Студопедия — Технология сапожного ремесла
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технология сапожного ремесла






 

При археологических исследованиях древнего Новгорода остатки кожаной обуви встречались во всех слоях и принадлежали к наиболее массовым находкам. Больше всего обрезков кожи и деталей кожаной обуви сосредоточивалось вокруг сапожных мастерских, обнаруженных в различных концах города.

 

При раскопках в районе Великой улицы вскрыта целая усадьба сапожника, переходившая по наследству из поколения в поколение с XI по XV в. Здесь прослежены мощные напластования кожаных обрезков, деталей и целых экземпляров обуви, достигающие толщины до 15 см. В 1955 г. около Великой улицы обнаружены остатки сапожных мастерских XIII — XIV вв., вокруг которых встречались многочисленные фрагменты кожаной обуви — более 2000 на 1 кв. м.

 

Табл. 2 дает наглядное представление о распределении по ярусам кожаной обуви, найденной в 1951—1955 гг. при раскопках Неревского конца.

 

Сопоставляя обилие находок обуви во всех ярусах культурного слоя и многочисленные остатки сапожных мастерских в различных концах города, можно прийти к заключению о широком распространении в Новгороде сапожного дела. В начальной стадии своего развития, как отмечалось выше, сапожное ремесло не было отделено от кожевенного, что подтверждается совместным нахождением остатков того и другого производства. В XII—XIII вв. эти производства разделились. В сапожных мастерских этого периода, открытых на Великой улице, уже не встречались скопления шерсти и золы. Письменные источники отмечают раздельное существование кожевников в середине XIП в. В XII—XIII вв., как это видно из табл. 2, по сравнению с X—XI вв. резко увеличилось количество изготовлявшейся сапожниками продукции.

В открытых раскопками мастерских сапожников, кроме остатков кожаной обуви, встречены инструменты: ножи для резки кожи, шилья (прямые и кривые), иглы, деревянные колодки, гвозди и др. Так, например, в мастерских XII—XIV вв. в Неревском конце найдены деревянные колодки (дляподростка и для взрослого), железные шилья с деревянной ручкой, сапожные ножи и др. Интересно отметить, что инструменты новгородских сапожников XI—XVI вв. мало чем отличались от инструментов сапожников-кустарей XIX—XX вв.

 

При отсутствии дифференциации сапожного и кожевенного ремесла в X—XI вв. мастер сам готовил необходимое ему сырье в зависимости от его назначения. Позднее, в XII—XIII вв. сапожник, вероятно, пользовался материалом своих заказчиков или покупал его на торгу. Подобрав требуемый материал для изделий, сапожник приступал к раскрою кожи. Для этого он пользовался специальными раскроечными ножами, отличающимися от обычных закругленными широкими лезвиями, с черенками, устроенными с расчетом на резание кожи движением от себя. В древнерусских письменных источниках такие ножи назывались «усьморезные».

 

Подобного типа ножи найдены в Новгороде, на Княжей Горе, на городище у с. Селище и в других местах. Раскрой кожи сапожником производился после обмера ноги и изготовления ее модели в виде деревянной колодки.

 

В Новгороде обнаружено большое количество деревянных колодок (около 200) всевозможных фасонов и размеров, изготовленных из плотных пород дерева (березы, липы). Среди новгородских колодок, датируемых X—XV вв., были простые, состоявшие из одного куска дерева, и составные (из двух частей) со снимаемым верхом-подъемом. Соединение деталей таких колодок производилось, как и у современных колодок, с помощью деревянных шпеньков, вставлявшихся в приготовленные для этой цели отверстия (рис. 1, 1)

 

Рис. 1. Колодки. 1 — затяжная колодка (ГИМ, № 82582); 2—4 — колодки-правила (26-31-113, 16-22-155, 11-10-589).

 

Составные колодки, несомненно, служили моделью при пошивке обуви, как и в современном сапожном производстве. Их можно также называть затяжными колодками. Что касается простых колодок, то большинство их использовалось после того, как подошва была пришита к верху обуви. Поскольку верх и низ обуви скреплялись выворотным швом, такую обувь необходимо было расправлять и околачивать на колодке. Для этого и предназначались простые колодки — правила. Среди них были правила для обуви подростков и взрослых. Первые отличались более простой формой и меньшими размерами. Длина таких колодок — от 14 до 16, 5 см (рис. 1, 3), ширина — от 4 до 6 см, высота — от 2, 5 до 4, 5 см. Кверху колодка немного сужалась и представляла собой небольшой брусочек с округленными носочной и пяточной частями, со слегка выраженным переходом между ними. Были колодки для левой и правой ноги.

