Студопедия — Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 5 страница






 

 

(Прекрасный пример того, что многие называют «норма­лизацией». Вирджиния показывает Линде, что конфликт, о ко­тором она говорит, так или иначе переживает каждый человек, включая и ее саму, и, следовательно, это «нормально». Когда человек рассматривает проблему как нормальную, ему стано­вится легче ее разрешить. Сообщая, что она сама имела ту же проблему, Вирджиния устанавливает отношения равенства.)

 

 

(Одновременно она делает еще одну очень важную вещь. Явно предложив участникам группы поискать в своем собствен­ном опыте переживания, сходные с теми, о которых говорит Линда, она тем самым приглашает их путем идентификации с Линдой принять участие в ее психотерапевтическом путеше­ствии [переключение референтного индекса]. Те, кто примет это приглашение, переживут изменения, во многом сходные с теми, которые произойдут с Линдой.)

01:02 Линда: Только сегодня я была как никогда близка к силе

(снова делает жест вправо от себя) и чувствова­ла, хм... я снова'почувствовала слабость (Линда

 

 

издает короткий смешок, почти всхлипывает и по­казывает на то место, где она сидела в аудито­рии) вот здесь, просто чувствовала, хм (прижи­мает руку к груди), большое-большое сожаление, что я так часто ощущаю дистанцию между собой и другими людьми, и другой частью своего су­щества, я хочу просто — и иногда я близка к это­му чувству, — когда я могу просто обнять каждо­го (делаетжест правой рукой), и я чувствую, что я их всех люблю. И я чувствую, что я могла бы научиться помогать людям изменяться, и я смот­рела на тебя, как прекрасно ты делаешь это... и я тоже хочу делать это, что бы это ни значило для меня.

 

 

(Линда формулирует свою амбивалентность более деталь­но: «сила» означает, что она может войти в контакт с людьми, обнять их, любить их, в то время как «размазня» означает от­даленность от них. Линда хочет обладать способностью вхо­дить в контакт с людьми, и именно этого результата Вирджи­ния старается достичь на протяжении всей сессии.)

 

 

01:43 Вирджиния (кивает): Чудесно, Линда. (Вирджиния берет руку Линды и похлопывает по ней другой рукой. «Чу­десно» — это неспецифическое позитивное слово, выражающее ободрение для Линды. Обратите внимание, Вирджиния не реагиру­ет на негативную часть утверждения и не вы­ражает сочувствия: «Это очень плохо, что ты не чувствуешь себя в контакте». Вместо это­го она усиливает позитивную часть и говорит «чудесно». И в самом деле чудесно, что Лин­да поставила перед собой цель, что она сфор­мулировала ее и т. д.) Позволь мне просто кое-что сделать вместе с тобой. (Фраза «позволь мне просто кое-что сделать вместе с тобой» предлагает Линде согласиться со всем, что Вирджиния решит сделать с ней. Затем Вир­джиния смотрит вниз и влево, слушая свой внутренний голос. См. приложение III.) Мо­жешь ли ты увидеть в своей жизни ситуацию, когда стоит быть «вареной макарониной»?

 

 

(Несколько раньше Линда использовала определение «ва­реная макаронина» для описания негативного состояния. Вир­джиния просит Линду подумать, в каком контексте «вареная макаронина» могла бы быть позитивным состоянием [кон­текстный рефрейминг], чтобы расширить для Линды воспри­ятие этой части ее полярности. Вместо того чтобы катего­рично приказать ей подумать о таком контексте, Вирджиния использует мягкую форму: «Можешь ли ты увидеть в своей жизни ситуацию, когда стоит быть "вареной макарониной"?» [разговорный постулат], которая также содержит инструк­цию [встроенная команда] создать визуальный образ кон­текста.)

01:53 Линда: Стоит быть «вареной макарониной»?

01:55 Вирджиния: Угу-угу. (Тело Вирджинии снова обмякает и ссу-туливается.) Именно.

01:57 Линда: Ну да, думаю, что могу.

 

 

01:58 Вирджиния: Хорошо. Что я хотела бы, чтобы ты сейчас сде­лала, — это снова посмотрела на эту картину (Вирджиния не просто явно предлагает «по­смотри на эту картину», она также сама смот­рит и указывает вверх — в место, где людям наиболее легко осуществлять визуализацию. См. приложение III. Линда также смотрит вверх) и увидела себя в качестве «вареной макаронины» и позволила себе заметить, что ты от этого полу­чаешь. (Когда Вирджиния заканчивает предло­жение, она смотрит вниз, слева от себя, слу­шая свой внутренний голос.)

 

 

02:06 Вирджиния: Потому что я поначалу немного забеспокоилась, что ты собиралась отделаться от этой самой «ва­реной макаронины». (Линда слегка усмехается.) А затем я подумала, что ты станешь чем-то пря­мо противоположным тому, что было до этого: ты можешь стать «жесткой» (Вирджиния часто использовала слово «жесткий» в смысле «огра­ниченный», «узкий» или «односторонний») в чем-то, что ты делала раньше, и что ты всегда будешь сильной. (Вирджиния выпрямляется, что­бы выглядеть сильной.)

3 Паттерны магии Вирджинии Сатир

 

 

(Предыдущие два предложения не самые ясные из всего, что когда-либо говорила Вирджиния. Она хочет, чтобы Линда осознала ценность — по крайней мере, в определенных контек­стах — состояния «вареной макаронины», т. е. чтобы она поня­ла ценность той своей части, которую она назвала «размазня». Осознание ценности обеих сторон своей полярности представ­ляет собой важнейший первый шаг к разрешению внутреннего конфликта. Большинство из нас, как и Линда, поначалу дума­ют, что одна их часть является хорошей, а другая — плохой. Вирджиния использует прошедшее время, когда говорит о же­лании избавиться от «плохой» части, относя эти мысли Линды к прошлому и облегчая ей возможность осознать ценность этой части в настоящем.)

02:18 Вирджиния: Но дай мне теперь присмотреться к «вареной макаронине».

02:22 Линда: Хорошо.

 

 

02:24 Вирджиния: Когда мы можете видеть, что это просто «м-м^ м»? (Вирджиния смотрит вверх и причмокивает губами, выражая удовольствие. Она намерено просит Линду осуществить визуализацию, ис­пользуя слово «видеть». Используя слово «ког­да» она тем самым предполагает, что есть такие время и место, когда быть «вареной ма­карониной» — это «самое то».)

02:26 Линда: Я вижу, как, может быть, я лежу на кушетке в ок-

 

 

ружении друзей, и я чувствую себя совершенно незащищенной (Линда жестами показывает пол­ное расслабление и прижимает руку к груди), а они ухаживают за мной и заботятся обо мне (Лин­да делает жест в сторону Вирджинии).

02:35 Вирджиния: Хорошо. И что ты чувствуешь по этому поводу? 02:38 Линда (широко улыбаясь): Я... мне это нравится.

 

 

02:40 Вирджиния: Вот и отлично. (Группа смеется.) Тогда это не бу­дет тем, что ты хотела бы чувствовать, если со­бираешься нести большой пакет из бакалеи, не так ли? (Получив полный позитивный ответ от Линды, Вирджиния немедленно указывает ей, что хотя данное состояние уместно в описан-

ном контексте, оно не будет уместно в дру­гих контекстах [контекстный рефрейминг].)

02:47 Линда: Нет.

 

 

02:48. Вирджиния: Нет. Отлично, и к чему это нас подводит? Это под­водит нас к выбору... к выбору. (Дважды повто­ренное слово «к выбору» является встроен­ной командой для Линды, оно сообщает, что данное понимание предоставляет ей выбор.) Когда мне нужно сделать это (указывает перед собой), я могу вытащить из себя это. Когда мне нужно сделать это (указывает влево от себя), я могу вытащить из себя то. Но если у меня есть правило, я всегда должна быть тем или иным, иначе я не могу сделать это. (Линда кивает.)

