С самого начала возникновения науки, еще во времена Античности научное знание не было однородно и предпринимались попытки его классификации. Наиболее известна классификация Аристотеля (384-322 до н.э.).
Аристотель выделял теоретическую философию (теоретическое знание), цель – знание ради знания; практическую философию (практическое знание), цель – знание ради деятельности; и пойетическую философию (творческое знание), цель – знание ради творчества. Теоретическая философия подразделялась на физическую, математическую и первую философию. Физическая философия изучала то, что существует отдельно, и движется. Математическая философия изучала то, что не существует отдельно, т. е. существует в абстракции и неподвижно (мир чисел и геометрических фигур). Первая философия изучала начала и причины бытия.
К практической науке Аристотель относил этику и политику. К пойетическим наукам – риторику и поэтику. Логику Аристотель считал обязательным введением ко всему комплексу наук.
В Средние века Арабская философия унаследовала традицию Аристотеля. Так, Аль-Кинди (ок.800 – ок. 879) создал учение о трех ступенях научного познания. Первая ступень – логика и математика. Вторая ступень – естественные науки. Третья ступень – метафизика (философия). Занятия наукой Аль-Кинди совмещал с астрологией, составляя гороскопы, писал о значении примет.
Еще один представитель арабской науки, великий Авиценна (Ибн-Сина ) (980-1037) делил все науки на две группы: теоретические и практические. Теоретические науки исследуют существующее независимо от человеческой деятельности, практические науки исследуют саму деятельность. Цель теоретических наук – постижение истины. Цель практических наук – достижение блага. Логика предваряет все другие науки как необходимое введение.
Теоретические науки (физика, математика, метафизика)
«Чистая» физика (вопросы о материи, форме, движении, о минералах, животных, растительной, животной и человеческой душах). Прикладная физика (медицина, астрология, физиогномика, толкование снов, наука о талисманах, наука о волшебстве, алхимия). Практическая математика (индийское десятеричное счисление, определение площадей, механика, вопросы, связанные с изготовлением гирь и весов, градуированных инструментов, оптических приборов, зеркал, гидравлика, составление астрономических и географических карт, искусство изготовления музыкальных инструментов
«Чистая» метафизика рассматривает первые начала наук, доказательство существования бытийно-необходимого, его единство, его атрибутов; первичные и вторичные «духовные субстанции»; способ подчинения телесных субстанций духовным субстанциям
Прикладная метафизика изучает Откровение и потусторонние воздаяния.
Практические науки(политика, домоводство, этика)
· Политика – наука об управлении народом.
· Домоводство – наука об управлении домом.
· Этика – наука о том, каким должен быть человек.
Традиции Аристотеля в европейской средневековой философии наиболее последовательно развивал Роджер Бэкон (1214-1292).[3]
Общетеоретическая наука
Философия - Выясняет отношение между частными науками и дает для них исходные положения; сама строится на результатах частных наук
Практические науки
Математика - Изучает природу. Изучает числа и величины, необходима при построении домов, городов, измерении площадей и времени, создании машин.
Механика (практическая геометрия) - С ее помощью в будущем будут созданы летающие аппараты, а также кареты, движущиеся без лошадей, и корабли, плавающие без помощи весел и парусов.
Оптика - Изучает свет и его распространение. Бэкон изобрел очки
Алхимия – Изучает неодушевленные теллургические образования и всевозможные их элементарные сочетания; можно научиться превращению одних элементов в другие (неблагородных металлов в золото и серебро)
Биология - Изучает растения и животных
Медицина - Изучает организм человека, его здоровье и болезни
Экспериментальные науки
Астрология - Позволяет познать прошлое, настоящее и будущее земных событий на основании астрономических наблюдений
Магия - Позволяет создать жизненный эликсир
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) философ Нового времени предложил классификацию наук на основе способностей души – памяти, воображения и рассудка. Память – основа истории (гражданской и естественной повествовательной, естественной индуктивной); воображение – основа поэзии (параболической – басни, драматической и описательной); рассудок – основа философии. Философия делится на естественную философию (физика абстрактов, физика конкретов, математика), учение о человеке и учение о боге.
В рамках немецкой классической философии эта линия была подхвачена Иммануилом Кантом (1724-1804).
Классификация наук и типов познания
|
Сфера знания
| Формы сознания
| Вид психической деятельности
|
Математика (арифметика и геометрии)
| Априорные формы чувственности – пространство и время
| Способность к ощущениям, чувственному созерцанию
|
Теоретическое естествознание
| 12 категорий рассудка. Категорииколичества (единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое). Категории качества (реальность, отрицание, ограничение). Категории отношения (субстанция, причина, взаимодействие). Категории модальности (возможность, существование, необходимость).
| Способность к суждениям и образованию понятий.
|
Метафизика (философия)
| Идеи. Умозаключения.
| Способность к системному мышлению. Построение идей.
|
Еще один представитель немецкой классической философии Георг Гегель (1870-1831) попытался создать универсальную систему знания.
Разделы знания
| Составные части разделов
| Объект знания
|
Логика
| Учение о бытии
Учение о сущности
Учение о понятии
| Абсолютная идея
|
Философия природы
| Механика (понятия пространства, времени, материи, движения).
Физика (понятия теплоты, звука, стихии).
Органическая физика (геологическая природа, растительная природа, организмы).
| Природа
|
Философия духа
| Субъективный дух (антропология, феноменология, психология).
Объективный дух(право, мораль, нравственность).
Абсолютный дух (искусство, религия, философия).
| Дух
|
В 19 веке идет быстрый процесс дифференциации науки по дисциплинарному признаку, по предмету исследования, выделяются такие науки как математика, физика, астрономия, химия, биология, психология, социология, история и др. Этот процесс получил осмысление в рамках марксисткой философии. Ф. Энгельс предложил классификацию наук по формам движения материи. В дальнейшем эта методология была использована в советской философии науки. Большое внимание этой проблеме уделял выдающийся советский исследователь истории науки Б.М. Кедров (1903-1985) в книге «Классификация наук» (1965).
В настоящее время на основе сложившейся традиции выделяются четыре группы наук: логико-математические, естественные, социально-гуманитарные и технические науки. Классификация базируется на различных типах рациональности в этих науках.
Логико-математическая рациональность:
· идеальная предметность,
· конструктивная однозначность,
· формальная доказательность,
· аналитическая (логическая) верифицируемость.
Естественно научная рациональность:
· эмпирическая предметность,
· наблюдательно-экспериментальная однозначность
· частичная логическая доказательность,
· опытная верифицируемость (проверяемость).
Инженерно-техническая рациональность:
· вещная предметность,
· конструктивная системность,
· эмпирическая проверяемость,
· системная надежность,
· практическая эффективность.
Социально-гуманитарная рациональность:
· социально-целостная предметность,
· рефлексивная системность,
· культурологическая обоснованность,
· адаптивная полезность.