 

Правила для обуви взрослых отличались большим разнообразием в зависимости от фасонов обуви. Одни из них были высокие, с широкой нижней частью. Кверху такие колодки сужались или имели вверху прямоугольную площадку (рис. 1, 2). Высота их достигала 9, 5—10 см, ширина — 8—8, 5 см спереди и около 4 см сзади. Подобные правила характерны для XI—XIII вв. Главной особенностью таких колодок была симметричность.

 

Среди многочисленных подошв, различных по форме, встречались абсолютно симметричные с широкой передней частью, слегка округленной. Пятки таких подошв были узкие, в готовой обуви приподнятые и вшитые между двумя частями задника. Датируется такая обувь XI—XIII вв. Полное совпадение широконосых симметричных правил с указанной обувью и по форме, и по времени говорит о их взаимной связи. Судя по асимметричным образцам кожаной обуви XI—-XIII вв. (на левую и правую ногу), для ее правки употреблялись соответствующие колодки. Кроме широконосых высоких правил, были узкие, низкие. Они датируются XIII—XIV вв.

 

Наличие меченых простых колодок свидетельствует о том, что среди них были не только правила, но и затяжные. На Ярославовом Дворище найден один экземпляр с надписью «МНЕЗИ», датируемый XV в., другой — с буквой Р.

 

Специальных сапожных приспособлений для голенищ не найдено; вероятно, их в XII— XV вв. еще не было.

 

Раскроенные детали обуви скреплялись нитками, которые для прочности вощили. Куски воска неоднократно встречались во время раскопок. Нитки изготовлялись из волокна льна и конопли непосредственно в семье сапожника, о чем свидетельствуют частые находки в избах сапожников гребней для расчесывания льняного волокна, льнотрепалок, пряслиц и др.

 

Рассматривая отдельные детали обуви и целые образцы, можно видеть различие в скреплении между частями верха обуви и подошвы с верхом. Выкроенные заготовки обуви соединялись ниточными швами, которые отличались друг от друга способом нанесения.

 

Среди швов можно выделить: 1) наружные (или сандальные), 2) выворотные и 3) потайные.

Рис. 2. Соединение деталей обуви. Виды швов. 1 — наружный или сандальный шов; 2 — выворотный шов; 3 — потайной тачной шов; 4 — потайной шов с припуском на край; 5 — скрепление внешнего и внутреннего задников с подошвой; 6, 7 — потайные швы на подошвах.

 

Наиболее простыми были швы наружные и выворотные (рис. 2, 1, 2). При выполнении их детали обуви складывались лицом наружу или внутрь и прошивались по краю. В зависимости от расположения лицевой стороны деталей получались швы наружные или выворотные.

 

Потайные швы отличались большей прочностью и сложностью выполнения. Большая толщина кожи позволяла сшивать отдельные ее детали потайными швами, не прокалывая кожу насквозь. Такие швы делались двумя способами:

 

1. Скрепление деталей производилось встык, вплотную друг к другу — так называемые тачные швы. Этими швами скреплялись детали верха обуви (голенища сапог, головки — с голенищами, голенища — с внешними задниками и т. д.; рис. 2, 3).

 

2. Детали скреплялись с приспуском на строчку. В этом случае край одной детали накладывался на край другой (рис. 2, 4). Таким способом скреплялось большинство подошв с верхом обуви. На подошвах, пришитых этим швом, оставалось два ряда отверстий. Однако на некоторых подошвах можно было видеть еще и разрез между двумя рядами отверстий (рис. 2, 6, 7). Назначение разреза для нас осталось неясным. Не для облегчения ли отгибания края наносился этот разрез? Большинство подошв пришито именно таким швом.

 

Выполнение потайных швов требовало обязательного применения кривого шила и нитки с щетинками на концах.

 

Описанные выше приемы скрепления отдельных деталей обуви новгородскими сапожниками в XI—XVI вв. ничем не отличались от приемов кустарей XIX в. — начала XX в.

 

При просмотре многочисленных остатков кожаной обуви удалось заметить разницу в их фасоне, покрое и приемах пошивки, т. е. определить технологию сапожного дела новгородских мастеров, начиная с X в.

 

В зависимости от фасонов кожаную обувь можно разделить на 4 типа: 1) поршни, 2) мягкие туфли, 3) полусапожки, 4) сапоги.

 

У сапог, в отличие от первых 3 типов обуви, были более жесткая подошва и твердый задник.

 

Поршни

 

Наиболее простым типом обуви были поршни, похожие по внешнему виду на лапти. В древнерусских письменных источниках такая обувь называлась «прабошни черевьи» или просто «черевья», т. е. поршни, сделанные из мягких частей кожи, располагающихся на «чреве» — брюхе животного. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля мы находим интересные сведения о происхождении слова «поршень» от прилагательного «порхлый», «порошливый», «рыхлый», что действительно, соответствует свойствам указанных участков кожи. В этом же словаре имеются данные о том, что поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры на вздержке, ременной оборе. Наблюдения над новгородскими поршнями полностью подтверждают правильность этих сведений.

 

При всей простоте пошивки поршней они разделялись на 3 вида, различающиеся по конструкции: 1) простые (рис. 3, 9а), 2) ажурные (рис. 3, 9б, 9в) и 3) составные.

Рис. 3. Простые мягкие туфли и поршни. 1 — детская туфелька (23-27-187); 2 — то же, вид сзади; 3 — выкройка той же туфельки; 4 — подошва от простых мягких туфель (24-29-132); 5 — туфля (15-18-387); 6а, 6б — часть выкройки той же туфли; 7 — мягкая туфля (10-11-568); 8 — часть выкройки той же туфли; 9а — простой поршень (7-8-942); 9б — ажурный поршень (12-17-350); 9в — то же (13-17-17).

 

Поршни первых двух видов изготовлялись из прямоугольного куска кожи различной толщины (2—2, 5 мм). Длина и ширина выбранного куска соответствовала размерам ноги с припуском на высоту задника, головку и бока. Края такого куска на месте головки и пятки загибались кверху и сшивались тачным швом (рис. 7, 1). Бока таких поршней в верхней части имели вертикальные прорези, в которые продевался кожаный ремешок, стягивавший поршень и прикреплявший его к ноге.

Рис. 7. 1, 2 — простые поршни (НМ, № 7545, а, б и 7525); 3 — мягкая туфля (НМ, № 7289/308); 4 — нижняя часть сапога (НМ, № 7289/302); 5 — головка сапога с тиснением (НМ, № 7290/18); 6 — зеленый сафьяновый сапог (НМ, № 7628).

 

Большинство простых поршней изготовлялось путем скрепления частей головки, пятки и боков кожаными ремешками. При этом на головке делался красивый шов —«плетешок», а спереди и с боков стянутые края поршня образовывали мелкие складки-сборки, украшавшие обувь. Боковые ремешки были очень длинными — до 85—100 см. Они стягивали боковые части поршня и завязывались вокруг голени поверх штанов или чулок. Головка и задник закреплялись ремешками наглухо. Ширина носка и пятки соответствовала размерам ноги, но очень быстро поршень разнашивался, начинал спадать с ноги. Для этого края поршней стягивались поперечным ремешком спереди у голени; он продевался через отверстия, сделанные на боках обуви.

 

Ажурные поршни отличались от простых только более сложным оформлением головки. Ее делали ажурной, нанося ряды параллельных прорезей, через которые в центре продевался, переплетаясь, ремешок, стягивавший края головки. По бокам были тоже длинные узкие ремешки. Эти поршни отличались большим изяществом. Для них употреблялся более тонкий и мягкий материал.

 

Третий вид поршней — составные. Они изготовлялись из очень плотной, толстой кожи и состояли из двух частей. Вероятно, большая твердость кожи не позволяла стягивать поршни ремешками на головке. В этом случае углы заготовки иногда срезались, а взамен их вставлялся тачным швом дополнительный кусок кожи — треугольный по форме. Задник таких поршней сшивался тачным швом.

 

Поршни, принадлежавшие к наиболее легкому типу обуви, носили мужчины, женщины и подростки. Простота их покроя и несложность внешней отделки дают возможность предполагать, что этот вид обуви использовался преимущественно беднейшим населением города. В случае пронашивания подошвы у поршней на нее накладывались кожаные заплаты, прикреплявшиеся кожаными ремешками или растительными (рогожными) волокнами. Иногда заплаты накладывали на проношенные боковые части поршней. В некоторых случаях от заплат оставались лишь следы ее пришивки в виде дырочек.

 

Среди многочисленных экземпляров поршней, различных по размерам и фасонам, совсем не встречались двуслойные и многослойные, о которых упоминает Л. И. Якунина. Автор ошибочно сочла двойной подошвой расслоившиеся части поршня. Случаи расслоения кожи встречались в новгородской обуви; это признак того, что кожа недостаточно продублена.

 

Мягкая обувь типа поршней известна не только в Новгороде, но и в других древнерусских городах: Гродно, Старой Рязани, Смоленске, Пскове, Старой Ладоге.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия