Студопедия — Главные торговые города на побережье Восточной Африки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Главные торговые города на побережье Восточной Африки






 

Арабские путешественники и купцы очень рано сообщают о торговых поселениях на восточноафриканском берегу. Уже в VIII и IX вв. в местности между Могадишо и Софалой были основаны арабские торговые конторы и фактории. Маленькие колонии дав­но сложились в Унгуджа-Укуу на Занзибаре. Торговля между Аравийским полуостровом и восточноафриканским побережьем процветала и в домусульманский период, но начиная с VII в. ее объем увеличился еще больше. В связи с перипетиями политиче­ской борьбы с VII в. в южную часть восточноафриканского побе­режья переселялись не только арабские купцы, но и целые роды со своими старейшинами. Религиозные расколы и феодально-ди­настические распри также заставляли арабских эмигрантов устремляться на ближайшее к ним побережье Африки. Так, с 740 г. в окрестностях Могадишо поселились последователи зайдитов * (* Зайдиты — одна из шиитских сект в исламе.) из Йемена.

Начиная с XII в. уже на всем побережье Восточной Африки выросли крупные торговые центры и города-государства, обнесен­ные каменными стенами. Только часть из них возникла на базе маленьких арабских факторий, да и то эту связь можно просле­дить не всегда. Важнейшие торговые города — Могадишо, Пате, Малинди, Момбаса, Занзибар, Ламу, Килва, Софала и те, что разбросаны на многочисленных мелких островках, — обязаны сво­им происхождением не столько поселениям арабских, персидских и даже индийских купцов и воцарениям чужеземных династий, сколько социальным процессам среди бантуязычного населения прибрежной полосы Африки. В XIII и XIV вв. на фоне расширения внешней торговли происходили важные социально-экономи­ческие и культурные изменения, которые повлекли за собой фор­мирование мусульманских по религии, но бесспорно африканских по существу торговых империй и государственных образований.

Имеющиеся в нашем распоряжении арабские и раннепортугальские источники не оставляют сомнений в том, что большинст­во населения, причем во всех его слоях, составляли африканцы и что они создали собственный язык — суахили (т. е. «прибрежный») и собственную культуру (культуру «зинджей»), В этих городах арабские, персидские и индийские купцы, обычно проис­ходившие из знатных фамилий, осев на постоянное жительство, ассимилировались с местной знатью и образовали единую вер­хушку населения, говорившую на суахили. Ее стараниями в XIII— XIV вв. ислам стал государственной религией. Арабским путеше­ственникам и географам ал-Масуди (947 г.), ал-Идриси (XII в.) и другим арабским авторам X—XII вв. было хорошо известно, что в населении прибрежных районов преобладают зинджи — негры.

Когда в 1331 г. Ибн Баттута посетил Килву, он отозвался о ней как об одном из самых прекрасных из виденных им городов, хорошо распланированном и красиво построенном. Большинство его жителей были зинджи с очень черной кожей, лица их покры­вала татуировка. Последние археологические раскопки особенно убедительно опровергают мифы о персидском (ширази) и араб­ском происхождении суахилийских городов. Хотя торговые кон­такты несомненно оказывали глубокое влияние на общественное развитие городов-государств восточного побережья Африки, это никоим образом не дает права отрицать их негроидно-африкан­ский характер (равно как и значительных государств и городов-государств западноафриканского побережья в это же время).

После многих лет серьезных археологических исследований Дж. Мэтью был вынужден признать ошибочность своего первона­чального тезиса, будто исследованные им руины — остатки араб­ских или персидских колоний на побережье. Он привел хорошо аргументированные доказательства того, что история этих горо­дов-государств является историей африканской культуры, которая постепенно исламизировалась: «Но и став мусульманской, эта культура оставалась негритянской». Даже архитектура побережья, сильно подверженная культурным влияниям извне, представляла собой, по его мнению, ярко выраженный вариант средневековой мусульманской культуры. Так были опровергнуты вековые леген­ды, распространявшиеся местными городскими хрониками. Ибо, как и в других странах, африканские правители, мыслившие кос­мополитически благодаря широким торговым и культурным кон­тактам, охотно использовали в своих интересах миф о нездешнем, божественном происхождении их власти и искали подтверждения своего господства в арабско-персидской традиции.

Восточноафриканские города-государства XIII—XV вв. стали центрами, исходными точками и очагами оригинальной суахилийской культуры, прославившейся своим высокоразвитым языком и созданными на нем многочисленными литературными произведе­ниями, равно как и историческими хрониками. Начиная с XVI в. все надписи делались на суахили. На этом языке местные поэты складывали утонченные лирические стихи и эпические поэмы и записывали их собственным письмом, созданным на основе араб­ской письменности. Кроме того, история некоторых городов-госу­дарств запечатлена в местных хрониках, преимущественно на суахили. Только немногие из них составлены, как встарь, на араб­ском языке. Наибольший интерес представляют написанная в 1520 г., еще по-арабски, хроника Килвы и относящиеся к более позднему времени хроники Пате и Ламу, сохранившиеся в раз­личных вариантах на суахили. История Момбасы, также написан­ная на суахили, дошла в английском переводе. Килва, важный торговый пункт на восточноафриканском побережье, многие века занимала первенствующее положение среди соседних городов, по­этому ее хроника дает возможность создать представление о всех них. Археологические раскопки дополнили это представление не­достающими в цепи звеньями и интересными данными об эконо­мике и культуре.

При раскопках в Килве, Геди, Занджи-я-Като близ Килвы, в Куа, на коралловом острове Сонго-Мнара и во многих других при­брежных районах найдены остатки великолепных мечетей, гроб­ниц, каменных дворцов, монеты арабской, персидской и местной чеканки, множество глазурованных каменных изделий, черепки китайского фарфора от позднесунского периода до раннего пе­риода Мин (ок. 1127—1450), украшения и предметы роскоши из Индии и стран Персидского залива. Находки говорят о том, что с развитием судостроения и навигационной техники, а также бла­годаря использованию благоприятных течений и ветров установи­лись очень тесные торговые отношения этого района побережья с северо-западной частью Индийского океана и — через Малаккский пролив — с китайской провинцией Кантон. Прибрежные города Восточной Африки служили перевалочными пунктами в морской торговле, сюда же сходились нити всех посреднических (в прямом смысле этого ошва) операций в глубине материка.

Как уже было показано на примере государства Мвене Мутапа, торговля на побережье и посреднические операции между ним, с одной стороны, и племенами и сферами влияния государств в глубинных районах Центральной и Южной Африки — с другой, были сосредоточены в руках арабо-суахилийского купечества. Бар­боса* (* Дуарти Барбоса — португальский моряк, спутник Магеллана в его круго­светном путешествии, погибший вместе с Магелланом в 1521 г. Оставил описа­ние своих плаваний, содержащее богатую информацию о восточном и красно-морском побережьях Африки.), который наблюдал внутриафриканскую торговлю, когда она еще не была подорвана португальскими завоевателями, рас­сказывает: «На маленьких судах — „самбуках" они приходили из королевств Килва, Момбаса и Малинди в Софалу и доставляли большое количество хлопчатобумажных платков — разноцветных, белых, синих, а иногда и из шелка, и множество маленьких бус серого, красного и желтого цвета. Все эти вещи привозили в наз­ванные королевства из больших индийских государств Камбея другие суда большего размера». Морская торговля осуществля­лась в основном на судах арабов и персов, ее маршруты вели через южные порты Аравийского полуострова, в том числе через Аден, и Персидского залива в Индию, Индонезию (Ява, Суматра) и Китай.

