Основные инстинкты
Фрейд дал два описания основных инстинктов. Он указывает две противоположные силы — сексуальную (или, более общно, эротическую, дающую физическое удовлетворение) и агрессивную или деструктивную. В более позднем и более общем описании эти две силы рассматриваются как поддерживающая жизнь и зовущая к смерти (или деструкции). Обе эти формулировки предполагают фундаментальный, биологический, продолжающийся и неразрешимый инстинктивный конфликт. Этот фундаментальный антагонизм может быть невидим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий вызываются не одной из этих инстинктивных сил изолированно, а обеими ими в сочетании. Из смешения основных влечений возникает огромное разнообразие и сложность поведения. Например, Фрейд пишет: "Сексуальные инстинкты замечательны своей пластичностью, той легкостью, с которой они могут менять свою цель, замещать одну форму удовлетворения другой, и тем, как они могут быть сдерживаемы...". Инстинкты - это каналы, по которым может протекать энергия. Эта энергия подчиняется своим собственным законам.
Либидо и агрессивная энергия Каждый из этих обобщенных инстинктов имеет свой, независимый от другого источник энергии. Либидо (латинский - "желание") - энергия, доступная инстинктам жизни. Во фрейдовском употреблении термина предполагается, что эта энергия количественно измерима. "Ее создание, увеличение и уменьшение, распределение и перемещение должно дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексуальные феномены". Другая важная характеристика либидо - его "подвижность", легкость, с какой либидо может переходить из одной сферы внимания в другую. Фрейд описывает переменчивый характер эмоциональных реакций как протекание энергии, втекающей и вытекающей из областей непосредственного интереса. Энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти не получила специального названия. Предполагается, что в общем она имеет те же свойства, что и либидо, хотя Фрейд не поясняет этого.
Катексис Катексис - это процесс, посредством которого имеющаяся в душе либидинозная энергия привязывается или помещается в психическую репрезентацию личности, идеи или вещи. Катектированное либидо перестает быть подвижным и не может уже перемещаться к новым объектам. Оно укореняется в той части души, которая привлекла и удерживает его. Если представить себе запас либидо как определенное количество денег, то катексис - процесс помещения их. Когда какая-то часть вложена во что-то или катектирована, — то настолько меньше вы можете вложить куда-либо еще. Например, психоаналитическое исследование меланхолии интерпретирует потерю интереса к обычным целям и преувеличенную занятость недавней потерей как отвлечение либидо от обычных отношений и "гиперкатексис" ее в область утраченного. Психоаналитическая теория стремится понять, где либидо могло быть неверно катектировано. Будучи освобождена или направлена иначе, та же самая энергия может быть использована для удовлетворения текущих потребностей. Стремление высвободить связанные энергии мы найдем также у Роджерса и Маслоу, а также в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения об источнике психической энергии, но все они согласуются с фрейдовским представлением, что обнаружение и канализация психической энергии - одна из основных проблем в понимании личности.
Структура личности Наблюдая своих пациентов, Фрейд столкнулся с бесконечным рядом психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим; социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоления противоречат друг другу. Он попытался упорядочить этот кажущийся хаос, предположив три основные структурные компонента души: Ид (Оно), Эго и Суперэго.
Ид Ид (Оно) "содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которые в Йд находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной". Это первоначальная, основная, наиболее центральная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго. Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично и неорганизованно. "Логические законы неприменимы к Ид... Противоположные импульсы существуют бок о бок друг с другом, не нейтрализуя и не ослабляя друг друга". Ид - резервуар энергии для всей личности. "В Ид нет ничего соответствующего идее времени, нет признания протекания времени и (что примечательно и требует внимания философской мысли) нет изменения психических процессов при прохождении времени... Естественно, что Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали". З.Фрейд. Ид может быть уподоблено слепому королю, власть которого абсолютна, но который должен полагаться на других в распределении и использовании своей власти. Содержание Ид почти целиком бессознательно; оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для сознания. Мысль или воспоминание, вытесненные из сознания и обретающиеся среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека. Фрейд подчеркивал, что забытый материал продолжает обладать силой действия, не уменьшившейся, но вышедшей из-под сознательного контроля.
Эго Эго — та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности. Фрейд описывает различные функции Эго как по отношению к внешнему миру, так и во внутреннем мире, импульсы которого оно стремится удовлетворить. "Основные характеристики Эго таковы. Вследствие отношения, установившегося уже между чувственным восприятием и мышечным действием, Эго управляет произвольными движениями. Его задачей является самосохранение. В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу, сознавая внешние стимулы, накапливая (в памяти) опыт, избегая чрезмерных стимулов (посредством бегства), приспосабливаясь к умеренным стимулам (адаптация), и наконец научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу (посредством деятельности). Что касается внутренних событий, по отношению к Ид, Эго выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире, или полностью подавляя их возбуждение. Его действия управляются рассмотрением напряжений, возникающих внутри или вызываемых извне. Усиление этих напряжений в целом чувствуется как неудовольствие, а ослабление — как удовольствие... Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия". Таким образом Эго первоначально создается самим Ид в стремлении справиться с необходимостью уменьшить напряжение и увеличить удовольствие. Однако, чтобы делать это, Эго должно, в свою очередь, контролировать или модулировать импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Рассмотрим в качестве примера гетеросексуальный импульс. Индивидуум чувствует напряжение, возникающее из неудовлетворенного сексуального возбуждения; Ид уменьшило бы это напряжение непосредственной и прямой сексуальной деятельностью. Эго должно решить, в какой мере сексуальное выражение уместно, и как создать ситуацию, в которой сексуальный контакт будет наиболее полным. Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности.
|