Розкрити системи управління Київської Русі.
Можно выделить 2 управленческие системы: городская администрация, выросшая из прежней «численной» системы, представители которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Вторая система, более поздняя, – дворцово-вотчинная. Она формировалась в ходе роста княжеского хозяйства, которым управляли придворные чины («огнищанин» – дворецкий, старый конюх, «тиуны», другие «княжьи мужи», – их называет Русская Правда). По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали права носителей государственной власти в пределах вотчин (судебный иммунитет). Однако окончательно эта система складывается позднее, в XIII–XIV вв. Военные силы состояли из дружины, ополчения, собиравшегося в случае войны, и наёмных отрядов иноземных войск. Дружина жила на княжеском дворе (в гриднице) и представляла собой тоже наёмную, но весьма привилегированную силу. Она кормилась войной, а, кроме того, князья из своих доходов давали дружине «на оружье». Дружина не была однородной, выделяя из своей среды ряд прослоек. Верхняя, наиболее привилегированная часть – старшая дружина состояла из тех, кто служил ещё отцу князя. Из её рядов выходили тысяцкие, сотские и др. представители княжеской администрации. Верхушка старшей дружины, скорей всего, и породила бояр, т.е. крупных феодалов-землевладельцев, строивших своё хозяйство по примеру княжеского, содержавших свой двор и свою дружину. За ними следовали «мужи» – основной костяк княжеской дружины, из которых рекрутировались дворцовые чины. Младшие дружинники (отроки, пасынки, детские) находились постоянно при князе, сливаясь с его несвободной челядью.
Розкрити джерела права Київської Русі.
В древнерусском государстве были распространены следующие источники права: · обычное право, · договоры Руси с Византией, · княжеское законодательство, · каноническое (церковное) законодательство, · Русская Правда.
Среди них доминировали нормы, возникшие на основе обычаев. В процессе становления классового общества обычаи, которые использовались в интересах господствующего класса, постепенно трансформировались в нормы обычного права. Поскольку их санкционировала государство, они становились общеобязательными для исполнения. Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, моральные, с ними вынуждены были считаться и господствующая верхушка. Важными источниками права были русско-византийские договоры 860, 907, 911, 944 pp. Содержание договоров свидетельствует о том, что они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. В них можно найти нормы гражданского, уголовного, международного, процессуального права. Среди источников древнерусского права главное место занимает княжеское законодательство (договоры князей между собой, договоры князей с народом, княжеские уставы, грамоты и уроки). Договоры князей между собой содержали обязательства, связанные с совместной обороны от внешнего врага, воздержание от действий против сторон, заключивших соглашение т.д. Уставы - это распоряжение князя действовавших длительное время и касались вопросов гражданского, семейного, наследственного, опекунского, уголовного права. Особое место среди источников права занимает церковное законодательство. Оно содержало нормы канонического (церковного) права, регулировало отношения между церковью и государством, внутри церкви, между церковью и паствой. Для защиты своих интересов церковь добилась получения княжеских церковных уставов. В качестве источника права использовались также византийские Номоканоны (в переводе с греческого: закон и церковное правило), которые с принятием христианства попали на Русь через Болгарию. Среди источников древнерусского права видное место принадлежит Русской Правде.
|