Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 3 страница
Побеседовав с женой, чтобы выяснить, чего она хочет, и поработав с ее возражениями, Вирджиния отодвинулась в сторону и позволила им снова пообщаться друг с другом, продолжая внимательно наблюдать за их взаимодействием. Ассоциация/диссоциация Когда человек воспроизводит проблемную ситуацию, он может получить один из двух совершенно различных видов опыта. В случае ассоциированного воспоминания человек полностью заново переживает прошлый опыт, как если бы все происходило сейчас. Он снова, своими собственными глазами видит то, что видел в той ситуации, и слышит и чувствует то, что слышал и чувствовал тогда. В противоположном случае человек может вспоминать с диссоциированной позиции, как если бы он был зрителем, которым просто просматривает видеозапись событий с участием другого человека. Находясь в диссоциированной позиции, человек видит и слышит все, что происходило в той ситуации, но его чувства при этом являются чувствами стороннего наблюдателя и лишены интенсивности ощущений участника событий. Ассоциированные воспоминания вызывают сильные неприятные ощущения, создавая сильную мотивацию для изменения. Однако человек часто застревает на этих сильных ощущениях п на единственной, ассоциированной точке зрения, что затрудняет для него процесс изменения. Также, находясь на данной позиции, человек склонен забывать, как именно он себя вел, и что в его поведении вызвало у других людей ответную реакцию, породившую данную проблему. Диссоциированная позиция освобождает человека от неприятных ощущений, связанных с проблемой, вследствие чего он способен рассматривать ее более объективно и реагировать более разумно и творчески. Находясь на этой позиции, вы можете заново увидеть те же самые события и одновременно наблюдать за своим собственным поведением и за реакциями других людей. Соответственно, вы в буквальном смысле слова имеете более широкую перспективу и получаете намного больше информации о том, что можно было бы сделать в данной ситуации с целью улучшить взаимодействие с другими людьми. Итак, подведем итог: ассоциированная позиция вызывает сильные чувства, которые создают мотивацию для изменения, в то время как диссоциированная позиция вызывает менее интенсивные чувства, позволяет получить больше информации и облег- чает доступ к творческим ресурсам, помогающим решить проблему. Вирджиния умела искусно использовать и ассоциацию, и диссоциацию, способствуя тем самым и созданию мотивации, и достижению изменения. Если она хочет, чтобы все члены семьи полностью пережили паттерн, который она выделила (например, все в семье обвиняют отца), она делает следующее. Вирджиния: «Плохой парень» чувствует себя так, как будто люди всегда показывают на него пальцем. Разрешите мне продемонстрировать вам, как я вижу то, что, возможно, чувствует Кэйси. Согласны? Можете ли вы все встать и показать пальцем на вашего отца? Нет. Встаньте и сделайте это. Встаньте и покажите пальцем на своего отца. (Все встают и показывают на Кэйси пальцем.) Если бы он мог почувствовать это внутри себя, он почувствовал бы нечто вроде: «Все думают, что я плохой». Это то, что вы чувствуете? Кэйси: Да. Когда Вирджиния хочет, чтобы Кэйси пережил это состояние как можно полнее, она просит членов семьи продолжать и при этом предлагает Коби (сыну) «грозить немного сильнее». Вирджиния: Теперь посмотрите на эти пальцы. Все наставьте свой указательный палец на отца. Грози немного сильнее, Коби. Посмотрите на эти пальцы. Кэйси, можете ли вы объяснить кому-нибудь из этих людей, что вы чувствуете, когда на вас показывают пальцем? Кэйси: Нуда, мне это не нравится. (1983) Напротив, осуществляя рефрейминг, Вирджиния почти всегда неявно помогала сформировать диссоциированную позицию, создать новый взгляд на проблему. Когда она просила членов семьи изобразить семейную скульптуру или исполнить семейный балет, они ассоциировались со своими привычными ролями. Однако поскольку Вирджиния переопределила поведение и просила их исполнять роли намеренно, они попадали в новый, более Широкий контекст. Каждый член семьи также видит самого себя, участвующего в балете семейных взаимодействий. Хотя люди и так склонны спонтанно переходить на диссоциированную позицию, Вирджиния давала им явные вербальные инструкции, гарантирующие, что они создадут картину. Создав семейную скульптуру, отображающую неформальную иерархию детей в семье, Вирджиния говорит: «Просто сделайте такую картину. Да, правильно. Хорошо, держите их [руки] опущенными. Мы просто собираемся представить, как будто показываем картину». (1983) Говоря о скульптурах как о «картинах», мы превращаем их в нечто, что можно рассматривать со стороны, создавая, тем самым, для членов семьи новую диссоциированную позицию. Когда Вирджиния заканчивает процесс, она поворачивается к матери и спрашивает: Вирджиния: Вы увидели здесь что-нибудь примечательное, Марджи? Марджи: Да, совершенно определенно. Вирджиния: А вы увидели здесь что-нибудь примечательное, Кэй-си? (Кэйси кивает.) (1983) Всякий раз, когда один из членов семьи говорил что-нибудь хорошее, Вирджиния настаивала, чтобы он сказал это непосредственно тому, к кому обращены данные слова, и использовал при этом формулировку, которая связывала бы двоих людей ощущением позитивного переживания. Вирджиния: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на Кэйси, ощутили его кожу под вашими пальцами и сказали мне, что вы чувствуете. (Кэйси широко улыбается.) Марджи: Тепло. Вирджиния: Хорошо. Скажите это ему, потому что он находится здесь. Я все это уже знаю. Марджи (глядя Кэйси в глаза): Ты теплый и нежный. Мне хорошо от этого. Вирджиния: Что вы чувствуете, когда говорите это Кэйси? Прямо сейчас. Марджи: Ощущение радости и цельности. Вирджиния: А что вы чувствуете, когда слышите эти слова? Кэйси: Мне от них очень хорошо. (1983) Вирджиния: Сейчас, когда это произошло, когда Кэйси дотронулся до вас вот так, что вы почувствовали? Марджи: Небольшую дрожь. Вирджиния: Дрожь. Скажите ему: «Я трепещу, когда ты ко мне прикасаешься». Марджи (глядя на Кэйси): Я трепещу, когда ты ко мне прикаса- ешься. У меня дрожь по телу. (1983) Выражение «небольшая дрожь», кажется, висит в воздухе, оно никого ни с кем не связывает. Слова: «Я трепещу, когда ты ко мне прикасаешься», — переносят Марджи в ассоциированную позицию позитивного взаимодействия с мужем. Обратите внимание, что Марджи спонтанно возвращается в диссоциированную позицию, когда говорит: «У меня дрожь по телу». Выразительность Вирджиния не просто сидела в ожидании, пока человек даст позитивный ответ, она активно добивалась этих ответов от членов семьи — задавала вопросы по поводу чувств, которые не были ими ясно выражены, а также предлагала им изменять позиции и исполнять роли. Что касается ее невербального поведения, то его значение в процессе выявления положительных реакций было еще более велико. Ее легендарная конгруэнтность и отзывчивость, ее умение менять темп речи, а также тон и громкость голоса, ее мимика и жесты были мощнейшими невербальными сигналами, которые порождали отклик у всех членов семьи. Как показывают видеозаписи ее сеансов, мало кто мог находиться в ее обществе и не принять тем или иным образом живое участие в происходящем. Как только Вирджиния получала позитивный ответ, она тут же использовала его для того, чтобы восстановить связи между членами семьи. И эти связи становились основой для разрешения их проблем. В предыдущем разделе есть два примера подобных ситуаций, а другие примеры можно найти в разделах «Действие» и «Усиление позитивных чувств и поведения». Юмор Одной из реакций, которые Вирджиния выявляла и использовала наиболее часто, был юмор. Ее сессии всегда прерывались взрывами смеха, даже если члены семьи боролись с проблемой, которая сделала их глубоко несчастными людьми. Ценность юмора обусловлена двумя взаимосвязанными причинами: во-первых, он доставляет удовольствие и, во-вторых, поднимает настроение. Будучи в приподнятом настроении, человек реагирует более гибко и творчески, получает доступ к большему количеству ресурсов для решения стоящих перед ним проблем и выстраивания отношений. Даже очень серьезную проблему вам будет легче решить, если вы не будете воспринимать ее слишком серьезно. (Не путайте, речь в данном случае не идет о юморе как средстве защиты, так он способен привести только к игнорированию проблемы и уклонению от ее решения.) Когда люди сталкиваются с проблемой, они, как правило, склонны застревать на ней, полностью вовлекаться в нее, смотреть с одной — невыигрышной — точки зрения, испытывать сильные неприятные чувства и не видеть альтернатив. Если они оказываются в состоянии посмотреть на ту же самую ситуацию с некоторой долей юмора, хотя бы ненадолго, они оказываются в диссоциированной позиции и могут увидеть себя в этой ситуации, вместо того чтобы быть в ней. Юмор дает вам как минимум одну альтернативную возможность взглянуть на проблему. Даже если такой подход сам по себе не принесет пользы, он может послужить неплохой отправной точкой для поиска других возможных подходов (что гораздо труднее сделать, если вы застряли в ситуации). Юмор может облегчить восприятие других точек зрения и оценку ситуации на их основе. Точки зрения других людей, вовлеченных в ситуацию, также могут оказаться полезными, поскольку эти люди, вероятно, воспринимают ее и реагируют на нее не так, как вы. Вирджиния мастерски умела с помощью юмора находить подход к людям, отличающимся болезненной чувствительностью. В противоположность ей, большинство психотерапевтов (если не считать многих ее студентов) действуют слишком серьезно и слишком быстро — и оказываются в тупике. Вирджиния побуждала людей заниматься серьезными проблемами, но только после того, как они могли взглянуть на эти проблемы с юмором. Это позволяло ей отступать на позиции юмора, разгоняя мрак и помогая человеку экспериментировать с новыми точками зрения. Делая это снова и снова, Вирджиния учила людей сначала осознавать и полностью выражать свои чувства, а потом переходить в более приподнятое состояние, существенно облегчающее поиск решения проблемы. Я обнаружила, что вещи, в которых больше всего забавного, бывают и наиболее глубокими. (1984) Сдвиг референтного индекса Используя ассоциацию и диссоциацию, можно облегчить попытку вникнуть в переживания другого человека и «немного пройтись в его мокасинах», чтобы лучше понять его точку зрения. Сначала следует диссоциироваться от своей собственной точки зрения, а затем ассоциироваться с точкой зрения другого человека. Рассматривая события с позиции другого человека, можно получить важную информацию, позволяющую решить возникшие трудности. Такая информация окажется наиболее полезной, если соединить ее с третьей, более объективной позицией, когда вы рассматриваете со стороны, как вы и другой человек взаимодействуете друг с другом. Ниже приведено упражнение под названием «Доступ к собственной родительской мудрости», оно учит людей, как им вести себя со своими детьми. Это упражнение заимствовано из главы «Позитивное воспитание» книги «Сердце разума»1 (Heart of the Mind, Andreas С, Andreas S., 1989). Прежде всего найдите удобное спокойное место, где вас не будут беспокоить в течение какого-то времени. Для начала сядьте поудобнее и расслабьтесь, так вы получите больше пользы от данного упражнения. Шаг 1. Подумайте о проблемной ситуации, которая возникла у вас с вашим ребенком. Возможно, он сделал что-то, на что вы не знаете, как реагировать, или припер вас к стенке. Может быть, вас беспокоит что-то в его поведении, или может, вы должны принять какое-то решение по его поводу, а возможно, речь идет о чувствах вашего ребенка. Наибольшую пользу это упражнение принесет, если вы выберете какую-то трудность, которая возникает периодически. Шаг 2. Прокрутите для себя выбранную ситуацию, глядя на нее с собственной точки зрения. Переживите данный эпизод заново. Представьте, что вы и ваш ребенок снова проходите через него. Начните сначала и просмотрите все, что происходит, своими собственными глазами, переживая события заново. Обратите Андреас К., Андреас С. Сердце разума. - СПб.: прайм-Еврознак, 2005. внимание, какая информация вам доступна, что вы чувствуете и что вы видите и слышите. Если визуализация вызывает у вас затруднения — ничего страшного. Вы можете просто «почувствовать», что переживаете все заново с вашей собственной позиции, и метод будет работать также эффективно. Вы можете, если захотите, восстановить несколько эпизодов, если речь идет о повторяющейся ситуации. Шаг 3- Переживите ту же ситуацию еще раз, но теперь, как если бы вы были вашим ребенком. Снова прокрутите ее для себя, но теперь с позиции вашего ребенка. Вернитесь в начало того эпизода, который восстанавливали на шаге 2. Остановите «пленку» непосредственно перед тем, как начнут происходить события. На этот раз, прежде чем начнете прокручивать ее, присмотритесь к своему ребенку. Обратите внимание на его позу, на то, как он движется, дышит и т. д., прислушайтесь к звучанию его голоса. Теперь поместите себя внутрь вашего ребенка. Задержитесь на минуту, чтобы стать им. Сейчас вы двигаетесь, как ваш ребенок, смотрите его глазами и воспринимаете его ощущения. Теперь, запустив свою «пленку», позвольте себе пережить то, что переживал ваш ребенок по мере развития событий. Если вы не вполне уверены, что «действительно» являетесь сейчас вашим ребенком — ничего страшного. Просто продолжайте и обратите внимание на то, чему вы можете научиться. Потратьте столько времени, сколько вам потребуется на то, чтобы пережить ситуацию с позиции вашего ребенка, и посмотрите, какую новую информацию вы можете получить. Осознали ли вы чувства, которые, возможно, испытывает ваш ребенок, и которые вы не осознавали, находясь на своей, «взрослой» точке зрения?Будучи сейчас сами вашим ребенком, заметили ли вы какие-то его желания и потребности, которые вы до того не осознавали? Что еще вы узнали, переживая опыт своего ребенка? Что вы поняли о том, как он воспринимает окружающий мир и как строит в нем свое поведение? Что вы узнали о своем собственном поведении, воспринимаемом • с позиции вашего ребенка? Кажется ли оно вам другим, когда вы смотрите на него с этой точки зрения?В данный момент просто отметьте для себя, что вы узнали, проделав это упражнение. Если вы заметили, что какие-то аспекты вашего поведения кажутся вам совершенно непонятными, когда вы смотрите на них с точки зрения ребенка, вы можете порадоваться, что получили новую и полезную информацию. Если вы узнали что-то новое о том, какие чувства мог испытывать ваш ребенок, вы также можете порадоваться этому. Шаг 4~ Переживите туже ситуацию с точки зрения стороннего наблюдателя. Снова прокрутите те же события, но теперь смотрите на них со стороны. Такая позиция, когда вы 41 не являетесь ни одной из участвующих сторон, позволяет вам увидеть одновременно обоих — вас и вашего ребенка. Наблюдайте за происходящим, как если бы вы смотрели кинофильм или что-то в этом роде. Отметьте, что вы можете узнать, находясь на этой позиции. Возможно, вы обратили внимание на то, как вы и ваш ребенок реагируете друг на друга? Как все это выглядит и воспринимается вами в качестве постороннего наблюдателя? Удалось ли вам лучше понять что-нибудь относительно себя самого и своего ребенка? В транскрипте, приведенном в книге «Сатир: шаг за шагом», когда сын сказал, что он хотел бы, чтобы его отец лучше контролировал свой темперамент, Вирджиния тут же спросила его: «А ты знаешь, как это — чувствовать гнев?» (1983). Немного позже она опять сказала: «Интересно, знаешь ли ты что-нибудь о том, как себя чувствуешь, когда начинаешь злиться» (1983). И та, и другая фраза побуждают сына попробовать пережить такое же чувство, какое испытывает его отец, чтобы понять, насколько они оба похожи друг на друга. Хотя это было крайне характерное для Вирджинии вмешательство, мы можем найти очень мало соответствующих примеров в более ранних (1974) транскриптах, приведенных в книге «Сатир: шаг за шагом». Однако в более поздних транскриптах в той же книге такие примеры встречаются довольно часто. Усиление позитивных чувств и поведения и прерывание деструктивной коммуникации Вирджиния хваталась за любую возможность, позволяющую членам семьи заметить и выразить чувства или осуществить действия, которые могли бы сблизить их, терпеливо и заботливо соединяя разобщенную семью своими ласковыми руками. В разделах «Действие» и «Ассоциация/диссоциация» приведено несколько превосходных примеров подобных вмешательств. Вирджиния также всегда старалась прервать диалог, если он грозил вызвать разобщение между членами семьи. Как правило, она просто давала команду: «Подождите минутку», при необходимости повторяя ее несколько раз. После чего начинала превращать разобщающую коммуникацию в позитивную и объединяющую. В разделе «Действие» есть подобный пример, здесь мы приводим еще один. Сразу после того как Кэйси сказал: «Мне хорошо. Как-то тепло, пушисто...» — Вирджиния повернулась к Марджи и спросила: «Какие чувства это у вас вызывает?» Марджи: Я не согласна с ним. Вирджиния: С чем именно вы не согласны? Марджи: Всякий раз, когда я к нему приближаюсь... Вирджиния (прерывая): Подождите минутку, мы находимся прямо здесь и прямо сейчас. (Марджи: «Нуда, я согласна».) Сейчас я хочу, чтобы вы на меня посмотрели и выслушали меня действительно внимательно. Есть множество событий в прошлом, я знаю, что они есть, и они мне неизвестны, и мне кажется, что часто вы не видите того, что находится прямо у вас перед носом, потому что вам мешает увидеть то, что вы ожидаете, потому что вы делаете это прямо сейчас. Вы меня слушаете? (Марджи: «Угу».) Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на Кэйси, ощутили его кожу под вашими пальцами и сказали мне, что вы чувствуете. (Кэйси широко улыбается.) Марджи: Тепло. Вирджиния: Хорошо. Скажите это ему, потому что он находится здесь. Я все это уже знаю. Марджи (глядя Кэйси в глаза): Ты теплый и нежный. Мне хоро- шо от этого. Вирджиния: Что вы чувствуете, когда говорите это Кэйси? Прямо сейчас. Марджи: Ощущение радости и цельности. Вирджиния (обращаясь к Кэйси): А что вы чувствуете, когда слышите эти слова? Кэйси: Мне от них очень хорошо. (1983) Всякий раз, когда кто-либо из членов семьи выражал чувства, которые могли сблизить их всех, Вирджиния реагировала на это. Ее голос становился мягче и глубже, начинал вибрировать. Позднее, если она хотела, чтобы люди оставались в контакте со своими чувствами, ее голос мог снова стать мягким и вибрирующим — невербальное приглашение стать восприимчивее к чувствам и выразить их. Идентификация и пересмотр ограничивающих убеждений Человек, переживающий какие-то трудности, часто делит все на черное и белое и склонен использовать для формулировки подобных мыслей излишне обобщенные утверждения. Один из признаков таких ограничивающих убеждений — использование кванторов всеобщности, т. е. слов вроде «все», «всегда», «всякий раз», «каждый», «полностью», или в отрицательной форме — «никто», «никогда» и т. д. Один из способов поставить под вопрос такое чрезмерное обобщение — свести его к конкретному примеру. В какой-то момент на сессии, описанной в книге «Сатир: шаг за шагом», произошел следующий диалог. Вирджиния (обращаясь к жене): Вы можете прямо сейчас сказать Кэйси, какие чувства вы испытали, когда он начал говорить об этом конкретном инциденте. Марджи: Обиду. Вирджиния: Обида. Хорошо. Ладно. А можете ли вы сказать, что это была за обида? Марджи: За нашу семью. Вирджиния: Нет, я имею в виду прямо здесь. Вот здесь. Марджи: Я обижена. Я чувствую обиду. Вирджиния: И что вызывает у вас обиду? Марджи (обвиняюще): Потому что у нас нет отца. Вирджиния: Теперь подождите минутку. (Подчеркивая свои слова.) Подождите минутку. Вы сейчас, извините за выражение, отправились в музей. Я хочу вернуться к одному моменту. Только что я предложила Кэйси кое о чем вас попросить, так? Он заговорил о чем-то очень абстрактном, и я попросила его говорить конкретнее. Теперь скажите, это тот факт, что Кэйси нашел, за что вас можно покритиковать, так обидел вас? Марджи: Да. (1983) В этом отрывке видно, как Вирджиния сводит чрезмерно обобщенные утверждения «обида за семью» и «у нас нет отца» к не- приятным ощущениям, которые испытывает мать, когда ее критикуют. Одновременно Вирджиния также трансформировала расплывчатую жалобу Марджи на мужа в признание ее собственных трудностей с реакцией на критику. Вирджиния часто просила остальных членов семьи высказывать свою точку зрения по поводу чрезмерного обобщения, побуждая их описывать конкретные случаи или приводить противоположные примеры. А иногда она могла прервать человека и перевести его назад в «здесь и сейчас», не бросая вызов непосредственно чрезмерному обобщению. Вирджиния: Какие чувства это у вас вызывает? Марджи: Я не согласна с ним. Вирджиния: С чем именно вы не согласны? Марджи: Всякий раз, когда я к нему приближаюсь... Вирджиния (прерывая): Подождите минутку, мы находимся прямо здесь и прямо сейчас. (Марджи: «Нуда, я согласна».) Сейчас я хочу, чтобы вы на меня посмотрели и выслушали меня действительно внимательно. Есть множество событий в прошлом, я знаю, что они есть, и они мне неизвестны, и мне думается, что часто вы не видите того, что находится прямо у вас перед носом, потому что вам мешает увидеть то, что вы ожидаете, потому что вы делаете это прямо сейчас. Вы меня слушаете? Марджи: Угу. Вирджиния: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на Кэй-си, ощутили его кожу под вашими пальцами и сказали мне, что вы чувствуете. (Кэйси широко улыбается.) (1983) Вирджиния часто прибегала к преувеличению, которое делало чрезмерное обобщение смешным и тем самым ставило его под вопрос, и тому есть множество примеров, которые можно найти в цитируемых здесь транскриптах. Когда вы переводите что-то на уровень абсурда, происходит вполне определенная вещь. Вы замечали это?Мы обходим защиту человека, если делаем это по-доброму. (1984) А временами Вирджиния действовала более прямо, скепти- 45 чески замечая: «Вы действительно верите в это?» или «Я в это не верю». Она прекрасно знала, когда следует поставить под вопрос чрезмерное обобщение, которое мешает семейной коммуникации, и она делала это всякий раз, когда возникала такая необходимость. Вербальные паттерны для элегантного сбора информации Вирджиния всегда вела разговор так, чтобы иметь возможность собирать конкретную информацию относительно взаимодействий между членами семьи. Хотя каждый паттерн сам по себе создает лишь небольшое отличие, собранные вместе, они могут оказать мощное воздействие. Вирджиния часто начинала разговор с детьми, обсуждая вопросы, казалось, мало связанные с общим направлением сессии. Например, в транскрипте, который приводится в книге «Сатир: шаг за шагом», она спрашивает детей, где каждый из них сидит за обеденным столом, и это помогает ей незаметно выявить паттерны семейных взаимодействий. При этом, чтобы добиться максимальной ясности, Вирджиния постоянно использовала уточняющие вопросы. Она спрашивала «кто?», «что?», «когда?», «где?», «как именно?» и отмечала все невербальные реакции, которые позволяли идентифицировать паттерны коммуникации. Часто она предлагала членам семьи разыграть перед ней какую-то ситуацию, для того чтобы она могла непосредственно наблюдать их поведение и точно определить, с чем именно ей следует работать. Создав семейную скульптуру, отражающую неформальную иерархию детей в семье, и получив от обоих родителей подтверждение ее правильности, Вирджиния поворачивается к матери и просит ее показать, как она справляется с соперничеством детей в отсутствие ее мужа. Вирджиния: Марджи, теперь я хотела бы, чтобы вы подошли и сделали то, что вы делаете в подобной ситуации дома. Что вы пытаетесь сделать? Когда Марджи описывает и показывает, что она делает, Вирджиния просит ее сесть и поворачивается к отцу. Вирджиния: Когда вы видите, что это происходит... не можете ли вы пойти и показать мне, что вы делаете в этом случае? Когда отец показывает, что он делает в подобной ситуации в отсутствие матери, Вирджиния просит обоих родителей показать, что они делают в том случае, если оба видят это. Вирджиния: Теперь, допустим, это происходит, и вы оба дома, и Кэйси, и Марджи. Я бы хотела узнать, что происходит, когда вы оба с детьми. (1983) Теперь у Вирджинии есть конкретная информация о том, как поступает каждый из родителей, если он один, а также как меняется их поведение, когда они оба дома. Соответственно, это дает ей информацию и об их семейных отношениях. Для сбора информации Вирджиния также использовала ту форму непрямых вопросов, которую лингвисты называют разговорный постулат: «Итак, не возникает ли у вас желание что-то здесь изменить?» или «Есть здесь что-нибудь, о чем вы сами хотели бы поговорить?» Буквальным ответом на такой вопрос является «да» или «нет», однако большинство людей не ограничиваются в данном случае односложным утверждением, а начинают спонтанно предоставлять указанную информацию. Еще Вирджиния использовала так называемые встроенные вопросы. Это сделанные в мягкой форме утверждения, которые в реальности воспринимаются как фразы, имеющие вопросительный смысл: «Интересно, знаешь ли ты что-нибудь о том, как себя чувствуешь, когда начинаешь злиться», «Теперь я хотела бы знать, какие чувства испытываете вы, Марджи, по поводу того, что Кэйси... как минимум по поводу того, что он чувствует себя плохим парнем» (1983). Поскольку такие высказывания не содержат явного вопроса, они, в общем, не требуют, чтобы на них отвечали. Однако большинство людей реагируют на них, предоставляя запрошенную информацию. Эти и другие несложные для усвоения лингвистические паттерны, которые Вирджиния использовала в своей работе, подробно описаны в книге «Изменение семьи» {Changing with Families, Bandler, Grinder & Satir, 1976), написанной ею в соавторстве с Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Хотя Вирджиния всегда считала, что бережно и заботливо относится к процессу семейного роста, она могла действовать очень прямо и настойчиво (кое-кто мог бы даже сказать «резко»), если хотела получить информацию, которая, как она знала, может оказаться важной для семьи. После того как отец, Кэйси, произнес: «Ну, это превращает меня в плохого парня», — произошел следующий диалог. Вирджиния: Да, я понимаю. Давайте присядем на минутку, и я хочу поискать кое-что еще. Я так понимаю, это то, что происходит, но это не то, что вы хотели бы. Теперь я хотела бы знать, какие чувства испытываете вы, Марджи, по поводу того, что Кэйси... как минимум по поводу того, что он чувствует себя плохим парнем? Марджи: Я так не думаю. Если он повышает голос. Я действительно воспитываю детей. Вирджиния: Нет, это не то, о чем я в данный момент спрашиваю. Я спрашиваю вас, что вы чувствуете по поводу того, что Кэйси чувствует себя плохим парнем. Марджи: Ну, он действительно это чувствует, не сомневаюсь. Вирджиния: И я хотела бы знать, дорогая, что вы чувствуете по поводу того, что он чувствует это. Марджи: Мне жаль Кэйси. (1983) В этом отрывке Вирджинии пришлось повторить свой вопрос три раза, прежде чем Марджи сумела дать ответ по существу. Вербальные паттерны, способствующие процессу роста Пресуппозиции Один из способов, с помощью которых Вирджиния осуществляла изменения, состоял в том, что она вводила желаемый Для человека опыт в качестве пресуппозиции. Пресуппозиция включает все то, что принимается для данного предложения как истинное, в противовес тому, что в нем действительно утверждается. Выделить пресуппозицию данного предложения можно, например, если вы создадите для него отрицание и посмотрите, что осталось истинным. Возьмем, к примеру, такое предложение: «Это хорошо, что вы хотите выразить себя». Если создать отрицатель- ную форму этого предложения, мы получим: «Это нехорошо, что вы хотите выразить себя». Несмотря на отрицание, фраза «вы хотите выразить себя» остается истинной для этого предложения, как и для исходного. Люди, как правило, фокусируют внимание на том, с чем они могут согласиться или не согласиться, и игнорируют пресуппозицию. Поскольку слушатель не обращает внимания на пресуппозиции, он принимает их и начинает действовать так, как если бы они были истиной. Когда человек принимает новую пресуппозицию, он начинает реагировать в соответствии с ней, часто даже не осознавая, что в его поведении произошли какие-то изменения. Если мы превратим приведенное выше предложение в вопрос: «Как вы думаете, это хорошо или плохо, что вы хотите выразить себя?» — мы еще сильнее сконцентрируем внимание собеседника на том, согласен он с предложением в целом или нет, и сделаем пресуппозицию еще менее заметной для него. Ниже мы приводим пример того, как Вирджиния встраивала усиливающие пресуппозиции в вопросы. Для наглядности эти пресуппозиции приведены в скобках в конце цитат. Марджи, что было там в этот момент, что сделало вас уязвимой, о чем вы знаете и к чему вы хотели бы, чтобы ваша семья относилась с уважением, может быть, в особенности Кэйси? (Есть какое-то слабое место, вы знаете об этом и вы хотели бы, чтобы ваше семья относилась к этому с уважением.) (1983)
|