Схема №4 Основные идеи и понятия ведической философии
|
|
| Упанишады (перевод с санскрита -
|
|
|
|
|
| «сидеть у ног учителя»)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| брахман
|
| объективное, духовное бытие, сущность мира, единое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| атман
|
| субъективное проявление духовной сущности мира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| дхарма
|
| мировой закон, основа миропорядка, нравственный
|
|
|
| закон
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| бесконечный круговорот жизни, переход из одной
|
| сансара
|
|
| жизни в другую
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| карма
|
| определяет переход из одной жизни в другую
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №5 Ортодоксальные школы Древней Индии (астика)
Школы
| Предмет, задачи,
| Основное содержание учений
| Пути
|
| цели философии
|
| освобождения
| веданта-
| комментирование
| основу мира и сознания составляет
| непосредст-
| «завершение
| и
| рациональное
| Брахма. Он - абсолютная, духовная
| венное
| Вед»:
| объяснение Вед;
| сущность, вечен, един, неизменен, лишен
| слияние с
| Шанкара
| источники-
| свойств. Вещи- формы проявления
| Атманом-
|
| Упанишады
| Брахмы, его оборотная сторона и
| Брахмой и есть
|
|
|
| образованы переливами майи,
| «путь богов», и
|
|
|
| скрывающая его неизменную сущность.
| есть
|
|
|
| Атман тождественен Брахме и основа
| освобождение
|
|
|
| самосознания
|
| Вайшишека-
| поиск
| земля, вода, огонь, воздух, звук-
| причина
| «различие»,
| первоосновы
| первоэлементы вещей, имеют 2 формы:
| страданий-
| «особенность»
| мира, источники-
| разделение на атомы и их следствия- тела,
| незнание и
| Улука, Канада
| Упанишады
| образованные из атомов. Атомы
| через
|
|
|
| различаются по качествам: земли -
| правильное
|
|
|
| запахом, вкусом, цветом, осязанием;
| познание
|
|
|
| воды- вкусом, цветом, осязанием; огня-
| придет
|
|
|
| цветом, осязанием; воздуха- осязанием.
| освобождение
|
|
|
|
| от страданий
| санкхья-
| Источники - части
| Пракрити - материальное, природное
| освобождение
| «перечис-
| поэмы
| начало вещей и находится в изменении,
| от страданий
| ление»,
| «Махабхарата»:
| движении и составлено из 3 гун,
| приходит через
| «расчет»:
| Бхагавадгита,
| отвечающие за легкость, активность,
| смерть
| Капила
| Мокша- дхарма
| инертность. Пуруша- вечный, чистый
|
|
|
|
| дух, бездеятелен, неизменен и находится
|
|
|
|
| вне вещей. Эти начала не зависят друг от
|
|
|
|
| друга
|
| миманса
| источники-
| дает обоснование ведического ритуала;
| освобождение
|
| «Веды»
| конечное воплощенного состояния с
| от страданий -
|
|
|
| помощью знаний, сознательных усилий,
| выполнение
|
|
|
| соблюдения дхармы
| ведических
|
|
|
|
| ритуалов и
|
|
|
|
| обрядов
| ньяя -
| разработка теории
| познание рассматривается как путь
| освобождение
| «правило»,
| познания и логики
| спасения и освобождения души от пут
| от страданий-
| «рассужде-
|
|
| сансары и достижения мокши
| правильное
| ние»: Готама
|
|
|
| познание
| йога -
| источники- часть
| 8 ступеней достижения мокши: нияма -
| путь аскезы и
| «участие»,
| поэмы
| самодисциплина, яма-воздержание,
| медитации
| «порядок»,
| «Махабхарата»:
| асана- сидение в позе, пранаяма-
|
| «созерцание»:
| Бхагавадгита,
| регулирование дыхания, пратьяхара-
|
| Патанджали
| Упанишады
| прекращение деятельности чувств,
|
|
|
|
| дхарана-сосредоточенность, дхьяна-
|
|
|
|
| размышление, самадхи- прекращение
|
|
|
|
| деятельности сознания
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №6 Неортодоксальные школы (настика)
|
| Джайнизм
|
|
| Буддизм
|
| Чарвака-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| локаята
| неортодокальн
| отрицают авторитет «Вед», роль брахманов и ведического
| ость
| ритуала
|
|
|
|
|
|
|
|
| основатели
| Махавира
|
|
| Гаутама
|
|
| Бхарадваджа
| учений
| Вардхамана
|
|
| Сиддхартха-Будда
|
|
|
| (Джина-
|
|
| (Просветленный)
|
|
|
| Победитель)
|
|
|
|
|
|
|
|
| истоки
| отрицают авторитет
|
| Упанишады
|
| противники Вед
|
| Вед
|
|
|
|
|
|
|
|
| предмет
| мир и место
|
|
| внутренний мир
| природа, ее
| философии
| человека в нем
|
|
| человека и его жизнь
| первооснова
| суть учения
| существуют
|
|
| 4 благородные
|
| тела состоят из
|
| духовная и
|
|
| истины: 1.
|
| огня, воды,
|
| материальная
|
|
| страдание-
|
| воздуха, земли,
|
| субстанции, весь
|
| универсальное
| пространства и
|
| мир одушевлен.
|
| свойство жизни
| имеют чувства,
|
| Единая душа
|
|
| человека, охватывает
| разум для
|
| (джива) распадается
|
| все стороны и этапы
| восприятия и
|
| на множество
|
|
| его бытия; 2.причина
| осмысления мира.
|
| частиц, которые
|
| страданий
|
| Эти начала
|
| облекаются в
|
|
| объективна:
|
| активны и
|
| разные
|
|
| волнение «океана
| самодеятельны.
|
| материальные
|
|
| жизни»- сансара,
| Сознание
|
| оболочки и могут
|
| карма, жажда бытия,
| производно от
|
| переходить из тела
|
| привязанность
|
| них и возникает
|
| в тело. Поэтому
|
| человека к миру;
| если они
|
| возможно, минуя
|
| 3.избавиться от
| должным образом
|
| чувства и разум,
|
| страдания можно
| соединяются
|
| познание прошлого,
|
| через преодоление
| между собой,
|
| настоящего,
|
|
| его причины; 4.путь
| образуя живое
|
| будущего, т.е.
|
|
| преодоления
|
| тело. Источником
|
| духовное видение
|
| страданий проходит
| знаний являются
|
|
|
|
|
| через нирвану
|
| органы чувств
|
|
|
|
|
| (угасание)
|
|
|
| цель учения
| показать пути
| освобождения
| от
| страданий и достижения
|
| духовно- нравственного совершенства
|
|
| путь
| «Три жемчужины»:
|
| восьмеричный
| путь:
| достижение
| освобождения
| правильная
| вера,
|
| правильная
| вера,
| счастья
|
| правильное
|
|
| правильная
|
| посредством
|
| познание,
|
|
| решимость,
|
| наслаждений
|
| правильная жизнь-
|
| правильная
| речь,
|
|
|
| ахимса,
|
|
| правильное
|
|
|
|
| правдивость,
|
|
| поведение
|
|
|
|
| неворовство,
|
|
| правильный
| образ
|
|
|
| отрешенность,
|
|
| жизни,
| правильное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| непривязанность
| усилие,
| правильные
|
|
|
| мысли,
| правильное
|
|
|
| сосредоточение
|
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
|
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...
Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...
Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...
|
Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...
Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реакций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...
Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...
|
|