Студопедия — Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 11 страница






58:10 Вирджиния: Был забавным? Хорошо. 58:12 Линда: И много пел.

 

 

58:14 Вирджиния: Хорошо. Отлично. (Линда плачет.) Итак, чтобы скрыть свою боль, он был забавным и пел — и что бы там ни было еще. (Вирджиния вводит пресуппозицию, что отец Линды также испы­тывал боль, просто он скрывал ее. Это по­зволяет сконструировать более сбалансиро­ванный образ матери и отца, воспринимая их как равных, а не как «демона и ангела».) Но как ему удалось узнать, что она там? Как сумел он обнаружить, что она вообще живет на свете?

58:28 Линда (спокойно): Ну, я убеждена, что люди притяги-

 

 

ваются друг к другу. (Линда не отвечает на вопрос Вирджинии. Даже если люди притя­гиваются друг к другу, им еще нужно как-то встретиться.)

58:31 Вирджиния: Ну, так как он это сделал? Был ли он другом од­ного из братьев? Может, они ходили на танцы?

Как сумел он обнаружить, что она живет на све­те?

58:39 Линда: Я действительно ничего об этом не знаю.

 

 

58:41 Вирджиния: А ты придумай. (Пример фрейма «как если бы» или симуляции. Вирджиния знает, что «фан­тазия» Линды окажет на нее такое же воздей­ствие, как если бы она действительно вспом­нила реальные обстоятельства этого события, потому что ее фантазия будет порождением ее собственного сознания, где, собственно, все это и происходит. По большей части наши воспоминания так или иначе неточны и фраг­ментарны, и мы додумываем их сами, о чем Вирджиния говорила несколько раньше [46:01]. Линда быстро соглашается придумать то, о чем ее просят.)

58:43 Линда: Хорошо. Они оба оказались на одной вечеринке

 

 

и их познакомили там их общие друзья. И его привлекло в ней то, что она была религиозной — хорошей католичкой — и очень... имела твердые моральные устои.

59:02 Вирджиния: Прекрасно, значит, он полагал, что она не будет «гулять на стороне»?

59:07 Линда: Верно.

59:08 Вирджиния: Он полагал, что она окажется верной женой. Не так ли?

59:09 Линда: И хорошей матерью.

 

 

59:10 Вирджиния: Значит ли это, что там, где он вырос, женщины вели себя распущенно? (Вирджиния снова пы­тается сбалансировать поведение отца в вос­приятии Линды — показывая, что оно, как и поведение матери, является результатом их прошлого опыта.)

59:14 Линда: Нет, он... его родители умерли, когда он был очень

 

 

молод, и он был младшим ребенком, а ребенок, который родился до него, был на двадцать лет его старше, так что он был, в общем, один.

6 Паттерны магии Вирджинии Сатир

59:24 Вирджиния: А кто же о нем заботился? 59:26 Линда: Его старший брат и его жена.

 

 

59:28 Вирджиния: Итак, возможно не было ничего — для него — к чему он мог действительно приложить руки. (Вир­джиния снова обращает внимание Линды на то, что поведение ее отца является резуль­татом его воспитания.)

59:32 Линда (утвердительно): Не было.

59:33 Вирджиния: Была ли эта жена распущенной? Жена его брата, была ли она распущенной?

59:36 Линда: Я так не думаю, я сомневаюсь в этом.

 

 

59:37 Вирджиния: Ну, кто-нибудь в этой семье был распущенным, я тебя уверяю. (Линда смеется. Вирджиния ви­дела столько семей, что прекрасно знает, как часто люди ищут в других противоположные качества, чтобы уравновесить свои собствен­ные черты и склонности или черты тех, кто их воспитывал. Вирджиния помогает Линде, во-первых, осознать этот факт в отношении ее собственной семьи и, во-вторых, понять, что ее отец также имел свои слабости и ог­раничения.)

59:44 Линда (решительно, как бы во внезапной вспышке по-

нимания): Он\ Он был очень распущенным, очень неразборчивым, необузданным, психованным пар­нем.

