Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О пользе массажа ног и ступней

 

Я глубоко признателен врачам, физиотерапевтам, сестрам и всему персоналу, которые так заботились обо мне, когда я был «невозможным» пациентом. Я также благодарен доктору Генри Флеку, который впоследствии провел электрическое исследование моей поврежденной ноги. Хочу также поблагодарить своих редакторов — Мэри-Кей Вилмерс, Кейт Эдгар, Джима Зилбермана и в первую очередь Колина Хэйкрафта за их помощь в создании этой книги (что было особенно трудной редакторской работой, потому что исходная рукопись включала 300 000 слов). Было особенно приятно через семнадцать лет получить возможность вернуться к загадкам опыта 1974 года с чувством, что теперь они могут быть разгаданы. Я чувствую себя в большом долгу перед Израэлем Розенфельдом за вдохновляющее обсуждение вопросов, поднятых в моем послесловии 1991 года, и за то, как щедро он делился со мной своими идеями. Я особо обязан Джонатану Миллеру, предложившему название: «Нога как точка опоры».

 


[1]Монтень М. Опыты. Кн. 3, гл. 13.Пер. Н. Рыковой.

 

[2]Манн Т. Волшебная гора. Пер. В. Станевич.

 

[3]Библия, Еккл. 4:9—10.

 

[4]Библия, Еккл. 3:19.

 

[5]Библия, Еккл. 3:1—2.

 

[6]Глютеальный (от гр. glutos — ягодица) — ягодичный, относящийся к ягодичной области. — Примеч. ред.

 

[7]Аквавит —скандинавский алкогольный напиток, крепостью 38—50 градусов. Название происходит от латинского выражения aquva vitae, что переводится как «вода жизни», «живая вода». — Примеч. ред.

 

[8]Асбестоз — хроническое профессиональное заболевание органов дыхания, развивающееся при длительном вдыхании пыли асбеста. — Примеч. ред.

 

[9]Кинестезия (от гр. kinesis — движение и aisthesis — чувство, ощущение) — так называемое мышечное чувство, чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. — Примеч. ред.

 

[10]Никогда не виденное.

 

[11]Джонсон Сэмюэл (1709—1784) — выдающийся английский лексикограф, критик, эссеист, поэт. — Примеч. пер.

 

[12]Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма. — Примеч. пер.

 

[13]Витгенштейн Людвиг (1889—1951) — австроанглийский философ, один из основателей аналитической философии. — Примеч. пер.

 

[14]Скотома (от гр, skotos — темнота) — небольшой участок в пределах поля зрения, в которой зрение ослаблено или полностью отсутствует. — Примеч. пер.

 

[15]Хиатус (от лат. hiatus) — щель, расселина, зев, зияние. — Примеч. ред.

 

[16]Листер Джозеф (1827—1912) — английский хирург и ученый, создатель хирургической антисептики. — Примеч. пер.

 

[17]Библия, Книга Иова, 10:20.

 

[18]Хуан де ла Крус. Темная ночь души.

 

[19]Донн Джон. Вечерня в День святой Люции, самый короткий день в году.

 

[20]Библия, Пс., 70:20.

 

[21]Гарвей В. Motu Locali Animalium. Вильям Гарвей (1578 — 1657) — знаменитый английский врач, основоположник физиологии и эмбриологии. — Примеч. пер.

 

[22]Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во МГУ, 1971.

 

[23]Освобожденное движение (лат. ).

 

[24]Библия. Иов. 38:4—5.

 

[25]Библия. Иов. 19:23.

 

[26]Перцепция (от лат. perceptio — представление, восприятие) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. — Примеч. ред.

 

[27]Спасайтесь ходьбой (лат.). — Примеч. ред.

 

[28]Ницше Ф. Esse homo. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Пер. Ю.М. Антоновского.

 

[29]Параллакс (от гр. parallaksis — уклонение) — изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона в зависимости от положения наблюдателя. — Примеч. ред.

 

[30]Пантеизм (от гр. pan — все и theos — бог) — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отожествляющее Бога и мир. — Примеч. ред.

 

[31]Когнитивный (от лат. cognitio — знание, познание) — основанный на знаниях. — Примеч. ред.

 

[32]Дунс Скотт Иоанн — английский францисканец, знаменитый схоластик, сторонник индетерминизма, то есть учения о безусловной свободе человеческой воли. — Примеч. ред.

 

[33]Бабинский говорил о «третьей сфере» — не истерической, не органической в классическом (нейроанатомическом) смысле, а являющейся следствием шока и распространяющегося торможения в спинномозговых и периферических механизмах: полном посттравматическом физиологическом поражении. Моя собственная «физиопатия» явно принадлежала к этой «третьей сфере». — Примеч. авт.

