Архитектурно-градостроительная экскурсия
Культурные достижения ушедших эпох и цивилизаций воплощены в архитектурном облике городов. Судьбы великих зодчих, памятники культовой и гражданской архитектуры, стили и язык архитектуры, в совокупности определяют сущность феномена архитектуры, раскрыть который позволяет архитектурно-градостроительная экскурсия. Термин «архитектура» в переводе с греческого означает – искусство проектировать, строить; строительство, создание замкнутого, утилитарно-художественного мира (второй природы), материальной среды, позволяющей использовать это пространство в соответствии с материально-духовными потребностями людей. Архитектура носит выразительный характер. Художественная композиция здания характеризуется по трем признакам: функциональность, инженерно-конструктивное решение, эстетика. Главное средство художественной выразительности в архитектуре - объемно-пространственная композиция ее форм, их конструктивная гармония, ритмические членения, пропорция, сомасштабность зданий, орнамент и лепные украшения; декор, знаки и символы деревянной резьбы, художественный синтез с формами скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Архитектура формирует для человека эстетику пространства, психологически комфортную среду обитания. Язык архитектуры передает статику, динамику развития общества, отражает особенности мировоззрения и общественного сознания каждой эпохи. Центральное место в архитектурно-градостроительной экскурсии занимает ордерная архитектура, которую отличает строгость, величественность сооружений с выступающий портиком на высоком цоколе, ритм колонн, симметрия, функциональная продуманность. Ордерная архитектура имеет исключительное значение, обладает важным идейным смыслом, связана с духовной жизнью города, она не является образцом массовой архитектуры. В ордерной архитектуре стройный порядок, который определяют колонны ионического, дорического, коринфского ордера. Вместе с тем человек всегда стремился приблизить эту стройную, упорядоченную до идеала модель к миру природы, органично вписывая архитектуру в естественный ландшафт, приближаясь тем самым к исконным гармоническим канонам красоты живого окружающего пространства. Поэтому мир знаков и символов архитектуры созвучен миру живой природы, что особенно проявляется в декоративном убранстве зданий, пластике архитектурных стилей. Постичь глубину архитектуры, определить ее функциональное, символическое и сакральное значение позволяет мир знаков, запечатленных в традиционной деревянной резьбе, декоре фасадов и оконных наличников, образах храмов-кораблей. Этот зашифрованный текст символов, как явление культуры доносит до современного сознания заповедную мудрость предков – жить в гармонии и красоте. Задачи архитектурно-градостроительной экскурсии - познакомить экскурсантов с достопримечательностями, памятниками архитектуры, истории и культуры старого города на основе ретроспективного подхода; показать основные объекты, познакомить с материальной и духовной культурой городских обывателей; способствовать формированию эстетического восприятия, расширения кругозора экскурсантов; актуализировать проблемы сохранения архитектурного наследия. Объектами экскурсионного показа в архитектурно-градостроительной экскурсии являются памятники культовой, гражданской и промышленной архитектуры, градо-планировочная структура, памятники садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектура малых форм, скульптура, мемориальные памятники, связанные с деятельностью зодчих и архитекторов Историко-культурный облик города представляют здания-памятники архитектуры федерального, регионального и местного значения; памятники монументального искусства и воинской славы, мемориальные знаки, объекты монументального искусства. Архитектурно-градостроительное искусство города может быть представлено памятниками оборонительной, культовой и гражданской архитектуры, воплотившими в своем образе творческий поиск оптимальных стилевых решений, - от древних византийских и русских традиций монументальных кубовых конструкций, пластики и декора русского и украинского барокко, официального русского классицизма, творческого индивидуализма модерна, контрастной эклектики, функционализма, советского неоклассицизма и конструктивизма. Каждое из творений зодчих и архитекторов, сохранившихся до наших дней, своим оригинальным обликом, историей строительства, местом в биографии города рассказывает о личности своих создателей и об эпохе своего создания, жившей великой надеждой на то, что «красота спасет мир». Архитектурные творения конца XIX - начала XX веков намного пережили своих создателей, но их влияние на городскую культуру продолжается и сегодня. Среди памятников архитектуры города для показа необходимо включить памятники федерального и регионального значения, здания и сооружения, связанные с деятельностью выдающихся деятелей. Цель такой экскурсии предполагает раскрытие творчества архитекторов на примере зданий, которые были построены по их проектам и являются украшением исторической части города. Градостроительное значение этих памятников архитектуры и культуры весьма различно и зависит от характера памятника. В соответствии с этим различны и способы, и приемы, с помощью которых архитектор включал памятник в окружающую застройку, устанавливал композиционные связи старого и нового. Ценность многих памятников архитектуры повышается благодаря их градостроительному значению, потому что они не только красивы сами по себе, но делают красивыми и разнообразными улицы и площади, придавая им своеобразный историко-художественный облик. Определяющим признаком развития архитектуры является эволюция архитектурных стилей готики,барокко, классицизма, эклектики, модерна. Общие черты, определяющие облик исторического города связаны, главным образом, с памятниками культовой архитектуры, которая позволяет раскрыть тип города как православного или мусульманского, русского или восточного. Развитие архитектуры определяет тенденции развития цивилизации, трансформацию мировоззрения и общественного сознания. общества.Построение сюжетной линии экскурсии на основе архитектурно-градостроительного наследия позволяет реализовать воспитательную, эстетическую, рекреационную и коммуникативную функции обзорной экскурсии. Согласно классификации архитектурно-градостроительных экскурсий, различают обзорные, с показом памятников архитектуры определенной эпохи; мемориальные, посвященные творчеству выдающихся зодчих и архитекторов; архитектурно-искусствоведческие, предполагающие анализ пространственно-композиционного решения, стилевых тенденций в архитектуре, декоративных элементов. При характеристике архитектурных стилей используются специальные термины, следуя при этом правилу – не перегружать экскурсионный рассказ, чтобы не снизить эстетическое восприятие архитектурного объекта. Отбор объектов показа осуществляется в соответствии цели и задачам экскурсии. Портфель экскурсовода для проведения архитектурно-градостроительной экскурсии формируется из карт планировочной структуры города, старых фотографий зданий, улиц, видов города; чертежи вертикальных разрезов зданий, чертежи с детальными прорисовками отдельных узлов и деталей, фотографии архитекторов и др. Зрительное восприятие архитектурных памятников зависит от приемов показа, где необходимо использовать показ в движении, в трехмерном измерении, избегая зрительного восприятия в горизонтальной плоскости. При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экскурсантам его части, выбирая наиболее зрелищные точки осмотра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ объекта. Основной рассказ необходимо вести с наиболее оптимального ракурса визуального осмотра здания. В архитектурном облике здания необходимо обратить внимание на главный смысловой центр ансамбля и все составляющие компоненты анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее. Архитектурный анализ основан на характеристике архитектуры как результата творческой деятельности человека, в которой воплощены технические, эстетические, художественные достижения, гармонические каноны красоты. Экскурсовод характеризует градостроительную и природную среду памятника, стилевые особенности (объемно-пространственную композицию, масштаб, декоративное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю возведения, функциональное использование. В методике проведения архитектурно-градостроительной экскурсии ключевую роль играет оптимальность выбора оптимальных точек осмотра объекта, ракурсов визуального обзора памятников архитектуры и истории; принцип наглядности; элементы, направленные на усиление восприятия посредством ретроспективного показа одного объекта в разные исторические периоды: 1) ХVII в.; 2) ХVIII в. 3) Х1Х в.; 4) ХХ в.; 5) современный период. Методика показа объекта включает его предварительный осмотр, исторический анализ, зрительный анализ-реконструкцию; зрительный монтаж, когда облик объекта восстанавливается по сохранившимся деталям; локализация событий, зрительное сравнение с расположенными рядом объектами. Методы рассказа включают экскурсионную справку об объекте или событии, характеристику объекта, объяснения, репортаж, комментирование, цитирование, литературный монтаж. Необходим выбор контрольных точек маршрута в местах концентрации памятников архитектуры. Использование жестов при показе объектов должно быть продуманным, красивым. Жест не должен отвлекать слушателей. Не допустимы повелительные и угрожающие жесты. Среди методических приемов рассказа используются методы образного описания объекта, информационной справки, объяснения, репортажа, комментария. Методы рассказа соотносятся с темпом речи экскурсовода: быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов), замедленный (45 слов в минуту). Общая тенденция развития въездного туризма способствует разработке новых экскурсионных маршрутов для российских и зарубежных туристов, направленных на раскрытие богатейшего историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия города и исторического предместья. Маршрут архитектурно-градостроительной экскурсии разрабатывается согласно ГОСТ Р 50681-94. Линейный маршрут экскурсии охватывает наиболее значимые архитектурные объекты, расположенные в центре города и его исторических кварталах. При определении трассы маршрута учитывались зоны концентрации архитектурного и историко-культурного наследия города. Контрольные точки маршрута обозначаются в методической разработке экскурсии. В условиях исторического города памятники архитектуры и градостроительства составляют основу историко-культурного наследия и базовый ресурс развития познавательного туризма. Практика показывает, что большинство экскурсоводов при подготовке архитектурно-градостроительной экскурсии нуждаются в подробном архитектурном анализе, в сочетании с исторической или экскурсионной справкой. Разработанные методические рекомендации по архитектурному анализу в экскурсии помогут экскурсоводам в подготовке индивидуальных текстов данной экскурсии [34]. Таким образом, архитектурный анализ имеет определяющее значение в раскрытии темы архитектурно-градостроительных экскурсий. Большую роль в разработке архитектурно-градостроительных экскурсий играет сохранившаяся историческая среда города, его исторические кварталы. В данном случае речь идет не о статусе памятников и их архитектурных достопримечательностях, а о целостности городской среды определенного исторического периода, с характерной планировкой улиц, укладом жизни городских обывателей. В современной экскурсионной практике такой подход позволяет экскурсоводу реконструировать зрительной образ города, что в свою очередь обеспечивает рефлексивное погружение в прошлое. Причем, сохранение исторической среды, жилых кварталов города Х1Х-начала ХХ в. включающей заурядные, на первый взгляд, жилые дома, усадебные комплексы, не имеющие статуса памятника, также необходимо, как и сохранение объектов регионального и федерального значения. Важно осознавать, что именно городская среда старого города, а не отдельно взятый памятник архитектуры, пусть даже федерального значения, способна передать атмосферу прошлой жизни городских обывателей. Как ресурс развития познавательного туризма, городская историческая среда позволяет познакомиться с культурным наследием народа, его живой повседневностью, воспроизвести облик провинциальной России Х1Х-начала ХХ вв. Для разработки экскурсии необходимо определить имеющийся потенциал архитектурно-градостроительного наследия города, региона. Например, архитектурно-градостроительное наследие Урала и Сибири ХУП-начала ХХ вв. представлено памятниками оборонительного и культового зодчества, гражданской архитектуры, воплотившими в своем образе творческий поиск оптимальных стилевых решений, - от древних византийских и русских традиций монументальных кубовых конструкций, пластики и декора русского, украинского и «сибирского барокко», официального русского классицизма, творческого индивидуализма модерна, контрастной эклектики, функционализма, советского неоклассицизма и конструктивизма. В т ематической архитектурно-градостроительной экскурсии художественная композиция здания характеризуется по трем признакам: функциональность, инженерно-конструктивное решение, эстетика. Формообразующие средства и художественные приемы включают художественное выражение работы конструкций; ритмические членения; пропорция; сомасштабность зданий; симметрия или асимметрия; контрастное или ритмическое членение объемов, материалов, их цвета и освещенности; лепные украшения; орнамент. При характеристике памятника архитектуры необходимо обозначить такую черту архитектурного произведения, как гуманизм. Архитектура формирует для человека психологически и эстетически комфортную среду обитания. Язык архитектуры передает статику, динамику сооружений, ритм, симметрию, творческую идею, знаково-символическое определение окружающего мира, мировоззрение и общие тенденции развития общества. Город должен быть сомасштабен человеку. Гуманизм архитектуры имеет нравственный аспект, т. к. строительство зданий, их декорирование – трудоемкий процесс, сопряженный с высоким эмоциональным напряжением. Например, гуманизм архитектуры Тюмени максимально воплощен в знаках и символах домовой резьбы, которые не только украшают оконные наличники и фасады купеческих особняков, но и раскрывает богатый мир смыслов, реализующих функцию защиты и диалога человека с окружающим миром. Семиотика, как наука о знаках раскрывает смысловое значение символов, запечатленных в элементах декора зданий. Важно понимать художественный образ в архитектуре, особенности его восприятия зрителем. Каждая эпоха отражает в архитектуре не только эстетический образ. Архитектура – это яркое воплощение национальной идеи, общественного мировоззрения, представлений об эстетике, уровне строительной техники. В контексте социокультурного пространства региона архитектура рассматривается как синтез элементов жилой среды. Язык архитектуры сложен, и для проведения тематических архитектурно-градостроительных экскурсий необходима специальная подготовка, Экскурсовод должен владеть специальной терминологией, методикой образной смысловой характеристики памятника, направленной на функциональные и стилевые особенности объекта, Поэтому начинающему экскурсоводу сложный язык архитектуры лучше осваивать постепенно в обзорных экскурсиях, где применима общая характеристика памятников гражданской и культовой архитектуры. Архитектурный стиль является ключевым понятием, которое используется при характеристике памятника гражданской и культовой архитектуры [35]. В качестве примера далее рассмотрим основные стилевые направления, сложившиеся в практике отечественного градостроительства на примере архитектурного наследия России и Сибири ХVII - начала ХХ в.
|