Проаналізувати державно-правовий устрій скіфів.
В VII-V вв. до н. есть. образуется мощный союз скифских племен. В правление царя Атея (IV век до н.э.) Скифии принадлежала огромная территория Причерноморья от Дуная до Дона. Наибольшего подъема Скифия достигла во II в. до н. есть. при царе Скилуре и его сыне Палаке. Столица государства Неаполис (близ Симферополя) представляла собой важный ремесленно-торговый и культурный центр. Власть скифов распространился на всю Тавриду. Но этот процесс затормозило восстание рабов под предводительством Савмака. На рубеже II-III вв. н. скифское царство потерпело сокрушительное нападениея готов и окончательно распалось. Общественный строй в скифском царстве характеризуется социальным расслоением. Господствующую верхушку общества составляли: царская семья, военная аристократия, родоплеменная знать, богатые купцы, постоянно обогащались за счет военных походов, работорговли, эксплуатации общинников и рабов. Обособленной социальной группой, которая играла значительную роль в жизни общества, были жрецы. Самую многочисленную прослойку населения составляли свободные общинники, которые отбывали военную службу, платили дань, выполняли другие повинности. В Малой Скифии (степном Крыму) среди городского населения преобладали свободные ремесленники и купцы. Самую низкую ступень скифской социальной иерархии занимали рабы. Количество их было значительным, однако они не играли решающей роли в производстве, а использовались в домашнем хозяйстве, а также как товар в торговле с греческими городами. Главными источниками рабства были покорения других народов, военный плен, рождение от рабы и др. Государственный строй. Скифия была государством рабовладельческого типа. По форме правления - одна из разновидностей рабовладельческой монархии. Государство возглавлял царь, которому принадлежала вся полнота законодательной и распорядительной власти. Он самостоятельно решал вопросы внутренней и внешней политики, осуществлял судебные функции. На представлении о божественном происхождении царской власти базировались также его функции жреца. В аппарат государственного управления входили ближайшие родственники царя, самые известные его слуги и военная верхушка. Самые влиятельные из них образовывали приближенный к царю совещательный орган - царскую совет. В скифском обществе существовал также демократический орган - народное собрание всех воинов, где обсуждались важные вопросы общественной жизни и престолонаследования. Возникновение государственного аппарата не уничтожило полностью бывшей родовой организации, особенно в местном управлении, где сохранились старейшины и вожди. Право. Источниками права в Скифии были обычай и правила, установленные царской властью. Определенное влияние оказывала религия. Скифы избегали заимствования чужеземных обычаев, особенно от эллинов, тавров и др. Нормы права защищали государственную власть, жизнь, имущество и привилегии царской семьи. Верховная собственность на землю принадлежала царю. Скифское право защищало частную собственность на движимое имущество, скот, домашние и личные вещи, в рабов, оружие, орудия производства. Действовало обязательственное право, которое регулировало отношения купли-продажи, дарения, мены. Обычно договоры скреплялись клятвой. Осуществлялась правовая регламентация отношений отдачи дани. Так, отказ от уплаты дани считалась достаточным поводом для начала военных действий, которые сопровождались грабежом имущества, скота, захватом пленных (рабов). Брачно-семейное право базировалось на принципах патриархата. Отсчет родословной велся по мужской линии. Практиковалось многоженство. Женщины не имели никаких прав на собственность и наследство. Если вдову после смерти мужа не был убили и не похоронили вместе с ним, то она, как и имущество умершего, переходила по наследству к его старшим родственникам. Имущество после смерти отца наследовал младший сын, а старшие сыновья наделялись частями движимого имущества при бракосочетании. Уголовное право только зарождалось. Обычно существовала кровавая месть. Самыми опасными считались преступления против царя, покушение на жизнь правителя, непокорность царскому приказу, которые у скифов карались смертью. Жестоко преследовалось пренебрежения законов, нарушение обычаев и богоотступничество. Четко определенной системы наказаний не существовало. Судья сам определял наказание за преступления, среди которых, кроме смертной казни, были калечить, изгнание за пределы государства.
|