 

[34]Кант И. Критика чистого разума. Пер. Н.О. Лосского.

 

[35]Кант И. Критика чистого разума. Пер. Н. О. Лосского.

 

[36]Я не мог не задуматься о том, что испытывают женщины, рожающие под спинальным наркозом: не распространяется ли чувство отчужденности на ребенка, появляющегося при таких обстоятельствах, не перестает ли он быть плотью от плоти матери, не делается ли не-плотью от чьей-то не-плоти? Я понял, насколько мудрым является стремление проводить роды под более мягким, менее аннигилирующим эпидуральным наркозом, хоть и в меньшей мере снимающим боль, чем полный спинальный. — Примеч. авт.

 

[37]Я недавно получил письмо от коллеги, в котором она описывала «совершенно неожиданные» последствия того, что представлялось простым переломом — дислокацией щиколотки. Она предполагала, что выздоровление будет проходить без осложнений — произойдет немедленное восстановление всех сложных движений и умений, которыми она раньше обладала, как только это стало бы физически возможным. Однако, к ее изумлению, случилось иначе; она обнаружила, что после того как нога через несколько недель была освобождена от гипса, она лишилась всевозможных ранее автоматических движений и была вынуждена учиться им заново. В этом действительно опасность неподвижности и ортопедических ограничений: сложные движения не совершаются, не практикуются внутренне — и человек не может вообразить себе движения, которые физически невозможны, которые через несколько недель оказываются забыты — и затем делаются неврологически, нейропсихологически невозможными» — Примеч. авт.

 

[38]В 1974 году Лурия поинтересовался, считаю ли я важным то, что нога была левой, — возникли бы, например, сходные синдромы, если бы повреждена и прооперирована оказалась правая нога? В то время я не мог ему ответить; его вопрос вспомнился мне, когда я невольно попал в контрольную группу. Интерес Лурии был связан с тем, что центральные синдромы невнимания, отчуждения (синдром Потцля и т.д.) обычно поражают левую сторону тела и связаны с повреждениями недоминантного полушария, которое по сравнению с доминантным обладает гораздо более низким уровнем сознания. Не предотвратил бы более высокий уровень, интересовался Лурия, возникновения синдрома на противоположной стороне? — Примеч. авт.

 

[39]Я, как и другие, иногда испытывал на приеме у дантиста неожиданное «исчезновение» челюсти, как только начинал действовать новокаин, — чувство странной информированности, так что приходилось заглядывать в зеркальце дантиста, чтобы обнадежить себя. Отражение в таких случаях и успокаивает, и нет: челюсть видна, но выглядит нереальной, не принадлежащей себе, какой и чувствуется. (Это особенно часто случается, когда анестетик вкалывается с обеих сторон одновременно; поэтому дантисты предпочитают делать укол в разные участки десны по очереди.) — Примеч. авт.

 

[40]В конце 1983 года я послал в «Бритиш медикал джорнэл» заметку для их раздела «Клинические курьезы». Она им понравилась, но была отклонена на том основании, что была слишком длинной. Когда моя правая рука оказалась иммобилизованной, я послал им другой «клинический курьез», длиной всего в пятьдесят слов. Они были поражены его краткостью и немедленно приняли заметку к публикации, но поинтересовались, как кто-то, обладающий моим многословием, сумел ограничить себя так сурово? Когда я сообщил о своем несчастном случае, о том, что мне приходится писать левой рукой, мне ответили: «Нам жаль, что с Вами такое случилось, но это замечательно улучшило Ваш стиль?» Эта первая заметка, как и другие, написанные с такими мучениями, касалась в основном фантомов (они были потом включены в «Человека, который принял свою жену за шляпу»). Один случай, который я описал в то время, касался пациентки, которая в результате сенсорной невропатии совершенно утратила проприоцепцию и телесный образ, всякое ощущение своего тела. Другим примером была женщина, которая после инсульта утратила всякое представление о «левизне» в своем теле и в личном пространстве (оба эти примера также вошли в «Человека, который принял свою жену за шляпу»), — Примеч. авт.

 

[41]«Как получается, что вы, неврологи, в конце концов становитесь мистиками?» — однажды спросила меня психоаналитик Кэрол Фельдман; этот вопрос уходит глубоко в эпистемологию — и в психику. См. «Неврология и душа», «Неа Торкревью оф букс», 11 ноября 1990 г. — Примеч. авт.

 

[42]Карты репрезентации в коре мозга у взрослых «зависимы от употребления», как пишет Мерзенич; они на протяжении жизни функционируют динамически. — Примеч. авт.

