Паперть
В облике здания специфической частью является паперть (от латинского «паупер» – нищий) – это площадка перед входом в храм, где обычно нищие и нуждающиеся просят подаяние. Портал – парадный вход в церковь, художественно оформляющий фасад здания лепниной или профилированной резьбой по камню. Колокольня – образ колокольни означает восхождение в мир горний. Для троечастный церквей характерно строительство надвратных колоколен с грухим и прорезным звоном. Надвратая колокольня возводилась от стен портала. Трапезная – это место земного существования. В ранних христианских храмах трапезная предназначалась для новообращенных, претендентов на крещение. Не было трапезных во многих ранних русских церквях по причине традиций младенческого крещения. В связи с этим строили отдельную часовню. После объединения трапезной, как третьей части церковного современного здания, она возводилась раньше отдельно и предназначалась для кормления бедных по праздникам, в дни поминовения усопших. В ХVШ в. трапезные вводятся в структуру основного церковного здания. В трапезной продают свечи, иконы, дается очистительная молитва женщинам после рождения ребенка на 40 – й день (без этого она не может войти в храм). Обычно церкви возводятся на вершине холмов на высоких точках рельефа. Они как бы освящают своим присутствием окружающую местность. И хотя образы русских церквей глубоко индивидуальны, большинство из них строятся в форме корабля, подобно ковчегу патриарха Ноя, спасшего его и семью во время потопа. Подобно ковчегу, церковь спасает верующих от потопа грехов и соблазнов суетного мира. Как чистая, возвышенная музыка строгая архитектура храма воздействует на душевные силы прихожан и многих атеистов. К светлому, высокому люди тянутся помимо своей воли, обретая уверенность и духовность. Алтарь православных храмов всегда обращен на восток, потому что Господь Иисус Христос, сын праведный, посетил нас с востока свыше (от Луки, 1-78). Большинство популярных источников указывают, что в количестве церковных куполов есть своя символика: 1 купол означает единство Бога, 2 купола – двуединство (двухприходность) Бога- человека и Бога-Христа, 3 – символизирует святую Троицу, 4 – означает 4 евангелиста:Матфея, Марка, Луку и Иоанна, 5 – Господа Иисуса Христа и 4-х евангелистов, 7 – семь таинств церкви и семь вселенских соборов. Купола символизируют также горячие свечи. Православный храм венчается крестом на куполе как знаменателем победы. Это означает, что церковь и человечество входят в царство небесное благодаря освободительному действию Христа Спасителя. В самых старых русских храмах трапезная и колокольня строились отдельно от здания рама как самостоятельные сооружения, особенно в монастырях. С течением времени храм и трапезная стали объединяться в единый комплекс.. Алтарь – это духовный центр церкви. Он символизирует царство триединого Бога, божественную природу Христа Спасителя, рай или царство небесное. На верхних сводах алтаря обычно изображен Херувим и Серафим, ближе всего стоящие к Богу. В самом верху апсиды алтаря находится икона Богоматери «Знамение». В центральной части апсиды обычно находится образ Бога, общающегося со святыми апостолами. В центре алтарной части церкви находится святой алтарь – символическое место гибели Господа. Его центральный элемент – антиминс, т.е. вшитая в квадратную скатерть частица святых мощей. На скатерти изображены снятие с креста Иисуса Христа, инструменты его крестовых пыток и четыре евангелиста по углам. На антиминсе происходит таинство святого причастия, при котором хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа. Реликвия святых на антиминсе и под алтарем символизирует связь церкви ликующей и церкви борющейся. В центре алтаря на антиминсе лежит алтарное Евангелие, содержащее Святое Божественное учение. Евангелие означает и символизирует его духовное присутствие в главной части церкви. Алтарный крест символизирует вершину искупительного акта, совершенного Иисусом Христом во имя спасения человечества, жертвоприношение сына Божьего за грехи людей. Антиминс, Евангелие и крест в целом олицетворяют полноту откровения Нового Завета (Апокалипсиса) о святом спасении человечества. В алтарной части находится священный сосуд, олицетворяющий святую гробницу, где хранятся святые дары. Алтарь окружен сиянием крестового света, невидимого, недоступного простому зрению. Его духовное присутствие выражается через свечи и лампы, зажженные в алтаре, а также семисвечным канделябром, находящимся сзади алтаря и символизирующим семь таинств православной церкви. Центральная часть церкви называется храмом и обозначает небесное царство ангелов, где обитают праведные. В отличие от алтаря, представляющего место нахождения Бога, храм принадлежит мирозданию. Бог отличен от мироздания, независим от него, поэтому святилище (алтарь) отделено от храма иконостасом. Иконостас русских православных церквей унаследовал символику ранних византийских храмов. Структура высокого иконостаса, олицетворяющего ликующую церковь с ее основателем Господом Иисусом Христом приняла свою окончательную форму в ХУ1 веке. В центре иконостаса - Святые врата, ведущие в алтарь. Через них Иисус Христос приходит со святыми дарами, чтобы общаться с верующими. Справа от святых ворот в первом нижнем ряду находится икона Христа Спасителя, а рядом - икона Божьей Матери Она говорит о том, что вход в небесное царство открыт Господом Иисусом Христом и его святой матерью – богомольными заступниками за спасение людей. За иконами Богоматери и праздненства. Покровителю следуют иконы наиболее почитаемых святых или событий Святого писания в местности, где построен храм. Поэтому нижний ряд иконостаса называется местным. На святых двухстворчатых воротах иконостаса изображено Благовещение – возвещение архангелом Гавриилом деве Марии о предстоящем рождении Иисуса Христа. В правой части иконостаса находится диаконская дверь, а за ней святилище – диаконник, т.е. помещение в южной части алтаря. Над святыми вратами находится икона «Тайная вечеря». В ночь перед голгофой Христос с учениками установил таинство Святого Причастия – центральной идеи всей русской иконописи. Образ тайной вечери венчает второй ряд иконостаса, называемого праздничным. Сюжеты этого ряда икон, обычно небольших по размеру, посвящаются двунадесятым праздничным (великим) праздникам, отмечаемым в богослужебных книгах знаком красного креста в круге. В центре третьего – деисусного ряда – образ Христа Вседержителя на троне. По правую руку от него – икона с образом Богоматери, по левую – Иоанна Предтечи. Оба наклонены к Христу в позе моления за грехи всех людей, поэтому ряд называют деисусным (по гречески «деисус» – это моление). Центральный образ Христа создает впечатление, что пришел судить и мертвых и живых. Идея деисусного ряда икон – моление, попечительство за человечество. В центре четвертого – пророческого ряда находится икона «Богоматерь с младенцем Христом», молитвенно поднявшей руки. По обеим сторонам Богоматери – иконы ветхозаветных пророков, за столетия до рождения Христа предсказавших это событие. Самый верхний – пятый чин – праотеческий. В середине его – икона с образом Саваофа, бога- отца, справа и слева – изображения ветхозаветных праотцов и святителей – Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Еноха, Аврама и др., олицетворяющих ветхозаветную дохристианскую церковь. Иконостас всегда венчает Крест или икона Распятия, что символизирует высшую Божественную любовь к падшему миру. Три нижних чина иконостаса отражают полную картину духовного содержания церкви и ее миссию спасения. Четвертый и пятый ряды усиливают первые три, которые являются обязательными. Ансамбль больших иконостасов традиционно оформлен сложным резным орнаментальным убранством. Обычно резьба по дереву осуществляется по мягкому материалу – липе, поверхность которого после грунтовки золотится. Орнаментальная вязь обычно изображает виноградную лозу, декоративную символику библейских притч. В храме художник, иконописец соприкасается с самой положительной стороной человечекского духа - человеческим идеалом. При выборе тем для росписи, по старой традиции в центральноми куполе дается изображение Христа Создателя, Христа Пантократора, т.е. вседержителя. Ведь Христос – центр и вершина церкви. Участки покрытия, которыми квадратный формат переходит в барабан купола, называются парусами. На парусах всегда изображаются образы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый со своим посланием – загадочным символом, заимствованным из видения Иоанна Богослова: Ангел (Матфей) – мессианское посланничество в мир, предсказанное пророками; Лев (Марк) – могущество, царственное достоинство; Телец (Лука) – жертвенное искупительное служение Христа; Орел (Иоанн) – высота евангельского учения. Над главным входом обычно расписывают фрески, изображающие «Страшный суд». На колоннах и центральной части храма обычно изображаются святые иерархи.мученики, святые., особо почитаемые в приходе. Солея – (возвышение) – площадка перед иконостасом, с полукруглым выступом посередине. На солею прихожане поднимаются только для принятия святых тайн. По обеим сторонам от солеи находятся клиросы. Здесь во время богослужения певчие исполняют песни и духовную музыку. Архитектура храма способствует полетности звука - благодаря куполу создается эффект неземного, «ангелогласного» пения. Рядом с клиросом на длинных древках устанавливаются хоругви, напоминающие древние воинские знамена. Это иконы, увенчанные крестом с изображением Христа, богоматери и святых. Они выносятся при торжественных крестных ходах, символизируя торжество православной веры. Свет в храме символизирует небесный Божественный свет. Он означает, что Христос принес свет в мир. Он является настоящим светом (от Иоанна, 8-12). Он – правдивый, настоящий свет, который освещает каждого человека, входящего в мир (от Иоанна, 8-12). Лампы и свечи зажигаются перед иконами. Свечи горят на подсвечниках, которые кроме утилитарного значения символизируют духовную высоту, с которой свет веры освещает каждого. Из центрального купола церкви свешивается главная люстра с обилием огоньков. Она зажигается во время Божественной службы. Главная люстра и люстры боковых нефов с 7-12 свечами, каждая символизирует ликующую церковь как собрание святых, освященных светом веры, зажженных любовью Бога и пребывающих в свете царства небесного. Третья часть церкви называется трапезной. Символом святости и божественной энергии на иконах, фресках является золотой цвет, который струится под воздействием солнечного света. Этот эффект достигается посредством пластин сусального золота, которым покрывают нимбы, обрамляющие лики святых. Амвон – центр храма. С амвона произносятся проповеди и поучения, читается Евангелие, с него обращаются к народу; амвон – символ тех мест, с которых проповедовал Христос (от Матфея, 5-1,2). В кафедральных соборах напротив амвона устанавливается квадратный помост, на котором во время богослужения устанавливается кафедра для епископа. Только он имеет право здесь стоять и совершать службу, поэтому его называют «архиерейский амвон». В целом, архитектура храма, его внутреннее духовное содержание открывает особое видение мира через нравственность, доброту, прощение. Это вера в честность и гуманность человека. Далее рассмотрим основные архитектурные стили. Архитектурный стиль русского классицизма получает развитие в России после 1760-х годов, когда от пластических форм барокко зодчие стали переходить к более строгим и регулярным классическим принципам. Неслучайно развитие новых тенденций в архитектуре в конце ХУШ века определялось эпохой «строгого классицизма». Классицизм в переводе с латинского значит – образцовый, рациональный, который стал символом эпохи просвещенного абсолютизма Екатерины II. Благодаря классицизму в мировой культуре античное наследие становится эстетическим эталоном, идеальным образцом. Этот стиль отличает логичность, гармоничность выражения, четкость и уравновешенность композиции, функциональность. Причины развития классицизма в России обусловлены развитием товарно-денежных отношений, переходом к капиталистическим формам организации производства. Идея гражданственности и патриотизма, движение передовых кругов общества против роскоши и излишеств, тяготение к порядку, функциональному удобству и разумности, умеренности и ясности проникают в искусство и архитектуру. Обращение к античным принципам и приемам стало основой русского классицизма. Освоение классики шло по двум направлениям: путем непосредственного знакомства с античными образцами и путем изучения «преломленной» классики, т.е. западноевропейского классицизма. Следуя многим западноевропейским стилевым принципам, русский классицизм базировался на собственных, национальных традициях. От архитектуры античной Греции он унаследовал: симметрию фасада, четкий ритм окон и колонн, классические капители, ордерную систему, конструктивную логику, простоту и ясность. Выдающиеся русские архитекторы, сформировавшие стиль русского классицизма – А.Кокоринов (родился в Тобольске), В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин Отличия русского классицизма заключались в оштукатуренной поверхности стен и окраске их в белый цвет, что придавало фасадам особую строгость и монументальность. К середине Х1Х в. возрастает значение скульптурной пластики, в изображениях и орнаменте появляется триумфальная тематика, укрупняются формы и растут объемы зданий, масштабы композиций. Причинами были стремление выразить триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года, придать русским городам большую выразительность. Так формировался русский ампир - наивысшая стадия русского классицизма, символизирующая процветание и несокрушимость. На развитие стиля ампир значительное влияние оказали архитекторы и скульпторы, приглашенные Александром I из Западной Европы, в частности из Франции. На архитектуру провинциальных городов оказал влияние и неорусский стиль, который также называют псевдорусским стилем. Развитие этого стиля обусловлено официальной имперской концепцией народности Николая I в 1825-1855 гг. В Санкт-Петербурге образом псевдорусского стиля является храм Спаса на Крови. В с. Кулаково Тюменского района в псевдорусском стиле на средства мецената Н.М. Чукмалдина построена Никольская церковь. Развитие строительной техники во второй половине Х1Х в. привело к тому, что традиционные архитектурные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой. Утратив стилевое единство, архитектура все более подчинялась вкусам отдельных заказчиков – предпринимателей, требующих в целях рекламы как можно больше выделить, возвеличить, украсить свое сооружение. Проникновение «купеческого нрава» в архитектуру оказало влияние на развитие нового направления в архитектуре – эклектики. Архитектурная эклектика проявлялась в двух вариантах - стилизации под определенный архитектурный стиль, т.е. проявление историзма (например, стилизация под древнерусское зодчество, романскую, готическую архитектуру. Эта тенденция определила ранний романтический этап эклектики. Вторым этапом поздней эклектики (1870-1900 гг.) является механическое смешение различных архитектурных стилей, когда на одном фасаде одновременно присутствуют детали классики, готики, барокко. Поиск новых форм в архитектуре европейских стран на рубеже Х1Х-ХХ веков способствовали становлению творческого направления – стиля модерн. Исторические корни модерна уходят в Англию ХVI-ХVII вв., к периоду строительства текстильных и шерстомоечных фабрик, когда появились крупные сооружения с большими оконными проемами, большими пролетами с целью освещения производственных помещений. Стиль модерн созвучен культуре серебряного века Х1Х-начала ХХ в., с удивительными проявлениями творчества в живописи, художественной литературе, поэзии. Основным стилем в искусстве становиться символизм, как новая форма романтизма, образа мышления, образа жизни. Символизм оказал большое влияние на развитие в России архитектурного стиля модерн. Для модерна присущи следующие принципы: природа - основной источник формообразования; живописная многообъемность и пластика композиций, изощренность, идущая от декаданса; индивидуальность творчества (все дома неповторимы); приглушенные, неяркие цвета в отделке; применение листовой стали для козырьков, видной для зрителя кровли; асимметрия фасада; орнамент и лепка заморских, диковинных трав и цветов; литые, вытянутые металлические плоские решетки; большие оконные проемы криволинейного очертания; принцип формообразования - изнутри-наружу; сложные криволинейные оконные переплеты; синтез искусств; преображение действительности средствами искусства; расчет на длительное восприятие объекта с разных точек. Развитию модерна способствовало появление железобетона, что позволяло придать конструкциям любую форму. Например, в конце Х1Х – начале ХХ в. в каменном градостроении Тюмени прослеживается развитие стилевые тенденций модерна, которые отчетливо прослеживаются в облике фасадов, ритме окон, простоте оконных наличников, профилированных поясах. Особенности стиля модерн в Тюмени можно проследить на примере зданий, построенных по проекту архитектора К.Чакина – на ул. Первомайской 18, здании ремесленного училища и литейной мастерской на ул. Осипенко 2. Для провинциальной архитектуры характерной особенностью является использование для строительства зданий в стиле модерн строительного материала из дерева. Стиль конструктивизма получает развитие в России после войны 1914 г. Этот стиль открывает новую эпоху в архитектуре авангарда. Концептуальной основой новой архитектуры стал функционализм, провозглашающий доминанту функции над формой. Все должно исходить от функциональных задач, стоящих перед архитектором. В этой тенденции конструктивизм созвучен идее модерна. Пространственная композиция зданий отличается лаконичностью форм, геометрической четкостью, акцентом несущих конструктивных элементов. Постконструктивизм - стиль 1934-1938 гг. характеризует переходный период к монументальной пропаганде сталинского периода, который получил название «Монументальный классицизм», «Сталинский ампир», хотя эти определения носят условный характер, ввиду отсутствия колонн, основного элемента ордерной архитектуры. Основное определение этого стиля по мнению архитекторов – «эклектизм». который датируют 1932-1955 гг. В стиле, наряду с элементами конструктивизма появляются арки, карнизы, лоджии, колонны.портики – признаки классицизма. Здания оформлялись богатой наружной отделкой с барельефами, скульптурами, рустикой. наличниками. После принятия Постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», с 1955 г. архитектура берет курс на функционализм и минимализм, что получило реализацию с стиле «Советский функционализм и минимализм». Согласно директиве правительства, архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм, экономичность решений. Строительство переходило от индивидуальных образцов к массовой типовой застройке. С 1980-х годов особенность развития архитектуры составлял отказ от роли какого-либо стиля, отсутствие жанрового единства. Этот период называют постмодернизм. отсутствие стилевых тенденций. Для современной архитектуры характерно развитие стилей «Регионализм», учитывающий географические особенности территории, «Хай-тек» - стиль, предполагающий использование высоких технологий; «Био-тех» - стиль, соотносимый с образом живой природы, растительными формами; Кантри –деревенский стиль, который получил развитие в коттеджной застройке; «Лофт» - «стиль чердаков» относится в основном к интерьерам. Резюме Таким образом, процесс экскурсионного обслуживания должен базироваться на типовых положениях и правилах, с целью обеспечения безопасности и качества экскурсионных услуг. Основными формами экскурсионного обслуживания являются городские (обзорные и тематические), трассовые, архитектурно-градостроительные экскурсии. Таким образом, процесс экскурсионного обслуживания должен базироваться на типовых положениях и правилах, с целью обеспечения безопасности и качества экскурсионных услуг. Городская обзорная экскурсия направлена на предварительное знакомство с городом, общую характеристику его культурных ценностей и показ уникальных объектов. Обзорные городские экскурсии носят краеведческий характер. Тематическая городская экскурсия предполагает знакомство с историей и культурой города по определенной тематике. В содержание (тематическую структуру) обзорной городской экскурсии должны быть включены следующие разделы: география края (территория, границы, природные условия, рельеф, геология, климат, водные артерии), население (численность, национальный и конфессиональный состав, плотность), история возникновения поселения с древнейших времен и процесс дальнейшего развития до современного периода, экономическое развитие, специализация промышленности, транспортные связи, история архитектуры, культуры и т.д. Трассовая экскурсия осуществляется с целью знакомства с достопримечательностями и историей окрестностей, прилегающих к маршруту следования к пункту назначения. Особенность проведения трассовой экскурсии заключается в обеспечении группы путевой информацией об истории поселений, топонимике, истории данной территории с древнейших времен до настоящего периода. Выездная трассовая экскурсия по историческому предместью города позволяет созерцать состояние природы, живописные ландшафты, естественные пейзажи, усиливающие чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира: настраивает на встречу с прекрасным и удивительным. Сюжетная линия трассовой экскурсии выстраивается на последовательном рассказе и показе объектов, как максимально приближенных к зоне осмотра окрестностей из экскурсионного автобуса, так и более отдаленных, но заслуживающих внимания, ввиду их исторический или культурной значимости.Цель трассовой экскурсии – знакомство с историческими окрестностями и ландшафтами территории, показ аттрактивных (привлекательных) исторических и природных объектов.Задачи архитектурно-градостроительной экскурсии - познакомить экскурсантов с достопримечательностями, памятниками архитектуры, истории и культуры старого города на основе ретроспективного подхода; показать основные объекты, познакомить с материальной и духовной культурой городских обывателей; способствовать формированию эстетического восприятия, расширения кругозора экскурсантов; актуализировать проблемы сохранения архитектурного наследия. Объектами экскурсионного показа в архитектурно-градостроительной экскурсии являются памятники культовой, гражданской и промышленной архитектуры, градо-планировочная структура, памятники садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектура малых форм, скульптура, мемориальные памятники, связанные с деятельностью зодчих и архитекторов. Архитектурный стиль является ключевым понятием, которое используется при характеристике памятника гражданской и культовой архитектуры
Вопросы для самопроверки 1.Принципы классификации экскурсии по содержанию. 2.Особенности проведения городской экскурсии 3.Объекты показа в городской экскурсии 4.Характеристика обзорной городской экскурсии 5.Особенности проведения тематической городской экскурсии 6. Особенности проведения архитектурно-градостроительных экскурсий. 7.Характеристика стиля барокко 8.Характеристика стиля классицизм 9.Характеристика стиля эклектика 10.Характеристика стиля модерн 11.Определение понятия «архитектура» 12.Определение понятия «городская экскурсия» 13. Определение понятия «трассовая экскурсия» 14. Особенности проведения трассовой экскурсии 15.Особенности проведения тематической архитектурно-градостроительной экскурсии 16. Принципы экскурсионного обслуживания 17. Характеристика особенностей культовой архитектуры 18. Характеристика функциональных элементов церкви 19. Архитектурный стиль культовой архитектуры ХУШ в. 20. Архитектурный стиль культовой архитектуры Х1Х в. 21. Архитектурные стили ХХ в. 22. Архитектурные стили ХХ1 в.
|