Летом того же года Разина казнили в Москве.
Тема 14. Русская церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и церковный раскол.
К середине XVII в. обряды Русской Православной церкви (РПЦ) существенно отличались от обрядов других православных церквей: греческой, болгарской, украинской и других. Различия в обрядах затрудняли воздействие России на другие православные народы, оказавшиеся под властью Речи Посполитой и Османской Империи. В середине XVII в. сложился кружок Ревнителей Церковного Благочестия, выступавший за улучшение положения в русской церкви: Повышение образовательного уровня русского духовенства; Борьба с пьянством среди духовенства; Отмена многогласия, т.е. одновременных обрядов во время церковной службы. В этот кружок входили царь Алексей Михайлович Тишайший, Ртищев, монах Никон, протопоп Аввакум и другие. Они по-разному представляли улучшение ситуации в церкви. Царь, Ртищев и Никон считали, что надо применять греческие церковные обряды. Аввакум же и его сторонники полагали, что нужно точно исполнять все предписания Стоглавого Собора 1551 г. В 1652 г. при поддержке царя Никон стал Патриархом. Он пригласил в Россию греческих и украинских богословов, которые сделали новый перевод «Служебника», т.е. книги, по которой проводятся церковные обряды.
|