 

 

59:46 Вирджиния: Хорошо. Прекрасно. Хорошо. Итак, он нашел ее. А сейчас я просто хочу, чтобы ты на минутку за­думалась о том, какими бывают люди. Он — нео­бузданный и распущенный (Линда смеется), и она — очень, очень сильная и, кажется, испол­ненная целомудрия. (Чтобы описать поведение отца Линды, Вирджиния использует опреде­ления, которые большинство людей сочли бы негативными — «необузданный и распущен­ный», в то время как для описания поведения матери она использует определения, которые большинство людей сочли бы позитивными —

 

 

«сильная, целомудренная». Таким образом, она стремится сбалансировать отношение Линды к родителям, которых она восприни­мает предвзято: отца — как хорошего, а мать — как плохую.)

60:03 Линда: Верно.

60:04 Вирджиния: Можешь ли ты представить, что он надеялся найти в ней поддержку для себя?

■60:08 Линда: О, определенно.

60:10 Вирджиния: А она рассчитывала, что он внесет свет в ее жизнь? 60:13 Линда {кивает): Верно.

 

 

60:14 Вирджиния (обращается к «отцуЛинды»): Отлично, так вот, я хотела бы, чтобы ты запел, так хорошо, как уме­ешь, и был таким забавным, как сможешь (Линда смеется), и отправился туда спасать ее. Просто спаси ее, обними, сделай это. Давайте посмот­рим, как это произойдет. Потому что ты хочешь это сделать, потому что она — именно то, что тебе нужно. Итак, иди и сделай это.

60:30 Линда (обращаясь к Рэнди, своему «отцу»): Ты получил

правильные указания! («Отец» смотрит вверх и медлит в нерешительности.)

 

 

60:34 Вирджиния: Позволь этому произойти. (Вирджиния исходит из пресуппозиции, что это произойдет, если он позволит. Линда смеется.)

60:37 «Отец Дайте мне подумать... Хм. (Подходит к «матери

 

 

Линды»: Линды») Почему бы тебе не пойти со мной? Пой­дем на вечеринку сегодня вечером. Это хорошая вечеринка, я знаю. (Берет ее за руку и тянет к себе.)

60:47«Мать Линды» (нерешительно и немного испуганно): Ах, ах.

60:48«Отец Линды»: Ты хочешь пойти? Мария.

60:50«Мать Линды» (все еще нерешительно): Я хотела бы...

60:51 «Отец Мария\ (Начинает петь ее имя на мотив из «Вес

Линды»: тсайдской истории». Группа смеется.)

60:54 Вирджиния: Продолжай, это замечательно.

65:56 «Отец Лин- Я только что встретил девушку по имени Мария. ды» (поет): (Перестает петь.) А как твое настоящее имя?

60:59 «Мать

Линды»: Наоми.

61:00 «Отец

Линды»: Наоми.

 

 

61:01 Вирджиния (обращаясь к «отцу» и «матери»). Хорошо, отлич­но. Теперь все можете затихнуть ненадолго, про­сто немного потише. (Обращается к Линде.) Сей­час я хочу, чтобы ты посмотрела на этих двоих какое-то время.

61:06 Линда: Хорошо.

61:07 Вирджиния: И что ты чувствуешь сейчас, когда смотришь на них?

61:10 Линда (с выражением): Они прелестны (смеется).

 

 

61:12 Вирджиния: Я бы хотела, чтобы ты удержала эту картину, по­тому что это действительно так. («Я бы хотела, чтобы ты удержала эту картину» — это встро­енная команда. Вирджиния хочет, чтобы Лин­да запомнила этот сценарий, он поможет ей расширить репрезентацию своих родителей. Линда кивает.) Чего он не знал о ней — это что жесткость может возобладать надо всем.

61:21 Линда (кивает): Угу.

 

 

61:22 Вирджиния: Оказаться сильнее ее зрелости... ой, то есть ее целомудрия. И что его жизнерадостность может вступить в противоречие с ее ощущением, что во всем должен быть своей порядок. И таким об­разом он... то, что давало им возможность быть вместе, превратилось в ярмо на их шеях. (До­полняющие друг друга противоположности, которые так часто соединяют людей в пары, могут также стать причиной конфликтов и раз­ногласий.)

61:38 Линда (кивает): Угу.

61:39 Вирджиния: Итак, к тому времени, когда появилась ты... Сколь­ко в вашей семье было детей? Трое? ('Вирджи-

 

 

ния добавляет «братьев» и «сестер» Лин­ды — а потом и саму Линду — в семейную скульптуру. Собственно психотерапевтичес­кая работа Вирджинии возобновится через пару минут [64:10].)

61:43 Линда: И я была младшей.

61:45 Вирджиния: Ты была младшей. А кто родился до тебя, двое братьев?

61:48 Линда: Средний был мальчик, а старшая — девочка.

 

 

61:50 Вирджиния: Прекрасно, можешь найти здесь свою старшую сестру и брата? (Обращаясь к «семье матери», шутливо.) Вы все можете сесть и поблагода­рить Бога, что ваша «жизнь» закончилась... воз­можно.

61:59 Линда (показывая на последнего мужчину в группе): У

меня нет выбора.

61:59 Вирджиния: А это не твоя старшая сестра? (Показывает на женщину, которая только что подошла.)

62:02 Линда: Да.

62:04 Вирджиния: А где твой...

62:05 Линда: Он идет сюда. Нет, он уходит. Он уходит.

62:07 Вирджиния: Хорошо.

62:08 Линда: Мы остались без мужчин. Может быть, я могу

 

 

выбрать женщину на роль сердца моей матери, а он (показывает на мужчину, который играл роль «сердца») может тогда стать моим братом.

62:12 Вирджиния: Отлично, так и сделай. 62:14 Линда: Не станешь ли теперь моим братом?

62:16 «Сердце Хорошо. Все, что пожелаешь, Линда. (Шутливо.) матери»: У меня такое большое сердце.

62:19 Линда (обращается к женщине): Не хочешь побыть сер-

дцем моей матери?

62:21 Вирджиния: И затем, тебе еще надо найти... у тебя есть еще

сестра? 62:25 Линда: Нет.

62:26 Вирджиния: 62:30 Линда:

62:33 Вирджиния:

62:41 Линда: 62:42 Вирджиния:

62:51 Линда:

62:54 Вирджиния: 62:55 Линда:

62:58 Вирджиния:

63:10 Линда:

63:20 Вирджиния:

63:23 «Брат

Линды»:

63:25 Вирджиния: 63:30 Линда:

Кто-то на твою роль — заместитель для тебя.

Кто-нибудь хочет быть моим заместителем? {Лин­да показывает на одну из женщин в аудитории.)

 

 

Отлично. Теперь я хочу, чтобы ты расположила эт*их двоих, потому что я вижу, что там происхо­дит — они прекратили это делать. (Показывает на «родителей», которые больше не обнимаются и не разговаривают.)

Верно.

 

 

Отлично. Итак, что потом произошло? Вот их пер­вый ребенок. Мне кажется, твоя мать спустя не­которое время стала ходить как-то так {Вирджи­ния перекрещивает руки «матери» на груди) и начала отдаляться. (Обращаясь к «матери».) Не спускайся оттуда (с возвышения, где та стоит). Я не хочу, чтобы ты это делала.

«Мать» должна стоять примерно так, но только повернувшись спиной (г. е. отвернувшись от «отца»).

Отлично. Хорошо. Это...

А ты (обращается к «сестре») должна стоять ря­дом с моим «отцом», держа его за руку.

 

 

Прекрасно, прекрасно. Хорошо. И повернись к «матери» спиной, но, наверное, не совсем — про­сто больше лицом к «отцу». А что с твоим «бра­том»? Куда ему встать?

Ты, хм, в стороне от обоих, совершенно в сто­роне, и переплети ноги и смотри вниз, на свои ноги.

Хорошо.

Примерно здесь?

 

 

Ну да, только повернись к ним спиной. Что-то вроде: «Что вы делаете в этом мире?» и, я не знаю... «размазня».— так ты могла бы назвать такое поведение, верно?

О, он довольно злой, угрюмый. Угрюмый — да.

63:33 Вирджиния:

63:47 Линда: 63:57 Вирджиния

64:14 Линда 64:15 Вирджиния:

64:26 Линда:

64:45 Вирджиния:

 

 

Да, выглядит как дождевая туча. (Линде.) Теперь, что касается тебя. Поставь себя туда. Где она на­ходится, где ты находишься? Твоя заместитель­ница, вот она. (Указывает на «заместительницу» Линды.) Где ты стоишь?

Я... ну... прыгаю вот тут, поодаль. Тебе не обяза­тельно прыгать, но я слегка...

 

 

(«заместительнице» Линды): Да, можешь прыгать вот здесь. Просто прыгай здесь и ползай, и будь осторожна, чтобы не войти с кем-нибудь в слиш­ком тесный контакт. Отлично. И еще будь осто­рожна, чтобы не оказаться здесь или здесь (око­ло «матери» и «сестры»). (Обращается к Линде.) Хорошо. Итак, когда ты смотришь на это сейчас, что ты чувствуешь? (По мере того как Вирджи­ния описывает поведение «заместительницы» Линды — «будь осторожна, чтобы не войти с кем-нибудь в слишком тесный контакт», «будь осторожна, чтобы не оказаться здесь или здесь» и «когда ты смотришь на это сейчас» — Лин­да превращается в диссоциированного на­блюдателя, который смотрит на это грустное зрелище со стороны.)

(почти рыдая, качает головой): Печаль.

 

 

Хорошо. (Берет Линду за руку.) Так было не все­гда, но так было, когда ты это видела. Хорошо. Итак, что случилось с ним? (Вирджиния указыва­ет на «брата Линды».)

 

 

Он был... он был, как бы сломлен моим отцом, потому что не соответствовал тому, о чем мой отец мечтал. И он был... правда (качаетголовой) испорчен моей матерью.

 

 

Хорошо, т. е. ты говоришь, что если я встречу его сегодня, я смогу заметить, в частности, что он очень застенчив и не стремится выдвигать себя на первый план. (Вирджиния переводит дан­ное Линдой описание прошлого ее брата в его возможное поведение в настоящем, снова связывая прошлый опыт и текущее поведение.)

16/

I 64:54 Линда: Он алкоголик, и он очень замкнутый.

 

 

64:56 Вирджиния: Да, и, таким образом, он, должно быть, пример­но так себя и ведет. Итак, ты в настоящее время алкоголик. Это не значит, что ты не можешь быть интересным или приятным человеком. Это зна­чит, что когда тебе становится больно, ты топишь эту боль. А что случилось с твоей сестрой, с тво­ей старшей сестрой?

65:10 Линда: Она... сбежала... и затем родила ребенка... и за-

тем сбежала и стала хиппи. А сейчас она «заново родилась».

 

 

65:20 Вирджиния: Хорошо. Итак, она... (Обращается к «сестре».) Итак, мы просто видим, что ты убегаешь и потом возвращаешься, а затем опять убегаешь и воз­вращаешься. Итак, если ты не против этого, ты можешь сделать это. А ты?

65:30 Линда: Ты... хм... (голос Линды начинает прерываться).

65:35 Вирджиния: Ты сейчас говоришь о себе — «я».

65:37 Линда: Верно. Ты... слонялась здесь... (плачет) и стара-

лась сделать всех счастливыми.

65:45 Вирджиния: Хорошо. И ты преуспела, хотя бы чуть-чуть? 65:49 Линда: О да (кивает).

 

 

65:50 Вирджиния (мягко): Я хочу, чтобы ты была в контакте с этим. Хорошо. Что ты чувствуешь прямо сейчас, пока позволяешь себе это осознать?

66:02 Линда: М-м-м... это бремя.

 

 

66:07 Вирджиния: Хорошо. Теперь вот, что я хотела бы показать тебе. Я хочу, чтобы вы все сделали свои позы очень напряженными, очень напряженными. Все, пожа­луйста, примите позы, которые будут очень на­пряженными. (Обращаясь к «самооценке Линды».) Ты знаешь, что такое это напряжение, именно из-за него ты плакала. Ты ведь самооценка, верно? (Если Линда увидит и почувствует дискомфорт вследствие сильного напряжения, это даст ей мотивацию — нечто, от чего хочется избавить­ся.)

 

 

66:27 Вирджиния: Здесь у нас материнское сердце, оно бьется. И я хочу, чтобы ты стучала, как метроном, просто сту­чала и стучала: бум, бум, бум, назад и вперед. («Материнское сердце» — это нечто позитив­ное, к чему Линда может стремиться.)

 

 

66:36 Вирджиния: И я хочу, чтобы ты (обращается к «самооценке Линды») немного поплакала, а затем представи­ла слезы всех этих людей (указывает на семей­ную скульптуру). Теперь я собираюсь попросить всех вас, чтобы вы позволили себе... дали себе сообщение о позитивной оценке и начали ее вы­пускать; сделайте вдох, позвольте своему телу наполниться воздухом и, когда вы это делаете, позвольте своему телу расшириться, чтобы вме­стить весь воздух, который к вам приходит, пусть все ваше тело распрямится, и вы почувствуете свободу двигаться, как вам угодно... Пусть все это произойдет... Делайте... и проверяйте, как вы двигаетесь — назад и вперед. Теперь, когда вы подниметесь на ноги, оглянитесь вокруг, и если увидите других людей, делайте то, что вы хотите сделать... сделайте это. (Присутствующие начина­ют обнимать друг друга. Все вышесказанное представляет собой, по сути, гипнотическую индукцию. Это пресуппозиция, вводимая сло­вами «позвольте себе», которые указывают на то, что все, предложенное Вирджинией, про­изойдет само, если только присутствующие не будут препятствовать. Вирджиния осуще­ствила переход от напряжения к позитивной оценке и глубокому дыханию, к распрямле­нию, к физическим движениям, к активным контактам между людьми. Контраст между малоприятным напряжением и свободным «расширением» делает разрешение еще бо­лее желанным.)

67:40 Вирджиния: Итак, теперь хочу узнать у тебя, Линда, что ты здесь увидела?

67:44 Линда (мягко, со слезами в голосе): Это превратилось

в любовь.

67:47 Вирджиния: Да. И ты знаешь, как это произошло? 67:54 Линда (качает головой): Нет.

 

 

67:55 Вирджиния: Что я сказала? Я собираюсь сейчас изобразить из себя школьного учителя. Что я сделала? В ка­ком направлении я повела эти изменения?

68:07 Линда: Ты попросила их дышать.

68:09 Вирджиния: Да, а потом?

68:11 Линда: Я не уверена, что я слушала.

 

 

68:13 Вирджиния: Хорошо. Я рада, что ты сказала мне это (Вирд­жиния дает позитивный ответ на сообщение Линды о том, что она не слушала. Вместо того чтобы превращать это в проблему, она гово­рит: «Я рада, что ты сказала мне это»), пото­му что это очень важно. После того как я попро­сила их глубоко дышать, я предложила им позволить телу расшириться, чтобы вместить поступающий воздух. Теперь ты вспомнила, что слышала это? (Вирджиния делает жест в сторону Линды. Вир­джиния исходит из пресуппозиции, что Лин­да слышала ее слова, так что вопрос только в том, вспомнила ли она их теперь.)

68:27 Линда: Смутно.

 

 

68:29 Вирджиния: Хорошо. И это нормально, потому что ты была занята другими вещами. (Вирджиния снова по­зитивно реагирует на то, что Линда не слу­шала или не может вспомнить ее слова.) И

затем я сказала: «Теперь, когда вы поднялись на ноги, что вам хочется сделать?» Ты видела, что они сделали? Что именно ты видела?

68:40 Линда: Они встали и... выглядели оживленными и... (по-

чти плачет) удовлетворенными людьми.

 

 

68:47 Вирджиния: Отлично. Теперь ты видишь здесь эту даму («мать»). Это дама, чье поведение было связано с этим (жест в сторону «семьи матери»), а не с этим [объятия], потому что она не знала об этом; оно было связано с тем лучшим, что она знала о том, как ей следует обращаться со своими детьми. Не все, что она делала, оказалось удачным, но она

I

 

 

очень старалась. (Вирджиния снова повторяет рефрейминг материнского поведения, как вы­званного добрыми намерениями, и утверж­дает, что та делала все, что было в ее силах, в рамках ее ограниченного мира.) Сейчас, когда ты смотришь на нее отсюда, какие чувства ты осознаешь в себе по отношению к ней?

69:10 Линда (мягко): Я чувствую более сильное сострадание.

 

 

69:12 Вирджиния (говоритгипнотическим голосом): Можешь ли ты придвинуться к ней немного ближе и посмотреть, какие чувства это вызывает? [Разговорный по­стулат.] (Линда подходит к своей «матери» и они тепло обнимаются в течение некоторого време­ни.) Так близко, как ты хочешь, чтобы почувство­вать. Хорошо. И позволь себе оставаться в кон­такте, как сейчас, осознавая, что тб, с чем ты сейчас соприкасаешься — это жизненная сила твоей матери [пресуппозиция]. То, что ты видела до этого — было поведение, проявившееся вслед­ствие того, что жизненная сила не имела возмож­ности выразить себя, и это взгляд самооценки. (Вирджиния снова проводит различие между тем, как Линда в прошлом воспринимала по­ведение своей матери, и внутренней жизнью матери — ее добрыми намерениями и забо­той.) Что ты сейчас чувствуешь, «самооценка»?

69:40 «Самооценка М-м-м! Я действительно чувствую... огромное Линды»: количество любви и... ах... я переполнена.

 

 

69:49 Вирджиния: Теперь, когда ты придешь к своей владелице [встроенная команда], тебе больше не надо бу­дет плакать. (Вирджиния связывает контакт, ко­торый Линда установила с «жизненной силой» своей матери и ее позитивными намерения­ми, и достижение собственной позитивной са­мооценки Линды.)

69:52 «Самооценка

Линды»: Угу.

69:53 Вирджиния: Ты хочешь подойти к ней? («Самооценка» подхо­дит к Линде, и они обнимаются.) И ты можешь

 

 

наслаждаться ею, и она может наслаждаться то­бой, но то, чем она наслаждается, — это жизнь. (Обращается к Линде.) Как тебе это было? Как тебе это было?

70:04 Линда: Это было... Я не знаю. Я не знаю, как мне выра-

 

 

зить это словами. Это было очень полезно, очень... выразительно... Это... это, ах — это что-то, что я могла бы отчаянно любить настолько, чтобы суметь перенести в мою жизнь то, что я сейчас чувствую. И оказался потерян разъем — связь. Я просто... Я... как я смогу разговаривать с моей матерью по-другому? (Линда исходит из пресуппози­ции, что она будет разговаривать со своей матерью по-другому, хотя все еще испыты­вает определенные сомнения по поводу того, как именно она будет это делать.)

 

 

70:35 Вирджиния: Можешь ли ты увидеть, как ты делаешь «это», чем бы оно ни было? [разговорный постулат] (Это прямая инструкция Линде — увидеть, как она по-другому общается со своей матерью в бу­дущем.)

70:39 Линда (бросает короткий взгляд вверх и вправо, затемуве-

ренно отвечает); Да, могу (кивает и улыбается).

 

 

70:41 Вирджиния: Хорошо. Согласна, потому что твой взгляд изме­нился. (Линда кивает.) В твоих глазах теперь дру­гое выражение (Линда кивает), и на твоем лице тоже другое выражение, вот здесь (показывает на щеки Линды). И это говорит мне, что ты пере­шла в другое внутреннее состояние. (Линда ки­вает. Вирджиния узнает, что Линда достигла желаемого результата, по невербальным при­знакам — изменениям, которые наблюдают­ся в глазах и на лице Линды. Ей не нужны дальнейшие проверки, чтобы понять, что она достигла успеха.) Я не знаю, какие в точности это будут слова (указывает на «мать Линды»). И я не знаю, какие в точности это будут действия (указывает на «мать Линды»), но одну вещь я дей­ствительно знаю: ты никогда больше не посмот­ришь на свою мать, как раньше. (Вирджиния де-

 

 

лает жест от Линды к ее «матери». Линда кива­ет.) И она никогда больше не посмотрит на тебя, как раньше (делает жест от «матери» к Линде), по­тому что ты придешь к ней с чем-то другим. (Вир­джиния говорит, что поскольку восприятие Линды изменилось, она начнет взаимодей­ствовать со своей матерью по-другому; в ре­зультате мать тоже начнет воспринимать Лин­ду по-другому, по-другому на нее реагировать и взаимодействовать с ней. Линда кивает.) И теперь все эти проклятия в ее адрес и тому подобное стали действительно неуместными. (Вирд­жиния делает жест вправо от Линды. Линда ки­вает.)

 

 

(Все предшествующее представляет собой прямую «пост­гипнотическую индукцию», или «подстройку к будущему», ос­нованную на пресуппозиции, которая связывает все, чему Линда научилась на этой сессии, с обстоятельствами, в которых ей потребуются эти знания — с ее общением с матерью в буду­щем. Вирджиния начинает с описания изменений, которые она видит в выражении лица Линды и которые свидетельствуют о ее внутренних изменениях, причем использует настоящее вре­мя, чтобы подкрепить изменения. Затем Вирджиния использу­ет глагол прошедшего времени — «перешла в другое внутрен­нее состояние», — чтобы подчеркнуть завершенность действия. Затем она начинает говорить о своем знании — в настоящем — того, что Линда будет вести себя по-другому — в будущем. «Ты никогда больше не посмотришь на свою мать, как раньше» — эти слова описывают изменения, произошедшие в Линде, и под­тверждают, что те являются стабильными и долговременными. Затем Вирджиния возвращается к настоящему времени, харак­теризует прошлую потребность Линды жаловаться на мать как неуместную и жестом отметает ее в сторону [сдвиг временных предикатов].)

 

 

71:18 Вирджиния (поворачивается к группе). Вы это осознаете? Мы прошли через период, когда мы только и зани­маемся, что всех критикуем. Предположим, это было необходимо для нашего здоровья — гово­рить, какие плохие были наши родители и все остальное. Но дело совершенно не в этом.

 

 

(Следующие 3 минуты нами опущены, поскольку не име­ют прямого отношения к работе с Линдой. Вирджиния просит участников поделиться, если они хотят, что они чувствуют, как она несколько раньше предлагала «самооценке Линды» [69:38]. Она делает это, во-первых, с целью вовлечь всех участников в процесс и, во-вторых, чтобы проверить, не осталось ли у них неприятных неразрешенных чувств по поводу ролей, которые они исполняли, и т. д. После беседы со всеми участниками Вир­джиния снова поворачивается к Линде.)

71:28 Вирджиния: И как, как ты себя чувствуешь, дорогая?

71:31 Линда:

71:34 Вирджиния

71:43 Линда:

20 слов или меньше? (Группа смеется.)

 

 

(мягко): Все, что ты захочешь сказать, дорогая. Я знаю, многие вещи просто не выразить слова­ми. Все, что я хочу знать, это хочешь ли ты чем-нибудь поделиться? (Вирджиния признает, что многое происходило на невербальном уров­не и, возможно, у Линды не находится слов, чтобы это выразить.)

 

 

Я чувствую (переводит взгляд влево, подыски­вая слова), что-то изменилось... и я думаю, ты права, что я больше просто не смогу смотреть на мою мать, как раньше. (Выбор слов указы­вает, что изменения в ее восприятии закре­пились на уровне автоматизма, — даже если она захочет, она «просто не сможет» смот­реть на свою мать, как раньше.) М-м... (смот­рит влево, а потом вниз и влево) я ощущаю боль­ше ясности и намного больше любви. Я люблю всех в этой комнате. (Линда улыбается.)

72:04 Вирджиния: Чудесно. Чудесно, чудесно [повторение]. (Вирд­жиния и Линда обнимаются.)

72:09 Линда (все еще обнимая Вирджинию за плечи): Огром-

ное спасибо, за то, что ты сделала. (Пристально смотрит в глаза Вирджинии.) Это было чудесно.

 

 

72:12 Вирджиния: Это... ты проделала универсальный путь. (Линда кивает.) В мире найдется очень мало людей, ко­торые не могли бы проделать этот путь с тобой. ■ Может быть, не в точности — не в точности те же чувства по отношению к матери... (Линда кива-

 

 

ет, и Вирджиния поворачивается лицом к группе 175 и говорит шутливо-обиженным голосом.) Но сколь многие из нас чувствуют, что были чего-то лише­ны, когда росли? Боже! Нам следовало бы рож­даться только у по-настоящему воодушевленных, интеллигентных, правильных людей. По какой же такой причине они позволили своим яйцеклет­кам и сперматозоидам слиться и дать нам жизнь, когда они не были по-настоящему готовы сде­лать это? А? (Переходом на уровень обобще­ний она приглашает аудиторию — и всех нас — найти в своей жизни возможность применить полученные знания. Таким образом Вирджи­ния делает сессию более полезной для всех присутствующих и, кроме того, еще раз под­черкивает, что Линда ничем не отличается от каждого из нас.) Чудесно. Хорошо. Большое вам спасибо. (Все, кто находился на сцене вмес­те с Вирджинией, возвращаются на свои места.) \

 

 

72:50 Вирджиния: Я уже говорила вам о том, что работаю с семья­ми вот уже более 40 лет, и я замечаю очень и очень многое. Все, к чему я стремлюсь, вы толь­ко что видели.

Последующее интервью

 

 

В августе 1989 г., почти через три с половиной года после описанной сессии Коннира Андреас встретилась с Линдой, что­бы посмотреть, как этот опыт повлиял на ее жизнь и отношения с матерью. Данное интервью также включено в видеозапись «При­мирение с родителями» (1989).

 

 

72:55 Коннира: Линда, сейчас, когда прошло уже больше трех лет с той сессии с Вирджинией, мы хотели ли бы вы­яснить, какое влияние, с вашей сегодняшней точки зрения, оказал на вас этот опыт.

73:04 Линда: Хм. Ну, это было интересно. Это был эпизод, ко-

 

 

торый я никогда не забывала и который обсуж­дала со своими друзьями... фактически, над ко­торым шутила со своими друзьями — особенно

1/6

73:58 Коннира:

74:02 Линда: 74:04 Коннира:

74:12 Линда:

74:48 Коннира:

74:51 Линда:

 

 

с теми из них, кто был тогда вместе со мной на семинаре, — и с людьми, которые стали моими друзьями. И, вы знаете, тот человек, который был сердцем на этой записи и те, которые были моей матерью и моим отцом — мы действительно не­однократно обсуждали с ними этот эпизод, и что значит быть таким уязвимым и... это повлияло, я думаю, на мои отношения с матерью, и это так­же повлияло на мою работу, и даже на то, что я теперь замечаю, как родители разговаривают со своими детьми, и я осознаю, какую огромную ценность имели ее слова — настоящие жемчу­жины.

Что же, звучит так, будто это оказало довольно сильное влияние на вас во многих отношениях.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 290. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия