Полусапожки
Третий тип обуви — полусапожки. Они похожи на обычные сапоги, только с более короткими (без поднаряда) голенищами. Задники полусапожек не были жесткими, так как в них отсутствовала твердая прокладка из кожи, бересты, луба.
Обувь этого типа была 2 видов: 1) мягкие полусапожки, состоящие из вытяжного верха и подошвы; 2) полусапожки более сложного покроя с головкой, задником, голенищем и подошвой.
У полусапожек первого фасона верх обуви выкраивался из 2 половинок, причем передняя была головкой и переходила в голенище, а задняя соответствовала заднику и тоже переходила в голенище (рис. 5, 1; рис. 8, 7). Это были своеобразные вытяжки. Для их изготовления необходимы были затяжные колодки, по форме и размеру соответствовавшие ноге заказчика. Части заготовок, смоченные водой, натягивались на такую колодку, скреплялись и хорошо околачивались молотком. После высыхания кожа сохраняла приданную ей форму. Детали верха, соединенные тачным швом, пришивались к подошве с изнанки. Готовая обувь выворачивалась и расправлялась. Голенища таких полусапожек были невысоки — 14—15 см (рис. 5, 6). Подошвы полусапожек совершенно тождественны с подошвами простых мягких туфель, также широконосы и тупоносы, без четко выраженной голеночной части (рис. 5, 7, 8). Рис. 5. Детали полусапожек и сапог. 1 — задняя половина вытяжного полусапожка (18-25-91); 2 — задник полусапожка (21-26-232); 3 — то же (19-24-236); 4 — то же (22-28-115); 5 — часть голенища сапога (8-8-565); 6 — половина голенища полусапожка (13-17-294); 7 — подошва полусапожка (12-16-304); 8 — то же (8-5-643); 9 — головка полусапожка (10-6-687); 10а — многослойная подошва сапога со сквозным наружным швом (5-11-46); 10б — то же (15-18-387); 10в — однослойная подошва сапога с потайным швом (7-10-412); 10г — то же (7-10-878). Рис. 8. Основные типы обуви. 1 — сапог (Ярославово Дворище, 1948 г.); 2 — ажурная туфля (ГИМ, № 3003); 3, 4 — вид той же туфли сзади и сверху; 5 — детская простая туфелька (21-25-226); 6 — поршень (5-13-172); 7 — полусапожок (18-25-91).
У полусапожек второго фасона голенища были сшивные из 2 половинок, которые соединялись тачным или выворотным швом. Некоторые из голенищ стягивались вокруг щиколотки ремешком, другие — по верху голенища (рис. 5, 2, 6). Форма пришиваемой подошвы зависела от формы задника полусапожек. К разрезанному снизу заднику (рис. 5, 4) пришивалась потайным швом подошва с узкой приподнятой пяткой.
Для гладкого снизу задника (рис. 5, 3) использовалась подошва обыкновенного вида, как и у мягких полусапожек первого фасона. Полусапожки второго фасона являлись своеобразными прототипами настоящих сапог. Они бытовали в X—XIV вв.
Аналогичные новгородским разрезанные снизу задники и подошвы полусапожек найдены в Старой Ладоге.
Сапоги
Четвертый тип обуви — сапоги — был наиболее сложным по изготовлению (рис. 7, 4; рис. 8, 1). Наличие у сапог нескольких деталей (голенище, головка, задник, подошва, каблук) вызывало необходимость использовать различные сорта кожи и требовало от сапожника большой сноровки в точной подгонке указанных деталей. Для верха обуви употреблялся более мягкий, плотный товар, для низа — жесткий, толстый. В голенища и головки пришивался поднаряд, отличавшийся от основных деталей по толщине и гибкости. Необходимая твердость задников достигалась включением в их состав дополнительных прокладок, состоявших из слоев кожи, бересты или лыка. При пошивке сапог необходимо было более точно снимать мерку с ноги, соответствующую длине стопы, ширине ее в 3 частях — в пучковой (наиболее широкой части), геленочной (самой узкой) и пяточной (в середине пятки), толщине ноги около щиколотки, высоте голенища и высоте подъема.
Голенища. Для всех новгородских сапог характерна одна особенность — невысокие голенища. Высота их — 17—22 см; встречались лишь единичные экземпляры высотой 25—27 см. Большинство голенищ составлялось из 2 частей, сшивавшихся по бокам тачным или выворотным швом. Верхняя часть голенища делалась шире, чем нижняя (ширина вверху — 16, 18, 20 см и т. д., внизу соответственно — 10, 12, 14 см и т. д. (рис. 5, 5).
Кроме двухшовных голенищ, встречались и одношовные, но и их было мало, так как для выкраивания цельной заготовки требовалось больше материала, лучшего по качеству. Шов у таких сапог располагался сбоку, с внутренней стороны. Один раз были найдены остатки очень высокого одношовного сапога, представлявшие собой широкую часть голенища, заходившего выше колена. Фрагментарность, находки не позволила определить форму обуви в целом. Надо полагать, что это был своеобразный охотничий сапог. На передней части голенища вверху заметны следы иголочных проколов, свидетельствующих о нашивке в данном месте кожаного ремешка, которым обувь прикреплялась к одежде. В верхней части некоторых сапог (а иногда и у щиколоток) имелись ряды вертикальных прорезей, в которые продевался ремешок, стягивавший обувь в указанных местах. С внутренней стороны голенищ подшивался поднаряд, следы от которого в виде несквозных отверстий видны в верхней части голенищ.
Среди большого количества различных деталей сапог меньше всего голенищ. Этот факт не случаен. Голенища износившейся обуви, по-видимому, не выбрасывались, а употреблялись для починки обуви или для изготовления других сапог. Как известно, случаи вторичного использования голенищ бывают и в настоящее время.
