Программа государственного экзамена
Примерные вопросы к экзамену: Вопросы по дисциплине «история изобразительного искусства» 1. Искусство Древнего Египта. Роль канона в древнеегипетском искусстве. 2. Общая характеристика искусства Древней Греции. 3. Определение ордерной системы. Ее роль в понимании эстетических ценностей античной культуры. 4. Собор как главный эстетический канон периода средневековья. 5. Живопись в Средневековой Европе (на примере Византии). 6. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. 7. Определение искусства классицизма; его эстетические нормы и правила. (Франция; Н.Пуссен, К. Лоррен). 8. Романтизм, историческое место и его роль. Романтизм в изобразительном искусстве. Примеры. (Т.Жерико, Э.Делакруа). 9. Импрессионизм, его главные представители (Э.Мане, К.Писарро, К.Моне, О.Ренуар). 11. Основные направления зарубежного искусства 1 пол. ХХ века (А. Матисс, П. Пикассо, П. Мондриан, П. Клее, С. Дали). 12. Древнерусская живопись XII - XVI веков. 14. Портрет в отечественной живописи XVIII-XIX веков. Примеры, специфические черты (И. Никитин, А. Матвеев, А. Антропов, Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский и др.). 15. Архитектура русского ампира и ее специфические черты (К. Росси, А.Воронихин, А.Захаров, О. Бове). 16. Русская пейзажная живопись. Этапы развития. Примеры (Ф. Алексеев, С. Щедрин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан и др.) 17. Бытовой жанр в русском искусстве XIX века. (П.Федотов, В. Перов, И. Прянишников, В. Маковский, И. Ярошенко, И. Репин, А. Архипов, А. Рябушкин). 18. Евангельская тема и ее интерпретация в отечественном искусстве второй половины XIX века. Примеры (Н.Н. Ге, И. Крамской, В.Поленов). 19. Товарищество передвижных художественных выставок и его роль в развитии русского искусства второй половины XIX. 20. Особенности русской исторической живописи 70-80гг. XIX века. (И.Репин, В. Суриков и д.р.) 21. Русская архитектура начала XX века. Понятие модерна неоклассицизма, неорусского стиля в архитектуре. Примеры (Дом Рябушинского, здания Ярославского и Казанского вокзалов и т.д..) 22. Особенности русской живописи рубежа XIX начала XX века (на примере творчества объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский и др.) 23. Искусство российского авангарда (1910 – 1920 гг.) 24. Определение социалистического реализма, основные принципы, влияние на российское искусство. (А.Герасимов, И. Бродский, С. Герасимов, Б. Иогансон и т.д.). Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы изобразительной грамоты» (рисунок, живопись, композиция): 1. Правила, приемы и средства композиции. 2. Методическая последовательность работы над рисунком головы. Материалы и техники рисунка в передаче фактуры предметов. 3. Воздушная перспектива как физическое явление. Передача ее в графическом изображении. 4. Устойчивое и неустойчивое равновесие фигуры человека, понятие о линии и центре тяжести, площади опоры тела. 5. Композиция в учебном рисунке фигуры человека. Методы обучения компоновке фигуры. 6. Методическая последовательность работы над рисунком фигуры человека. 7. Рельеф мышечной системы. Влияние этого фактора на форму и пластику человеческого тела. 8. Методика обучения работе над натюрмортом в рисунке. 9. Методическая последовательность линейно-конструктивного построения фигуры человека. 10. Изобразительно-выразительные возможности различных графических материалов. 11. Методы обучения работе с различными художественными материалами. 12. Роль освещения для выявления объемной формы и пространственного положения фигуры в рисунке. 13. Методическая последовательность рисунка фигуры человека. 14. Цели и задачи учебного академического рисунка. 15. Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке. 16. Рефлексная взаимосвязь. Роль рефлексов в живописи. 17. Характеристика цветового контраста, виды контрастов. Роль контраста в живописи. 18. Методика обучения основам цветоведения. 19. Роль цвета в передаче настроения в живописи. Развитие чувства цвета у учащихся на занятиях по живописи. 20. Закономерности цветового круга и их применение в живописи. 21. Методика изображения в живописи обнаженной фигуры человека. 22. Методика обучения работе над натюрмортом в живописи. 23. Передача в живописи тоновых и цветовых отношений натуры, воспринимаемой в различных условиях освещения. 24. Колорит и цветовая гамма живописи. Понятие цветовой гармонии в живописи.
Вопросы по дисциплине «История художественного образования, теория и методика обучения изобразительному искусству: 1. Художественное образование, его цель и задачи. 2. Методы обучения художников в Древнем Египте. 3. Методы обучения художников в Древней Греции, Риме. 4. Методы обучения художников в Средние века. 5. Методы обучения художников в эпоху Возрождения. Теоретические труды художников эпохи Возрождения (Ченнино Ченнини, Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер). 6. Академии художеств в Западной Европе (17-19 вв.). 7. Академическая школа в России, нормы и правила. 8. История художественных материалов. 9. Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. 10. Содержание художественного образования. Виды опыта, компоненты художественного образования. 11. Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей. 12. Возрастные особенности подросткового рисунка. 13. Способности к изобразительной деятельности и их структура. 14. Урок как основная форма работы по изобразительному искусству в школе. 15. Методы и приёмы обучения изобразительному искусству. 16. Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства. 17. Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО. 18. Роль народного искусства в художественном образовании школьников. 19. Методика проведения рисования с натуры в общеобразовательной школе. 20. Методика проведения занятий по декоративному рисованию в общеобразовательной школе. 21. Методика проведения занятий по тематическому рисованию в общеобразовательной школе. 22. Методы и приёмы обучения работе акварелью и гуашью на уроках ИЗО. 23. Нетрадиционные художественные материалы и техники как средство повышения творческой активности школьников на уроках ИЗО. 24. Методика обучения композиции в процессе обучения изобразительному искусству. Ответы на вопросы комплексного экзамена должны носить практикоориентированный характер, включать анализ художественных произведений (история искусства, изобразительная грамота, истории я художественного образования); быть подкреплены анализом проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения изобразительному искусству, примерами из практики.
|