ВАЛЬТЕР.
№6.
1. Лихорадка Марбурга
2. Общеклинические методы исследования (ОАК, ОАм, копрограмма),
биохимические методы исследован
Не более двух миль. Вы от кого узнали?
При осмотре касс (по-видимому для сбора налогов) выясняется, что их пять вместо четырех. Адам оправдывает это тем, что пятая касса предназначена для сбора средств на водоснабженье Рейна. Снабжать реку водой?! Вальтер находится в таком же недоумении, но переводит тему на счет непосредственных обязанностей Адама – суда. Действие движется к обязательному событию.
Пятое явление. Ожидаемо, что здесь-то должно начаться судебное разбирательство, но Клейст тратит еще целое действие и заостряет внимание на парике, который служанке достать не удалось. Адам всеми силами пытается оттянуть момент начала заседания: АДАМ. Когда позволите, пошлю на хутор.
ВАЛЬТЕР. К ак далеко на хутор?
АДАМ. Да не больше Полчасика.
ВАЛЬТЕР. Как, целых полчаса! Ведь час открытия суда уж пробил. Спешите! Мне в Гусае надо ныне ж.
АДАМ. Спешить...
ВАЛЬТЕР. Ну, голову посыпьте пудрой! Куда же к чорту делись парики? Уж как-нибудь устройтесь. Я спешу.
АДАМ. Ну вот.
Вальтер так же обращает внимание на раны Адама, но дело все равно продолжает двигаться к суду.
Шестое явление – начало разбирательства. Вводиться целый сонм новых персонажей: Марта, Ева, Фейт, Рупрехт. Сразу же происходит разграничение на группы – Марта и её дочь Ева против Фейта и его сына Рупрехта. Разногласия между ними двойные: Марта хочет добиться правосудия и получить компенсацию за разбитый кувшин от Рупрехта, которого считает виновным; Рупрехт полагает, что его невеста – Ева, изменила ему с кем-то, и из-за этого разорвал предполагаемый брак: РУПРЕХТ. — Да ну, отец. Оставь. Ведь ведьма, право, И не кувшин разбитый злит ее; А то, что свадьба вдребезги разбилась, Надеется, что починить заставит. Ну, я то крепко на своем стою, — Да будь я проклят, коль женюсь на девке.
В седьмом явлении происходит обязательная сцена – начало судебного разбирательства. Рубикон перейден, и Адам уже не может не вынести приговора. Будь он один, он наверняка бы выправил дело в свою пользу, но присутствие Вальтера не дает ему такой возможности. Судья переживает: АДАМ (про себя). А, Евочка! И дюжий негодяй Здесь, Рупрехт! Что за чёрт! Да здесь вся шайка! Не на меня ль мне жаловаться будут?
Клейст использует квипрокво: нам известно, что Адам виноват, но об это не знают другие участники судебного процесса и ревизор. Начинается судебное разбирательство. Адам всячески старается запутать и затянуть процесс. Марта обвиняет Рупрехта, судья решает вынести приговор в пользу истца. Вальтер упрекает Адама и предлагает назначить Лихта для разбирательства. В этой же сцене на секунду вскрывается маска Адама – он давит на Еву, напоминая ей об опасности смерти, нависшей над её возлюбленным – Рупрехтом: АДАМ. Слушай, крупным шрифтом имя В свидетельстве стоит уж: Рупрехт Тюмпель. Оно, пойми же, у меня в кармане; Хрустит, ты слышешь, Евочка? Подумай,— Чрез год, клянуся честью, ты, пожалуй, Сошьешь передник траурный, корсаж, Как известят: в Батавии твой Рупрехт Издох, — от лихорадки, желтой, что ли, Или от красной, или от гнилой.
Адам начинает разбирательство заново, и в этот раз следует формальностям. В словах Марты проскальзывает тема недоверия к высшим чинам: АДАМ. Ко всем чертям! Вы кончите, иль нет?
МАРТА. Ну, если, господин судья, мне надо Молчать, то для чего ж я здесь? Уйду, И поищу суда, где можно говорить.
ВАЛЬТЕР. Вы можете здесь говорить, но только О том, что относилося бы к делу. Из ваших слов о качествах кувшина Мы знаем много, — для суда довольно.
МАРТА. Чего довольно вам, чтобы судить, Не знаю я, да и никто не знает; А вот, чтоб жаловаться, я уж знаю, Что надо сметь мне говорить, о чем.
Осознавая, что Рупрехт может его выдать, Адам внимательно слушает Марту, но не даёт и слова сказать обвиняемому. Группа Марта и Ева распадается, так как Ева преследует свою цель и готова пойти против матери ради своего любимого. Адам предпринимает новые попытки повлиять на Еву и запутать Марту и остальных. Его маска перед нами снята, но остальные персонажи продолжают ему верить (кроме Вальтера, в голове которого уже возникли подозрения):
|