 

[43]Однако если это так, возникает вопрос: как насчет фантомов — этих странных фиксированных образов конечностей, которые могут сохраняться на протяжении многих лет после ампутации? Окаменелые образы, так сказать, не соответствующие существующей реальности».. Представляется вероятным, что фантомы поддерживаются, по крайней мере в значительной степени, продолжающимся (патологическим) периферическим возбуждением — например, рассеченных нервов конечности (возможной и центральным тоже). Это особенно очевидно, если имеет место формирование невромы в культе нерва; невромы часто вызывают мучительно болезненные фантомы. Если поступление периферических сигналов прекращается, фантом исчезает — я наблюдал это у одного пациента с фантомным пальцем; фантом исчез, когда больной утратил чувствительность пальцев из-за диабетической невропатии. Напротив, стимуляция периферического нерва имеет тенденцию стимулировать фантом, что может использоваться с этой целью перенесшими ампутацию: они могут использовать образ фантома для приведения в действие протеза. Фантомы также могут стимулироваться или устраняться стимуляцией или анестезией соответствующих спинномозговых корешков. (Эти и другие феномены обсуждаются в книге «Человек, который принял жену за шляпу».) — Примеч. авт.

 

[44]Во время написания книги «Нога как точка опоры» я думал, что потеря проприоцепции — достаточное условие для «отказа» и «отчуждения»» Теперь я думаю, что этого достаточно для «отказа», но не для «отчуждения». Так, больные сухоткой, хотя «теряют» конечности, не рассматривают их как «чужие», И Кристина, «лишившаяся тела» леди, которую я описываю в «Человеке, который принял жену за шляпу», хотя была способна (я видел это несколько раз) принять свою руку, когда на нее не смотрела, за чью-то еще, никогда не рассматривала свою руку как «чужую». Требуется, как считает И. Розенфельд, не только потеря проприоцепции, но потеря боли и других ощущений, чтобы конечность воспринималась как «чужая» (Розенфельд, 1991). — Примеч. авт.

 

[45]Однажды один из моих студентов перенес сильное обморожение; ему казалось, что его пальцы ампутированы и у него остался только ужасный, в форме дубинки кулак, Когда анестезия длится долго, возникает большая опасность повреждения тех частей, которые игнорируются, — отсюда постоянные несчастья с конечностями у больных проказой. — Примеч. авт.

 

[46]«Под обращенностью на себя, — пишет Розенфельд, — я понимаю обращенность к динамическому образу тела... Наше «я» определяется способами использования своего тела, самими движениями тела, движениями, которые мы обретаем со временем; именно к этому динамическому образу обращены стимулы (обращенность на себя) и в связи с которым стимулы имеют смысл... Каждое воспоминание обращено не только на личность или объект, который помнится, но на личность, которая помнит» (Розенфельд, 1991). — Примеч. авт.

 

[47]Может ли собака иметь истерию или «чуждую» конечность? А мартышка? А человекообразная обезьяна? Мне кажется, что не может, хотя говорят, что у собачки Фрейда развилась истерическая беременность (что вызвало ироническое замечание Фрейда о том, что такое могло произойти только в доме психоаналитика). Думаю, что не может такого случиться и с обезьянками, каких использовал Мерзенич, Однако подозреваю, что с человекообразной обезьяной это могло бы случиться: у нее определенно могло бы развиться отчуждение конечности и менее определенно, но возможно — истерия; по-разному, в зависимости от наличия более высокого, обращенного на себя сознания, эксплицитного чувства «я», которое, по-видимому, имеют человекообразные обезьяны, но не более низкоорганизованные животные. Так, человекообразные обезьяны могут узнавать себя в зеркале, в то время как мартышки и собаки не могут. — Примеч. авт.

 

[48]Пациенты с подобным поражением, можно сказать, живут в половине вселенной, не осознавая, конечно, того, что это половина вселенной, потому что для них вселенная — нерассеченная, полная и цельная. Таким образом, обычно восприятие, идея, воспоминание о «левизне» — как у пациента, историю болезни которого под названием «Глаза направо!» я привожу в книге «Человек, который принял свою жену за шляпу», — исчезает. «Когда игнорирование выражено, — пишет М. Месулам, — пациент может вести себя так, словно половина вселенной внезапно перестала существовать в какой-либо значимой форме... Пациенты с унилатеральным игнорированием ведут себя так, как будто не только ничего не происходит в левой половине пространства, но и нельзя ожидать, что там произойдет что-то важное».

 

[49]Такие пациенты, считает Эдельман, не испытывают провала или разделения сознания, но проявляют радикально реорганизованное сознание, так что новое сознание воспринимается как полное и цельное, — Примеч. авт.

 

[50]То же самое, но совершенно иным образом, происходит при истерии. Так, истерик, жалуясь на паралич, онемение и т.д., не осознает того, что их причина лежит в аффекте и концепциях, в изменениях сознания. Действительно, если такие патогенные изменения удается осознать, истерия исчезает; истерия, таким образом, зависит от бессознательного — хотя и бессознательного, совершенно отличного от такового у анозогнозика. — Примеч. авт.

 

[51]«Самым ужасный было то... что нога не «была перемещена», а на самом деле лишилась своего места. Нога исчезла, забрав с собой свое «место», И поскольку больше не было никакого места, куда можно было бы вернуться... не было и возможности вернуть ногу. Могла ли помочь память там, где воля бессильна? Нет! Нога исчезла, забрав с собой свое «прошлое»! Я больше не мог вспомнить обладание ногой. Я не мог вспомнить, как я когда-либо ходил или поднимался в гору. Я чувствовал себя необъяснимо отрезанным от того человека, который ходил, бегал, поднимался в гору всего пять дней назад, Между нами существовала лишь «формальная» непрерывность. Существовал провал — абсолютный провал — между «тогда» и «теперь», и в этом провале, в этой пропасти исчез бывший «я»... В этом провале, в этой пропасти, вне времени и пространства исчезли реальность и возможности ноги... растворились в воздухе, исчезли из времени и пространства, исчезли, забрав с собой свое пространство и время». — Примеч. авт.

 

[52]Нейропсихологические синдромы представляют собой «снизу вверх» нарушения, в которых неврологические поражения более низкого уровня вызывают психологические поражения более высокого уровня. Истерия, напротив, представляет собой нарушение «сверху вниз», где первичное поражение возникает на самом высоком уровне — в сознании высшего уровня, символическом и лингвистическом, — любое поражение на более низких уровнях является вторичным по отношению к нему. Существует первичное нарушение местного картирования и нарушение первичного сознания при отчуждении, но при истерии они отсутствуют. (Могут, конечно, присутствовать некоторые вторичные нарушения.) Сознание высшего уровня (которое включает психоаналитическое бессознательное) при истерии отличается специфическими интенсивными аффектами, в то время как при отчуждении оно лишь смущено. Мы никогда не можем знать первичное сознание напрямую, подчеркивает Эдельман, мы можем узнать о нем только через сознание высшего уровня. Животные, лишенные сознания высшего уровня, могут напрямую испытывать его, но не могут о нем рассказать. Если и существует ситуация, когда человек может сообщить о проявлениях первичного сознания, не загрязненных сознанием высшего уровня, как предполагает Эдельман, — то только в случаях пациентов с «разделенным мозгом», когда левое и правое полушария разделены хирургически. Такие пациенты смогут сообщать о восприятии (со стороны левой половины тела или левого полуполя зрения), не модулированном лингвистическими или рефлективными силами левого полушария (см. примечание на стр. 284).

 

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой эстетической ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы пинаете «Амаравеллу».

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой художественной ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы попираете и Русский Север, и «Амаравеллу», и меня лично.

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой эстетической ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы пинаете «Амаравеллу».

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

НОГИ

Марина Шепеленко

И с высоты вам шлем привет .

 

Досточтимая Марина Михайловна!

Хотя эту страницу Вы придумали как бы в отместку мне – но всё же она посвящена музею.

А значит – служению красоте.

Зачем здесь размещена эта фотография?

Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете и значение своей личности, и меру привлекательности своих ног.

Скажу прямо: нижние конечности, явленные миру на этом снимке, не имеют особой эстетической ценности – лучше их скромно прятать под юбкой.

Может, это привада?

Желаю успеха – но мало верю в него: всё же Вам не 18 лет.

Примите реальность достойно и смиренно.

Этими некрасивыми ногами Вы пинаете «Амаравеллу».

Ваше самолюбование вызывает грустную улыбку.

Полное отсутствие у Вас эстетического вкуса коробит.

 

 

С сожалением

 

Юрий Линник

24.01. 2015

О пользе массажа ног и ступней

Содержание

· О пользе массажа ног и ступней

· Как сделать массаж ног и ступней близкому человеку?

· Как сделать массаж ног и ступней самостоятельно?

· Массаж ног и ступней в массажных и косметологических салонах

Действительно, массаж ступней – это весьма и весьма приятное действо, которое приводит к перерождению если уж не всего организма, то, по крайней мере, сил в целом.
В данной статье МирСоветов расскажет, чем же так полезен массаж нижних конечностей, как его сделать близкому человеку в домашних условиях, как массировать ноги и стопы самому себе, а также о том, что в данной области нам готова предложить салонная индустрия.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ВВЕДЕНИЕ. .

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 244. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.106 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7