С XV в. в торговле участвовали китайские флотилии. Числен­ность их команд и пассажиров в иных случаях достигала 30 ты­сяч человек. В 1417—1418 гг. высокопоставленный чиновник им­ператорского двора адмирал Чжэн Хэ, сопровождаемый огром­ным флотом, нанес ответный визит в Малинди на побережье со­временной Кении. Но это был исключительный случай: китайские суда редко бросали якорь у восточных берегов Африки. Китай­ские товары поступали на рынки Восточной Африки из портов Южной Индии, куда издавна заходили китайские суда и купцы из района Персидского залива и из других промежуточных пунк­тов. Города восточноафриканского побережья вывозили добывав­шиеся во внутренних областях материка золото, железо и медь в виде брусков, слоновую кость, шкуры животных. В начальный период рабы занимали в товарообороте второстепенное место; лишь после того как в XVI в. в Африке появились португальские работорговцы и возник спрос на рабов, этот товар стал цениться больше. Этому способствовало вторжение маскатских арабов и установление их господства в XVIII в. На побережье и в его хинтерланде наиболее популярными из ввозившихся товаров бы­ли хлопчатобумажные и шелковые ткани, стеклянные товары, бу­сы, благовония, фарфор, изделия из золота и серебра.

Благосостояние арабо-суахилийской верхушки приморских го­родов зиждилось прежде всего на доходах от торговли. Знатные люди либо сами, либо через посредников деятельно занимались коммерцией и богатели за счет приносимых ею барышей. Многие из них, будучи чинами различных органов административного аппарата, получали прямым или косвенным путем свою долю при­былей с таможенных сборов и налогов на ввоз и вывоз товаров. Например, за вывоз золотых брусков стоимостью 1 тысяча мискалей таможенные власти взимали 50 мискалей. Наряду с твердо установленной пошлиной султаны приморских городов-государств часто облагали товары дополнительными сборами.

Напротив, взимание налогов с жителей городов и с окрест­ных сельских общин, занимавшихся рыболовством, земледелием и огородничеством, приносило правящей верхушке весьма огра­ниченные доходы. Судя по сообщениям, существовал институт до­машнего рабства и множество рабов использовалось в качестве слуг, надзирателей и других служащих, но о применении рабского труда в производстве источники не упоминают. Только один не­известный португалец писал в начале XVI в. о плантациях вокруг города Килва, обрабатываемых черными рабами. Лишь начиная с XVII—XVIII вв., когда власть арабско-маскатских династий рас­пространилась на побережье и Занзибар, применение труда рабов и лично зависимых людей в имениях аристократии (на суахили — «машамба» * (* Слово «шамба» (мн. число — «машамба») обозначает на языке суахили вообще поле или любой возделанный участок земли; значение «имение» лишь вторичное.)) увеличилось.

Обработка меди и железа, в частности для производства сель­скохозяйственного инвентаря, наконечников для стрел, ножей, иго­лок, достигла сравнительно высокого уровня, но тем не менее на развитие общества суахили ремесло не оказало сколько-нибудь существенного влияния: оно не было органически связано с внеш­ней торговлей.

О политическом и государственном устройстве этих городов в период XII—XV вв. нам известно мало. В некоторых семьях сан правителя передавался по наследству, но это определялось право­выми нормами суахили, а не велением Корана. Правители неиз­менно стремились утвердить свою власть над племенами глубин­ных районов: без этого нельзя было обеспечить безопасность пе­редвижения и торговли.

Необходимо подчеркнуть, что города восточного побережья никогда не объединялись в единый федеративный союз, пусть даже непрочный, хотя периодически то один, то другой город воз­вышался и занимал более или менее ведущее положение: в XIII в. — Килва, в XIV в. — Пате, в XV в. — Занзибар.

Когда в конце XV в. на побережье Восточной Африки появи­лись первые португальские завоеватели, они еще нашли цветущие центры торговли, чьи богатства и доходы разожгли их аппетиты. Пытаясь их удовлетворить, они варварски разрушили приморские города и захватили в свои руки торговые связи. Тем самым был положен конец существованию городов-государств Восточной Аф­рики и их культуры. Выразительную картину рисует Б. Дэвидсон: «Приморские города Африки по красоте и удобствам не отлича­лись от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высо­ки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостя­ми и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И тем не менее от них ничего не осталось. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые зна­ют сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибреж­ных джунглях или среди пустынных холмов, — лишь предмет за­гадок для любителей древности» 10.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия