Описание скифов у Страбона
(Страбон, «География», VII, 3, 6, 7)
Мнение Страбона отражает взгляды греков о глубокой древности поселений скифов в северном Причерноморье. Интересно, что и этот путешественник, описывая быт скифов, упоминает о многих особенностях его, присущих первобытно-общинному строю.
Нижеследующие стихи поэта (Гомера) свидетельствуют о том, что он объединил с ними (т.е. мисийцами1) и гиппемолгов2, и галактофагов3, и абиев4, которые являются живущими в кибитках скифами и сарматами. Ведь и в настоящее время эти народы и племена бастарнов5 преимущественно смешаны с фракийцами, живущими по ту сторону Истра6, но также отчасти и с теми, которые живут по эту сторону реки. «Он назад обратил свои очи на землю фракийцев, укротителей коней, а также мисийцев отважных, рукопашных бойцов, еще на гиппемолгов честных, галактофагов и абиев, доблестнейших среди смертных». В то время море это (т.е. Черное) было недоступно для плавания из-за сильных бурь и дикости живших по его берегам народов, главным образом скифов, приносивших иноземцев в жертву богам, – и потому оно называлось Аксенским7. Впоследствии же, когда ионийцы основали по его берегам свои колонии, оно стало называться Евксинским8. Говорят, что Гомер, по незнанию, не упоминает о скифах и о их жестоком обращении с иноземцами... из-за чего и само море называлось Аксенским, т.е. негостеприимным. Вместо этого Гомер придумал каких-то нигде не существующих доблестных гиппемолгов, галактофагов и абиев. Но как же могли люди того времени называть море негостеприимным, если они не знали о дикости нравов прибрежных его жителей и этих самых людей? А ведь это, несомненно, скифы. Прежде позади мисийцев, фракийцев и гетов9 не жили ни гиппемолги, ни галактофаги, ни абии. Но еще и теперь за ними живут в кибитках так называемые номады, занимающиеся скотоводством и питающиеся молоком, сыром и преимущественно кумысом. Они не копят денег, не знают торговли, умеют только менять один товар на другой. Как мог поэт не знать скифов, называя каких-то доилыциков кобылиц и людей, питающихся молоком? Ведь его современники именно называли скифов доильщиками кобылиц, и Гесиод10 свидетельствует об этом в приведенных у Эратосфена11 словах: «эфиопы12, лигийцы13, кобыл доящие скифы». Нет далее ничего удивительного и в том, что Гомер, видя нашу страсть к обогащению и всевозможные несправедливости из-за наших обязательств, назвал честнейшим и доблестнейшим такой народ, который совсем не имеет дела ни с договорами, ни с накоплением денег, но имеет все общее, кроме мечей и чаш для питья. Ведь у них прежде всего даже жены общие и дети: совсем по учению Платона14. И Эсхил15 явно соглашается с нашим поэтом, говоря о скифах, что они «и кумыса любители и справедливые скифы». Такое же мнение о них существует у эллинов и в настоящее время. Действительно мы считаем их очень простодушными, совсем не коварными, намного более скромными, чем мы сами, и более независимыми.
1 Мисийцы – жители Малой Азии, обитавшие к югу от Мраморного моря. 2 Гиппемолги – «доящие кобылицу» – одно из скифских племен. 3 Галактофаги – «питающиеся молоком» – одно из скифских племен. 4 Абии – «лишенные жизненных средств» – одно из скифских племен. 5 Бастарны – кельтское племя, проживавшее между Дунаем и Днепром. 6 Истр – древнее название р. Дуная. 7 Аксенское море – т.е. негостеприимное. Возможно, что это древнее греческое название Черного моря является греческим переводом по созвучию персидского названия Черного моря «Ахшайна», что значит «Черное». 8 Евксинское – т.е. гостеприимное море. 9 Геты – фракийское племя, обитавшее в низовьях Дуная, римляне называли их даками. 10 Гесиод – представитель дидактического эпоса, жил в конце VIII – начале VII вв. до н. э. 11 Эратосфен – известный ученый III в. до н. э., жил в Александрии. 12 Эфиопы – по Гомеру, добродетельное племя, обитавшее в счастливой стране (не обязательно в Африке). 13 Лиеийцы – славянские племена, проживавшие в верховьях реки Вислы. 14 Платон (427-347 гг. до н. э.) – философ, идеалист, реакционер, автор проекта утопического государства. Образцом для его утопии в значительной степени послужила реакционная аристократическая Спарта. 15 Эсхил (525-456 гг. до н. э.) – великий трагический поэт.
|