Головки. Сапожные головки были 2 видов — тупоносые и остроносые с приподнятым носком. Длина головок — от 13 до 24 см (рис. 6, 10—12). Тупоносые головки изготовлялись из простых, грубых сортов кожи, а остроносые — из более мягких и тонких. Большинство головок, кроме толстокожих, имело поднаряд, пришивавшийся без сквозных проколов под область пальцев и состоявший из одного или двух кусков кожи (рис. 6, 10). Рис. 6. Детали сапог. 1 — подошва сапога с внутренним задником (6-7-962); 2 — подошва сапога с внешним задником (3-3-975); 3 — наборный каблук с частью подошвы (4-13-757); 4 — прокладка задника из трех слоев бересты (5-11-50); 5 — прокладка задника из кожаных пластинок (23-27-301); 6 — часть многослойной подошвы от обуви с высоким каблуком (9-11-410); 7 — подошва сапога с потайным швом (3-9-245); 8 — внешний задник сапога (7-8-940); 9 — подошва сапога с обтяжным деревянным каблуком (ГИМ): 10 — головка сапога с поднарядом (6 7-962); 11 — тупоносая головка сапога (20-23-401); 12 — остроносая головка сапога (22-24-403).
В скреплении верха обуви с низом были различия, которые зависели от толщины материала головки и подошвы. Толстокожие переда обуви пришивались к низу простым наружным швом, все остальные скреплялись внутренним швом. Верхний край переда сапога — простой или фигурный — обусловливал кривизну выреза голенища, а также угол скоса внутреннего края наружного задника. Поверхность остроносых головок в XV— XVI вв. украшалась тиснением в виде параллельных полос (рис. 7, 5) или рядами гвоздиков с небольшими округлыми шляпками. При экономии материала сапожник делал составные головки.
Задники. У сапог был двойной задник, состоявший из 2 кусков кожи, которые сшивались с внутренней стороны потайным швом, образуя при этом карман. Для большей жесткости задника в карман вставлялась прокладка из кусков кожи, бересты или лыка (рис. 6, 4, 5). Нижние края обоих задников отгибались наружу и прикреплялись к подошве обычным наружным швом (как у современных сандалий; рис. 6, 1, 2).
В XV — XVI вв. внешняя сторона задников украшалась тиснением в виде ряда горизонтальных полос. Этот прием украшения задника сапог применялся и в Москве.
Подошвы. От внешнего вида головки зависела форма подошв. Среди них были остроносые и тупоносые.
Из тонкой кожи подошвы делались составными из нескольких слоев (рис. 5, 10а) и пришивались к заготовке верха наружным швом. Последний для прочности помещался в специальном подрезе на внешней стороне подошвы. Для того, чтобы предотвратить быстрое изнашивание передней и задней частей составной подошвы, ее подбивали в этих местах железными или медными гвоздями с широкими круглыми шляпками (рис. 5, 10б). Высота таких гвоздей достигала 1—1, 5 см, диаметр шляпки — 0, 3—0, 7 см. В сечении гвозди были квадратными. Набойки на каблуки в виде железных скобок известны уже с XIV в.
Толстые подошвы скреплялись с головкой и задником комбинированным способом: до пятки — внутренним выворотным швом, пятка — наружным швом (рис. 5, 10в, 10г; 6, 7).
Большие размеры сапог, найденных в Новгороде (длиной от 12 до 30 см), свидетельствуют о принадлежности их подросткам и взрослым мужчинам. Судя по изобразительному материалу, обувь этого типа носили князья, бояре, а также воины.
Большинство новгородских сапог в XI— XIII вв. было без каблуков. Однако относящиеся к XIV в. подошвы с узкой геленочной частью и остатки наборных каблуков (из кожи и железных скобок) указывают на появление в этот период обуви на среднем и высоком каблуках (рис., 6, 3, 6).
По технологии изготовления новгородская обувь четвертого типа — сапоги — ничем не отличалась от московской и псковской.
В заключение описания технологии сапожного ремесла в Новгороде в период с XI по XVI в., мы должны отметить следующее:
1. Изготовление кожаной обуви в Новгороде началось с X в.
2. Технология сапожного ремесла в рассматриваемый период достигла высокого уровня развития. Основные приемы раскроя и пошивки кожаной обуви, употреблявшиеся сапожниками в XI—XVI вв., отличались большим совершенством и сохранились почти в неизменном виде до настоящего времени.
3. Новгородские сапожники изготовляли 4 основных типа обуви (поршни, мягкие туфли, полусапожки и сапоги). Последний из этих типов — сапоги — имеет широкое применение до сих пор.
4. На протяжении многовекового существования данной отрасли ремесла заметно совершенствовались приемы внешней отделки обуви. Простейшие резные и вышитые узоры на туфлях XI—ХII вв. заменялись в XII— XIII вв. сложными ажурными композициями. В XV—XVI вв. появились сапоги с тиснеными украшениями на головках.
5. Сходство по покрою и внешней отделке некоторых типов новгородской обуви с обувью других древнерусских городов (Гродно, Старой Рязани, Смоленска, Пскова, Старой Ладоги, Москвы) свидетельствует об общности технологии сапожного ремесла на Руси.
2. Хронологическая классификация кожаной обуви
Четкая стратиграфия культурных отложений древнего Новгорода позволила распределить все имеющиеся в нашем распоряжении остатки кожаной обуви по векам и выявить, таким образом, основные типы обуви для каждого хронологического периода.
В табл. 3 приведены результаты хронологического расчленения основных типов обуви по периодам. В ней наглядно видно, когда одни типы обуви появлялись, а другие исчезали.
|