 

 

03:04 Вирджиния: Сейчас я хочу задать тебе еще один вопрос. Ска­жи, ты действительно думаешь, что можешь лю­бить всех людей одновременно? (Теперь Вирд­жиния направляет внимание Линды на другую сторону полярности, ставя вопрос к обоб­щенному утверждению, сделанному ею ранее: «Я могу просто обнять каждого, и я чувствую, что я их всех люблю». Добавив слова «одно­временно» Вирджиния еще усиливает утвер­ждение Линды. Она упорно преследует основ­ную идею, которую только что высказала [3:00]. Если я думаю, что всегда должна любить всех людей, мне будет трудно сделать это, так что меня может постичь неудача, и я, вероятно, могу начать осуждать себя. Если моя цель до­пускает некоторую гибкость и возможность выбора, мне будет легче ее достичь, и это принесет мне большее удовлетворение.)

03:11 Линда: Одновременно?

 

 

03:13 Вирджиния: Да. Ну, или что ты можешь любить всех по очере­ди? (Вирджиния поднимает взгляд вверх и вле­во и делает аналогичный жест рукой. Это сде­ланное в невербальной форме предложение Линде поискать соответствующие образы в памяти.)

68 03:17 Линда (смотрит вверх и вправо, где у большинства лю-

 

 

дей находится область визуального конструи­рования будущих возможностей): Я думаю, что могу — я хотела бы (прижимает руку к груди) найти место, куда я могла бы уйти за пределы челове­ческой индивидуальности (вытягивает вперед руку с ладонью, обращенной к себе), которая может быть отталкивающей в данный момент (вытяги­вает вперед руку с ладонью, обращенной нару­жу) и просто любить их (протягивает руку по оче­реди к своей груди и к груди Вирджинии, другое невербальное признание, что Линда чувству­ет тесный контакт с Вирджинией), установить связь, которую мы могли бы почувствовать как человеческие существа, или тот «свет», о кото­ром мы говорили только что [ранее в тот день] или что-то вроде этого. (Линда проводит раз­личие, которое может оказаться терапевти­чески полезным — между поведением, кото­рое демонстрирует данный человек и которое может быть малоприятным, и его внутренней сущностью. Это различие, которое Вирджи­ния сделала раньше на том же семинаре. Вирджиния признает это и идет дальше, спра­шивая, как Линда будет справляться с «пло­хим» поведением.)

03:31 Вирджиния: Хорошо, и что ты собираешься делать с их от­вратительным поведением?

03:34 Линда: Ну, я не собираюсь проводить с ними много вре-

 

 

мени. У меня есть выбор, и я не буду жить с людь­ми, которые ведут себя отвратительно. Но я все же не хочу обязательно ненавидеть их. Я хочу любить их за то, что они люди.

 

 

03:46 Вирджиния: Это принципиально важный вопрос, и я хочу по­работать над ним еще немного. Хм... (Вирджиния оглядывает группу и кивает одному из присут­ствующих, Рэнди, который, оказывается, является хорошим приятелем Линды.)

03:53 Линда (улыбается): О, замечательно! Я рада, что ты вы-

брала его. (Группа смеется.)

 

 

03:56 Вирджиния (шутливо, пока Рэнди подходит и становится слева от Вирджинии): Ну, я прочитала твои мысли, да-да, прочитала твои мысли. Не верь этому, я не читала твои мысли. (Эта шутка — когда она го­ворит, что прочитала мысли Линды, и тут же заявляет, что она этого не делала, — помога­ет Вирджинии поддерживать легкую и радост­ную атмосферу. Она вдруг начинает играть роль «дксперта/гуру», а затем быстро и не­двусмысленно отказывается от нее. Упоми­ная об этом, Вирджиния также оставляет Лин­де возможность думать, что она умеет читать мысли. Последующее отрицание не обяза­тельно подразумевает, что это невозможно, а люди любят находить объяснения для совпа­дений. Затем Вирджиния легко кладет левую руку на плечо Рэнди, продолжая при этом разговари­вать с Линдой.) Хорошо. Сейчас я услышала, как ты сказала: «Я не хочу жить с чувством ненави­сти». (Вирджиния повторяет формулировку Лин­ды, во-первых, для того чтобы та подтвердила сказанное, во-вторых, для того чтобы получить от Линды согласие с этим утверждением, прежде чем начать его использовать.)

