Вопрос августинского теолога Джованни да Имола: «Благороднее ли гражданское или каноническое право медицины»
В 15 веке король гуманистов Франческо Петрарка инициировал диспут против медиков. В работе «Инвектива против врача» (1355 г.)
Он отвечал на резкие заявления папских врачей, которые заявляли, что медицина учит правильно жить, в силу чего все искусства должны служить ей.
- достойны результаты врачебного лечения удивления? Врачи болеют чаще других.
- хорошие врачи редко встречаются, остальные могут погубить.
Колюччо Салютати, будучи канцлером Синьории Флоренции, в произведении «О значении юриспруденции и медицины» вступил в спор о ценности законов по сравнению с медициной.
Медицина
| Право
|
О благе
|
Частное благо
| общее благо
|
Естественное благо, полученное как дар. За него мы не достойны похвалы
| благо желаемое, ценимое и завоевываемое с усилием, мы заслуживаем похвалы за благо, которое создаем сами
|
Не творцы - восстановители
| когда бог дает нам право творить – помощники бога
|
благо, по которому все хороши
| благо, которое делает нас хорошими
|
врачи ходят по местам темным, недоброжелательным, вонючим, гнилым, рассматривают мочу и экскременты, а думают о золоте.
| право обращено к порочным, а не добронравным.
|
О законах и принципах
|
порождена землей
| законы же — мудростью божьей, закон—от божественного ума»
|
Основана на естествознании
| Поскольку нравственные принципы обладают наибольшим достоинством, то соответственно и юриспруденция имеет большую основательность, чем естествознание
|
принципы медицины при отсутствии опыта неопределенны и могут ввести в заблуждение
| Законы запечатлены в человеческой душе, они могут быть познаны во всей их полноте и с определенностью
|
принципы медицины обманывают, так как не выявляют общего закона и не достигают желаемого результата
| Обнародованные законы исключают ошибку и содержат присущую им естественную разумность, которую видит всякий здравомыслящий человек или может обнаружить, размышляя и споря
|
О методе
|
Эмпиризм и скептицизм: меня вписал в результаты опыта
| Догматизм: бог продиктовал законы своим словом; закон же основан на вечной-универсальной справедливости
|
основывается на логических методах
| опирается на человеческий авторитет
|
Я, случайная, происхожу из вещей случайных; весь опыт меняется в зависимости от времени и пространства
| может меняться в зависимости от места и времени, «так что часто во Флоренции считается законным то, что осуждается в Ферраре».
Не имеет силы выдвинутое против законов обвинение в непостоянстве; «это люди меняют с течением времени свои мнения и взгляды, но, однако, не затрагивают этим древнейшие священные законы, а только вводят в заблуждение и обманывают самих себя». Норма справедливости остается вечной, она — правительница и госпожа всех законов, которые поистине образуют реальную основу и глубокую связь человеческого общества.
|
Прагматика
|
но медицина сохраняет человека в том состоянии, вне которого невозможна никакая деятельность
| политика сохраняет человека в мире, истинное здоровье человеческого общества зависит не от медицины, но от духовного согласия...
|
великие действия возможны, только когда воля отдельного человека ломает законы большинства. «Только плебс и чернь связаны вашими законами, только для таких существуют узы права. Люди серьезные, благоразумные, целомудренные не нуждаются в законах. Они, склонные по характеру и образованию к добродетели и хорошим нравам, сами устанавливают для себя закон жизни... Сильные люди отвергают и ломают законы, приспособленные к слабым, к наемным работникам, нищим, лентяям, к тем, кто не имеет средств... В действительности все выдающиеся и достойные памяти деяния происходили благодаря несправедливости и насилию, то есть благодаря нарушению законов».
| «На мой взгляд, никогда не восхвалят законы в должной степени; они ведь не только держат в узде крестьян, горожан, богатых, но ограничивают и сдерживают судей и магистратов, правят царями, господствуют над синьорами, проявляют свою власть над императорами... защищают слабых от сильных, поддерживают согласие меж равных...»
|