Аналитическая философия права (Г. Хардт).
Аналитическая философия – направление западной интеллектуальной культуры 20 в., широко применяющее методы логического и лингвистического анализа языка для решения философских проблем. Общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз Вопрос «Что такое право?» выделяет юриспруденцию из других наук. Примеры закона привести может любой человек, а определить соответствующее понятие затруднительно. Можно выделить признаки права, общие для разных правовых систем: 1) правила с наказаниями; 2) правила компенсации ущерба, 3) правила совершения юридических действий, 4) суды, 5) законодательный орган. Особое недоумение вызывают пограничные случаи (международное право, примитивное право). Применительно к ним нет законодательного органа, обязательных судов, централизованной системы применения санкций. Три постоянно возникающие проблемы: 1) Чем право отличается от приказов, подкрепленными угрозами и как связано с ними? Типичный случай: уголовный статут. Но даже он возлагает обязанности на суверена. Другие статуты предоставляют права. Ряд правил возникает из обычая. 2) Чем правовая обязанность отличается от моральной и как связана с ними? Словари права и морали совпадают. Все правовые системы воспроизводят моральные требования. Черты, отличающие нравственность: а) важность, б) иммунитет к социальному изменению, в) добровольный характер нарушений морали – и вина снимается, г) форма морального даления 3) Что такое правило и в какой степени право есть дело правил? Правила есть в разных сферах общества. Нельзя ли рассматривать закон как прогноз решения судьи, который применяет правило. Категории законов: 1) наделяющие полномочиями, 2) налагающие обязанности. Что между ними общего? Ничтожность как санкция? Но это смешение понятий. Право есть формально-логическая система «первичных» и «вторичных» правил, восходящих к высшей норме признания. Первичны правила обязательства. Первичные правила – законодательные установления суверенного органа (парламента). Они возлагают обязанности без учета воли соответствующих лиц. Они связаны с угрозой санкции, которая как мотив должна удерживать от запрещенного поведения. Первичные правила (на примере общины) могут иметь 3 дефекта: 1) неопределенность содержания и возникновения; 2) Статичность. Единственным приемлемым способом изменения правил для такого общества является процесс медленной трансформации, при котором определенные правила поведения сначала считаются возможными, затем обычными или типичными, и только затем необходимыми, и напротив, процесс упадка того или иного правила состоит в том, что сначала за его нарушение сурово наказывают, затем к нарушениям начинают относиться более терпимо и наконец перестают их замечать. В подобном обществе не существует механизма сознательной адаптации правил к изменяющимся обстоятельствам путем уничтожения старых правил или введения новых, так как подобная процедура возможна только при наличии правил, отличных от тех правил первичных обязательств, по которым живет данное общество. 3) неэффективность распыленного социального давления, благодаря которому поддерживается исполнение правил. Дефекты эти правил снимаются вторичными правилами. Вторичные правила действуют как правила о правилах. Вторичные правила не требуют от адресатов вести себя определенным образом, а дают возможность отдельным лицам при определенных условиях создавать права и обязанности. 1) Неопределенность – правила признания, которые определяют, как должно быть создано правило, чтобы оно могло быть правилом системы права. Таким правилом признания в простейшем случае может быть авторитетно установленный список (реестр) первичных правил с указанием условий, при которых действуют другие нормы. Например, закон признан таковым, если исходит из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права; предусмотрены на случай необходимых изменений в действующем законе. В сложных правовых системах правило признания — это не какое-то одно правило, содержащее критерии для действия первичных правил, а целый ряд правил признания, образующих сложную иерархию (из норм Конституции и законодательства). Правило признания, которое дает критерии для действия всех других правил системы, Харт называет "последним правилом". Оно дает высший критерий для действия правил системы. В отличие от гипотетической "основной нормы" Кельзена "последнее правило" Харта носит фактический характер и само является правом (действующим правовым правилом). 2) Статичность – правила изменения, которые управомочивают индивидов или группы вводить в правовую систему новые правила и отменять старые. 3) Неэффективность распыленного социального давления – правила суда (правила решения), которые придают определенным инстанциям полномочия авторитетно устанавливать, нарушено ли какое-то первичное правило или нет. Соединение (союз) первичных и вторичных норм дает право (правовую систему). Для существования правовой системы, резюмирует Харт, необходимо и достаточно два минимальных условия:"Во-первых, правила поведения, действительность которых установлена последним и высшим критерием системы, должны соблюдаться всеми, а, во-вторых, правила признания для критериев правовой действительности, правила изменения и правила решения должны действенно восприниматься служащими в качестве всеобщего публичного стандарта официального поведения"
|