04:07 Линда: Правильно.

 

 

04:08 Вирджиния: «Я не хочу жить с чувством ненависти». (Повто­ряя высказывание, Вирджиния подчеркива­ет то, с чем согласилась Линда. Как извест­но, «если повторяешь что-то достаточно часто, оно становится истиной», и Вирджиния охот­но использует повторение, чтобы подчеркнуть какую-то мысль.) И еще, ты этого не сказала, но, возможно, на самом деле ты знаешь, что не­нависть разрушает тебя. (Вирджиния указывает на свой живот. В данном случае она использу­ет местоимение «тебя» в универсальном смыс­ле «каждый из нас». Вирджиния исходит из пресуппозиции, что ненависть разрушает нас; вопрос только в том, знает ли об этом Лин­да. Слова «на самом деле» и «ты знаешь, что

ненависть разрушает тебя» также являются встроенной командой, которую она выделя­ет более громким голосом.)

04:14 Линда: Угу.

 

 

04:15 Вирджиния: Ведь что делает ненависть — она начинает разъе­дать вас. Кто из вас знает об этом? (Говоря «что делает ненависть...» и «кто из вас знает об этом», Вирджиния снова исходит из пресуп­позиции, что ненависть разрушает человека и снова осуществляет нормализацию, урав­нивая аудиторию и вовлекая ее в происходя­щее.) Она начинает разъедать вас. И она разъе­дает и разъедает, и чем сильнее вы ненавидите, тем сильнее вы хотите уничтожить объект вашей ненависти. (Повторяя — 3 раза, — что нена­висть разъедает человека, Вирджиния еще сильнее подчеркивает истинность этого вы­сказывания [повторение].) Посмотрите, из этого вытекает очень любопытная вещь. Как только вы осуществляете категоризацию, или используете стереотип или предвзято судите о чем-либо, это обязательно становится фокусом для ненависти. Это обязательно становится — особенно пред­взятое мнение — обязательно становится фоку­сом для ненависти [повторение].

 

 

04:45 Вирджиния: Итак, ненависть возникает, потому что вы чувству­ете свою уязвимость. (Вирджиния поворачива­ется к Рэнди.) Потому что ты не сделал того, что следовало сделать — сбрить эти усы, например. (Поворачивается к Линде.) Ты знаешь, что все усатые мужчины таят в себе очень дурные мыс­ли. (Линда смеется, вся группа тоже, Рэнди улы­бается.) Так говорят очень многие люди.

 

 

(Вирджиния описывает случай Линды в терминах общече­ловеческих процессов, используя именные группы без рефе­рентного индекса: «ненависть разрушает вас», «чем сильнее вы ненавидите, тем сильнее хотите уничтожить объект вашей ненависти», «ненависть возникает, потому что вы чувствуете свою уязвимость». Подчеркнув основную мысль относительно

 

 

уязвимости, ненависти, убийства, Вирджиния приводит баналь­ный и смешной пример — «ты знаешь, что все усатые мужчины таят в себе очень дурные мысли», чтобы поддержать радост­ную и легкую атмосферу, пока она будет двигаться к тому, что­бы познакомить Линду с новыми способами осмысления серь­езных вопросов. Вирджиния выбирает такой пример — «все усатые мужчины...» — что каждый может понять неуместность ненависти в данном случае. Таким образом, она создает фун­дамент для того, чтобы в дальнейшем поставить под вопрос уместность ненависти, которую Линда испытывает к другим людям.)

 

 

04:59 Вирджиния: Как бы то ни было, так приходит страх. И нена­висть должна скрыть слабость. (Вирджиния про­должает использовать общие слова: «страх», «ненависть», «слабость» — в противополож­ность словам «твой страх» и т. д. Это позво­ляет ей обсуждать важные вопросы, не всту­пая в прямую конфронтацию с Линдой.) Итак, когда мы помещаем себя в позицию, где вынуж­денно ощущаем свое бессилие, мы начинаем разрушать себя. Мы начинаем разрушать [повто­рение]. (Слова Вирджинии — «мы начинаем раз­рушать себя» — подразумевают, что мы одно­временно являемся творцами и жертвами собственной ненависти. И поскольку мы сами делаем это с собой, у нас есть возможность для изменения. Это создает умонастроение, отличное от того, которое можно описать, как «мы ненавидим других» или «другие делают что-то ужасное для нас». В предыдущих двух предложениях Вирджиния также перешла к универсальному местоимению «мы». Это смяг­чает переход, когда она затем поворачива­ется к Линде и говорит «ты».)

 

 

05:16 Вирджиния: Хорошо. Итак, ты не хочешь этого делать. Тогда давай сделаем вот что. Мы дадим ему (кивает через плечо на Рэнди) чуть позже несколько имен. (Фраза «мы дадим ему чуть позже несколько имен» [именное словосочетание без референт­ного индекса] призывает Линду подумать, к

 

 

кому в своей жизни она относится с преду­беждением. Какие имена получит Рэнди чуть позже? Эти слова — «дадим ему чуть позже несколько имен» — представляют собой так­же встроенную команду и ясно показывают, что у Вирджинии есть четкий план по поводу ее дальнейших действий с Линдой: она со­бирается поработать с ее предубеждением против кого-то из членов семьи, в которой выросла Линда.) Подумай о том, что ты хотела бы сделать, чтобы поддержать себя в максимально конгруэнтном состоянии, что могло бы позволить тебе понять, что ты чувствуешь.

05:31 Линда: Угу.

 

 

05:32 Вирджиния: Итак, чтобы действительно освободиться от не­нависти, ты должна позволить себе осознать, что ты уязвима и что ты чувствуешь свою слабость. (Вирджиния не спрашивает: «Ощущаешь ли ты свою уязвимость, когда чувствуешь нена­висть?» Она исходит из пресуппозиции, что это ощущение присутствует, и вопрос только в том, позволяете вы себе осознать его или нет.) Это способ освободиться от ненависти.

 

 

05:40 Вирджиния: По работе, будучи в Сан-Франциско, я регуляр­но имею дело с людьми, которые работают под землей — чинят канализацию и тому подобное. Среди них много людей с кожей самых разных оттенков, и с этими людьми действительно мно­го проблем. И что я делаю — я помогаю им от­крыть их уязвимость — их боязнь быть любимы­ми, их страхи, — в чем бы они ни заключались. (Говоря об «этих людях» [именная группа без референтного индекса], Вирджиния снова изящ­но обсуждает проблему на уровне обобще­ний, прежде чем вернуться непосредствен­но к работе с Линдой.) И поэтому первый шаг в работе с ненавистью (Вирджиния поворачива­ется к Линде и берет обе ее руки в свои) — это позволить себе войти в соприкосновение с соб­ственной уязвимостью.

 

 

06:07 Вирджиния: Итак, то, что ты не была в соприкосновении с собственной уязвимостью, ты раньше восприни­мала как защищенность. Эта ужасная штука вот там — усы, как ты знаешь, скрывает множество ужасных вещей. (Большинство людей полага­ют, что они могут защитить себя, если не бу­дут показывать свою уязвимость. Вирджиния пытается отнести эти действия к прошлому Линды, говоря «ты раньше воспринимала как защищенность», а затем переключаясь на настоящее время при описании забавного примера с усатым мужчиной [сдвиг времен­ных предикатов]. Неявное сообщение таково: «Раньше ты верила в это, теперь это просто смешно».)

06:15 Линда: Ну, это защищало меня. (Линда тоже исполь-

зует прошедшее время — «защищало». Хотя она говорит, что эта защита была для нее важна, она оставляет ее в прошлом.)

 

 

06:16 Вирджиния (моментально подхватывает колебание, которое содержится в кажущемся возражении Линды): Ну, некоторым образом да, но некоторым образом еще нет. (Говоря «некоторым образом еще нет», Вирджиния подразумевает, что это не давало Линде защиты, но что она может по­лучить эту защиту в будущем.) Ты не понима­ла этого, но это нормально. (Видимое несогла­сие Линды с тем, что она сказала, Вирджиния трактует, как «непонимание» [смысловой реф-рейминг]. Затем Вирджиния принимает утвер­ждение Линды и начинает исследовать, что она хотела этим сказать.) «Это защищало тебя». Хорошо. Прекрасно, и вот ты здесь. (Вирджиния смотрит вниз и влево — это область аудиальной памяти.) И ты сказала кое-что относительно за­щиты. Каким образом твоя ненависть защищала тебя? (Вирджиния начинает собирать информа­цию для разрешения возникшего непонимания.)

06:37 Линда: я не имела в виду, что ненависть защищала меня.

Я имела в виду, что то, что я не позволяла себе

быть уязвимой, защищало меня от того, что я воспринимала как вещи, которые могут причи­нить мне вред. Скажем, в моей семье.

 

 

06:50 Вирджиния: Хорошо. Давай задержимся на этом на минутку (Слова «давай задержимся на этом на минут­ку» подразумевают, что по истечении мину­ты, если Линда не будет больше задерживать­ся на этих мыслях, они уйдут), потому что сейчас ты говоришь о чем-то другом. Ты говоришь о своей способности видеть те вещи, которые могут ока­заться вредными и которые ты могла бы устра­нить или обойти или каким-то еще образом спра­виться с ними. Это совсем другое дело, потому что это позволяет тебе получить в свое распоря­жение целый набор возможностей. Я не хочу... говоря об этом, я стремлюсь к возможности по­мочь людям ясно увидеть, что у них всегда есть выбор. (Хотя Вирджиния говорит о «людях» [существительное без референтного индекса], она отчетливо имеет в виду Линду. Таким спосо­бом она осуществляет нормализацию и побуж­дает группу следить за ее работой с Линдой. Одновременно Вирджиния изменяет описание так, чтобы открыть возможность выбора. «Не быть уязвимой» превращается в «видеть опас­ность и справляться с ней». Фактически, пре­одоление опасности включает состояние уяз­вимости.)

07:22 Линда: Угу.

 

 

07:23 Вирджиния: Итак, давай сделаем вот что... Кто это был, да­вай посмотрим, кто это был в твоей семье — отец? Мать? Или оба? И как? (Вирджиния исследует высказывание Линды по поводу «вещей, кото­рые могут причинить мне вред, скажем, в моей семье» [6:46]. Вирджиния начинает перечислять основных членов семьи, внимательно следя за реакцией Линды. Но Вирджиния выражается не очень ясно, так что реакция Линды неотчетли­ва. Она не реагирует непосредственно, когда Вирджиния упоминает ее отца и мать.)

07:31 Линда: Кто был для меня кем?

07:32 Вирджиния: Когда ты росла, кто был для тебя тем, от кого ты хотела себя защитить?

07:34 Линда {решительно): Мать. {Линда закрывает глаза и от-

дергивает голову назад.)

 

 

07:35 Вирджиния {обращаясь к Рэнди): Ну ладно, хотя ты и не под­ходящего пола, встань здесь. {Линда смеется.) Давайте выберем кого-нибудь еще. {Вирджиния оглядывает группу в поисках немолодой женщи­ны.) Не согласишься ли выйти сюда и сыграть роль матери? {Участница группы подходит и занима­ет место Рэнди.)

07:42 Линда {смеется): Ох ты, во что это я себя втравила?

 

 

07:45 Вирджиния {легкомысленно): Ну, я могу сказать тебе, что все люди, которым приходилось иметь со мной дело, говорили потом, что все закончилось просто чу­десно. (Группа смеется. Используя общие вы­ражения «люди» и «чудесно», Вирджиния ри­сует привлекательную картину, не обещая при этом Линде ничего конкретного.)

07:50 Линда: Хорошо.

 

 

07:51 Вирджиния: Итак, я хочу сказать тебе это, и я знаю, что это правда. Отлично, теперь у меня уже есть карти­на, но я бы хотела, чтобы ты сказала мне, как она возникла, что за картина ее (указывает на жен­щину, играющую роль матери Линды) заставля-

 

 

ет тебя чувствовать свою уязвимость? (Обратите внимание, Вирджиния говорит «что за картина ее», вместо того чтобы спросить, например, «что она делает», намеренно обращаясь к тому образу матери, который есть у Линды, а не к самой матери [модель мира]. Вирджиния, кро­ме того, предваряет вопрос параллельным сообщением о том, что у нее «уже есть кар­тина» сказанного Линдой.)

08:06 Линда: Я полагаю, мне следует обрисовать ее как мою

мать?

08:08 Вирджиния: Да, совершенно верно. И дай ей...

08:10 Линда: Она... гм...

 

 

08:11 Вирджиния: Говори ей «ты». Это поможет. (Используя мес­тоимение «она», Линда сохраняет дистанцию между собой и своим образом матери, про­являя минимум эмоций. Говоря «ты», она вер­нется назад к проблеме этого взаимодействия и в большей мере испытает соответствующие чувства [ассоциация].)

08:12 Линда (с возмущением): Хорошо..Ты, ты... Ты не можешь

 

 

перенести моей радости и поэтому постоянно унижаешь меня и придираешься ко мне. (Линда несколько раз делает жест в сторону матери, как буд то ударяе т рукой.)

 

 

08:21 Вирджиния: Хорошо, теперь скажи ей. {Вирджиния смотрит вверх и влево, вспоминая зрительный образ.) Давай немного поговорим о том, как она к тебе придирается? (Это первое предложение Лин­де встать на место ее матери [сдвиг референт­ного индекса], приняв ее внешнее поведение. Использование характерных выражений ее матери позволит еще сильнее вовлечь Лин­ду в происходящее. В то же время это даст Вирджинии информацию о том, что именно говорит мать Линды и как она говорит это.)

08:24 Линда (критически): Ты слишком тощая! (Линда гово-

рит о критическом поведении своей матери и начинает играть ее роль [сдвиг референтно­го индекса].)

 

 

08:26 Вирджиния (весело, глядя вверх и влево): О-о, «слишком то­щая». Это чудесно. (Линда улыбается.) Да, это чудесно. (Дважды повторяя слово «чудесно» и веселым тоном говоря о том, что Линда счи­тала серьезным и ужасным, Вирджиния под­держивает у той более позитивный настрой, при котором она может воспринимать свою мать более объективно.) Она сама полная?

 

 

(Фриц Перлз часто повторял, что «контакт — это умение ценить различия», вместо того чтобы считать их чем-то пло­хим. Спрашивая, не была ли ее мать полной, Вирджиния выяв-

 

 

ляет возможное различие между Линдой и ее матерью и поме­щает высказывание «Ты слишком тощая» в контекст этого раз-| личия [контекстный рефрейминг].)

08:30 Линда: Маленького роста.

 

 

08:31 Вирджиния: Маленького роста (смотрит вверх и влево; шут­ливо). Хорошо. Прекрасно. Ну, тогда я ее пони­маю. (Линда и вся группа смеются. Этим ко­ротким шутливым комментарием Вирджиния достигает сразу нескольких целей. Во-первых, ее шутка еще сильнее поднимает настроение Линды. Вам будет гораздо легче решить лю­бую проблему, если вы способны посмеять­ся над ней. Во-вторых, она, в сущности, го­ворит: «Я похожа на твою мать» — еще один пример того, как Вирджиния устанавливает отношения равенства между собой и челове­ком, с которым она работает.)

 

 

(Вероятно, наиболее важная задача данного комментария, — положить начало изменению тех чувств, которые Линда испы­тывает к своей матери. Линда только что выразила свой гнев в адрес матери и сказала о своем отчуждении от нее. До этого она говорила об ощущении глубинной связи с Вирджинией и о своем уважении к ней. Это два противоположных чувства, ко­торые Линда выразила последовательно, когда описывала свой конфликт [00:22 и 01:02]. Возникновение сходства между Вир­джинией и матерью Линды, пусть даже по такому мелкому и смешному поводу, приводит к тому, что эти противоположные чувства оказываются вынужденными существовать одновремен­но, а не последовательно, при этом они постепенно начинают смешиваться и разрешаться.)

08:34 Вирджиния: Прекрасно, а что еще она говорит?

08:37 Линда: Она имела обыкновение... Ты постоянно твердишь

 

 

мне, что я говорю слишком громко и чтобы я ус­покоилась и сдерживала свой голос. (Линда де­лает рукой придавливающий жест. Линда начи­нает было описывать действия своей матери, а затем переключается на ролевую игру.)

08:43 Вирджиния: Хорошо, хорошо. Прекрасно. Ты делаешь это. «Ты говоришь слишком громко и тебе следовало бы

 

 

сдерживать свой голос». (Вирджиния быстро смот­рит вверх и влево, а затем переводит взгляд вниз и влево, вспоминая, что Линда говорила до это­го.) Что еще? «Ты слишком тощая; тебе следова­ло бы говорить потише». Она не говорит тебе этого но, тем не менее... [Она говорит] «Сдерживай свой голос».

08:55 Линда: «Почему ты не развиваешь свой талант? Ты такая

способная; ты никогда не работаешь над своим талантом». (В данный момент Линда полностью вошла в роль своей матери.)

 

 

08:58 Вирджиния: О каких талантах она говорит? Это то же, о чем думаешь ты сама? (Вирджиния начинает про­водить параллель между Линдой и ее мате­рью, но Линда прерывает ее. Вирджиния вер­нется к этому позднее [24:16].)

09:00 Линда: Музыка.

09:01 Вирджиния (радостно): Прекрасно, ты не... Ты впустую тра­тишь свой талант, так?

09:03 Линда: Правильно.

09:04 Вирджиния: Ну хорошо. (Линда улыбается; вся группа смеет­ся.) Что еще?

09:06 Линда (смеется): А этого недостаточно?

 

 

09:09 Вирджиния: Ну, раз уж мы начали эту тему, почему бы нам не составить по-настоящему большой список? (Вирджиния намеренно подчеркивает и пре­увеличивает жалобы Линды, но говорит при этом с легкой и шутливой интонацией. По­этому жалобы начинают выглядеть забавны­ми, что помогает Линде исследовать и впо­следствии изменить свои претензии к матери.)

09:14 Линда: Хорошо. «Ты точь-в-точь, как твой отец».

 

 

09:16 Вирджиния (весело, глядя при этом вверх и влево): О, чу­десно. Это серьезная претензия. (Вирджиния поддерживает юмористическую атмосферу, произнося «о, чудесно» и «это серьезная пре­тензия». Линда смеется.) И что же не так с тво­им отцом, и в чем ты на него похожа?

09:20 Линда: Он ирландец.

09:21 Вирджиния: О-о, понимаю. Хм, так ты, значит, ирландка на­половину.

09:24 Линда: Точно.

 

 

09:25 Вирджиния (шутливо): Получается, что говоря так, она могла только наполовину критиковать тебя, ведь вторая половина у тебя от нее. (Линда смеется. Вирджи­ния продолжает шутить, чтобы рассеять серь­езность Линды и облегчить ей переход на но­вую, более объективную позицию [диссоциация]. Вирджиния использует неявный логический переход «ты похожа на своего отца, а он ир­ландец» и указывает, что поскольку Линда ир­ландка всего лишь наполовину, то и мать лишь наполовину критикует ее.) Ну, тем не менее до­пустим. {Мягко.) Что там еще с твоим отцом?







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 322. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия