного номинала в единую десятичную монетную систему, где счетная единица делилась на сто частей, и существовал круг понятий, соответствовавший половине, четверти и десятой части рубля. Такая десятичная система была первой в Европе, теперь ею пользуются многие страны мира. Петр Алексеевич «университетов не заканчивал» и по объему монетарных знаний уступил бы сегодняшнему первокурснику-финансисту, но понятливостью, въедливостью и цепкостью вопросов поразил 45-летнего руководителя английского денежного двора - великого физика и математика Исаака Ньютона. Богатых людей в России тех времен было не так уж много, и в обиходе наиболее популярными были медные пятаки. Сто рублей в таких пятаках весили 150 килограммов. Когда в 1748 году Екатерина II наградила Михаила Ломоносова двумя тысячами рублей за написанную им оду в ее честь, эту награду доставили ему на нескольких возах, нагруженных мелкой монетой. Каждые 10 рублей весили пуд... ДЕНЬГИ: ДОБРО И ЗЛО Деньги - первый и главный признак богатства. Человек каждый день тратит деньги, если их имеет. Каждый день он так или и иначе общается с деньгами, и если грамотно не умеет этого делать, вступает с ними в конфликт. Они истрачивают его самого, начинают им руководить, поглощают все человеческое. В конце концов превраща- ют человека в ничто. Деньги - это, может, и приятная, но все-таки - западня. Как ее избежать? Б западню попадают внутренне готовые к ней люди. Насколько вы можете считать себя таковым? Предлагаю простенькую тестовую игру для ответа на этот роковой вопрос - для самопроверки: 1. Как вы поступаете с денежной мелочью? A. Кладу в копилку (2 очка). Б. Таскаю на всякий случай в кошельке (1). B. Подаю милостыню (0). 2. Насколько точно знаете сумму денег в своем порт А. До рубля (2). Б. Сложно сказать (0). В Плюс-минус до ста рублей (1). 3. С каким утверждением вы охотнее согласитесь? A. «Копи - не копи, на тот свет с собой не забе Б. «Деньги склока. Но без них плохо» (1). B. «Всех денег не заработаешь, но стремиться к тому 4. Если бы вам случайно достались 100 000 баксов, куда бы вы их дели? A. Тратил (а) бы понемногу в свое удовольствие (0). Б. Положил(а) бы в банк, и обязательно в заграничный (2). B. Вложил(а) бы в недвижимость - она всегда в цене (1). 5. Что хуже - брать или давать в долг? A. Лучше давать. Берешь чужие и на время, а отдаешь Б. В долг живет весь мир и пока не рухнул от этого -лучше брать (1). B. И то, и это скверно. Копить - оно спокойнее и на 8-10 очков. У вас есть явные задатки царя Кащея - того, кто над златом чахнул. К счастью, ваша тяга к накопительству - болезнь незаразная, хотя весьма распространенная, древняя и слабо излечимая.
Б. Брал бы друзей и родственников. В. Доверился интуиции. 6. Как вам кажется, кем нужно быть, чтобы быстро раз A. Политиком или врачом. B. Артистом или спортсменом. 7. Представьте себе, что стали богатым. Теперь вы сча А. Конечно, но не надолго. Б. Думаю, что был бы счастливым. B. Наверное, нет. 8. Как вы относитесь к тому, чтобы брать взаймы или давать в долг? A. Не люблю ни в долг давать, ни взаймы брать. B. Предпочитаю не брать в долг, но с удовольствием 9. Хотели бы вы стать популярным и чтобы вами инте A. Да, если это не вредит делу. B. Очень хочу быть на виду. 10. Богатые люди считают сами, зарабатывать ли им A. Если денег много, зачем они еще. B. Продолжать, но без особого напряжения.
|